Скачать презентацию ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ КЛАССИЦИЗМ РОМАНТИЗМ РЕАЛИЗМ ЖИВОПИСЬ Романтизм Скачать презентацию ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ КЛАССИЦИЗМ РОМАНТИЗМ РЕАЛИЗМ ЖИВОПИСЬ Романтизм

Классицизм романтизм реализм.ppt

  • Количество слайдов: 76

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ КЛАССИЦИЗМ РОМАНТИЗМ РЕАЛИЗМ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ КЛАССИЦИЗМ РОМАНТИЗМ РЕАЛИЗМ

ЖИВОПИСЬ Романтизм О. А. Кипренский 'Портрет поэта А. С. Пушкина' ЖИВОПИСЬ Романтизм О. А. Кипренский 'Портрет поэта А. С. Пушкина'

ЖИВОПИСЬ Романтизм О. А. Кипренский Портрет Лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова ЖИВОПИСЬ Романтизм О. А. Кипренский Портрет Лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова

ЖИВОПИСЬ Романтизм В. А. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина ЖИВОПИСЬ Романтизм В. А. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина

СКУЛЬПТУРА Романтизм П. К. Клодт Скульптурные композиции «Укротители коней» СКУЛЬПТУРА Романтизм П. К. Клодт Скульптурные композиции «Укротители коней»

ЖИВОПИСЬ Классицизм К. П. Брюллов «Последний день Помпеи» ЖИВОПИСЬ Классицизм К. П. Брюллов «Последний день Помпеи»

ЖИВОПИСЬ Классицизм А. А. Иванов «Явление Христа народу» ЖИВОПИСЬ Классицизм А. А. Иванов «Явление Христа народу»

СКУЛЬПТУРА Классицизм И. П. Мартос Памятник К. Минину и Д. М. Пожарскому СКУЛЬПТУРА Классицизм И. П. Мартос Памятник К. Минину и Д. М. Пожарскому

СКУЛЬПТУРА Классицизм Б. И. Орловский Памятник М. И. Кутузову Памятник М. Б. Барклаю де СКУЛЬПТУРА Классицизм Б. И. Орловский Памятник М. И. Кутузову Памятник М. Б. Барклаю де Толли

СКУЛЬПТУРА Классицизм Б. И. Орловский Статуя ангела на Александровской колонне СКУЛЬПТУРА Классицизм Б. И. Орловский Статуя ангела на Александровской колонне

ЖИВОПИСЬ Реализм А. Г. Венецианов На пашне. Весна ЖИВОПИСЬ Реализм А. Г. Венецианов На пашне. Весна

ЖИВОПИСЬ Реализм П. А. Федотов Свежий кавалер. ЖИВОПИСЬ Реализм П. А. Федотов Свежий кавалер.

ЖИВОПИСЬ Реализм П. А. Федотов Сватовство майора ЖИВОПИСЬ Реализм П. А. Федотов Сватовство майора

СКУЛЬПТУРА Реализм П. К. Клодт Памятник И. А. Крылову СКУЛЬПТУРА Реализм П. К. Клодт Памятник И. А. Крылову

 «Герои портретной живописи О. А. Кипренского» Самым ярким и творческим воплощением живописи романтизма «Герои портретной живописи О. А. Кипренского» Самым ярким и творческим воплощением живописи романтизма стал портрет и надолго сохранил свою ведущую роль в искусстве. Наиболее яркое и полное выражение русский романтический портрет получил в творчестве лучшего портретиста первой четверти 19 века – Ореста Адамовича Кипренского (1782 -1836).

Автопортрет 1808 г. Автопортреты О. А. Кипренского. Автопортрет 1828 г. В автопортрете 1808 года Автопортрет 1808 г. Автопортреты О. А. Кипренского. Автопортрет 1828 г. В автопортрете 1808 года Кипренский правдиво передает всю противоречивость юношеских чувств. Обращает на себя наше внимание сочетание наивного чистосердечия и юношеской серьезности. Автопортрет 1828 года - застенчивый взгляд юноши уступает место несколько деланной улыбке «любимца моды легкокрылой» , взгляд холоден, проницателен, словно что-то спрашивает у зрителя.

Особенности творчества Кипренского. - у Кипренского первичное значение приобретает личность, через нее, обогащенную эмоциями Особенности творчества Кипренского. - у Кипренского первичное значение приобретает личность, через нее, обогащенную эмоциями и чувствами, художник выражает этические нормы передового общества того времени; – подчеркнуто личностный, эмоциональный характер портретов Кипренского; – повышенное внимание концентрируется на лице, следовательно уменьшается зрительный эффект от костюма; – возросла выразительная сила света, контрастно выделяющая лицо, что позволило подчеркнуть яркость, возвышенность чувств героев. – усиление психологизма, умение и желание одушевить портрет; – создание карандашного портрета в русском искусстве.

Творческая биография художника. Орест Адамович Кипренский – внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, по Творческая биография художника. Орест Адамович Кипренский – внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, по документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе. Родился 24 марта 1782 года, на мызе Нежинской. Получив вольную, в 1788 году зачислен в воспитательное училище при петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. 1805 год – получил первую золотую медаль и право на заграничную поездку в Европу. В 1812 году за портреты героев Отечественной войны 1812 года и другие работы в 30 лет удостоен звания Академика. 1822 год – в Мариенбаде знакомится с Гёте, дважды рисует его портрет. 1823 год – создает свою самую известную работу – «Портрет Пушкина» . В июле 1836 года женится на Анне-Марии-Фалькуччи, принимает католичество. 17 октября 1836 года скончался в Риме от воспаления легких.

Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819. Масло. Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819. Масло.

Портреты друзей и единомышленииков художника (посетителей солона Олениных и членов литературного кружка: В. А. Портреты друзей и единомышленииков художника (посетителей солона Олениных и членов литературного кружка: В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, Н. И. Гнедича и других). «Портрет Н. И. Гнедича» «Портрет П. А. Вяземского» «Портрет В. А. Жуковского» «Портрет К. Н. Батюшкова» Духовный облик большинства передовых людей 19 в. сложился в период подъёма освободительного движения в России. Передовые современники понимали значение новаторского искусства Кипренского и дарили его своей дружбой. Кипренский стал в живописи выразителем идей русского гуманизма.

Портрет Александра Сергеевича Пушкина – самая известная работа художника. Кипренский писал портрет с большим Портрет Александра Сергеевича Пушкина – самая известная работа художника. Кипренский писал портрет с большим вдохновением и сознанием огромной исторической ответственности. Первое впечатление от портрета – предельная завершенность. Тщательная отделка деталей, строгая гармония создает ощущение торжественной тишины. Современник писал: «Гений поэта как будто бы воодушевил художника…»

Мужские портреты. Образ просвещенного человека пушкинской поры. В портрете простота и целостность замысла, благородная Мужские портреты. Образ просвещенного человека пушкинской поры. В портрете простота и целостность замысла, благородная содержательность красок. «Портрет Уварова» 1815 г. Герой портрета близок к идеалу спокойствия и гармонии «классического человека» . В облике – сосредоточенность и собранность (но нельзя назвать его облик бесстрастным и холодным). «Портрет Голицына» 1819 г.

В облике Е. Давыдова гусарская молодцеватость, русская удаль, способность к страстному, живому чувству, раздумью. В облике Е. Давыдова гусарская молодцеватость, русская удаль, способность к страстному, живому чувству, раздумью. Свободная расслабленная поза, спокойствия не нарушает быстрый, проницательный взгляд черных глаз. Сходные черты присущи обширной серии портретов героев войны 1812 года. «Портрет Е. Давыдова» 1809 г.

Портреты героев Отечественной войны 1812 года (Е. И. Чаплица, П. А. Оленина, А. Р. Портреты героев Отечественной войны 1812 года (Е. И. Чаплица, П. А. Оленина, А. Р. Томилова, братьев Ланских и др. ) «Портрет Е. И. Чаплица» «Портрет П. А. Оленина» «Портрет А. Р. Томилова» В зарисовках военных для Кипренского главное – не блеск погон и военная выправка, а внутренние черты характера его героев, их духовный мир.

Образы русских женщин. Обаятельность нежного облика, сосредоточенность на одной мысли, чувстве; наряд выполнен тщательно, Образы русских женщин. Обаятельность нежного облика, сосредоточенность на одной мысли, чувстве; наряд выполнен тщательно, но не отвлекает от лица и душевных переживаний героини. «Портрет Е. П. Растопчиной» 1809 г. С портрета Д. Хвостовой к нам вопросительно обращен доверчивый взгляд; Д. Хвостоваобразец душевной красоты много испытавшей жещины. «Портрет Д. Хвостовой» 1814 г.

 «Портрет М. В. Кочубей» Несмотря на внешний облик девушки с оттенком домашней простоты «Портрет М. В. Кочубей» Несмотря на внешний облик девушки с оттенком домашней простоты и естественности, в нем нет ничего буднично серого, он светится внутренней грацией и чистосердечием. «Портрет княгини С. С. Щербатовой» Портрет С. С. Щербатовой занимает особое место в серии женских образов, созданных Кипренским. Обращает на себя внимание пылкий темперамент модели, о нем говорит порывистый поворот фигуры и одновременно проникновенный взгляд больших черных глаз.

Портрет миловидной женщины в костюме и с прической в духе начала столетия, проникновенный взгляд Портрет миловидной женщины в костюме и с прической в духе начала столетия, проникновенный взгляд говорит о прекрасных душевных качествах, мы можем догадаться о том, что это портрет близкого для художника человека – жены его друга. «Портрет Томиловой»

Портрет Е. С. Авдулиной. 1822. Масло. Портрет Е. С. Авдулиной. 1822. Масло.

Детские образы. Трогательный, поэтичный крестьянский образ курносого деревенского парня в холщовой рубахе продолжает начатую Детские образы. Трогательный, поэтичный крестьянский образ курносого деревенского парня в холщовой рубахе продолжает начатую художником тему выражения высшей человечности в его портретах. «Портрет мальчика Бакунина» 1813 год.

Создавая портрет Челищева – толстощекого и румяного мальчика, с пухлыми детскими губками и широко Создавая портрет Челищева – толстощекого и румяного мальчика, с пухлыми детскими губками и широко раскрытыми блестящими глазами, Кипренский реализовывал в своем творчестве те же задачи, что и английские мастера в портретах детей. «Портрет мальчика Челищева»

 «Герои портретной живописи Тропинина» (1776 -1857) создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека «Герои портретной живописи Тропинина» (1776 -1857) создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека из народа В. А. Тропинин. Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль, 1844

Работает в жанре типажного портрета. Романтизм художника обычно остается камерным и умиротворенно «домашним» — Работает в жанре типажного портрета. Романтизм художника обычно остается камерным и умиротворенно «домашним» — даже там, где очевиден намек на сильное чувство. В отличие от романтических портретистов, Тропинин старался подчеркнуть типичность героев. Но в то же время он симпатизировал им, что выливалось в изображении внутренней привлекательности. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. Тропинин изображал конкретного человека, а через него старался показать все типичное для данного круга людей.

Золотошвейка, 1826 Кружевница Золотошвейка, 1826 Кружевница

Портрет сына, 1818 Портрет сына, 1818

В работах московского периода прежняя интимность образов сменяется вниманием к характеристике моделей. Колорит становится В работах московского периода прежняя интимность образов сменяется вниманием к характеристике моделей. Колорит становится насыщенным. Позы естественные, непринужденные, домашние… Гитарист, 1823 образ был навеян поэмой М. Ю. Лермонтова Женщина в окне 1841 «Тамбовская казначейша» )

…и одеты они были с домашней небрежностью, которая извинительна была только потому, что увеличивала …и одеты они были с домашней небрежностью, которая извинительна была только потому, что увеличивала очарование портрета. Его так и называли – «халатный живописец» . Портрет П. А. Булахова. 1823 Портрет К. Г. Равича 1823

Тропинин. Портрет А. С. Пушкина, 1827 Кипренский. Портрет А. С. Пушкина, 18 Тропинин. Портрет А. С. Пушкина, 1827 Кипренский. Портрет А. С. Пушкина, 18

Традиции классицизма и черты романтизма соприкасаются в произведениях Карла Павловича Брюллова. 1799 -1852 В. Традиции классицизма и черты романтизма соприкасаются в произведениях Карла Павловича Брюллова. 1799 -1852 В. А. Тропинин. Портрет К. Брюллова. 1836

К. Брюллов. Нарцисс. 1819 К. Брюллов. Нарцисс. 1819

Итальянское утро. 1823 Итальянский полдень. 1827 Итальянское утро. 1823 Итальянский полдень. 1827

Вирсавия. 1832. Масло. Вирсавия. 1832. Масло.

Портрет певицы Ф. Персиани-Такинарди 1834 г. Гуляние в Альбано. 1834 -1835 Как средства художественной Портрет певицы Ф. Персиани-Такинарди 1834 г. Гуляние в Альбано. 1834 -1835 Как средства художественной выразительности можно отметить смелость цветового решения, контрасты цвета и света, световые рефлексы. Красотой и выразительностью отличаются произведения Брюллова итальянского периода, женские образы, мужские портреты.

Турчанка. 1837 -1839 Турчанка. 1837 -1839

Последний день Помпеи. 1830 -1833 Фрагмент. Масло. Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных Последний день Помпеи. 1830 -1833 Фрагмент. Масло. Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф» .

В этих работах он разрабатывает свой тип портрета, т. н. портрет-картина. Всадница. 1832 Графиня В этих работах он разрабатывает свой тип портрета, т. н. портрет-картина. Всадница. 1832 Графиня Ю. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини. 1842

Портрет светлейшей княгини Е. П. Салтыковой. 1841. Масло. Портрет светлейшей княгини Е. П. Салтыковой. 1841. Масло.

Портрет Н. Кукольника. 1836. А. Н. Струговщикова. 1840 Портрет Н. Кукольника. 1836. А. Н. Струговщикова. 1840

В произведениях Сильвестра Феодосиевича Щедрина природа раскрывается как романтический образ, одновременно и вечный и В произведениях Сильвестра Феодосиевича Щедрина природа раскрывается как романтический образ, одновременно и вечный и преходящий. Автопортрет. 1817. Масло. Изменчивый мир в картинах Щедрина не имеет драматического характера - его пейзажи гармоничны, как природа Италии, которой он посвятил свое искусство.

 • • Сильвестр Феодосиевич Щедрин родился в Петербурге 2 февраля 1791 года. С • • Сильвестр Феодосиевич Щедрин родился в Петербурге 2 февраля 1791 года. С детства жизнь Сильвестра была тесно связана с искусством. Отец художника, скульптор Феодосий Федорович Щедрин, занимал должность профессора, а затем ректора Петербургской академии художеств. На выбор мальчиком профессии решающее влияние оказал его дядя знаменитый пейзажист, профессор Семен Федорович Щедрин, который руководил в академии пейзажным классом. С 1800 по 1811 год Сильвестр Щедрин учился в Академии Художеств. В 1811 г. он оканчивает Академию дипломной картиной «Вид с Петровского острова» , получив за неё Большую золотую медаль, что давало ему право на «пенсионерство» за границей.

В июне 1818 г. он уехал в Италию. Сильвестр Феодосиевич примкнул к передовому романтическиреалистическому В июне 1818 г. он уехал в Италию. Сильвестр Феодосиевич примкнул к передовому романтическиреалистическому направлению. Предметом своей большой отчетной картины он решил сделать Колизей. Стараясь как можно точнее выразить натуру, Щедрин до мельчайших подробностей передал архитектуру здания, его каменную массу и кладку. Чтобы придать картине занимательность, он дополнил изображение Колизея мотивом входящего в него крестного хода. Колизей.

Летом 1819 г. художник отправился в Неаполь, где поселился на набережной Санта-Лючия у поэта Летом 1819 г. художник отправился в Неаполь, где поселился на набережной Санта-Лючия у поэта и дипломата К. Н. Батюшкова. Здесь художник нашел подлинную отраду для души и неисчислимое количество мотивов для живописи. Картину «Неаполь. На набережной Ривьера ди Къяйя» Щедрин выполнил в манере, характерной для поздней живописи Ф. Алексеева: основное место на переднем плане здесь занимает набережная, на которой художник изобразил группы гуляющих и торговцев, представляющие собой незатейливые жанровые сценки. На дальнем плане открывается вид на море.

Все же бурные политические события, развернувшиеся в Неаполитанском королевстве, вынудили Щедрина искать безопасности в Все же бурные политические события, развернувшиеся в Неаполитанском королевстве, вынудили Щедрина искать безопасности в Риме. Но теперь он смотрел на этот город иными глазами и находил в нем красоту. Серия изображений водопадов в Тиволи, выполненных в 1821 -1823 гг. , свидетельствует о том, насколько возросло живописное мастерство Щедрина по сравнению с этюдом «Колизей» .

Живое, реальное, проникнутое романтическим лиризмом восприятие природы, которое сложилось в процессе работы над «Водопадами» Живое, реальное, проникнутое романтическим лиризмом восприятие природы, которое сложилось в процессе работы над «Водопадами» , получило свое развитие в сюите видов «Нового Рима» , созданию которой Щедрин посвятил три года, с 1823 по 1825. Среди лучших работ этой серии выделяется картина «Новый Рим. Замок Святого Ангела» . Этот пейзаж, проникнут неповторимым поэтическим чувством.

В 1825 г. появился еще один шедевр Щедрина - «Озеро Альбано в окрестностях Рима» В 1825 г. появился еще один шедевр Щедрина - «Озеро Альбано в окрестностях Рима» . Изысканный колорит картины, выдержанный в серовато-голубой и серовато-зеленой гамме, придает пейзажу особое, поэтическое очарование. Между высокими деревьями открывается чудесный вид на озеро, за которым высятся окутанные нежной дымкой горы. Сквозь причудливый узор листьев пробивается солнечный свет. Его блики ложатся на желтоватую землю, стволы и листву деревьев, гладкую поверхность озера. В этом поэтическом произведении он сделал новый шаг к естественности, избавившись от четкого деления на пространственные планы и от условности цвета.

Щедрин оттягивал возвращение в Петербург. Его пугали доходящие сведения об изменениях в Академии, о Щедрин оттягивал возвращение в Петербург. Его пугали доходящие сведения об изменениях в Академии, о подавленности и страхе, объявшем общество после восстания на Сенатской площади. Он принял решение остаться в Риме. К этому времени его популярность значительно возросла. Желающим приобрести выполненный живописцем пейзаж приходилось записываться в очередь. Начиная с 1825 г. все летние месяцы Щедрин стал проводить в Неаполе, на Капри и в Сорренто. На смену городским пейзажам в его творчестве пришли природные, главным образом приморские. Именно в морских пейзажах 1825 -1827 гг. творчество Щедрина достигло своего расцвета.

Набережная в Неаполе. Набережная в Неаполе.

Вид Сорренто близ Неаполя. Вид Сорренто близ Неаполя.

Итальянский пейзаж. Капри. Итальянский пейзаж. Капри.

Вид Амальфи близ Неаполя. Вид Амальфи близ Неаполя.

Набережная Санта Лючия в Неаполе. Набережная Санта Лючия в Неаполе.

Большая гавань на острове Капри. Художник заводил дружеские отношения с местными жителями, наблюдал их Большая гавань на острове Капри. Художник заводил дружеские отношения с местными жителями, наблюдал их повседневный быт. Именно эти одетые в лохмотья представители итальянского дна придавали картинам Щедрина живость и реалистичность. Так, в результате наблюдений художника за природой и бытом простых итальянцев появилась серия «Гаваней в Сорренто» ,

В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре. В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре.

Вид в окрестностях Сорренто. Вечер. Вид в окрестностях Сорренто. Вечер.

Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо. Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо.

Городские пейзажи, написанные Щедриным в Неаполе, приобрели необычайную популярность. Но Сильвестр Феодосиевич не испытывал Городские пейзажи, написанные Щедриным в Неаполе, приобрели необычайную популярность. Но Сильвестр Феодосиевич не испытывал особенной любви к видам городской архитектуры. Намного ближе для него было стремление писать «чистую» природу. Природа Щедрина - это природа, близкая человеку, идеальный мир гармонии и спокойного счастья. Привлекали его также светотеневые контрасты. Поэтому в его живописи часто встречается мотив грота ( «Вид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную ночь» ). Темные краски, которыми художник пишет гроты, контрастно подчеркивают нежную голубизну моря и неба, свежесть зелени.

Грот во Флоренции. Грот во Флоренции.

Грот Матроманио на острове Капри. Грот Матроманио на острове Капри.

Веранда, обвитая виноградом. Веранда, обвитая виноградом.

Терраса в Поццуоли. Терраса в Поццуоли.

Мало-помалу в работы Щедрина проникает драматизм, ранее ему чуждый. Для того чтобы усилить выразительность Мало-помалу в работы Щедрина проникает драматизм, ранее ему чуждый. Для того чтобы усилить выразительность своих полотен, Щедрин использовал свет, идущий сразу от нескольких источников, например отблески костра, зарево над кратером вулкана и свет луны. Он стал писать ночные пейзажи с тревожным светом луны, проглядывающей из-за облаков, и мрачными силуэтами людей, собравшихся у костра ("Лунная ночь в Неаполе", 1828 -29, и др. ). Возможно, причиной тому были невеселые вести с родины, куда художник не решался возвратиться, а возможно - тяжелая болезнь, которая беспокоила его все чаще.