Знание и познание.ppt
- Количество слайдов: 62
Знание как философская проблема
История исследований различных видов знаний • Исследованием различных видов знания начали заниматься еще античные философы. • Парменид и Платон отличали знание по истине (эпистеме) от мнения (докса). • Если подлинное знание дает достоверно истинное знание, то мнение может содержать иллюзию, заблуждение, необоснованную веру и т. п. 01. 02. 2018
• Сократ (в диалоге «Теэтет» ) разовьёт парадоксальный тезис о том, что «правильное мнение» (т. е. мнение правильно отражающее действительность) не есть знание. • Мнение и знание имеют разные источники. • Знание есть добродетель. 01. 02. 2018
• Платон считал, что, так как знание идеально, то оно не может получаться из чувственного восприятия. • В диалоге «Государство» он скажет, что знание «врожденно» . • Знание это припоминание. 01. 02. 2018
• Платон утверждал, что единственно достоверное знание дает только математика. • Аристотель считал, что и о природе можно получить истинное знание, которое он связывал с физикой ( от греч. «фюзис» — природа) и сам сделал первые шаги в ее создании. • Однако древнегреческая наука оставалась в целом умозрительной, поскольку не знала эксперимента, а наблюдения использовала только для простого описания явлений. 01. 02. 2018
Появление экспериментального естествознания в XVII веке • Именно в Новое время возник взгляд, согласно которому подлинное знание дает только наука, опирающаяся не только на математику, но и на экспериментальный метод (который впервые был создан и успешно применен Галилеем). • Галилею впервые удалось объединить в эксперименте эмпирически наблюдаемые явления с рациональным их анализом с помощью математических методов. • Основоположники классического естествознания Галилей и Ньютон неизменно подчеркивали, что научное знание следует строго отличать от различных форм вненаучного знания.
Критика прежней натурфилософии и средневековой схоластики. • Ф. Бэкон, выступивший с инициативой создания новой, индуктивной логики, поскольку прежняя, силлогистическая логика Аристотеля была не пригодна для исследования явлений природы. • Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, то есть должны двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного. • Индукция (что в переводе значит “наведение”) была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого универсального значения как Бэкон.
Неполная индукция • Простейшим случаем индуктивного метода является так называемая полная индукция, когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство. • Однако в науке роль полной индукции не очень велика. Гораздо чаще приходится прибегать к неполной индукции, когда на основе наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений. • В основе неполной индукции лежит заключение по аналогии; а оно всегда носит лишь вероятный характер, но не обладает строгой необходимостью. • Пытаясь сделать метод неполной индукции по возможности более строгим и тем самым создать “истинную индукцию”, Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определённый вывод, но и факты, опровергающие его.
• Естествознание должно пользоваться двумя средствами: перечислением и исключением, причём главное знание имеют именно исключения. • Должны быть собраны по возможности все случаи, где присутствует данное явление, а затем все, где оно отсутствует. • Если удастся найти какой-либо признак, который всегда сопровождает данное явление и который отсутствует, когда этого явления нет, то этот признак можно считать “формой”, или “природой”, данного явления. • С помощью своего метода Бэкон, например, нашёл, что “формой” теплоты является движение мельчайших частиц тела.
• Индуктивный метод, как бы тщательно он ни был отработан, всё же в конечном счёте не может дать всеобщего и необходимого знания, к которому стремится наука. • И хотя призыв Ф. Бэкона обратиться к опыту был услышан и поддержан - прежде всего, его соотечественниками, однако экспериментально-математическое естествознание нуждалось в разработке особого типа эксперимента, который мог бы служить основой для применения математики к познанию природы.
Дедукция - метод Р. Декарта • Математические истины, по Декарту, совершенно достоверны, обладают всеобщностью и необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта. • Поэтому Декарт отвел исключительную роль в процессе познания дедукции, под которой он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов.
• Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, с полной ясностью и отчетливостью. • Для ясного и отчетливого представления всей цепи звеньев дедукции нужна сила памяти. • Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество по сравнению с рассуждениями дедукции. • Вооруженный достоверными средствами мышления интуицией и дедукцией, разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом.
ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ • Индукция (от лат. inductio -наведение, побуждение) есть формальнологическое умозаключение, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного к общему.
ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ • Дедукция (от лат. deductio выведение) есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному.
ЛЕЙБНИЦ • Лейбниц утверждал существование двух видов знаний – «истины разума» и «истины факта» . • «Истины факта» устанавливаются опытным путём. • «Истины разума» возникают из отражения логической связи между субъектом и предикатом суждения.
В XVIII веке с анализом структуры и границ науки выступил И. Кант • Дал философское обоснование тому научному знанию, которое было представлено ньютоновской механикой. • Кант предложил точно разграничить границы науки и ясно отделить его от веры, мнений, мифов и других форм донаучного знания, • А также от искусства, нравственности, религии и других форм сознания.
Гегель: знание есть диалектический процесс движения мысли • Рассматривал знание в более широком контексте. • Поэтому он включил в состав знания и донаучные формы знания, а также современные формы духовной культуры. • Такой диалектический подход к знанию с соответствующими поправками был в дальнейшем воспринят и марксизмом.
• В марксизме знание расширяется до практики. • Так как знание идеально, то оно нуждается в объективации. • Объективация осуществляется в продуктах труда, технологии, социальных институтах и предметах культуры. • Маркс • (1818 -1883)
• ЗНАНИЕ — форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания. • Знание – отражение объективной действительности в сознании человека.
Значения «знать» - значит «иметь сведения» (знать о поездке, знать о расписании); «знать» – значит иметь о чём то понятие, представление (знать своё дело); «знать» – значит быть знакомым с кем то или чем то (знаю его с детства); «знать» - значит испытывать и переживать (не знаю покоя); «знать» – значит соблюдать, считаться с чем то (болезнь даёт о себе знать); Слово «знать» употребляется и в более широком контексте.
Термин «знание» : самые распространённые значения • Знание это информация. • Знание это представление. • Знание это способ существования сознания. • Знание это отражение. .
Формы знания • Различают формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. • В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение реальных закономерностей. • Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.
Научное знание ► Важной характеристикой научного знания является его универсальность. Предметом научного исследования может стать любой фрагмент действительности с точки зрения его сущностных связей и причинных зависимостей ► Научное понятие является универсальной формой и продуктом научного отражения общих и необходимых связей действительности; ► Понятие - элементарная клеточка концептуального знания об объекте отражения; ► В отличие от знания в форме отражения, понятие есть расчлененное на признаки знание о предмете. ►
РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ ► Рациональное знание - это прежде всего логически и теоретически обоснованное знание о предметах мира. ► Классическая наука базировалась на твердой уверенности в том, что логическое постижение действительности является по определению истинным. ► Успехи рационального познания проявились прежде всего в научных открытиях, в становлении и развитии научно-технического прогресса.
«Знание» есть научное знание? ► Термин «знание» часто отождествляют со смыслом, который имеют в виду при характеристике научного знания. ► Важнейшей характеристикой такого знания является ценностная установка, которой руководствуется каждый ученый, и которая состоит в поиске объективной истины. Именно ориентация на поиск все новых истин об окружающем мире составляет главную цель любого научного исследования.
формы вненаучного знания: ►паранаучное как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. — около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности; ► Широкий класс паранормального знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями. Самыми яркими представителями паранормального знания считаются мистика и спиритизм.
формы вненаучного знания: ► лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. ► Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. ► Особенностью лженаучных знаний является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют в научных знаниях. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;
формы вненаучного знания: ►квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. ► Оно, как правило, возникает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. ► В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50 -х гг. , шельмование кибернетики и т. п. ;
формы вненаучного знания: ►антинаучное знание как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. ► Это как бы подход с противоположным знаком. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней» . ► Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;
►псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс. ► Для псевдонаучного знания характерны сенсационность тем, признание тайн и загадок, «умелая обработка фактов» . Ко всем этим априорным условиям присоединяется свойство исследования через истолкование. ► Привлекается материал, который содержит высказывания, намеки или подтверждения высказанным взглядам и может быть истолкован в их пользу.
► По форме псевдонаука — это прежде всего рассказ или история о тех или иных событиях. ► Такой типичный для псевдонауки способ подачи материала называют «объяснением через сценарий» . ► Другой отличительный признак — безошибочность. ► Бессмысленно надеяться на корректировку псевдонаучных взглядов, ибо критические аргументы никак не влияют на суть истолкования рассказанной истории.
Концепция личностного знания М. Полани Знание - это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства и особых инструментов. ► Поскольку науку делают люди, то получаемые в процессе научной деятельности знания (как и сам этот процесс) не могут быть деперсонифицированными. ► А это значит, что людей (а точнее - ученых) со всеми их интересами, пристрастиями, целями и т. п. нельзя отделить от производимых ими знаний или механически заменить другими людьми. ►
Личностное знание ► Личностное знание - это не просто совокупность каких-то утверждений, но и переживание индивида. ► Тем самым в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности, и что эта "добавка" - не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания. ► Но эта "добавка" не делает знание чисто субъективным.
Полани отстаивает положение о наличии у человека двух типов знания: ► явное, эксплицитное артикулированное, выраженное в понятиях, суждениях, теориях и других формах рационального мышления. ► неявное, имплицитное, не поддающееся полной рефлексии слоя человеческого опыта. Неявное знание не артикулировано в языке и воплощено в телесных навыках, схемах восприятия, практическом мастерстве. ► Оно не допускает полной экспликации и изложения в учебниках, а передается "из рук в руки", в общении и личных контактах исследователей. ►
Традиционно знание противопоставляет себя вере. Это противопоставление имеет смысл не только когда знание и истины веры противоречат другу, но и когда они согласуются.
Существуют 4 возможных способа решения этой проблемы. 1) отказаться от выбора. 2) отдать предпочтение вере. 3) отдать предпочтение разуму. 4) попытаться примирить разум и веру.
Примат веры Тертуллиан – «верую, … ибо абсурдно» . Ансельм Кентерберийский – «верю, чтобы понимать» . Ансельм Тертуллиан Роджер Бекон – «что такое Кентерберийский разум как не рациональное понимание веры» . Раймонд Луллий – «кто в состоянии понять пусть пытается понять» . Роджер Бекон Раймонд Луллий
Примат знания Противопоставляются не вера и разум, а их выражение – то есть теология и философия. Ибн Рушд (Аверроэс) – «теология лучшее, что есть, но после философии» . Ибн Рушд Аверроэс
Гармония знания и веры Данную позицию выражали последователи Фомы Фома Аквинский Аквинского. «вера и знание различаются, но вместе образуют единство» . «если знание столкнётся с верой, то предпочтение отдаётся вере» . «если знание и вера согласуются, то лучше понимать, чем верить» . «теология высшая часть философии» .
Cовременная философия религии Представители русской религиозной философии (концепция «цельного знания» ), неотомизма, Ж. Маритен, Тейар де Шарден стремятся дать философский анализ религиозной вере: Обосновать ее эпистемологический статус, Определить условия ее рациональности и истинности, эксплицировать смысл религиозного языка, Охарактеризовать природу и функции религиозного (особенно мистического) опыта, Установить возможные "модели веры"
Вера в нерелигиозном смысле Вера - это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека: Как психологический акт вера проявляется в состоянии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения. . . представляет собой субъективную оценку какого-либо факта, утверждения, предположения, догадки и т. п. Вера как элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательств принятии тех или иных положений, норм, истин.
Рациональная вера В отличие от субъективной веры различают также рациональную веру, которая основывается на эмпирических фактах, их обобщениях и логических выводах. Именно с такого рода рациональной верой имеют дело в науке, когда для ее определения применяют методы статистической и логической вероятности.
Значительно более сложный характер присущ убеждениям, которые включают в свой состав рационально-логическую часть, основанную на фактах и логических заключениях, психологическую, связанную с чувствами и эмоциями, нравственную, мировоззренческую и другие. Рационально-логическая часть убеждений анализируется обычно в рамках аргументации.
философская проблематика языка • Проблема онтологического статуса языковых значений ( «слова» и «вещи» ), • Проблема соотношения языка и мышления. • Проблема структуры и функционирования языка как семиотической системы, грамматического, логического, языкового формализма и его интерпретаций; • Проблема соотношения естественных и искусственных языков, их статус в онтологии человеческого существования и др. ; • Язык и психология, • В рамках современной (постмодернистской) философии языка проблемы текста и интертекстуальности, нарратива и письма, дискурса и власти.
Знаковая реальность • Язык тесно связан с мышлением человека, со способностью абстрагирования, т. е. мысленного вычленения отдельных качеств и рассмотрения их в известной независимости от предмета и от остальных его свойств. • Только с помощью языка человек в состоянии формулировать абстрактные понятия, а именно они являются важнейшим инструментом познания и мышления. • Язык — это знаковая реальность, система знаков,
Знаковая реальность • Язык является специфическим средством хранения, передачи информации, • Язык является средством управления человеческим поведением. • Язык — необходимое условие и средство социализации индивида, • Язык выполняет целый ряд общественных функций. Одна из важнейших — коммуникативная, функция общения.
Коммуникация - трансляция • Коммуникация синхронное общение как средство согласования деятельности индивидов • режим коммуникации — обратная связь, коррекция программ, известных двум сторонам общения (поэтому обратная связь - отрицательная). • Трансляция диахронное общение как средство передачи информации • режим трансляции — передача программ, известных одной стороне общения и неизвестных другой. • Знание в традиционном смысле связано с трансляцией, а не с коммуникацией.
Внебиологическая природа языка • Понять знаковую природу языка можно лишь из недостаточности биологического кодирования. • Социальность, проявляющаяся как отношение людей по поводу вещей и отношение людей по поводу людей, не ассимилируется генами. • Люди вынуждены использовать внебиологические средства воспроизведения социальности в смене поколений. • Знак и есть своеобразная наследственная сущность внебиологического социального кодирования, обеспечивающая трансляцию всего того, что необходимо обществу, но не может быть передано по биокоду.
Как знак может быть связан с тем, что означает? • Благодаря употреблению знаков, мир внешних предметов как бы перемещается в другое измерение. • Начиная со стоицизма, как отмечает французский философ М. Фуко, система знаков была троичной, в ней различалось означающее, означаемое и “случай”. • С XVII в. диспозиция знаков становится бинарной, поскольку она определяется связью означающего и означаемого.
Как знак может быть связан с тем, что означает? • Классическая эпоха на этот вопрос пытается ответить анализом представлений, • Современная указывает на анализ смысла и значения. • Язык выступает в качестве необходимого связующего звена между практикой и сознанием.
Философская трактовка языка в XX в. • Язык стал рассматриваться в качестве важнейшей части бытия; • Философия XX в. видит в языке не только несомненное благо человека, но и опасность. • Власть языка простирается настолько, что в известном смысле язык творит реальность. • Власть слова такова, что, используя те или иные слова, мы создаем или исключаем из жизни те или иные предметы.
Отношение языка и реальности • Правильность языковых конструкций не является гарантией правильности суждения. • Объем языка всегда несколько больше, шире объема мышления — мышления как процесса, являющегося собственным, непосредственным и живым достоянием субъекта. • Сознание оказывается целиком запрограммировано языком той культуры, к которой принадлежит.
“Диктатура языка”. • Общество “входит в человека” посредством языка массовых коммуникаций. • Вместе с освоением такого языка человек невольно становится пленником ходячих мнений, представлений, предрассудков, усваивает готовые варианты оценок тех или иных общественных явлений. • Особый трагизм ситуации состоит в том, что массовый язык тотален, т. е. охватывает все сферы, все участки жизнедеятельности человека. • Поэтому даже свой протест против различных сторон существующего порядка человек вынужден формулировать на том же массовом языке или на одной из его разновидностей. • Тиранию языка невозможно победить.
• Однако у человека остается хотя и не абсолютная, но достаточная для сохранения собственной индивидуальности возможность — возможность не окончательной победы над тиранией языка, а постоянной борьбы с ней.
Л. Витгенштейн: • « Язык— это лабиринт путей. Вы можете подойти к какомуто участку с одной стороны и знать, куда идти дальше, а можете, попав в то же самое место с другой стороны, заблудиться» . • «То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно; о чем нельзя говорить, о том следует молчать. »
«Языковые игры". • Повседневный язык мы учим так же, как учимся играть в некоторые игры. • Правила, которые мы постигаем для того, чтобы правильно пользоваться определенными терминами, аналогичны в функциональном плане тем правилам, которыми мы овладеваем, когда учимся, скажем, играть в шахматы. • Затем, чтобы проиллюстрировать, как философами искажаются обычные выражения, Л. Витгенштейн, разрабатывая различные языковые игры, показывает, что действительные правила использования этих выражений заключаются в том, что они разрешают и чего не разрешают нам делать с этими выражениями. • В свете подобных описаний (заменяющих объяснения) он получает возможность точно определить те отклонения от правильного использования, которые приводят к концептуальной путанице.
Герменевтика • “Человек есть существо, бытие которого заключается в понимании” — так формулируется основополагающий тезис философской герменевтики. • На каком пути достижимо понимание, которое следует признать адекватным, и какие методы отвечают задаче понимания?
Герменевтический круг • У Ф. Шлейермахера герменевтический круг — это принцип понимания текста, основанный на взаимосвязи части и целого: понимание целого складывается из понимания отдельных частей, а для понимания частей необходимо понимание целого. • С этой точки зрения понимание текста есть движение по кругу от целого к части и от части к целому. • Часть и целое — понятия соотносительные. Текст является частью по отношению ко всему творчеству автора, которое в свою очередь — часть соответствующего жанра или всей литературы. Кроме того, текст является частью душевной жизни автора.
Герменевтический круг • У В. Дильтея в качестве элементов герменевтического круга (части и целого) выступают текст и биография автора. Идея герменевтического круга также предполагает, что беспредпосылочного понимания не существует. • Есть тексты, несущие смысл. Смыслы, в свою очередь, говорят о вещах. Толкователь входит в них умом, но не тем, который называли “tabula rasa”, а с определенным пред-пониманием (Vorverstandnis). • Первоначальный рисунок факта, события всегда есть просто потому, что интерпретатор читает текст с известным ожиданием, источник которого — предпонимание.
• Цель понимания состоит в том, чтобы перенести смысловую связь из другого мира (исторического, личностного) в свой собственный. • Речь идет о внимательном отношении к внутреннему миру другого человека, к духу иной культуры, чтобы при знакомстве с ними присущие им смыслы были восприняты так, как они воспринимаются самими носителями смыслов, и в то же время стали доступны субъекту понимания.
• Ни одна фундаментальная проблема человеческого бытия не может быть ни поставлена, ни решена без пристального внимания к языку, без учета его роли, поскольку человек — “единственное существо, создающее себе проблемы посредством языка”.
Знание и познание.ppt