этика Конфуция.ppt
- Количество слайдов: 36
• В традиционной китайской культуре предмет этики оставался неотделимым от синкретического комплекса норм и ценностей этикета, ритуала, обрядов, обычаев, неписаного права и т. п.
• Центральную этическую категорию "добро" в китайском языке выражает иероглиф "шань", этимологически связанный с образами барана и флейты, что заключает в себе представление о моральном единстве материального и духовного начал.
• Сами древнекитайские ученые трактовали изображение флейты, входящее в иероглиф "шань", как обозначение речи, подчеркивая тем самым духовный компонент его семантики.
• термин "шань" издревле определялся с помощью иероглифов "мэй" ("красота") и "и" ("долг", "справедливость").
• В состав всех трех фундаментальных ценностно-нормативных категорий ("шань", "мэй", "и") входит элемент "баран" (ян) в качестве символа общественно признанной чувственноматериальной ценности
• «шань» подразумевает не только благое и добродетельное, но и благообразное и доброкачественное.
• Соответственно и антоним иероглифа "шань" - "э" означает все "плохое" - как недоброе, злое, дурное, так и безобразное, уродливое, некрасивое и недолжное, недостойное, некачественное, порочное, скверное
• "золотой век" в китайской интеллектуальной истории, когда в ней происходила идейная борьба "ста школ" - VI - III вв. до н. э.
• Из этого множества направлений четыре главные этические программы гуманизма, натурализма, утилитаризма и этатизма - были выработаны соответственно конфуцианством (жу цзя), даосизмом (дао цзя), моизмом (мо цзя) и легизмом (фа цзя).
• Собственно учение Конфуция (552/1479) с его исходной установкой – • "передавать, а не создавать; верить древности и любить ее"
• С точки зрения конфуцианства отец считался "Небом" в той же мере, в какой Небо - отцом.
• Поэтому "сыновняя почтительность" (сяо) в специально посвященном ей каноническом трактате Сяо цзин ("Канон сыновней почтительности") была возведена В ранг "корня благодати/добродетели (дэ)".
• Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, его положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т. п.
• Нормативный тип человека, по Конфуцию, - "благородный муж" (цзюнь цзы), познавший небесное "предопределение" (мин) и "гуманный", сочетающий в себе идеальные духовноморальные качества и право на высокий социальный статус.
• "Не следует ни смотреть, ни слушать, ни говорить несоответствующее ли"; • "Расширяя [свои] познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли, можно избегнуть нарушений"
• Смысл человеческого существования, по Конфуцию, - утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этического порядка "Пути" (дао), важнейшие проявления которого
• "гуманность", • "должная справедливость" (и), • "взаимность", "разумность" (чжи),
• • • "мужество" (юн), "[уважительная] осторожность" (цзин), "сыновняя почтительность" (сяо), "братская любовь" (ди ти), собственное достоинство, верность (чжун), • "милостивость" и другие.
• в IV-III вв. до н. э. интерпретацию конфунцианства предложили Мэн Кэ, или Мэн-цзы (ок. 372 -289), и Сюнь Куан, или Сюнь-цзы (III в. до н. э. ).
• Первый из них выдвинул тезис об изначальной "доброте" человеческой природы (син), которой "гуманность", "должная справедливость", "благопристойность" и "разумность" присущи так же, как человеку - четыре конечности.
• Согласно второму, человеческая природа изначально зла, т. е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям. Поэтому указанные благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения.
• Это расхождение сказалось и в их взглядах на общество: Мэн-цзы сформулировал теорию "гуманного управления" (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя,
• Сюнь-цзы же сравнивал правителя с корнем, а народ - с листьями и считал задачей идеального государя "завоевание" своего народа
• Конфуцианство обрело черты всеобъемлющей системы благодаря усилиям "Конфуция эпохи Хань" -Дун Чжуншу (II в. до н. э. ), который, использовав соответствующие концепции даосизма и школы инь-ян цзя,
• детально разработал космологическую доктрину конфуцианства и придал ему некоторые религиозные функции (учение о "духе" и "воле Неба"), необходимые для официальной идеологии централизованной империи.
• Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые века новой эры И связанное с этим оживление даосизма стал даосско-конфуцианский синтез в "учении о таинственном (сокровенном)" (сюань сюэ).
• неоконфуцианство в XIV в. было официально признано и стало основой понимания конфуцианской классики в системе государственных экзаменов вплоть до начала XX в.
• Основные принципы первых даосских мыслителей - "естественность" (цзы жань) и "недеяние" (у вэй), знаменующие собой отказ от нарочитой, искусственной, преобразующей природу деятельности и стремление к спонтанному следованию природному естеству вплоть до полного слияния с ним в виде следования Путем-дао:
• "Небо длительно, земля долговечна. Небо и земля длительны и долговечны благодаря тому, что они живут не собой, а потому способны жить долго. На этом основании совершенномудрый человек отставляет назад свою личность, а сам первенствует; отбрасывает прочь свою личность, а сам сохраняется" (Дао дэ цзин)
• Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними - те, которые избежали соблазнов плоти, за ними - те, которые смогли избежать злословия.
• Найди себе дело по душе и тебе больше никогда не придется работать.
• Жизнь очень проста, но мы настаиваем на том, что делает ее сложной. • Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта.
• Благородный человек ставит на первое место долг. Сначала проявляет долг, затем приобретает выгоду, поэтому людям не надоедают его приобретения.
• При виде достойного человека думай о том, чтобы сравняться с ним, а при виде недостойного исследуй самого себя (из опасения, как бы у тебя не было таких же недостатков).
• Не говорить с человеком, с которым можно говорить, значит потерять человека; говорить с человеком, с которым нельзя говорить, значит терять слова. Умный человек не теряет человека и не теряет слов.