Скачать презентацию Золотой век В истории культуры России XIX век Скачать презентацию Золотой век В истории культуры России XIX век

Золотой век - Серебряный век..pptx

  • Количество слайдов: 52

Золотой век. В истории культуры России XIX век занимает особое место. Это век небывалого Золотой век. В истории культуры России XIX век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры - в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуры и т. д. Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIX веке художественная российская культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социальнополитическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые русской культуры того времени оказались актуальными и сейчас и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху «золотым веком» русской культуры.

1. Литература В первой половине XIX веке литература занимала доминирующее положение в системе духовной 1. Литература В первой половине XIX веке литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры, и она являлась главной и, пожалуй, единственной областью, где была возможность выразить требования и чаяния народа. Процесс развития и смены художественных направлений происходил в условиях разложения феодальнокрепостнической системы и общественной мысли. Этими направлениями были: классицизм, сентиментализм, романтизм.

Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского. Героические события войны 1812 года способствовали возникновению Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского. Героические события войны 1812 года способствовали возникновению романтизма. Одним из создателей русского романтизма стал В. А. Жуковский. Его поэзия проникнута меланхолическими мечтаниями, романтическими переосмысленными образами народной фантастики. Другое направление - гражданский, революционный романтизм проявился в творчестве К. Ф. Рылеева. Его лирика, исторические «Думы» , поэмы насыщены политическими ассоциациями. Оды, поэмы К. Кюхельбекера звали к борьбе с самодержавно-крепостническими порядками. Романтизм оказал влияние и на раннее творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

Основоположник русского реализма - гениальный Пушкин (1799 -1837). Именно с его творчеством связано начало Основоположник русского реализма - гениальный Пушкин (1799 -1837). Именно с его творчеством связано начало золотого века в литературе. Пушкин являлся родоначальником новой литературы. Откликнувшись на вопросы, волновавшие общества и отразив русскую действительность в непревзойденных художественных образах. Он первым пришел к выводу, что истинная народность - это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества. А. С. Пушкин обратился к сокровенному народному творчеству и проникся глубоким пониманием души, психики и характера русского человека. Его гений трезво оценил прошлое российской истории, ее настоящее и предугадал некоторые страницы будущего России. Пушкин внес вклад в создание научной историографии, доказывая необходимость опоры на объективный анализ фактов и явлений, добросовестное исследование жизни, утверждал, что личность - полноправное действующее лицо большой человеческой истории. Значение творчества А. С. Пушкина огромно, он стоит в ряду величайших и неповторимых явлений мировой культуры. В своем творчестве и воззрении он принят не только XIX веке, не только в России. В конце XX века он приходит к людям разных стран как современник и воспитатель благородных чувств.

Пушкин ушел из жизни, имея наследника и Заболотский П. Е. Лермонтов в ментике продолжателя Пушкин ушел из жизни, имея наследника и Заболотский П. Е. Лермонтов в ментике продолжателя его общественно лейб-гвардии Гусарского полка (1837). литературного дела - М. Ю. Лермонтова (1814 -1841) замечательного поэта и художника, который уже в 16 лет заявил о могучем таланте. Индивидуальному складу Лермонтову-поэту близок романтизм. Ранние его произведения проникнуты мечтой о свобод, тоской по мятежному герою. Его романтизму не свойственны созерцательность и инфантильность. Ненависть к «светской черни» , к голубым жандармским мундирам николаевской России проходит через всю поэзию Лермонтова. В его лирике звучат мотивы мятежа, смелого вызова, ожидания бури. Образы мятежников, ищущих свободы и восстающих против общественной несправедливости, часто выступают в его поэмах ( «Мцыри» , 1840 г. ; «Песня про купца Калашникова» , 1838 г. ). Лермонтов -- поэт действия. Именно за бездеятельность бичует он свое поколение, воспитанное эпохой реакции, неспособное к борьбе и созидательному труду ( «Дума» ). В центре самых значительных произведений Лермонтова стоит образ гордой личности, ищущей сильных ощущений в борьбе.

 В направлении от пред романтических и романтических форм к реализму развивалось и творчество В направлении от пред романтических и романтических форм к реализму развивалось и творчество Гоголя, которое оказалось решающим фактором последующего развития русской литературы. В его «Вечерах на хуторе близ Диканьки» художественно осуществлена концепция Малороссии — этого славянского древнего Рима — как целого материка на карте вселенной, с Диканькой как своеобразным его центром, как средоточием и национальной духовной специфики, и национальной судьбы. Вместе с тем Гоголь является основателем «натуральной школы» (школы критического реализма). Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества. Моллер Отто Фридрих. Портрет Николая Гоголя

. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» , — образно заметил Достоевский, характеризуя влияние . «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» , — образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы. » Николай Гаврилович Чернышевский Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского. 1872. Русский писатель, публицист, литературный критик, один из идеологов революционного движения в России и родоначальник народничества.

Театральная жизнь в XIX веке не просто развивалась, она по настоящему зацвела. Именно в Театральная жизнь в XIX веке не просто развивалась, она по настоящему зацвела. Именно в это время стали появляться первые театры, сохранившиеся по сей день, писаться пьесы, тематика которых актуальна и сегодня и, наконец, именно в этом столетии появились первые актеры и театральные критики, чьи имена вошли в историю искусства. Портрет Екатерины Семёновой Малый открыт 14 (26) октября 1824, но формирование постоянной драматической труппы в москве началось ещё с 50 -х годов 18 века. В 1757 при Московском университете был создан театр (с 1759 — публичный), получивший название Университетского; в нём играли студенты и воспитанники университетской гимназии. В 1760 он стал называться московским Российским театром. В 1780 на его основе был организован Петровский театр, работавший в здании, построенном антрепренёром М. Медоксом на месте современного Большого театра (на бывшей Петровской площади; назывался также Театром Медокса). В 1806 труппа театра.

Великим художником сцены в это время жестокой и мрачной реакции был актер-романтик Павел Степанович Великим художником сцены в это время жестокой и мрачной реакции был актер-романтик Павел Степанович Мочалов (1800 - 1848). Он стал выразителем тоски, боли, отчаяния целого поколения, стремления к бунту против гнета, произвола и насилия власти царского самодержавия. Его игра в трагедиях Шекспира, в драмах Шиллера потрясала зрителей. Публика забывал П. С. Мочалов в роли Фингала ( «Фингал» В. А. Озерова). Одновременно с Мочаловым на сцене Малого театра играл выдающийся русский актер Михаил Семёнович Щепкин стал основоположником сценического реализма, актером, создавшим незабываемые образы в пьесах Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Тургенева и во многих других произведениях русской и зарубежной драматургии. Кроме Щепкина и Мочалова большой любовью и популярностью пользуются такие актеры, как прославленный комик В. И. Живокини, замечательные артисты Александрийского театра В. Н. Асенкова, А. Е. Мартынов. Любимцем аристократической публики Петербурга был знаменитый трагический актер В. А. Каратыгин.

Василий Перов. Портрет А. Н. Островского (1877) С именем Александра Николаевича Островского связана целая Василий Перов. Портрет А. Н. Островского (1877) С именем Александра Николаевича Островского связана целая эпоха в истории драматургии и театра. «Почти полсотни пьес - это богатая, яркая, подвижная драматургическая система, которую составляют искрометные комедии, социально-психологические драмы, исторические хроники, сказка.

П. Стрепетова в роли Катерины из спектакля Малого театра «Гроза» Островский оказал мощное воздействие П. Стрепетова в роли Катерины из спектакля Малого театра «Гроза» Островский оказал мощное воздействие не только на развитие отечественной драматургии, но и русского театра. На ролях пьес писателя в первую очередь росли и крепли великие таланты П. М. Садовского, А. Е. Мартынова, Л. П. Косицкой-Никулиной, П. А. Стрепетовой и многих других. Опираясь на его советы и указания, творчески формировались такие замечательные актеры и актрисы, как С. В. Васильев, И. Ф. Горбунов, М. П. Садовский и К. Н. Рыбаков, Н. А. Никулина и О. О. Садовская, Г. Н. Федотова и М. Н. Ермолова. Именно его работа как ведущего драматурга, выдающегося общественного деятеля и замечательного теоретика сценического искусства, продолжившего традиции русской литературы Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина и проложившего путь К. С. Станиславскому, подготовила полную победу принципов реализма в области театра.

Пользуясь помощью Островского, артисты создали галерею сценических образов, покорявших своей естественностью и правдивостью. А. Пользуясь помощью Островского, артисты создали галерею сценических образов, покорявших своей естественностью и правдивостью. А. Н. Островский был благодарен им за их труд, и поэтому несколько пьес посвятил им -артистам. «Пьесы драматурга, их образы оказались для артистов волшебным материалом, послужившим предельному выражению их художественных возможностей, прекрасной школой реалистического мастерства, очищающей купелью нового театрального направления. Сцена из спектакля «Доходное место» . А. Н. Островского (Жадов — С. В. Шумский, Юсов — П. М. Садовский, Белогубов — А. А. Рассказов). 1863. М. Н. Ермолова в роли Евлалии ( «Невольницы» А. Н. Островского).

 А. П. Ленский в роли Фамусова ( «Горе от ума» А. С. Грибоедова). А. П. Ленский в роли Фамусова ( «Горе от ума» А. С. Грибоедова). Софья "Горе от ума" А. Н. Грибоедова В творчестве Савиной, Давыдова, замечательного актера, режиссера и теоретика сценического искусства Ленского намечается стремление к изображению сложных психологических переживаний человека, созданию глубоких характеров. 90 -е годы выдвинули перед театром новые художественные задачи. Творчество этих актеров прокладывало дорогу для их решения, открывало путь театру будущего. М. С. Щепкин. Портрет работы художника Н. В. Неврева. 1862.

МУЗЫКА. В XIX в. , наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты МУЗЫКА. В XIX в. , наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает тешили иные художественные образы. Если, например, Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила» дал органическое решение идеи национального патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные формы, то М. Глинка обнаружил в волшебно-сказочном героическом сюжете Пушкина новые, потенциальные варианты и осовременил его, как бы предложив еще один романтический вариант эпоса, со свойственным ему «вселенским» масштабом и «рефлектирующими» героями. В своей поэме Пушкин, как известно, свернул масштабы классической эпопеи, порой пародируя ее стиль. Глинка же пошел по иному пути — при помощи колоссального картинного «разбухания» его опера вырастает изнутри до многонациональной музыкальной эпопеи. Ее герои из патриархальной Руси попадают в мир Востока, их судьбы сплетаются с магией северного мудреца Финна. Здесь пушкинский сюжет переосмысливается в сюжет драмы, опера Глинки — прекрасный пример воплощения той гармонии равнодействующих сил, которая фиксируется в сознании музыкантов как «руслановское» начало, т. е. романтическое начало.

 Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Н. Римского. Корсакова, «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Кузнец Вакула» ( «Черевички» ) П. Чайковского и т. д. Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер: от «Майской ночи» и «Снегурочки» до «Садко» , для которых общим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Сюжет «Садко» построен на различных вариантах новгородской былины — повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. «Снегурочку» Римский-Корсаков определяет как оперусказку, назвав «картинкой из Безначальной и Бесконечной Летописи Берендеева царства» .

 Н. Римский. Корсаков, выступавший тогда основным хранителем творческих идей знаменитой «могучей кучки» (в Н. Римский. Корсаков, выступавший тогда основным хранителем творческих идей знаменитой «могучей кучки» (в нее входили М. Балакирев, М. Мусоргский, П. Кюи, А. Бородин, Н. Римский Создал полную лиризма оперу Корсаков). «Царская невеста» . Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение в творчестве С. Рахманинова и А. Скрябина. В их творчестве отразилась идейная атмосфера предреволюционной эпохи, в их музыке находили выражение романтический пафос, зовущий к борьбе, стремление подняться над «обыденностью жизни» .

 Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX в. и литературой XX в. Новизна и мощь толстовского реализма непосредственно связаны с демократическими корнями его искусства, его миросознания и его нравственных поисков, реализму Толстого свойственны особая правдивость, откровенность тона, прямота и, вследствие этого, сокрушительная сила и резкость в обнажении социальных протипоречий. Особое явление в русской и мировой литературе — роман «Война и мир» ; в этом уникальном феномене искусства Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и много -фигурностью эпической фрески. Прошло более ста лет со дня появления в печати первой части романа, много поколений читателей сменилось за это время. И неизменно «Войну и мир» читают люди всех возрастов — от юношей до стариков. Вечным спутником человечества назвал этот роман современный писатель Ю. Нагибин, ибо «Война и мир» , посвященная одной из губительнейших войн XIX в„ утверждает нравственную идею торжества жизни над смертью, мира над войной, что приобрело колоссальную значимость в конце X|X в.

В XIX - начале XX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, В XIX - начале XX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Об этом свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский, И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев, Н. И. Пирогов, И. И. Мечников, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, Н. И. Лобачевский, Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, Э. Х. Ленц, Б. С. Якоби, В. В. Петров, К. М. Бэр, В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др. В качестве примера рассмотрим творчество В. И. Вернадского - гения русской науки, основателя геохимии, биогеохимии, радиологии.

Черепановы - Ефи м Алексе евич (1774— 1842) и Миро н Ефи мович (1803— Черепановы - Ефи м Алексе евич (1774— 1842) и Миро н Ефи мович (1803— 1849) Черепа новы, русские изобретатели и промышленные инженеры, отец и сын. Наиболее интересным аспектом работы Черепановых являются паровые машины, которые они упорно пытались внедрить в промышленное производство. Начиная с 1820 года, Черепановы построили около 20 паровых машин. Загряжский Димитрий Андреевич (р. 1807 — умер после 1860), русский изобретатель гусеничного хода. В 1837 создал «экипаж с Василий Владимирович Петров по праву подвижными колеями» , т. е. на может считаться отцом русской гусеничном ходу. электротехники.

 Дми трий Ива нович Менделе ев Ива н Петро вич Кули бин выдающийся Дми трий Ива нович Менделе ев Ива н Петро вич Кули бин выдающийся русский механикизобретатель. . . 27 января (8 февраля) 1834 — 20 января (2 февраля) 1907, Ленинград) — русский учёный и общественный деятель. Химик, физикохимик, физик, метрол 10 апреля (21 апреля) 1735 — 30 июля (11 августа) 1818. (9(21) марта 1825 - [1] — 20 марта (1 апреля) 1890)

 Со фья Васи льевна Ковале вская Первая в мире женщинапрофессор математики. Влади мир Со фья Васи льевна Ковале вская Первая в мире женщинапрофессор математики. Влади мир Григо рьевич Шу хов инженер, архитектор, изобретатель, учёный (16 (28) августа 1853 — 2 февраля 1939) (3 (15) января 1850, Москва — 29 января Серге й Миха йлович Проку дин-Го рский (10 февраля) 1891, Стокгольм) — русский математик и механик. (31 августа 1863— 27 сентября 1944, Париж, Франция) Изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России,

 Константи н Эдуа рдович Циолко вский Сентября 1857 — 19 сентября 1935, Калуга, Константи н Эдуа рдович Циолко вский Сентября 1857 — 19 сентября 1935, Калуга, СССР) — русский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник современной космонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет. . . Никола й Его рович Жуко вский (5 (17) января 1847— 17 марта 1921, Москва) — выдающийся русский учёный, создатель аэродинамики как науки. Заслуженный профессор Московского университета.

Па вел Никола евич Я блочков (14 (26) сентября 1847 — 19 (31) марта Па вел Никола евич Я блочков (14 (26) сентября 1847 — 19 (31) марта 1894, Саратов) — русский электротехник, военный инженер. Известен разработкой дуговой лампы (вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова» ) и другими изобретениями в области электротехники. . . Филиппов Михаил Михайлович (30 июня 1858(18580630) — 12 июня 1903) — русский писатель, учёный, философ, журналист, физик, химик. . . Умер при невыясненных обстоятельствах в Ленинграде. 12 июня 1903 Филиппова нашли мертвым в его собственной лаборатории. . . Занимался исследованиями по созданию луча смерти и передаче взрыва на расстояние. Алекса ндр Степа нович Попо в (4 (16) марта 1859 — 31 декабря 1905 (13 января 1906), Ленинград) — русский физик и электротехник, профессор. . .

 Алекса ндр Склифосо вский, Никола й Миха йлович Бу тлеров Васи льевич (25 Алекса ндр Склифосо вский, Никола й Миха йлович Бу тлеров Васи льевич (25 марта (6 (3 (15) сентября 1828 апреля) 1836 — 30 ноября — 5 (17) августа 1886 — (13 декабря) 1904) — русский химик, заслуженный профессор, создатель теории автор трудов по военнохимического строения, полевой хирургии родоначальник брюшной полости. . . «бутлеровской школы» Склифосовскому русских химиков. принадлежат ценные работы по хирургии, Никола й Ива нович Пирого в (13 (25) числом свыше 70. . . ноября 1810 — 23 ноября (5 декабря) Серге й Петро вич 1881 — Бо ткин (5 [17] сентября 1832, Москва русский хирург и анатом. — 12 [24] декабря 1889, Пирогов разработал ряд совершенно новых приёмов, благодаря чему удавалось чаще, чем другим хирургам, избегать ампутации конечностей. Один из таких приёмов до настоящего времени называется «операцией русский врачтерапевт и общественны й деятель, создал учение об организме как о едином целом,

Алекса ндр Григо рьевич Столе тов (29 июля (10 августа) 1839, Владимир — 15 Алекса ндр Григо рьевич Столе тов (29 июля (10 августа) 1839, Владимир — 15 (27) мая 1896 — российский физик. Основоположник количественных методов исследования фотоэффекта. Павел Михайлович Голубицкий (16 (28) марта 1845 — 27 января (9 февраля) 1911) — русский изобретатель в области телефонии, Влади мир Ива нович Верна дский (28 февраля (12 марта) 1863— 6 января 1945, Москва) — выдающийся русский и советский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель; создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК в русской литературе Основные черты и значение “Серебряного века” для культуры России. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК в русской литературе Основные черты и значение “Серебряного века” для культуры России. Поэты серебряного века Модернизм. Декаденство. Символизм. Акмеизм. Футуризм.

 Ранняя заря серебряного век занялась в начале 1890 -х годов, а к 1899 Ранняя заря серебряного век занялась в начале 1890 -х годов, а к 1899 году, когда вышел первый номер «Мира искусства» , новая романтическая эстетика сложилась и оформилась. Иногда говорят, что серебряный век — явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал или временно брал эстетизм Оскара Уайльда, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. Серебряный век находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях — Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли, Гюисманса, Стриндберга, Ибсена, Метерлинка, Уитмена, д’Аннунцио, Готье, Бодлера, Эредиа, Леконта де Лиля, Верхарна. Русский ренессанс хотел увидеть все стороны свет и заглянуть во все века. Никогда еще русские писатели не путешествовали так много и так далеко: Белый — в Египет, Гумилев — в Абиссинию, Бальмонт — в Мексику, Новую Зеландию, на Самоа, Бунин — в Индию.

 Искусство серебряного века может быть уподоблено колоссальной трагииронической эпопее со своими героями — Искусство серебряного века может быть уподоблено колоссальной трагииронической эпопее со своими героями — гениями, полусвятыми, жертвами, жрецами, воинами, провидцами, тружениками и бесами. Здесь и спокойное донкихотство Сологуба, и вдохновенное горение и романтические мимолетности на все откликавшегося. Бальмонта, и стихийная «черная музыка» Блока, и надменная холодность Брюсова, и порывистые метания Белого, и архаический интеллектуальный эзотеризм Вячеслава Иванова, и гениальная предприимчивость Дягилева, и бодлерианство Эллиса, и трагическое безумство Врубеля. Размах маятника в этой эпопее, в этой коллективной божественной комедии, широк: от бездны метафизической и космической до бездны игрушечной и миниатюрной, от настоящей крови до клюквенного сока, от заигрывания с бесами до экстатического религиозного прозрения.

 Русский символизм начался на рубеже 19 - 20 в. в. , впитав философию Русский символизм начался на рубеже 19 - 20 в. в. , впитав философию русского мыслителя и поэта В. Соловьева о Душе Мира, Вечной Женственности, Красоте, которая спасет мир (эта мифологема взята из романа Достоевского «Идиот» ). Символизм в России был объединен вокруг журналов «Весы» и «Золотое руно» , издательств «Мусагет» и «Скорпион» . Русские символисты-литераторы традиционно делятся на «старших» и «младших» . Старшие — так называемые «декаденты» — Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Федор Сологуб — отразили в своем творчестве черты общеевропейского панэстетизма. Младшие символисты — А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов, И. Анненский — помимо эстетизма воплощали в своем творчестве эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности. Живoпиcный cимвoлизм в Poccии пpeдcтaвлeн имeнaми М. Врубеля, B. Бopиcoвa-Mycaтoвa, xyдoжникaми oбъeдинeний «Mиp иcкyccтвa» и «Гoлyбaя poзa» . Эcтeтикa cимвoлизмa чacтo лoжилacь в ocнoвy cтиля мoдepн, пpeoблaдaвшeгo в eвpoпeйcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe вeкoв.

 «Славянофильские» интересы этого поначалу столь западнического века сказались многосторонне, но мощнее всего проявились «Славянофильские» интересы этого поначалу столь западнического века сказались многосторонне, но мощнее всего проявились в двух направлениях. Во-первых, в открытии русского художественного и духовного наследия недавнего прошлого и, во-вторых, в глубоком художественном интересе к своим собственным корням — к славянской древности и русской старине. Были по-новому прочтены и заново открыты. . Возник интерес к славянской мифологии и русскому фольклору. Это проявилось и в музыке Стравинского, и в живописи Кустодиева, Билибина, Васнецова, Рериха, Нестерова.

 «ДОМ ИНТЕРМЕДИЙ» В сентябрьском (десятом) номере «Аполлона» за 1910 год С. Ауслендер, ведущий «ДОМ ИНТЕРМЕДИЙ» В сентябрьском (десятом) номере «Аполлона» за 1910 год С. Ауслендер, ведущий постоянную рубрику «Петербургские театры» , объявил о предстоящем в октябре открытии нового театра «Интермедия» в здании бывшего театра «Сказка» на Галерной улице. Его репертуар должен был состоять из «старинных и новых фарсов, комедий, пантомим, опереток, водевилей, небольших драм и отдельных номеров» . Официально театром руководило «Товарищество актеров, художников, писателей и музыкантов» , но на самом деле во главе театра, официально называвшегося «Дом интермедий» , стояли три человека. Директором был В. Мейерхольд. Художественная часть была отдана Н. Сапунову. Литературной и музыкальной стороной занимался М. Кузмин. Согласно сохранившимся афишам, театр ежедневно давал два представления. Первое шло с девяти до половины двенадцатого, а следом за ним, с полуночи до двух часов ночи, следовал «дивертисмент» . Неудивительно, что при таком распорядке работы и талантливости руководителей театра, «Дом интермедий» вскоре стал любимым местом развлечения для столичной литературно-художественной богемы.

 «ПРИВАЛ КОМЕДИАНТОВ» ( «Звездочет» ), литературноартистическое кабаре, существовавшее в Петрограде с 1916 по «ПРИВАЛ КОМЕДИАНТОВ» ( «Звездочет» ), литературноартистическое кабаре, существовавшее в Петрограде с 1916 по 1919. Организатор – Борис Пронин, театральный деятель, режиссер, актер, участник ряда театральных начинаний В. Э. Мейерхольда. «Арт-Подвалъ Бродячей собаки» , знаменитыйтеатр серебряного века.

АВАНГАРД В России авангардистские преобразования коснулись Становление авангардистских практически всех направлений течений пришлось на АВАНГАРД В России авангардистские преобразования коснулись Становление авангардистских практически всех направлений течений пришлось на 1900 -1930 -е гг. искусства — живописи (К. Авангард (от франц. avant-garde — передовой отряд) — обобщенное наименование различных Малевич, В. Кандинский, М. художественных направлений (абстракционизм, Ларионов, Н. Гончарова, П. кубизм, сюрреализм, футуризм, дадаизм, Филонов, В. Татлин, Н. экспрессионизм и др. ) искусства ХХ в. , Кульбин и др. ), музыки (М. Матюшин, А. Лурье, Н. Рославец, И. Стравинский), театра (В. Мейерхольд), литературы (В. Хлебников, А. Крученых, Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Маяковский и др. ), балета (постановки М. Фокина, В. Нижинского).

КУБОФУТУРИЗМ Кубофутуристы «Гилеи» (братья Д. , В. и Н. Бурлюки, А. Крученых, В. Маяковский, КУБОФУТУРИЗМ Кубофутуристы «Гилеи» (братья Д. , В. и Н. Бурлюки, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский, Е. Гуро и др. ), называющие себя «будущниками» или «будетлянами» , противопоставляли свои устремления итальянскому футуризму и настойчиво утверждали самобытность происхождения русского футуризма. Кубофутуристы отождествили поэтическое слово с вещью, обратили его в материал, способный к любой трансформации, поэтическое слово мыслилось ими универсальным «материальным» средством постижения основ бытия и переустройства реальности.

Символизм. Русский символизм начался на рубеже 19 - 20 в. в. , впитав философию Символизм. Русский символизм начался на рубеже 19 - 20 в. в. , впитав философию русского мыслителя и поэта В. Соловьева о Душе Мира, Вечной Женственности, Красоте, которая спасет мир (эта мифологема взята из романа Достоевского «Идиот» ). Символизм в России был объединен вокруг журналов «Весы» и «Золотое руно» , издательств «Мусагет» и «Скорпион» . Русские символисты-литераторы традиционно делятся на «старших» и «младших» . Старшие — так называемые «декаденты» — Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Федор Сологуб — отразили в своем творчестве черты общеевропейского панэстетизма. Младшие символисты — А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов, И. Анненский — помимо эстетизма воплощали в своем творчестве эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности. Живoпиcный cимвoлизм в Poccии пpeдcтaвлeн имeнaми М. Врубеля, B. Бopиcoвa-Mycaтoвa, xyдoжникaми oбъeдинeний «Mиp иcкyccтвa» и «Гoлyбaя poзa» . Эcтeтикa cимвoлизмa чacтo лoжилacь в ocнoвy cтиля мoдepн, пpeoблaдaвшeгo в eвpoпeйcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe вeкoв.

Актеры и режиссеры Актеры и режиссеры Актеры и режиссеры Актеры и режиссеры

Наталья Дмитриевна — А. Яблочкина, Чацкий — М. Ленин, Наталья Дмитриевна — А. Яблочкина, Чацкий — М. Ленин, "Горе от ума" А. Грибоедова, 1909– 1910 гг. Наталья Дмитриевна - А. Яблочкина, графинявнучка - Е. Лешковская, Чацкий - П. Садовский "Горе от ума", 1911 (фрагмент) А. Н. Грибоедов.

Наталья Дмитриевна - А. Яблочкина, графиня-внучка - Е. Лешковская, Чацкий - П. Садовский Наталья Дмитриевна - А. Яблочкина, графиня-внучка - Е. Лешковская, Чацкий - П. Садовский "Горе от ума", 1911 (фрагмент)

 Сцена из спектакля «Без вины виноватые» А. Н. Островского (Кручинина — М. Н. Сцена из спектакля «Без вины виноватые» А. Н. Островского (Кручинина — М. Н. Ермолова, Незнамов — А. А. Остужев). 1908. Лев Михайлович Клементьев (1868 -1910), тенор "Любимый певец А. Н. Островского и М. Н. Ермоловой, учитель и друг Ф. И. Шаляпина, любимец московской публики и особенно студенчества. Именно для него, особо оговорив, что Онегина будет петь только Хохлов, тогда совсем молодой певец, отдал в Большой театр свою оперу П. И. Чайковский. Это было в 1881 г. «Хохлов ослепил всех своей красотой. . . пел чудесно» , —писал Чайковский актрисе Павловской.

 Русский художник рубежа XIX—XX веков, прославивший своё имя практически во всех видах и Русский художник рубежа XIX—XX веков, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций. Врубель, Михаил Александрович М. Врубель. Портрет Н. Забелы на фоне обоев. 1904. .

Этот эскиз костюмов к драме Островского Этот эскиз костюмов к драме Островского "Гроза" работы Александра Яковлевича Головина был написан в 1916 году. Работа хранится в Государственном центральном театральном музее им А. А. Бахрушина. Головин, Александр Яковлевич

Головин А. Я. « Портрет Шаляпина » Головин А. Я. « Портрет Шаляпина »

Горский Александр Дункан Айседора Карсавина Тамара Кшесинская Матильда Легат Николай Мордкин Михаил Балетмейстеры и Горский Александр Дункан Айседора Карсавина Тамара Кшесинская Матильда Легат Николай Мордкин Михаил Балетмейстеры и солисты Мясин Леонид Нижинская Бронислава Нижинский Вацлав Павлова Анна Преображенская Ольга Спесивцева Ольга С «Русскими сезонами» связан расцвет творчества многих деятелей в области музыки, живописи и танца. Одним из крупнейших новаторов русского балета начала XX в. был М. Фокин, который утверждал драматургию как идейную основу балетного спектакля и стремился путем «содружества танца, музыки и живописи» к созданию психологически содержательного и правдивого образа. Во многом взгляды Фокина близки эстетике советского балета. Хореографический этюд «Умирающий лебедь» на музыку французского композитора Сен-Санса, созданный им для Анны Павловой, запечатленный в рисунке В. Серова, стал символом русского классического балета.

Композиторы и исполнители Вертинский Александр Матюшин Михаил Метнер Николай Прокофьев Сергей Рахманинов Сергей Рославец Композиторы и исполнители Вертинский Александр Матюшин Михаил Метнер Николай Прокофьев Сергей Рахманинов Сергей Рославец Николай Скрябин Александр Стравинский Игорь Черепнин Николай Шаляпин Фёдор Щербачев Владимир Игорь Северянин «Оперные заметки»

Труппы Русский балет С. Дягилева Труппа А. Павловой Труппы Русский балет С. Дягилева Труппа А. Павловой

Полуэктова группа 2 -В Спасибо за внимание. Полуэктова группа 2 -В Спасибо за внимание.