Художественные средства построения композиции Лекция 3 1 «Если

Скачать презентацию Художественные средства построения композиции Лекция 3 1 «Если Скачать презентацию Художественные средства построения композиции Лекция 3 1 «Если

21-lekciya_3_dopolneniya.ppt

  • Количество слайдов: 87

>Художественные средства построения композиции Лекция 3 1 Художественные средства построения композиции Лекция 3 1

>«Если вы, не зная законов владения цветом и построения композиции, способны создавать шедевры, то «Если вы, не зная законов владения цветом и построения композиции, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом «незнании». Но если вы в своем «незнании» не способны создавать нечто высококлассное… вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний» Иоханнес Иттен* швейцарский художник, крупнейший исследователь цвета в искусстве 2

>Создание любого объекта предметно-пространственной среды – это работа с формой  Конечная цель – Создание любого объекта предметно-пространственной среды – это работа с формой Конечная цель – достижение художественной выразительности формы Основной метод дизайна -художественно-образное моделирование объекта дизайн-проектирования посредством композиционного формообразования 3

>4 Композиция как инструмент гармонизации структуры и формы объектов дизайна 4 Композиция как инструмент гармонизации структуры и формы объектов дизайна

>Слово «композиция» происходит от латинского compositio – сочинение, составление, расположение, приведение в порядок Слово «композиция» происходит от латинского compositio – сочинение, составление, расположение, приведение в порядок Композиция – это средство, процесс и результат гармонизации структуры и формы разрабатываемого дизайнером объекта – изделия, набора изделий, комплекса, ансамбля, предметной среды 5

>Интегральные содержательно-эстетические категории  композиции:  - структура  - тектоника   - Интегральные содержательно-эстетические категории композиции: - структура - тектоника - колорит Объемно-пространственная структура – отражение в форме закономерностей строения объекта дизайна Тектоника – соответствие формы закономерностям конструкции , технологии изготовления и материалам, используемым для создания объекта дизайна 6

>7 7

>Колорит – закономерное сочетание цветов в композиции объекта дизайна (по цветовому тону, насыщенности и Колорит – закономерное сочетание цветов в композиции объекта дизайна (по цветовому тону, насыщенности и светлоте) на основе принципов гармонии цветовых отношений 8

>9 9

>10 10

>11 11

>12 12

>13 13

>Виды композиции пространственная композиция –  свойственна архитектуре (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная) живописно-плоскостная – Виды композиции пространственная композиция – свойственна архитектуре (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная) живописно-плоскостная – свойственна живописи объемно-пластическая – свойственна скульптуре линейно-графическая – свойственна станковой и книжной графике 14

>Основные принципы композиции любых объектов дизайна единство целого и частей формы элементы будут лучше Основные принципы композиции любых объектов дизайна единство целого и частей формы элементы будут лучше отвечать принципу единства, если они родственны по форме, размеру, текстуре, цвету и направлению соподчиненность элементов формы (п-п доминанты) организующее начало композиции – доминанта; характеристики доминанты в более приглушенном звучании повторяются в отдельных частях формы, связывая их между собой уравновешенность элементов формы означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны (верхняя и нижняя) находились в равновесии соразмерность элементов формы (пропорциональность) соотношение размеров формы, цветовой гаммы, тоновой насыщенности и др. 15

>Основные средства композиции  Средства первого уровня:  пропорции, ритм и  масштаб Основные средства композиции Средства первого уровня: пропорции, ритм и масштаб Средства второго уровня: симметрия−асимметрия динамика−статика контраст−тождество−нюанс 16

>Приемы  – это процесс художественно обоснованного выбора и применения средств композиции  Например, Приемы – это процесс художественно обоснованного выбора и применения средств композиции Например, пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка 17

>Пропорции – соразмерность элементов формы, согласованная система отношений частей между собой и целым Арифметические Пропорции – соразмерность элементов формы, согласованная система отношений частей между собой и целым Арифметические (модульные) пропорции основаны на повторении единого заданного размера, получаемого в виде разности каждой пары членов (a–b) = (b–c) = (c–d) =…= m. Геометрические пропорции основаны на равенстве отношений и проявляются в геометрическом подобии членений и форм (a : b = b : c =…= k). Разновидностью геометрической является гармоническая пропорция. Среднее гармоническое = 2/(1/a+1/b) = 2ab/(a+b). 18

>Примеры золотого сечения 19 Примеры золотого сечения 19

>Ритм – закономерное чередование соизмеримых элементов формы, их акцентирование, повторение, нарастание, убывание Метр – Ритм – закономерное чередование соизмеримых элементов формы, их акцентирование, повторение, нарастание, убывание Метр – простейший вид ритма – чередование одинаковых элементов (а + а + а…) 20

>Масштаб – мера соответствия модели размерам реального объекта или другим предметам, выявляемая при их Масштаб – мера соответствия модели размерам реального объекта или другим предметам, выявляемая при их сопоставлении Формула масштаба М = L / Lэт М – масштаб изделия, L – размеры типичных частей и элементов изделия Lэт – часто встречающиеся размеры аналогичного изделия – эталона 21

>Симметрия − асимметрия – категории композиции, выражающие физический закон равенства моментов сил и Симметрия − асимметрия – категории композиции, выражающие физический закон равенства моментов сил и связанные с принципом равновесия Симметрия – это тождество элементов формы, одинаково расположенных относительно средней линии (оси) симметрии, центра симметрии, плоскости симметрии Асимметрия – отсутствие или нарушение симметрии 22

>Виды симметрии:  - зеркальная  - центральная (совместимость достигается вращением  фигуры относительно Виды симметрии: - зеркальная - центральная (совместимость достигается вращением фигуры относительно оси симметрии) - винтовая 23

>Динамика − статика – категории композиции, выражающие движение и покой 24 Динамика − статика – категории композиции, выражающие движение и покой 24

>25 25

>26 26

>27 27

>Контраст − нюанс – категории композиции, определяющие такие отношения однородных элементов формы, которые характеризуются Контраст − нюанс – категории композиции, определяющие такие отношения однородных элементов формы, которые характеризуются резко или слабо выраженными различиями Тождество – отсутствие каких-либо отличий Контраст – прием композиции, основанный на резко выраженном противопоставлении однородных свойств элементов целого (структуры, объема, конфигурации, тона, цвета, фактуры, текстуры, характера пластики, графического рисунка, величины, направленности, протяженности) Нюанс – прием композиции, основанный на слабо выраженных различиях однородных свойств элементов целого 28

>Цветовой контраст 29 Цветовой контраст 29

>Контраст по насыщенности 30 Контраст по насыщенности 30

>Нюанс  31 Нюанс 31

>Немного практики 32 Немного практики 32

>33 33

>34 34

>35 35

>36 36

>37 37

>38 38

>39 39

>40 40

>41 41

>42 42

>43 43

>44 44

>45 45

>46 46

>Закономерности зрительного восприятия формы и пространства 47 Закономерности зрительного восприятия формы и пространства 47

>Восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного Восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств, а также создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения Зрительное восприятие на девяносто процентов обеспечивает человека всей получаемой информацией 48

>Свойства восприятия Зоны активности и направления Последовательность Избирательность Реакция на движение Целостность Соотносительность и Свойства восприятия Зоны активности и направления Последовательность Избирательность Реакция на движение Целостность Соотносительность и иллюзорность Ассоциативность и образность 49

>Свойства восприятия Зоны активности 50 Свойства восприятия Зоны активности 50

>51 Зоны направления: Активные (начало) – (развитие) горизонталь вверху, вертикаль слева, диагональ снизу/слева вверх/вправо 51 Зоны направления: Активные (начало) – (развитие) горизонталь вверху, вертикаль слева, диагональ снизу/слева вверх/вправо Пассивные (завершение, ограничение) – (угасание) горизонталь внизу и вертикаль справа; внизу, диагональ сверху/слева - вниз/вправо Свойства восприятия

>52 Последовательность и избирательность Свойства восприятия 52 Последовательность и избирательность Свойства восприятия

>53 Свойства восприятия 53 Свойства восприятия

>54 Целостность восприятия Свойства восприятия 54 Целостность восприятия Свойства восприятия

>55 Соотносительность и иллюзорность Свойства восприятия 55 Соотносительность и иллюзорность Свойства восприятия

>Ассоциативность на примере восприятия формы и направления линий: Горизонтальные линии - основательность, спокойствие, тишину; Ассоциативность на примере восприятия формы и направления линий: Горизонтальные линии - основательность, спокойствие, тишину; Вертикальные – стремление вверх, рост, торжественность; Спиральные – вращательное движение, развитие; Ломаные – агрессивность, неуравновешенность; Волнообразные – движение различной скорости; Наклонные: Восходящие (активные) – надежда, взлет, подъем; Нисходящие (пассивные) – чувство нестабильности, грусть, тоска, бессилие. 56 Свойства восприятия

>Графические средства  построения композиции 57 Графические средства построения композиции 57

>Графика -  используется как средство передачи на плоскости той или иной смысловой (текстовой Графика - используется как средство передачи на плоскости той или иной смысловой (текстовой или изобразительной) информации, а также художественной разработки формы. Графические средства: - точка; - линия; - пятно (или тон); - цвет. 58

>Точка - выделяется как графический акцент на плоскости.  Свойства точки в композиции: Точка - выделяется как графический акцент на плоскости. Свойства точки в композиции: - расположение на плоскости; - относительный размер; - силуэт; - плотность заполнения; - яркость и др. 59

>Линия - По форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении Линия - По форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину) Характер линии определяется: материалом и техникой исполнения 60

>Жесткие линии 61 Жесткие линии 61

>Мягкие линии 62 Мягкие линии 62