ЗИНЧЕНКО ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

Скачать презентацию ЗИНЧЕНКО ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ Скачать презентацию ЗИНЧЕНКО ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

доклад Зинченко презентация.ppt

  • Количество слайдов: 10

>ЗИНЧЕНКО ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ ЗИНЧЕНКО ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

>     Биография.  •  Российский психолог. Один из создателей Биография. • Российский психолог. Один из создателей инженерной психологии в России. Научная деятельность -Экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа -Разработал функциональную модель структуры предметного действия человека -учение о сознании как функциональном органе индивида.

>-Тема «Воспитание души» может рассматриваться как вызов всей академической психологии, который она, возможно, примет, -Тема «Воспитание души» может рассматриваться как вызов всей академической психологии, который она, возможно, примет, достигнув соответствующего духовного возраста. -Психика и сознание может быть не всегда культурны, но наверняка историчны: Душа более устойчива и ее память менее подвержена историческим влияниям, благодаря чему эстафета человечности передается через самые глухие и мрачные исторические эпохи. -Душа всечеловечна, причастна к абсолютному, к истине: Душа в отличие от психики и сознания всечеловечна, внеисторична, если угодно, архетипична. В ее эмоциональной памяти хранятся общечеловеческие, внеисторические ценности и смыслы. Важнейшим посредником между душой и абсолютным является искусство, не только понимающее, но и создающее язык души. Психологию, конечно, можно и нужно укорять по поводу отказа от изучения души. Она виновна, но заслуживает снисхождения, которого, впрочем, не ищет НО Возможно, это удастся и науке, если она извлечет накопленный ими опыт. Размышления о душе без психологии столь же ущербны, как и психология без души. -

>-Душа — дар моего духа другому человеку. Искусство — символический язык души: Пример : -Душа — дар моего духа другому человеку. Искусство — символический язык души: Пример : М. М. Пришвин писал: «Моя задача показать в природе прекрасные стороны человеческой души» . подлинное произведение искусства создается на языке души! В. Хлебников сказал: «Черти не мелом, а любовью!» -Символ одновременно материален и идеален. Символ в отличие от понятия несет в себе не столько значения, сколько смыслы. В символе фиксированы все три цвета времени: прошлое, настоящее и будущее, поэтому в нем заключены не только образ и идея времени, но и представление о вечности. -Душа выявляется во взаимоотношениях между людьми. Возможно, она и располагается между ними. Порой души сливаются воедино. Чтобы такое произошло, необходим совершенно особый тип общения, в котором нет места самоутверждению партнеров. У них должна быть выработана доминанта (пристальное внимание) на лицо другого человека -Душа и дух есть реальность. Объективны.

>-Внешние и внутренние формы психического: И. В. Гёте: Что — внутри, во внешнем сыщешь; -Внешние и внутренние формы психического: И. В. Гёте: Что — внутри, во внешнем сыщешь; Что — вовне, внутри отыщешь. -Внутренняя форма оказывалась виртуальной, а форма внешняя — вполне реальной. Легко заметить, что слово, действие, образ выступают то в роли внутренней формы, то в роли внешней формы, что позволяет сделать общий вывод об обратимости внешних и внутренних форм. -Психические процессы — живые формы Осталось сказать, что действие, образ, слово, чувство, мысль, воля, то есть все то, что объединяется понятиями «психические процессы» или «психические акты» , представляют собой живые формы. А раз живые, то, следовательно, активные, содержательные, незавершенные, беспокойные… Как душа!

>-Личность как миф. Человек не факт, а акт -Человек, как и произведение искусства, как -Личность как миф. Человек не факт, а акт -Человек, как и произведение искусства, как символ, как любой психический акт также имеет внешнюю и внутреннюю формы. Личность, _это миф, то есть вещественная, телесная осуществленностъ символа(А. Ф Лосев) -В акте творчества подразумевается вчувствование в другого человека, скрытый диалог с ним и восполнение кругозора другого своим избыточным видением. И вместе с этим — развитие своего собственного видения. - Макс Вебер : человек живет в паутине смыслов, которую он сам же сплел. Добавление от Зинченко: и сквозь которую он смотрит на мир.

>Резюме: - Гипотеза состоит в том, что человек по мере активного, деятельного и созерцательного Резюме: - Гипотеза состоит в том, что человек по мере активного, деятельного и созерцательного проникновения во внутреннюю форму слова, символа, другого человека, произведения искусства, природы, в том числе и своей собственной, строит свою внутреннюю форму, расширяет внутреннее пространство своей души. - Создаваемые человеком в процессе развития внешняя и внутренняя формы, представляют собой пространство, в котором может находиться душа - Внутренняя форма сама по себе лишь потенциально является пространством души. Это пространство активно, его внутренний избыток стремится наружу, чтобы реализовать себя и таким образом влияет на «внешние формы активности, поведения и деятельности своего носителя» . Прорываясь вовне, внутренняя форма становится внешней, а следовательно, может быть предъявлена, дарована другому человеку. Именно в этом смысле душа не может погибнуть: она переходит к другому - Три пространства души — идея пограничья существует как минимум три пространства «между» или три границы, на которых располагается душа: между людьми; между внешней и внутренней формами самого человека; между прошлым и будущим

>Человек в пространстве времени -Человек живет в пространстве времен: в прошлом, в настоящем, в Человек в пространстве времени -Человек живет в пространстве времен: в прошлом, в настоящем, в будущем, в безвременье, во в параллельном времени и, наконец, как это ни удивительно, иногда даже в счастливом времени. Порой он оказывается вообще вне времени: «время стоит» . - Каждый миг человеческой жизни — единица вечности Строго говоря, каждый миг человеческой жизни представляет собой элементарную, разумеется, виртуальную единицу вечности. Если бы это было не так, у человека никогда бы не возникла идея вечности - Энергийное измерение времени Время имеет не только астрономическое, но и энергийное измерение: силы притяжения прошлого и будущего не равны. Есть цепь, связывающая с прошлым, и луч — с будущим В образе, по сравнению со словом и действием, происходит максимальная концентрация времени. Действие — первый преобразователь времени, так как оно осуществляется в прямой и обратной временной перспективе.

>Время: -астрономическое - содержательное, мерой которого являются наши аффекты, мысли и действия. - психологическое, Время: -астрономическое - содержательное, мерой которого являются наши аффекты, мысли и действия. - психологическое, в котором присутствует весь человек, со всем своим прошлым, настоящим и будущим - время духовное, доминантой которого являются представления человека о вечности, о смысле, о ценностях - Человек в астрономическом и духовном временах Астрономическое и содержательное, событийное время горизонтальны. Первое — непрерывно, второе, идущее параллельно первому. Оно складывается из непрерывного физического времени и собственного времени индивида. -Человек делает свое время

>      Две формы рефлексии 1)смысловая, предметно-содержательная: что было, что Две формы рефлексии 1)смысловая, предметно-содержательная: что было, что есть, что будет, что должно быть; 2)вторая — операциональной, мотивационно-энергийной: смогу — не смогу, успею — не успею; надо — не надо. Это различные аспекты единого рефлексивного акта; правильнее говорить о цепочках рефлексивных актов, разворачивающихся по ходу выполнения