Византия.ppt
- Количество слайдов: 23
1 Периодизация и общая характеристика искусства и культуры Византии 2 Искусство Византии 4 -7 века 3 Иконоборческий период
В 324 -330 гг Константин основал новую столицу Римской империи на месте древней колонии Византий, названную по его имени Константинополем. Колосс. Император Константин из базилики Максенция. 312 -315 гг. Рим, Капитолийский музей
Периодизация византийского искусства. 1) I-IV вв. Раннехристианская культура. Этот хронологический этап стал своего рода колыбелью для формирования в будущем и византийского и западноевропейского искусства. 2) V-VII вв. Ранневизантийское искусство. 3) VIII в. Период иконоборчества. 4) IX – XII вв. Средневизантийское искусство, его завершающей точкой служит год захвата Константинополя крестоносцами (1204 г. ). 5) XIII-XV вв. Поздневизантийское искусство вплоть до падения Константинополя (1453 г. ).
Источники формирования византийского стиля: Античность Месопотамия Древний Египет
Типы религиозных построек: Центрические постройки (баптистерии и церкви-матрии) Базиликальные постройки
V-VII вв. Ранневизантийское искусство. Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в правление императора Юстиниана I (527 -565).
Купольная базилика Церковь Святой Ирины (нач. 532) Константинополь Широкий средний неф. Диаметр купола 18 метров.
Собор Святой Софии (освящен 26 декабря 537 года) Анфимий из Тралл и Исидор из Милета Храм Св. Софии явился совершенным центрическим сооружением, воплощавшим образ Мироздания. Диаметр купола 31, 5 м. Основание купола прорезают 40 окон.
Внутренне пространство: Криволинейный ритм Эффект постоянного раздвижения, раскрытия пространства Световая организация: нет контрастов, все залито светом – храм вместилище «невместимого» Бога
Храм Успения в Никее (VII в. ) Разрушена, известна по цветным копиям и описанию Ф. Шмидта. Мозаика раскрывала догмат о Непорочном зачатии и идею служения небесных сил таинству Воплощения Господа. Фигуры объемны, натуралистичны. Традиции античного иллюзионизма. Силы небесные. Мозаика северного алтарного свода
Санта Мария Антиква (VIII в. ) Рим Влияние древнеримской живописи: усиление пластики жеста, императивность поз, внешнее спокойствие и внушительность Благовещение. фреска
Сан Витале в Равенне (освящен в 547 г. ) Юстиниан со свитой Феодора со свитой Мозаики апсиды Обе композиции открывают череду портретов императоров и заказчиков храмов в византийском искусстве.
Сант Аполлинарио Нуово (ок. 530 и 556) Ансамблевость изображений. Обилие мозаик, слаженных в гармоничную композицию, придает пространству храма торжественность и импозантность. Мозаики северной стены
Энкаустические иконы Богоматерь на троне. V в. Музей Варвары и Богдана Ханенко, Киев к Спаситель. VI в. Монастырь Святой Екатерины на Синае Апостол Петр. н. VI в. Монастырь Святой Екатерины на Синае.
Евангелие Рабулы (586) Флоренция, Библиотека Лауренциана Рукопись – единое целое, все составляющие элементы тесно связаны. Решены вопросы соединения миниатюры с тестом: расположение иллюстраций среди листов книги, гармонизация изображения и текста на отдельных листах
Сочинения Диоскорида, VI в. Вена, Национальная библиотека
Период иконоборчества (726 -843) Предпосылки возникновения иконоборчества: 1 Увеличение количества христиан 2 Неоднородность внутрицерковной жизни 3 Возникновение на сопредельных территориях ислама 4 Социально-экономические проблемы Лев Исавр (717 -741) положил начало иконоборчеству, издав в 726 году Эклогу. Иоанн Дамаскин (ок. 675 -до 753) – византийский богослов, философ и поэт, ведущий противник иконоборчества Студийский монастырь в Константинополе. Феодор Студит (759 -826) византийский богослов, который возглавил борьбу с иконоборчеством. Императрица Феодора восстановила в 843 году иконопочитание.
церковь Св Софии в Салонниках (780 -797) Купольная базилика (35 х43 м). Храм статичен и массивен, пространство интерьера отличается подчеркнутой расчлененностью.
Мечеть Омейядов в Дамаске (711 г. ) Изящные террасные ландшафты, с домиками помпеянского типа, с бурными потоками и плодовыми деревьями, исполнены с точным соблюдением иллюзионистической перспективы Отсутствует изображение человека ц. Св Ирины Константинополь. VIII в.
Миниатюра Хлудовская псалтырь (сер. IX в. ) Острота действия, построенного на контрастах и сопоставлениях Неожиданные ракурсы и энергичные жесты персонажей Карикатурность в изображении негативных героев Фигуры с классическими пропорциями
Византия.ppt