Художники второй половины ХIX века Первый снег. Шишкин И.И.
Шишкин И.И. (1832-1898) Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина. Пристальное изучение природы отточило талант художника, выдвинуло его в ряды лучших пейзажистов. Почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые ландшафты среднерусской полосы. Он не искал в природе «красивые», «изящные» мотивы: наоборот, предметом искусства он делал и затянутую тиной болотистую лужу, и поросший бурым мхом валежник. Лесная глушь. 1872
Жизненная правда, соединенная с силой эпического обобщения, придала шишкинским пейзажам подлинно народный, демократический характер. Тема леса как главной принадлежности русской природы, неразрывно связанной с образом России, была одной из главных в творчестве Шишкина. Былинным величием веет от лесных пейзажей Шишкина, более всего любившего изображать могучие вековые дубы, стройные золотящиеся на солнце сосны. Благодаря Шишкину русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства. Дубовая роща. 1887 Его картины воспевали просторы родной земли, утверждали величие и неповторимую прелесть русской природы.
Дождь в дубовом лесу. 1891
Рожь. 1878
Утро в сосновом лесу. 1889
Левитан И.И. (1860-1900) Левитан создал пейзаж настроения, в котором образ природы одухотворен человеческими чувствами и размышлениями. Пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной, предельным лаконизмом изображения. Художник стремился передать все красочное богатство русской природы: она молода и радостна, печальна и полна таинственности, сверкает золотом опадающих листьев и блеском тающего снега. Вечерний звон. 1892