теория экспозиции_12.pptx
- Количество слайдов: 36
1. Правила образования зрительных групп. 2. Видимая пластическая ситуация. 3. Средовые принципы в проектировании: «контекст» и «ситуация» . 4. Жанры средовых диспозиций. 5. Типы «драматургических конфликтов» в архитектуре: А. актантная модель; Б. ролевая модель. 6. Понятие «драматический дискурс» в архитектуре. 7. Понятие «экспозиционный каркас» в архитектуре. лекция 4. Практика монтажа и элементы теории экспозиции.
1. ПРАВИЛА образования ЗРИТЕЛЬНЫХ ГРУПП В ТЕОРИИ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (Рудольф Арнхейм). Размер фигур обладает группирующим эффектом. Подобие формы - основание для группировки. Подобие света и цвета позволяет различать группы. Линии организуются в соответствие с принципом подобия пространственной ориентации. принцип подобия по направлению «Правило близости и родства» (Вертхеймер) – подобие по расположению. принцип подобия по скорости движения
2. ВИДИМАЯ СИТУАЦИЯ ВОЗНИКАЕТ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЧЕРТ И ПЛАСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЕЁ КОМПОНЕНТ. Подобие «заставляет» предметы принадлежать другу, благодаря чему образуются зрительные модели.
3. Категории средового подхода: «контекст» и «ситуация» . «Контекст» - знаковый слой моделирования «ситуации» . В коллаже достигнута выразительность ситуации путём совмещения узнаваемых городских контекстов Харькова в едином визуальном пространстве.
4. Жанры средовых диспозиций. Испанский фотограф Виктор Энрих специализируется на создании ирреальных контекстов и ироничных ситуаций средствами архитектурной фотографии. Контекст состоит (моделируется) из согласованных (или конфликтующих) характеров. . Конфликт (сюжетной ситуации) заключён в неуместном копировании узнаваемого контекста. .
Сюжет развития тектонического конфликта. Испанский фотограф Виктор Энрих. видимая пластическая ситуация видение представляемая ведение ситуация созерцаемая ценностная ситуация пресуществление постигаемая жизненная ситуация ВИДЫ ОТРАЖЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ СИТУАЦИЙ (Генисаретский О. И. - 1981 г. )
Сюжет тектонической метаморфозы. Испанский фотограф Виктор Энрих. А 5. Типы «драматургических конфликтов» в архитектуре: А. актантная модель; Б. ролевая модель. Б Френк Гери. «Джинджи и Фред» . Комплекс офисов банка Нидерландов. Прага, 1996.
Фильм Ф. Фелини рассказывает историю о танцорах 50 -х: Амелия Бонетти (в фильме её роль исполняет Дж. Мазина) и Пиппо Боттичелла (соответственно, - Марч. Мастроянни), которые выступали дуэтом, позаимствовав себе псевдонимы и творческую манеру у легендарных голливудских танцоров степа – Джинджер Роджерс и Фреда Астера. 6. Понятие «драматический дискурс» в архитектуре.
Экспрессию стеклянных панелей усиливают массивные бетонные конструкции, отрываясь от которых тонкое стекло приобретает невесомость платья или хрупкость стакана.
Повтор арочных сводов, шатров и мансардных крыш, перекликающихся с Пантейлемоновской церковью и эркерами соседних жилых кварталов – монолог архитектора П. Г. Чечельницкого о будущем украинского барокко в ХХI веке.
СКАЗ В работе фотографа Джо Вебба авторская речь сказа поглощает диалог, речь героев сливается с ней в единую стилизованную речь, диалогические черты которой имитируют живую речь.
Сюжеты на основе тектонических конфликтов, полученных воображаемой экструзией частей архитектурной формы в работах испанского фотографа Виктора Энриха. А гуттаперчатые перемычки и нависание этажей заставляют остро чувствовать утрату веса и нехватку опор…
А. Метаморфоз в скульптуре и фотографии: потеря формы и массы Демонтаж Джо Вебба
А. Метаморфоз в архитектурном формообразовании: «рябь» .
Dame di Cartone – арт проект итальянского художника – Кристиана Таглиавини, который изготавливает из картона тантамарески (ростовые стенды для фотографирования), которые воспроизводят исторические костюмы… ДИАЛОГ ТЕКТОНИК. Диалог как экспозиция знаковых форм или приём суперпозиции – композиции слоев?
СТИЛЕВОЙ МОНОЛОГ Несмотря на конфликтное противостояние контекста щляпочной коробки и самодельного самоката, предметный мир этой сцены - витрины в ГУМе - многоголосый монолог, который напоминает некоторые музыкальные формы, где каждый инструмент или каждый голос вносит свою лепту в общее звучание.
ДИАЛОГ СТИЛЕЙ А. Веснин. 1921. Интерпретация античности в манере конструктивизма. Эскиз костюмов к пьесе «Федра» .
Монолог - компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или к другим. Монолог- это обычно речь от 1 го лица, не рассчитанная на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью. ИМПРЕССИОНИЗМ Московский художник Максим Ксута использует фотографии артифактов искусства для интерпретации её исторических этапов. С каждой картины на зрителя смотрит «лицо» эпохи, собранное из изображений лучших произведений соответствующего времени и одновременно являющееся его символом. МОНОЛОГ контекстов АНТИЧНОСТЬ
ДИАЛОГ контекстов жанр повествования или «ДИАЛОГ ? »
« перформенс или ДИАЛОГ ? » В Швеции на площади Оребро голандский скульптор Флорентино Хофман к фестивалю Открытого искусства установил 13 тиметровую скульптуру Big Yellow Rabbit.
Принципы в проектировании среды: «историзм» . В коллаже В. Берхоер «исправил безликость» городской застройки, используя «харьковский вернакуляр» - скульптуры «дома саламандры» . Этот приём олицетворяет принцип историзма в средовом проектировании.
Парижский дизайнер Мачо Ормаеча делает коллажи из фотографий людей на улицах. Помещая яркие фотографии на тело человека он придумывает интригующие истории, которые могут интепретироваться зрителями. «появление сюжета или ДИАЛОГ ? »
6. Понятие «экспозиционный каркас» в архитектуре.
Мост «арка Давида» в Иерусалиме
Torning Torso «Поворачивающееся туловище» в Мальмё
1. 1. Фотография – фактура времени? Черно-белая фотография прекрасно выявляет текстуру фонов или фактуры материалов. Черно-белый выбор оправдан, когда речь идёт о выявлении в фотографии ностальгических чувств; черно-белое фото подходит для описания объекта вне времени. Каменные стены зданий, отображенные на этой фотографии, вымощенная брусчаткой улица, классический Volkswagen идеально выглядят в черно -белой гамме.
1. 3. Средовой репортаж. «…функция градостроительного проектирования заключена в программировании градоформирующей деятельности» - В. Л. Глазычев. Дания 30 -40 х годов на фотографиях Свена Тюрка. Старые черно-белые снимки рассказывают зрителю о своеобразии повседневной жизни в 30 -40 -е годы, которые фотограф увидел в формообразующих контурах и абрисах предметов, в характере движений, в хореографии тел и в набивке тканей. . . «Когда и при каких условиях городская среды выступает как объект собственно эстетического переживания и осмысления? Какие метаморфозы проходит эстетическое освоение городской среды в зависимости от места и исторического времени? Какова, наконец, специфика сегодняшнего отношения к городской среде? » В. Глазычев. Поэтика городской среды. В сб: Эстетическая выразительность города. «Наука» , М. , 1986. С 130.
1. 4. Определение среды. Предметно- пространственная среда Дании конца 30 х начала 40 х годов. В. Л. Глазычев определяет среду в формуле: «соотнесённость, сопряжённость или взаимосвязанность предметнопространственного окружения к происходящим в нём межчеловеческим взаимодействиям» .
1. 5. Экспозиция движения в фотографии Вспоминая афоризм Г. Ф. Шеллинга об архитектуре как остановившейся, «застывшей музыке» …, сопоставляя эту метафору с определением К. Астафьевым «музыкальная форма – есть процесс» (звучания)… легко придти к выводу о родстве приёмов моделирования движения - его отдельных фаз - в кадрах фотографической съёмки, и технологическом описании процессов в архитектуре. Английский 78 -летний фотограф Ким Тейлор умеет преобразовать обычные движения животных в художественные работы. Этот любящий животных фотограф снимает их в своем саду.
Ким Тейлор вдохновляется работами другого британца - Стивена Далтона, который фотографирует насекомых в полете.
1) Демонтаж фотоснимка в соответствии с выбранным каркасом
2) Изменение границ фрагментированного изображения (ортогональные смещения слоёв).
2) Изменение границ фрагментированного изображения (поворот слоёв)
3) Изменение границ фрагментированного изображения (произвольное смещение слоёв)
теория экспозиции_12.pptx