Скачать презентацию Художественная речь 1 Язык и речь 2 Литературный Скачать презентацию Художественная речь 1 Язык и речь 2 Литературный

Худ речь. Стих и проза.ppt

  • Количество слайдов: 11

Художественная речь 1. Язык и речь. 2. Литературный язык и его функциональные стили. 3. Художественная речь 1. Язык и речь. 2. Литературный язык и его функциональные стили. 3. Отличие художественной речи от речи практической. 4. Объем понятия «художественная речь» . 1. Язык и речь Язык – это основной вид деятельности человека, организующий мышление. Литературный язык – это язык официальный, предписывающий общение по строгим нормам. Это орфоэпические, лексические, орфографические, грамматические, синтаксические нормы, которые закреплены в словарях, учебниках, грамматиках. Он основан на правилах, его принципы – единообразие и универсальность. Речь – это конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную форму. Речь – это воплощение, реализация языка, который обнаруживает себя в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное значение. Речь вводит язык в контекст употребления. Она конкретна и неповторима в противоположность абстрактному и воспроизводимому языку. Речь произвольна, язык обязателен. Речь преднамеренна и обращена к определенной цели, в отличие от нецеленаправленного языка. Речь вариативна, язык инвариантен.

Художественная речь 2. Литературный язык и его функциональные стили Литературный язык – это язык Художественная речь 2. Литературный язык и его функциональные стили Литературный язык – это язык официальный, предписывающий общение по строгим нормам. Это орфоэпические, лексические, орфографические, грамматические, синтаксические нормы, которые закреплены в словарях, учебниках, грамматиках. Он основан на правилах, его принципы – единообразие и универсальность. Различные уровни литературного языка разделены по наличию в них значения, образуют иерархию уровней: v v v синтаксический. морфологический, лексический, морфемный, фонетический

Художественная речь 2. Литературный язык и его функциональные стили Книжно-письменный тип СРЛЯ Устно-разговорный тип Художественная речь 2. Литературный язык и его функциональные стили Книжно-письменный тип СРЛЯ Устно-разговорный тип СРЛЯ Специальная речь Публичная речь 1. Письменная научная речь (ЯСЦ). 2. Письменная официально-деловая речь. Художественноизобразительная речь 3. Письменная публицистическая речь. 4. Письменная художественная речь. Разговорная речь 5. Устная научная 9. Устная речь. разговорная речь. 6. Устная радио- и телевизионная речь. 7. Устная судебная речь. 8. Устная духовная речь. Статус ХР и по сей день не определен, он вызывает споры, т. к. есть мнения, что ХР не является его функциональным стилем, соотносится непосредственно со всем национальным языком. В. В. Виноградов : «Литературное произведение – это специфический тип словесного объединения, в котором можно выделить разные типы речи, не только художественную, но и разговорную, публицистическую» .

Художественная речь 3. Отличие художественной речи от речи практической Функциональные стили (типы речи) осуществляют Художественная речь 3. Отличие художественной речи от речи практической Функциональные стили (типы речи) осуществляют функцию передачи информации, выполняют практические задачи человека. Художественно-изобразительный тип речи и его разновидность – письменная художественная речь на этом функциональном фоне отличаются не информативным, а эстетическим качеством. Художественная речь не «информирует» , а создаёт последовательность словесных образов- «жестов» , становится действием, «бытием» . Художественную речь называют языком поэтическим, она часто выступает в роли языка духовной культуры. Поэзия – язык богов. В поэтическом языке важна не столько точность в передаче сообщения, сколько эстетическое и эмоциональное представление сообщения. Человек особое внимание обращает на подбор слов и порядок их расположения. ХР – это речь с установкой на выражение, когда говорящему важно не только передать информацию, но и обратить внимание на способ передачи. Ценность получает не только смысл, но и форма его воплощения, сама речь.

Художественная речь 4. Объем понятия «художественная речь» Более всего – слова в переносном значении. Художественная речь 4. Объем понятия «художественная речь» Более всего – слова в переносном значении. Но в образном плане способны предстать не только эти слова, любое нейтральное слово в новом контексте может приобрести образный смысл, новое содержание. В создании образа участвуют также различные смысловые оттенки той или иной грамматической формы или конструкции. Встречается игра со звуковыми особенностями слова – звукопись в виде ассонансов и аллитераций. В объем понятия входят категории стих и проза, тропы, стилистические фигуры, типы высказывания, слова разной сферы употребления и многое другое. В ней есть как нормированные компоненты, так и средства, нарушающие нормы лексики, морфологии, грамматики.

Художественная речь 4. Объем понятия «художественная речь» Более всего – слова в переносном значении. Художественная речь 4. Объем понятия «художественная речь» Более всего – слова в переносном значении. Но в образном плане способны предстать не только эти слова, любое нейтральное слово в новом контексте может приобрести образный смысл, новое содержание. В создании образа участвуют также различные смысловые оттенки той или иной грамматической формы или конструкции. Встречается игра со звуковыми особенностями слова – звукопись в виде ассонансов и аллитераций. В объем понятия входят категории стих и проза, тропы, стилистические фигуры, типы высказывания, слова разной сферы употребления и многое другое. В ней есть как нормированные компоненты, так и средства, нарушающие нормы лексики, морфологии, грамматики. Игорь-Северянин (1887 -1941) Игорь Васильевич Лотарёв Слова «поэза» , «бездарь»

Художественная речь 4. Объем понятия «художественная речь» Слово «понятие» подарил поэт Антиох Дмитриевич Кантемир, Художественная речь 4. Объем понятия «художественная речь» Слово «понятие» подарил поэт Антиох Дмитриевич Кантемир, современник М. В. Ломоносова. Н. Н. Радищев: гражданское право, дух свободы, свобода мысли, неравенство, член общества, сын отечества, разрушение оков, мрак невежества, гражданин. Н. М. Карамзин: промышленность, общественность, будущность, достопримечательность, влюблённость, первоклассный, трогательный, человечный, усовершенствовать Собрание слов, смежных с обычно употребляемым языковым объемом, но по разным причинам из этого употребления выпавших. Задача словаря — напомнить о них, то есть о «живом в нашем языке» . Слова, не заслуживающие преждевременной смерти. Аинька - приветливый отклик Ф. М. Достоевский: стушеваться. И. А. Гончаров: неудачник. М. Е. Салтыков-Щедрин: головотяп, пенкосниматель, чего изволите? А. И. Солженицын: «Словарь языкового расширения» Ахинейный – бессмысленный, нелепый, бредовый

Стих и проза p p p 1. История терминов. 2. Характеристика стиха и прозы. Стих и проза p p p 1. История терминов. 2. Характеристика стиха и прозы. Художественная речь воплощается в двух основных видах – прозе и стихе. Переходные формы: стихотворения в прозе, верлибр, метрическая проза, метризованная проза. Эти категории нельзя путать с другими: художественная литература разделяется на три основных рода – эпос, лирику и драму. Стих происходит от греческого stixos - ряд, строй, строка. Современный термин: 1. Вид художественной речи, фонически расчлененной на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как интонационно соотносимые и соизмеримые (поэзия). 2. Каждый из отрезков художественной речи, графически выделяемых в отдельную строку (одна строчка). Древние римляне, наследники и продолжатели греческой культуры, стали называть ритмически неорганизованную речь прозой. Проза (от лат. prōrsus [pro+versus]) – прямой, простой, несвязанный. Б. Томашевский: «Естественная форма организации человеческой речи есть проза» .

Стих и проза Ритм – это правильное чередование отрезков, соизмеримых во времени и пространстве Стих и проза Ритм – это правильное чередование отрезков, соизмеримых во времени и пространстве в прозе смысловой, его определяет чередование смысловых единиц. Ритмические паузы между единицами ритма неодинаковы. Единицы повтора – смысловые отрезки разной длины: слова, словосочетания, предложения с однородными членами, со специфическим расположением определений, параллельные конструкции, Ритм в прозе основан на повторе образов, повторе тем и других крупных элементов текста. в стихе имеет фонетическую природу Единицы повтора (внутренняя мера) – стопы, доли, икты, то есть фонетические единицы членения.

Стих и проза Отрывок из романа В. Набокова «Дар» Что это – стихи или Стих и проза Отрывок из романа В. Набокова «Дар» Что это – стихи или проза? В полдень послышался клюнувший ключ, и характерно трахнул замок: это с рынка домой Марианна пришла Николаевна; шаг ее тяжкий под тошный шумок макинтоша отнес мимо двери на кухню пудовую сетку с продуктами.

Стих и проза Переделаем эту ритмизованную речь в обычную, где в соответствии с нормами Стих и проза Переделаем эту ритмизованную речь в обычную, где в соответствии с нормами грамматики русского языка повествовательное предложение будет выглядеть так: ˜˜˜˜_______======= -. -. Клюнувший ключ послышался в полдень, и замок трахнул характерно: это Марианна Николаевна пришла с рынка домой; ее тяжкий шаг отнес мимо двери на кухню пудовую сетку с продуктами под тошный шумок макинтоша.