Тема 5 Деятельность как процесс удовлетворения человеческих потребностей.pptx
- Количество слайдов: 33
1. Бытие и деятельность: созерцательный и деятельностный типы мировоззрения. 2. Категориальное определение деятельности. 3. Диалектика субъективного и объективного в структуре деятельности. 4. Диалектика естественного и искусственного. 5. Диалектика рационального и иррационального в структуре деятельности.
ЭТО ЕГО УСЛОЖНЕНИЕ, УГЛУБЛЕНИЕ В СВЯЗИ С НАКОПЛЕННЫМ ОПЫТОМ И ИЗМЕНЕНИЕМ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА Н. Н. СТРАХОВ: «КАТЕГОРИЯ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» НАМНОГО СЛОЖНЕЕ КАТЕГОРИИ «БЫТИЕ» »
БЫТИЕ, ДУХ, ПРИРОДА, СУБСТАНЦИЯ, МЕХАНИЗМ, ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ, ПРОСТЫЕ МЕХАНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ и т. п.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОРГАНИЗМ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР, СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ, СЛОЖНЫЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и т. д.
АКТУАЛЕН ДО ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В УСЛОВИЯХ, ПОКА МОЩНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР НЕЗНАЧИТЕЛЬНА (ВОДЯНАЯ, ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА, МУСКУЛЬНАЯ СИЛА ПРИРУЧЕННЫХ ЖИВОТНЫХ) МАСШТАБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ЗА СВОЮ ЛИЧНУЮ СУДЬБУ И СУДЬБУ СВОИХ БЛИЗКИХ
АКТУАЛИЗИРУЕТСЯ ПОСЛЕ ПРОМЫШДЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В РЕЗУЛЬТАТЕ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ТАКЖЕ ГЛОБАЛИЗИРУЕТСЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ И ВСЕЛЕНСКОМ МАСШТАБЕ
СЛАБЫЙ: ЧЕЛОВЕК = НАБЛЮДАТЕЛЬ СИЛЬНЫЙ: ВСЕЛЕННАЯ ПОДГОТОВИЛА ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА – НАБЛЮДАТЕЛЯ УЧАСТИЯ: БЕЗ ЧЕЛОВЕКА НАША ВСЕЛЕННАЯ НЕВОЗМОЖНА ФИНАЛЬНЫЙ: ВОЗНИКНУВ ОДНАЖДЫ, РАЗУМНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС НИКОГДА НЕ МОЖЕТ ПРЕКРАТИТЬСЯ, Т. Е. ИМЕННО ОН ОПРЕДЕЛЯЕТ ДАЛЬНЕЙШУЮ СУДЬБУ ВСЕЛЕННОЙ
АРИСТОТЕЛЬ ВЫДЕЛЯЕТ СОЗЕРЦАТЕЛЬНУЮ И ДЕЯТЕЛЬНУЮ ЧАСТИ РАЗУМНОЙ ДУШИ: СОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯ ВЫРАБАТЫВАЕТ ДИАНОЭТИЧЕСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ КАК ПОСТИЖЕНИЕ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ МЕЖДУ ДВУМЯ КРАЙНОСТЯМИ; ДЕЯТЕЛЬНАЯ ВЫРАБАТЫВАЕТ ЭТИЧЕСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ КАК УМЕНИЕ СОВЕРШАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПОСТУПКИ
ЭТИМОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: от греческого energia – энергия, чему в латинском языке соответствует activus – активный, деятельный, действенный, энергичный
Б. Шоу: «Деятельность – единственный путь к знанию» . Ф. Шиллер: «Ничто так не делает жизнь легко переносимой, как деятельность, направленная к одной цели» . Л. Толстой: «Самая плодотворная в мире деятельность состоит в отрицательных поступках – не делать того, что противно Богу и совести» .
Апулей «Прекращение деятельности всегда приводит за собой вялость, а за вялостью идет дряхлость» . И. Гете «Всякого рода беспринципная деятельность в конце концов приводит к банкротству» . Б. Грасиан: «Защита дурного деяния хуже самого деяния» .
Э. Золя: «Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденными, вот вся радость» . Неизвестный автор: «Деятельность может привести к беде, праздность же никогда не приводит к добру» . С. Смайлс: «Каждая минута деятельной жизни походит на одержанную победу» .
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНО ИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ, ФИКСИРУЮЩЕЕ В СВОЕМ СОДЕРЖАНИИ АКТ СТОЛКНОВЕНИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕЙ СВОБОДНОЙ ВОЛИ СУБЪЕКТА, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, И ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ БЫТИЯ – С ДРУГОЙ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СИСТЕМА МНОГОАСПЕКТНЫХ И МНОГОПЛАНОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ИНДИВИДА С ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ, В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ, С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СПОСОБ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ВНЕШНЕМУ МИРУ, СОСТОЯШИЙ В ПРЕОБРАЗОВАНИИ И ПОДЧИНЕНИИ ПОСЛЕДНЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ. ГЛАВНЫМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ТРУД, В ПРОЦЕССЕ КОТОРОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДСТВО МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ БЛАГ.
СМЫСЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – САМОСТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТА, ВБИРАНИЕ СУБЪЕКТОМ, ВКЛЮЧЕНИЕ ИМ В СВОЙ СОСТАВ ПРОДУКТОВ СОБСТВЕННОЙ ОБЪЕКТИВАЦИИ.
ПРИРОДУ МОЖНО ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ, ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ПРОЕКТИРОВАТЬ
ИНФОРМАЦИОННО НАПРАВЛЕННАЯ АКТИВНОСТЬ ЖИВЫХ СИСТЕМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ИХ САМОПОДДЕРЖАНИЕ
ЛЮБОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ СОБОЙ СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ЭТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТГРАНИЧИТЬ ОСОЗНАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ОТ ИНСТИНКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ.
ВСЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОСУЩЕСТВЛЕННОСТИ СИСТЕМНО АНАЛИЗИРУЮТСЯ КАК «СУБСТАНЦИАЛЬНЫЕ ДЕЯТЕЛИ» : АКТИВНОСТЬ ПРИРОДНЫХ СИЛ, ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ОТДЕЛЬНЫХ НАРОДОВ, ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, ПРАВО, НАУКА, РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО, МОРАЛЬ И ФИЛОСОФИЯ.
«Но дело наше не искание цели для деятельности человеческой, а определение того, что нужно, чтобы человеку быть действительно способным к какой-нибудь деятельности» . Хомяков А. С. Быть способным к деятельности означает ответственность за поставленные цели и умение их достигать.
Деятельностный подход в разных своих версиях исторически возник как попытка снять абсолютную дихотомию субъективного и объективного миров.
СУБЪЕКТИВНОЕ – ТО, ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ (ПРИЧИННО ОБСУЛОВЛИВАЕТСЯ) СОЗНАНИЕМ И ВОЛЕЙ ЧЕЛОВЕКА ОБЪЕКТИВНОЕ – ТО, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ ВНЕ И НЕЗАВИСИМО ОТ ВОЛИ И СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Р. Харре обосновывает, что традиционное противопоставление субъективного и объективного в связи с изучением психических процессов теряет смысл.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТИВНОГО И ОБЪЕКТИВНОГО ФАКТОРОВ, Т. Е. ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕХ ЭЛЕМЕНТОВ В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫЕ ВО ВЛАСТИ ЧЕЛОВЕКА, И, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ТЕХ ЭЛЕМЕНТОВ, КОТОРЫЕ ОТ ЧЕЛОВЕКА НЕ ЗАВИСЯТ, ОПРЕДЕЛЯЯ ГРАНИЦЫ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И НАПРАВЛЕННОСТЬ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Эта проблема позволяет приблизиться к тайне генезиса внутреннего мира Я как единство сознания, индивидуальной биографии и центра принятия свободных решений.
Если раньше многие виды деятельности, лежащие в основе воспроизводства человека как специфического естественноискусственного существа осуществлялись квази-естественным образом, то сегодня они стали настолько сложными или же столкнулись с такими трудностями реализации, что предполагают сознательное проектирование.
Естественное – первозданная природа, не возделанная человеком. Искусственное – это результат деятельности соц. субъекта, который во временном выражает вечное. Противоестественное – это результат деятельности соц. субъекта, который временным подменяет вечное. В этом случае соц. субъект либо в принципе отрицает существование или значимость вечного, либо себя самого абсолютизирует в роли творца.
Иррациональное (лат. irrationalis неразумный, бессознательный) трактуется обычно как находящееся за пределами разума, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением и противостоящее ему. Рациональное – существующее в форме понятий, суждений и умозаключений.
1) дорациональное или стихийно-хаотичное, не оформленное логосом; 2) сверхрациональное как мистическое, данное в откровении.
Требуется овладеть человеческой духовностью целостно: в единстве рациональных и иррациональных компонентов. На Западе современная философия ярко заявляет о себе творчеством трех выдающихся иррационалистов: А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.
П. А. Флоренский в трактате «Столп и утверждение истины» (1914) в разделе «Иррациональность в математике и догмате» обосновывает, что познание индивидуального бытия невозможно рациональными средствами: «индивидуальное, т. е. конкретное, отношение опять-таки разлагается на ряд общих, т. е. абстрактных… отношений, входящих в состав данного конкретного» . Индивидуальное выступает иррациональным по отношению к рациональным его абстракциям, которые, накапливаясь, способны настичь индивидуальное лишь предельным скачком.
Тема 5 Деятельность как процесс удовлетворения человеческих потребностей.pptx