Зарождение экономической истории и истории экономической мысли

Скачать презентацию Зарождение экономической истории и истории экономической мысли Скачать презентацию Зарождение экономической истории и истории экономической мысли

1 древний мир.ppt

  • Количество слайдов: 21

>Зарождение экономической истории и истории экономической мысли Зарождение экономической истории и истории экономической мысли

>Предмет экономической истории и  истории экономической мысли :  —  эволюция способов Предмет экономической истории и истории экономической мысли : — эволюция способов производства; — история хозяйственных механизмов; — история отраслей народного хозяйства; — история отдельных экономических процессов (урбанизация, промышленный переворот, интеграция и др. ); — история экономических институтов (налоги, цены, кредит и др. ). — история экономических идей и школ

>(Homo sapiens – «человек разумный» )  предшествовала эпоха первобытного  человеческого стада. (Homo sapiens – «человек разумный» ) предшествовала эпоха первобытного человеческого стада. ► питекантроп – существо прямоходящее, руки были способны производить простейшие орудия труда, прежде всего каменные. ► синантроп – появился на Земле примерно 300 тыс. лет назад. Предполагают, что синантроп уже был способен к звуковой речи, научился охотиться на крупных животных, ведет кочевой образ жизни, Добывание огня еще неизвестно. ► неандертальцы – сформировался примерно 200 тыс. лет назад. Каменная техника постепенно совершенствуется. Хозяйственная жизнь основывается на собирательстве, рыбной ловле и охоте.

> Основные экономические черты  первобытнообщинного строя ► Зависимость от условий природы ► Коллективный Основные экономические черты первобытнообщинного строя ► Зависимость от условий природы ► Коллективный труд ► Общинная собственность на средства производства и продукт труда ► Отсутствие классов и государства ► Присваивающее хозяйство

>   Типы хозяйствования: ► I тыс. лет – Х тыс. до н. Типы хозяйствования: ► I тыс. лет – Х тыс. до н. э. – присваивающее хозяйство; ► Х тыс. лет – V тыс. до н. э. производящее хозяйство – неолитическая революция натуральное товарное

>Товарное производство основано на: ► общественном разделении труда ► частной собственности на средства Товарное производство основано на: ► общественном разделении труда ► частной собственности на средства производства ► производстве продуктов для рынка Простое товарное производство - собственный труде товаропроизводителя, Развитое капиталистическое продукт принадлежит применение наемного труда, товаропроизводителю. продукт отчуждается от производителя (производится рабочим, а принадлежит капиталисту).

> Этапы развития разделения труда как экономического   процесса Простейшая форма - естественное Этапы развития разделения труда как экономического процесса Простейшая форма - естественное разделение в зависимости от пола и возраста. Этапы: I. Отделение земледелия от скотоводства. II. Отделение ремесла от земледелия. III. Отделение торговли от ремесла.

> Главные черты рабовладельческого   способа производства 1) Натуральный характер экономики 2) собственность Главные черты рабовладельческого способа производства 1) Натуральный характер экономики 2) собственность на раба, орудие производства, продукт рабской работы 3) большей частью потребительский характер рынка 4) развитие простого товарного производства.

>   Типы рабства ► Античный ► Азиатский Типы рабства ► Античный ► Азиатский

> Сопоставление основных черт азиатского и античного  социально-экономических способов производства   Античный Сопоставление основных черт азиатского и античного социально-экономических способов производства Античный способ Азиатский способ производства производства География Др. Греция, Др. Рим Вавилон, Египет, Индия, Китай. Управление Децентрализованным пример наиболее суровой Собственность государственной рабовладельца централизации Характер Работа рабов во всех Патриархальное рабство: рабства сферах экономики. рабство носило Рабство носило преимущественно производственный домашний характер. характер

>Хаммурапи (1792– 1750 гг. до н. э. )    Свод законов Хаммурапи Хаммурапи (1792– 1750 гг. до н. э. ) Свод законов Хаммурапи ► деление общества на рабов и рабовладельцев признавалось естественным и вечным ► рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев ► Законы отразили заботу о частной

>  Кодекс Хаммурапи ► созданный Хамураппи в 1750 -х годах до  н. Кодекс Хаммурапи ► созданный Хамураппи в 1750 -х годах до н. э. ► свод из 282 законов, записанных на базальтовом столбе ► В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. , государственный контроль над хозяйственной жизнью. ► Основное внимание уделено описанию наказаний за различные правонарушения. ► принцип презумпции невиновности ► принцип талиона (око за око) «Если человек имущество бога или

>►  Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ► Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит ► Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.

>► Если грабитель не был схвачен, то  ограбленный человек может показать перед ► Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее ► Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь ► Если человек ссыпал зерно в доме другого человека, то за каждый гур зерна он должен платить 5 ка зерна в год как арендную плату за ссыпку.

>►  Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад побил поле, или ► Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад побил поле, или половодье унесло урожай, или же из -за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить. ► Если пастух не испросил согласия у хозяина поля для скармливания травы овцам, а скормил поле овцам без разрешения хозяина поля, то хозяин поля может сжать свое поле, а пастух, который без разрешения хозяина поля скормил поле овцам, сверх того должен отдать хозяину поля по 20 гуров зерна за каждый бур площади.

>►  Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего ► Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода. ► Если человек был взят в плен, а в доме его нет пропитания, и до его возвращения его жена вступила в дом другого и родила детей, а затем ее муж вернулся и достиг своего поселения, то эта женщина должна вернуться к своему супругу, а дети должны идти за своими отцами. ► Если человек захочет оставить свою супругу, которая не родила ему детей, то он должен дать серебро, равное ее выкупу, а также восстановить ей приданое, которое она принесла из дома своего отца, а затем он сможет ее оставить.

>   Конфуций    (551 - 479 до н. э. ) Конфуций (551 - 479 до н. э. ) ► в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. ► Деление общества на «благородных» , составляющих высшее сословие, и «простолюдинов» ( «низких» ) ► Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, к старшим в семье ► принадлежность к сословию определяет уровень богатства, к которому должен стремиться человек. стремление к большему - это уже не предприимчивость, а жадность, которая есть смертный грех.

>    Ксенофонт   (444— 356 гг. до н. э. ) Ксенофонт (444— 356 гг. до н. э. ) ► «Домострой» - определение термина «экономика» ► «Земледелие — мать и кормилица всех искусств» ► являлся ревностным защитником натурального хозяйства, основанного на рабском труде. ► выступал противником крупной торговли и ростовщичества, считая, что они ведут к разрушению натурального хозяйства.

>  Платон (427— 347 гг. до н. э. ) ►  люди не Платон (427— 347 гг. до н. э. ) ► люди не в состоянии удовлетворить все свои потребности собственными силами, а нуждаются в помощи других людей. ► Платоновское идеальное государство представляет собой сообщество трех сословий (классов): философов, воинов и низшего сословия — земледельцев и ремесленников ► торговлю рассматривал ее как постыдное занятие к считал, что торговлей в идеальном государстве должны заниматься иностранцы (варвары). ► отмечал ОГРАНИЧЕННОСТЬ потребностей в орудиях, утвари и т. п. и одновременно БЕЗГРАНИЧНОСТЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ в накоплении денег: «Денег никто не имеет столько, чтобы не желать иметь их еще больше» .

>   Аристотель   (384 -322 г. до н. э. ). ► Аристотель (384 -322 г. до н. э. ). ► Первый экономист в истории науки – подверг анализу экономические явленич ► "Чем определяется пропорции обмена товаров? " ► экономика - деятельность, направленная на приобретение благ для дома и государства. ► процент - "выгода" за счет должника, которую присвоил ростовщик и тем обогатился и это присвоение есть выражение его порочной алчности и скупости. ► Ростовщик присвоил процент несправедливо, так как он его не создавал, а вынудил отдать себе, сделав деньги источником приобретения новых денег, встав на путь коренного извращения их природы.

>► деньги являются результатом соглашения  между людьми и ► деньги являются результатом соглашения между людьми и "в нашей власти сделать их неупотребительными ► с изобретением денег происходит разрушение экономики, превращение ее в хрематистику ► "хрематистика". - деятельность, направленная на извлечение прибыли, на накопление богатства, . . . Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности".