Художественно-изобразительные средства.ppt
- Количество слайдов: 34
Художественноизобразительные средства. Тропы. Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота.
Эпитет. • (от греч. epitheton – приложение) – художественное, образное определение. • В нем воплощается уникальность мироощущения, присущего личности. • Средство, позволяющее ощутить авторскую позицию. • «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (А. С. Пушкин), «Белеет парус одинокий» (М. Ю. Лермонтов), «Гремят раскаты молодые…» (Ф. М. Тютчев), «Сколько там было кудрявых берез…» (Н. А. Некрасов)
Фольклористы пользуются термином «постоянный эпитет» . • Ведущая особенность образности устного народного творчества. • Такие эпитеты были средством типизации. • Дороженька столбовая, девица красная, молодец добрый, море синее, поле чистое, тучи черные.
Роль эпитета в художественном тексте могут играть не только прилагательные. М. Ю. Лермонтов. Ведь были ж схватки боевые? Да, говорят, еще какие! (Местоимение, выражающее превосходную степень) Ф. И. Тютчев. Чародейкою зимою…(существительное) С. Есенин. Что ты жадно глядишь на дорогу… (наречие)
Найдите эпитеты в примерах 1)Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана… М. Ю. Лермонтов 2)Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Ф. И. Тютчев 3)Подруга думы праздной, чернильница моя… А. С. Пушкин 4)Идет добрый молодец по пескам сыпучим, по лесам дремучим… Русская народная сказка.
Проверь себя 1)Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана… М. Ю. Лермонтов 2)Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Ф. И. Тютчев 3)Подруга думы праздной, чернильница моя… А. С. Пушкин 4)Идет добрый молодец по пескам сыпучим, по лесам дремучим… Русская народная сказка.
Сравнение. • Один из тропов художественной речи, сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. • «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. » (Н. В. Гоголь) • В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Этим данный троп отличается от метафоры, где присутствует только второй элемент.
Сравнения выражаются различными способами: • При помощи союзов «как» , «словно» , «будто» , «точно» , «чем» ; • Сравнительной степени прилагательного или наречия ( «обнявшись крепче двух друзей» ); • Формой творительного падежа ( «красота уходящего лета обнимала их сотнями рук» ); • Слов типа «похожий» , «подобный» и т. п. ( «Промедление смерти подобно» )
Метафора. • Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. • «Газетная шапка» , «сладкий голос» , «блистать эрудицией» , «Глаголом жги сердца людей» , «Деревья в зимнем серебре» . • В поэзии и прозе метафора не только средство лексической выразительности, но и способ построения образов.
Олицетворение. • Является разновидностью метафоры и состоит в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. • Однако метафора представляет собой отдельное словосочетание, а олицетворение – это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, имеющий в произведении самостоятельно предметное значение.
Примеры: • Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. «Слово о полку Игореве» • Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… А. С. Пушкин.
Метонимия. Перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности. • «Ну, скушай же тарелочку, мой милый!» • «читаю Пушкина» • «голова прошла» • «Бразилия выиграла у Испании» • «Все мое» , - сказало злато; «Все мое» , - сказал булат. «Все куплю» , - сказало злато; «Все возьму» , - сказал булат. Синекдоха. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. • «Все флаги в гости будут к нам» • «Золотая, дремотная Азия опочила на куполах» • «Мы все глядим в Наполеоны» • «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» • «Пуще всего береги копейку»
Перифраз. • Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. • «Смиритель стран Казанских» ; «Колумб российский» ; люди в белых халатах; лесной доктор; солнце русской поэзии.
Гипербола – образное выражение, содержащее преувеличение размера, силы, значения. «Я тебе тысячу раз говорил об этом!» Литота – выражение, содержащее непомерно приуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления. «Я на минуточку»
Найдите соответствия. 1. Эпитет 2. Метафора 3. Сравнение 4. Метонимия 5. Литота 6. Перифраз 7. Олицетворение А) Казалось, в души людей въедалась тонкая пыль вины. Б) Людей подхватило, как пыль ветром, и их закружило в общем вихре. В) История человечества начинается камнем, но дорогу к цивилизации оно прорубило себе железом. Г) Страна стояла в миллиметре от пропасти, нас от катастрофы отделял миг, вернее даже не миг, а полмига. Д) Голос природы звучал торжественно и величаво, ее горды очи таинственно сверкали с вышины, и снисходительная улыбка чуть трогала ее губы. Е) Нет, на нашу землю пришли не наследники Гете и Шиллера, это потомки гордых тевтонцев захотелось мирового господства. ж) Он пропел трагический и грозный гимн своей отчизне.
Проверь себя: 1. Ж 2. А 3. Б 4. В 5. Г 6. Е 7. д
Интонационно-синтаксические средства художественной выразительности. Фигуры речи. Анафора, анадиплосис (композиционный стык), антитеза, асиндетон, восклицательные предложения, градация, инверсия, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, оксюморон, парцелляция, рефрен, синтаксический параллелизм, элипсис, полисиндетон, эпифора,
Риторический вопрос. • Не с целью получить ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению • Когда же мы начнем беречь природу?
Риторическое обращение. • Подчеркнутое обращение к кому-либо или к чему-либо для усиления выразительности. • Жизнь моя, иль ты приснилась мне? С. Есенин
Повтор. • • • Анафора Эпифора Анадиплосис Рефрен градация
Синтаксический параллелизм • Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. • По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль.
Полисиндетон • последовательность соподчиненных слов или предложений соединение всех членов такого ряда союзами (напр. : «И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах, И нет души в тебе» Ф. И. Тютчев)
Асиндетон • последовательность соподчиненных слов или предложений без соединения их союзами (напр. : «Швед, русский, колет, рубит, режет» — Пушкин)
Эллипсис. • опущение какого-нибудь члена в предложении (напр. : «Я — в театр» , вместо «Я иду в театр» )
Инверсия. • изменение порядка в расположении частей предложения. Подобного рода изменения могут преследовать как логические, так и чисто звучальные цели. Так, несомненно, что совершенно различный оттенок имеют выражения: «Погода была великолепная» и «Была великолепная погода» .
Антитеза. • (греч. ’Αντι θεσις, противоположение) — фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов. Существенным условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему их общему понятию, или общая на них точка зрения. Напр. : «Начал за здравие, а свел на упокой» , «Ученье свет, а неученье тьма» .
Антитеза может не ограничиваться двумя контрастными образами, но быть и многочленной. Так, в «Дорожных жалобах» Пушкина мы находим ряд многочленных антитез: «Долго ль мне гулять на свете, То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком? »
Оксюморон. • (греч. το οξυ μορον, остроумная глупость) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном сочетании противоречивых понятий. «Красноречивое молчание» , «живой труп» , «выйти сухим из воды» — ходячие оксимороны обыденной речи. Существенным признаком оксиморона является подчеркнутость в нем противоречия между понятиями, входящими в его состав
Парцелляция. • экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения ("И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь" П. Г. Антокольский).
Ирония. • вид насмешки, отличительными чертами которого следует признать спокойствие и сдержанность, нередко даже оттенок холодного презрения, а, главное, личина вполне серьезного утверждения, под которой таится отрицание достоинства того предмета или лица, к которому относится. Так, напр. , на глупые слова иронически замечают: «Как это умно!» , а о дурном деле отзываются: «Очень хороший поступок!»
Аллитерация. • повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности» . • Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. (К. Бальмонт)
Звукопись. • Это прием звукового повтора с содержанием текста, при котором возникает «слуховой» образ изображаемого явления как дубликат его словесного описания. В таком случае повторы гласных или согласных звуков в поэтическом произведении приобретают функцию непосредственного выражения смысла. …Бывало Когда гремел мазурки гром, В огромном зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы… А. С. Пушкин
Ассонанс. • повторение одинаковых гласных. Ассонанс преследует те же цели, что и аллитерация, и является подобно последней, часто при том сочетаясь с ней, могучим средством выразительности поэтического языка. Примером замечательного употребления ассонанса служит следующий, отмеченный Вячеславом Ивановым, в ряду других отрывков из «Цыган» Пушкина — отрывок: • Ах, быстро молодость моя Звездой падучею мелькнула. Но ты, пора любви минула Еще быстрее; только год Меня любила Мариула, — Однажды, близ Кагульских вод Мы чуждый табор повстречали
Диалектизмы. • Диалектные слова, употребляемые в составе литературной речи. • Вводятся автором для характеристики речи персонажа. Они указывают на социальное положение говорящего и его происхождение из определенной местности. • «Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водются» , - говорит Илюша герой произведения И. Тургенева.
Художественно-изобразительные средства.ppt