Скачать презентацию Художественная культура Древнего Египта 1 2 3 4 Скачать презентацию Художественная культура Древнего Египта 1 2 3 4

Художественная культура Древнего Египта.ppt

  • Количество слайдов: 137

Художественная культура Древнего Египта 1. 2. 3. 4. 5. План Определение и периодизация Основные Художественная культура Древнего Египта 1. 2. 3. 4. 5. План Определение и периодизация Основные символы, боги, памятники 3. Особенности художественного канона Лекция о символах Египта: http: //theoryandpractice. ru/vid eos/261 -yazyk-simvolov-viskusstve-drevnego-egipta

Вопрос 1. Определение: Культура Древнего Египта – очаг древнейшей культуры на территориях Северной Африки Вопрос 1. Определение: Культура Древнего Египта – очаг древнейшей культуры на территориях Северной Африки в долине реки Нил

Основные периоды n Додинастический: 5 – 4 тысячелетия до н. э. n Раннее царство: Основные периоды n Додинастический: 5 – 4 тысячелетия до н. э. n Раннее царство: около 3000 – 2000 гг. до н. э. n Древнее царство: 28 – 23 вв. до н. э. n Среднее царство: 21 – 18 вв. до н. э. n Новое царство: 16 – 11 вв. до н. э. n Поздний период: 11 – 4 вв. до н. э. n (между ними различают переходные периоды)

Египет эпохи эллинизма – упадок самобытной культуры и величия Египта, процессы эллинизации, завоевание птолемеевского Египет эпохи эллинизма – упадок самобытной культуры и величия Египта, процессы эллинизации, завоевание птолемеевского Египта Александром Македонским (323 г. до н. э. ) и позднее - римлянами

Древний Египет отличается высоким уровнем цивилизации (земледелие, техника, искусство связаны с тонкими и сложными Древний Египет отличается высоким уровнем цивилизации (земледелие, техника, искусство связаны с тонкими и сложными умениями, вычислениями, порядком)

n Мифология Древнего Египта в целом зооморфна, а также связана с фетишистскими представлениями обожествления n Мифология Древнего Египта в целом зооморфна, а также связана с фетишистскими представлениями обожествления растений

n Художественная культура отличается символичностью, геометричностью форм, преобладанием гигантских размеров построек, ориентированностью на заупокойный n Художественная культура отличается символичностью, геометричностью форм, преобладанием гигантских размеров построек, ориентированностью на заупокойный культ (смерть – переход к иной, лучшей жизни), отсюда построение пирамид и обычай мумификации.

Сфинкс Сфинкс

с начала эпохи Древнего Царства египетские цари предпочитают быть похороненными именно внутри пирамиды. с начала эпохи Древнего Царства египетские цари предпочитают быть похороненными именно внутри пирамиды.

Для возведения пирамид требовался большой объем усилий, ресурсов и времени n египетские пирамиды построены Для возведения пирамид требовался большой объем усилий, ресурсов и времени n египетские пирамиды построены с такой точностью, что угол между укладкой булыжников равен ровно 90 , а камни располагаются идеально ровно по отношению друг к другу. Проще говоря, пирамида – это просто идеальная конструкция с точки зрения, как математики, так и архитектуры.

n n Мумификация останков - для того, чтобы разместить Ка, или жизненную силу человека, n n Мумификация останков - для того, чтобы разместить Ка, или жизненную силу человека, чтобы она могла вернуться в тело, которое было средством к существованию. Покрытие состоит из слоев белья и штукатурки. Его росписи включают в себя цветочный венок на парике, широкий воротник, и крылатых жуков скарабеев. Пять дополнительных регистров украшения показывают защиту четырех сыновей Гора, священная погребальная лодка -божество Сокар, мумия Осириса на погребальном ложе, божественный сокол (Гор), и короткий иероглифический текст. [Раскопки в Дейр эль-Бахри в Метрополитенмузей египетской экспедиции искусства, зима 1930 -1931, Амвросий Lansing]; Музей Метрополитен, Нью-Йорк, штат Калифорния. 1930 -1931; Walters Art Museum, 1941, с помощью обмена. [Перевод] "Царь дает жертву Осирис". Музей приобретение обмен с Метрополитенмузей, 1941

1279 -1186 до н. э. (Новое царство) n Мумия Ушебти Ка-га, начальника художников. Фигура 1279 -1186 до н. э. (Новое царство) n Мумия Ушебти Ка-га, начальника художников. Фигура (мумия) одета в белые одежды, на которые нанесена надпись черного цвета, разделенная семью красными горизонтальными линиями. На спине есть вертикальная область для текста. Черная минеральная краска трехстороннего парика начала осыпаться. Широкий воротник, руки фигуры сложены вместе, лицо и руки окрашены в красный цвет. Детали лица, в том числе косметические линии глаз, акцентированы черным цветом.

Сосуд для хранений внутренностей при мумификации Сосуд для хранений внутренностей при мумификации

n одна из этих двух гробниц (мумий) принадлежала писарю: рядом с хорошо сохранившейся мумией n одна из этих двух гробниц (мумий) принадлежала писарю: рядом с хорошо сохранившейся мумией обнаружили две бронзовые чернильницы и бамбуковые палочки

Вопрос 2. Основные символы, боги, памятники n n n Пирамида – символ солнца сфинкс Вопрос 2. Основные символы, боги, памятники n n n Пирамида – символ солнца сфинкс (универсальный символ, в его образе переосмыслено сочетание духовного и природного в человеке) Скарабей – священный жук, фигурка которого служила символом созидательной силы и счастья

n By far the most important amulet in ancient Egypt was the scarab, symbolically n By far the most important amulet in ancient Egypt was the scarab, symbolically as sacred to the Egyptians as the cross is to Christians. The Winged Scarab was the symbol of rebirth which Tutankhamun wore as an amulet on his chest

фараон в обществе обладает беспредельной властью (фараон – бог, сын бога солнца Ра), устанавливает фараон в обществе обладает беспредельной властью (фараон – бог, сын бога солнца Ра), устанавливает божественный порядок на земле, поэтому изображается с анкхом в руке – «ключ Нила» , крест с петлей, - символ бессмертия человеческого существования (Анкх — это также магический символ мудрости, обретенной в результате инициации, ключ к тайному знанию, сила, власть).

Анкх (символ жизни) n На изображениях его часто держат в руках боги, или умерший Анкх (символ жизни) n На изображениях его часто держат в руках боги, или умерший фараон держит его у своего носа, чтобы сохранить дух жизни, помогая жить в загробном мире

Колонна с анкхом Колонна с анкхом

Боги n n Ра (родился из бутона лотоса, символ жизни, создал Вселенную, из уст Боги n n Ра (родился из бутона лотоса, символ жизни, создал Вселенную, из уст Ра вышли боги, из его слез - люди) Осирис (умирающий и воскресающий бог, вершит суд над душами умерших) Гор (сын Осириса и Исиды) Исида

n n Фрагмент рельефа стелы с изображением Осириса, сидящего на троне. На нем Атеф, n n Фрагмент рельефа стелы с изображением Осириса, сидящего на троне. На нем Атеф, корона с перьями, он держит кнут. 664 -525 до н. э. (поздний период)

n n n n Сет – олицетворение зла, погубил Осириса, - но и покровитель n n n n Сет – олицетворение зла, погубил Осириса, - но и покровитель фараонов Тот – почитался в облике птицы ибиса Сехмет – львиноголовая богиня Хатор – почиталась в облике коровы Мин – бог плодородия (бык) Анубис – в облике шакала Баст – в облике кошки

Анубис Анубис

Анубис n Бог, связанный с мумификацией и загробной жизнью в древнеегипетской религии. Он сын Анубис n Бог, связанный с мумификацией и загробной жизнью в древнеегипетской религии. Он сын богини Nephthys. Самое древнее из известных упоминаний об Анубисе находится в текстах Древнего Царства, где он связан с погребением фараона. В это время, Анубис был самым важным богом мертвых, но во время Среднего царства он был заменен Осириса. Он принимает разные имена в связи с его разными ролями в погребальной церемонии, например, «тот, кто находится на его горе» , что подчеркивает его значение как защитника покойного и его могилы, или название «тот, кто находится в месте бальзамирования» , которое связывает его с процессом мумификации. Как и многие древние египетские божества, Анубис предполагает разные роли в различных контекстах. Анубис также принимает участие во взвешивании души в загробной жизни. Жена Анубиса - богиня Anput. Его дочь - богиня Kebechet.

Анубис n n Анубис был связан с процедурой мумификации и выполнял функцию защиты мертвых Анубис n n Анубис был связан с процедурой мумификации и выполнял функцию защиты мертвых во время их путешествия в загробный мир. Изображается как наполовину человек, наполовину шакал или в полном виде шакала, носит ленту и цепь на сгибе его руки. Животное «шакал» было тесно связано с кладбищами в древнем Египте, так как это был мусорщик, который угрожал разрыть могилы. Отличительный черный цвет Анубиса ассоциируется с цветом гниющей плоти и с черноземом долины Нила, символизируя возрождение. Анубис чаще всего изображается в контекстах погребальных церемоний, где он оказывает внимание к мумии умершего или сидит на вершине могилы, защищая его. Во время бальзамирования, "бальзамировщик" носил костюм Анубиса. Критическая сцена взвешивания сердца в Книге Мертвых также показывает Анубиса за проведением измерений, определяющих достоинство умершего, чтобы войти в царство мертвых (или преисподнюю). Во время Нового Царства Анубиса также изображают сидящим на вершине девяти луков, которые символизируют его господство над врагами Египта.

Анубис - бальзамировщик n Одной из ролей Анубиса была роль «Хранителя Весов» , отвечающего Анубис - бальзамировщик n Одной из ролей Анубиса была роль «Хранителя Весов» , отвечающего за судьбу души, так что он почитался как Господин подземный (до того, как мифологическая традиция передала эту функцию Осирису). Анубис в первоначальных мифах почитался как сын Ра, но позже он стал известен как сын Осириса и Нефтиды, и в этой роли он помог Исиде мумифицировать его мертвого отца. В самом деле, когда появился миф об Осирисе и Исиде, было сказано, что, когда Осирис был убит, органы Осириса были даны Анубису в качестве подарка. С связи с этим, Анубис стал богомпокровителем бальзамировщиков: во время погребальных обрядов мумификации, иллюстрации из Книги Мертвых часто показывают священника в маске шакала, поддерживающего мумию в вертикальном положении. Сводный брат Анубиса - Гор, сын Осириса и Исиды. Гор покровительствуетуходу за детьми

Анубис n Анубиса знали и вне Египта. В эпоху Птолемеев, Анубис был объединен с Анубис n Анубиса знали и вне Египта. В эпоху Птолемеев, Анубис был объединен с греческим богом Гермесом, став Германубисом. Центр этого культа было в городе Cynopolis, греческое название которого просто означает «город собак» . В Книге «Золотой осел» Апулея мы находим свидетельства, что поклонение этому богу поддерживалось и в Риме, по крайней мере до 2 -го века. Действительно, Германубис также появляется в алхимической и герметичной литературе Средневековья и эпохи Возрождения. Хотя греки и римляне, как правило, презирают богов животных, почитаемых в Египте (как странных и примитивных, и Анубиса греки насмешливо называли "Баркер" ), Анубис иногда продолжал ассоциироваться с Сириусом на небесах, и Цербером в аду. В своих диалогах Платон Сократ называют его "собакой» , «египетской собакой» , «собакой, богом египтян".

n Этот свиток изображает место сражения между Гором и Сетом, когда Гор ударяет своего n Этот свиток изображает место сражения между Гором и Сетом, когда Гор ударяет своего дядю, Сета. Надпись подробно описывае, как Гор побеждает своего дядю в серии испытаний, чтобы стать королем божественное царство и мир живых. (ок. 1550 - 1069 до н. э. )

n n 1070 -730 BC (Third Intermediate) Тот, бог мудрости и божественный покровитель писцов, n n 1070 -730 BC (Third Intermediate) Тот, бог мудрости и божественный покровитель писцов, часто изображался с человеческим телом и головой ибиса. На нем shenditюбка, длинный парик, луна-диск и полумесяц, как корона на голове. Его левая нога отсутствует. Такие серебряные фигуры, были драгоценностью и принадлежали людям элиты.

Основные памятники: n n n Большой сфинкс Каи (переписчик - значение письма в Др. Основные памятники: n n n Большой сфинкс Каи (переписчик - значение письма в Др. Египте) Пирамида Хеопса Храмовый комплекс царицы Хатшепсут Скульптурный портрет царицы Нефертити

Большой сфинкс в Гизе 1 -я пол. 3 -го тыс. до н. э. Большой сфинкс в Гизе 1 -я пол. 3 -го тыс. до н. э.

Пирамида Хеопса 24 в. до н. э. (выс. 146, 6 м– 138 м; дл. Пирамида Хеопса 24 в. до н. э. (выс. 146, 6 м– 138 м; дл. ст. 230 м)

n Исключительное место не только среди подобных скульптур, но и вообще в египетском искусстве n Исключительное место не только среди подобных скульптур, но и вообще в египетском искусстве занимает знаменитый Большой сфинкс, находящийся у монументальных ворот и крытого прохода пирамиды Хафра в Гизэ. Его основу составляет естественная известняковая скала, которая по всей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были добавлены из соответственно обтесанных известняковых плит. Размеры Сфинкса огромны: его высота равна 20 м, длина 57 м, лицо имеет 5 м в высоту, нос - 1, 70 м. На голове Сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен урей(Священная змея, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов. ), подбородком искусственная борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на гигатские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты фараона Хафра, как Это можно видеть, сравнивая гизэхского Сфинкса с другими статуями этого царя. В древности это колоссальное чудовище с лицом фараона должно было оставлять незабываемое впечатление, внушая, как и пирамиды, представление о непостижимости и мощи правителей Египта.

n В период Древнего царства (ок. 2800 -ок. 2250 до н. э. ) найденные n В период Древнего царства (ок. 2800 -ок. 2250 до н. э. ) найденные ранее художественные приёмы обрели стилистическую законченность. Был выработан новый архитектурный тип гробницы фараона - пирамиды, предельная простота форм которой в сочетании с гигантскими размерами создавала исполненный отчуждённого, сверхчеловеческого величия, архитектурный образ (пирамиды в Саккаре и Гизе).

n Заупокойные комплексы у подножия пирамид (поминальные храмы, соединённые длинными крытыми коридорами с входными n Заупокойные комплексы у подножия пирамид (поминальные храмы, соединённые длинными крытыми коридорами с входными павильонами, величественная фигура сфинкса, строгие ряды мастабаобразных гробниц придворных) отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества. В росписях и рельефах на стенах гробниц (картины благополучной жизни в царстве мёртвых) проявляются свойственные египетским художникам острая наблюдательность, чувство ритма, красота обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3 -го тыс. до н. э. ).

n В раннем египетском искусстве изображение реально. Скульптурный портрет отличается большой выразительностью и жизненностью, n В раннем египетском искусстве изображение реально. Скульптурный портрет отличается большой выразительностью и жизненностью, Члены тела располагаются свободно. Индивидуальность резко подчеркнута, стиль не связан с условностью. Эти памятники круглой скульптуры из дерева и известняка являются самыми выразительными произведениями египетского искусства.

Портрет Каи серед. 3 -го тыс. до н. э. Портрет Каи серед. 3 -го тыс. до н. э.

n Со времен XVIII и XIX династий живая выразительность в скульптуре заменяется условной типологией. n Со времен XVIII и XIX династий живая выразительность в скульптуре заменяется условной типологией. Скульптура становится частью архитектурного целого, и ее линии подчеркивают суровость очертаний храмов. Это — эпоха создания колоссов, ставившихся перед пилонами, и рядов сфинксов, окаймлявших дорогу, ведущую к храму. Монументальный характер скульптуры сохраняется вплоть до позднейших эпох,

Храмовый комплекс Хатшепсут (начало 15 в. до н. э. ) Храмовый комплекс Хатшепсут (начало 15 в. до н. э. )

n Хатшепсут n Хатшепсут

n http: //www. goegypt. ru/hat. htm n http: //www. goegypt. ru/hat. htm

n Особое развитие получил углубленный рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, начало n Особое развитие получил углубленный рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, начало 15 в. до н. э. ). В стенных росписях появились невиданная ранее свобода движений и ракурсов, тонкость красочных сочетаний,

n n Царица Хатшепсут (правила в 1525— 1503 гг. до н. э. ) была n n Царица Хатшепсут (правила в 1525— 1503 гг. до н. э. ) была женой фараона Тутмоса II. Храм Хатшепсут относится к типу полускальных — наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. Храм состоит из трех террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестницамипандусами. В древности на этих террасах были устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья. Дорогу к храму украшали сфинксы. Они были ярко раскрашены — тело и лицо желтые, борода синяя, повязка на голове полосатая, краснозеленая. Пьедесталы украшали рельефы, изображающие связанных пленников.

n В глубине за колоннадой портика открывается таинственный лабиринт вырубленных в скалах подземных залов. n В глубине за колоннадой портика открывается таинственный лабиринт вырубленных в скалах подземных залов. Полы в залах были выложены золотыми и серебряными плитами, кедровые двери инкрустированы бронзой, стены украшали граненые колонны, а своды покрывали ярко раскрашенные рельефы. Вход в главный зал обрамляли трехметровые статуи царицы Хатшепсут в образе бога Осириса, а его двери были изготовлены из «черной меди» с инкрустациями из электра (сплав золота с серебром).

n Нижняя терраса, служащая центральным двором, обнесена стеной, украшенной каменными изображениями соколов со знаками n Нижняя терраса, служащая центральным двором, обнесена стеной, украшенной каменными изображениями соколов со знаками царской власти. С запада двор замыкает 22 -колонный портик, разделенный посередине лестницей-пандусом. Некогда ее обрамляли монументальные фигуры львов, а по сторонам портика возвышались колоссальные, 8 -метровой высоты, фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Портик украшают раскрашенные рельефы, изображающие царицу Хатшепсут, попирающую врагов и приносящую жертву богу Амону. Здесь же можно видеть сцены военных парадов, вереницы невольников, эпизоды строительных работ.

n В главном зале подземного святилища находилось огромное мраморное изваяние царицы. К сожалению, от n В главном зале подземного святилища находилось огромное мраморное изваяние царицы. К сожалению, от него сохранились только обломки. Всего же в храме стояло более двухсот статуй, из них 140 сфинксов. Скульптуры из храма Хатшепсут являются наиболее выдающимися образцами древнеегипетского искусства эпохи XVIII династии. Они изображают царицу Хатшепсут в виде фараона, в виде бога Осириса и в виде сфинкса. Эти портреты донесли до наших дней облик древней правительницы: сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза под широкими дугами бровей, линии век с помощью грима продлены к вискам. . . На всех статуях мастера постарались точно передать портретное сходство, но если у сфинксов и у статуй больших размеров (высотой 8 и 5 м), являвшихся частью внешнего оформления храма, намечено только общее сходство с оригиналом и воспроизведены лишь наиболее характерные черты, то статуи из главного святилища, имевшие культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают портретный облик царицы.

n Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую террасу. Когда-то в ее центре находился искусственный n Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую террасу. Когда-то в ее центре находился искусственный пруд, окруженный деревьями. Западную часть террасы также украшает портик с четырехгранными монолитными колоннами, рассеченный лестницей и служащий основанием для третьей, верхней террасы. На стенах портика сохранились рельефные композиции, посвященные жизни царицы Хатшепсут. Вот мать будущей правительницы Египта, царица Яхмос, сочетается браком с богом Амоном-Ра (на самом деле отцом Хатшепсут был фараон Тутмос I).

n Далее — сцены рождения Хатшепсут от этого «божественного» брака, ее коронации, получения благословения n Далее — сцены рождения Хатшепсут от этого «божественного» брака, ее коронации, получения благословения от богини Хатор и т. д. На противоположном конце террасы высечены рельефы, повествующие об экспедиции, посланной царицей в легендарную страну Пунт и привезшей оттуда множество драгоценностей и редких растений. Как считает большинство исследователей, под страной Пунт следует понимать восточное побережье Африки. Вероятно, эта же страна была в древности известна жителям Ближнего Востока под именем Офир. Рельефы изображают обезьян, пантер, жирафов, хижины на сваях — типично африканские сюжеты.

n Лестница, ведущая на верхнюю террасу, украшена скульптурами гигантских кобр; на спине каждой сидит n Лестница, ведущая на верхнюю террасу, украшена скульптурами гигантских кобр; на спине каждой сидит сокол. Это геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет, а вся композиция призвана олицетворять единство Египта. Лестницу обрамляет пара сфинксов, высеченных из красного асуанского гранита.

n Верхняя терраса предназначалась для главных храмовых ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное в n Верхняя терраса предназначалась для главных храмовых ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное в скалах святилище Хатшепсут. Фасадом святилища является портик с четырехгранными колоннами, перед каждой из которых некогда стояла монументальная статуя царицы. Эти громадные статуи были далеко видны с проплывающих по Нилу судов. Всю террасу окружали колонны. Здесь же находились несколько маленьких храмов-молелен. В южном крыле портика располагалось святилище богини Хатор — покровительницы царицы Хатшепсут.

n Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. Законный наследник Тутмос III, взошедший на престол n Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. Законный наследник Тутмос III, взошедший на престол после смерти царицы, первым делом приказал уничтожить все изображения своей предшественницы и стереть все надписи, где упоминалось ее имя. Скульптуры храма были разбиты и зарыты неподалеку, где много столетий спустя их обнаружили археологи.

Архитектура n n n Колонны Древнего Египта можно разделить на две группы: геометрически правильные Архитектура n n n Колонны Древнего Египта можно разделить на две группы: геометрически правильные и «изобразительные» колонны. Геометрически правильные колонны, появившиеся в период Древнего царства, встречаются нескольких типов. Протодорическая колонна, названная так по внешнему сходству с более поздними дорическими колоннами Древней Греции, имеет невысокую, круглую базу, каннелированный ствол, без капители. Каннелюры (фр. cannelure – желобок, от гр. «прут, лоза» ) – вертикальные желобки на стволе колонны появились на полуколоннах и колоннах в Египте (конец 3 – начало 2 тыс. до н. э. ) и получили дальнейшее развитие в античной архитектуре. Протодорические колонны впервые встречаются в ансамбле Джосера, ок. 2800 до н. э.

n n Столб квадратного сечения, покрытый рельефами, часто не имевший капители. Колонна в виде n n Столб квадратного сечения, покрытый рельефами, часто не имевший капители. Колонна в виде граненого цилиндра с 8 или 16 плоскостями и каннелюрами. Колонна в виде суживающегося кверху цилиндра, обычно с канеллюрами. «Изобразительные» колонны Древнего Египта воспроизводили природу Египта: папирусовидные с открытым и закрытым бутоном (основной тип колонн Нового Царства), лотосообразные, пальмообразные, со сложной (композитной) капителью (эллинистический период), с гаторической капителью, с капителью в виде перевернутого колокола (редко встречается).

Типы капителей в Древнем Египте n n 1. Папирусообразные (стянутый пучок стеблей) 2. Лотосообразные Типы капителей в Древнем Египте n n 1. Папирусообразные (стянутый пучок стеблей) 2. Лотосообразные (сначала в виде бутона, позже – в виде распустившегося цветка) 3. Пальмовидные 4. Гаторические

n В Южных и Северных дворцах фараона Джосера представлены колонны с капителями в виде n В Южных и Северных дворцах фараона Джосера представлены колонны с капителями в виде крупных листьев, спадающих по обе стороны ствола, капители в виде раскрытого цветка папируса. В храме Луксора (15 в. до н. э. ) колонны выполнены в виде связок стеблей папируса, капитель – в форме нераспустившегося цветка, а также колонны со стволом почти цилиндрической формы с немного обозначенными гранями, с капителями в форме расцветшего папируса. В храме Карнака (16 в. до н. э. ) капители колонн – в виде открытых цветков папируса. В эллинистический период (332– 330 до н. э. ) традиционные по форме капители комбинируются, сливаются, образуя пышные букеты (храм Исиды на о. Филе). Наиболее распространенный в Позднем Египте тип колонн, называемый гаторический, напоминал стилизованный музыкальный инструмент – систр, употреблявшийся в культе богини Гатор. Колонна состоит из ствола, который соответствовал ручке этого инструмента, и высокой капители, с 4 сторон украшенной рельефным изображением головы Гатор (богиня с лицом женщины и ушами коровы). Над изображением головы часто помещался куб.

Лотосовидная капитель Лотосовидная капитель

n n n СТЕННАЯ РОСПИСЬ Египетское искусство достигает впечатления не одной абстрактной гармонией линий. n n n СТЕННАЯ РОСПИСЬ Египетское искусство достигает впечатления не одной абстрактной гармонией линий. Как и в природе, все дополняется расцветкой. Раскрашивались не только рельефы, но и фасады зданий. На камень наносился тонкий слой грунта, по которому накладывались зеленая, ярко-желтая и синяя краски. Так расписывались карнизы, плафоны и капители. Глазурованные инкрустации в форме дисков и плиток встречаются уже в древнейших сооружениях. Одна из камер в пирамиде в Саккара была вся выложена изразцами, часть которых хранится в лондонском и берлинском музеях.

n n n В течение всего периода до XVIII династии темой стенной росписи и n n n В течение всего периода до XVIII династии темой стенной росписи и рельефов являются бытовые и исторические сцены. Религиозные изображения отсутствуют, мифологические сюжеты появляются не ранее XVIII династии. Примечание: Мифологические сюжеты в рельефном искусстве до эпохи XVIII династии не совсем отсутствуют. Так, можно указать хотя бы на лондонский рельеф с изображением Сезостриса I пред богом Мином, периода XII династии, и др. Глубоко-синий цвет плафонов с рассыпанными по нему звездами или летящими коршунами символизирует небо. На нижней части стен — стебли растений, словно поднимающихся из земли. Остальная часть стены занята живописной композицией и иероглифическими надписями. Последние покрывают все, вплоть до карнизов, стволов колонн и откосов дверных и оконных пролетов. Контур фигур дается одной линией. Роспись — это ковер, не мешающий восприятию четких архитектурных форм. В общем, живопись, так же, как и рельеф, здесь не представляет собой самостоятельного искусства, а служит дополнением архитектурного целого. Все архитектуры Востока прибегали к раске зданий. Под дождливым северным небом наружная окраска зданий не может долго держаться, но в Египте, в условиях исключительно сухого климата, стенная живопись долговечна.

Нифертити искусство времени Эхнатона: 1 -я половина 14 в. до н. э. , Новое Нифертити искусство времени Эхнатона: 1 -я половина 14 в. до н. э. , Новое царство

n Полны настоящего очарования портреты Нефертити. Хотя ее нельзя назвать красавицей — у нее n Полны настоящего очарования портреты Нефертити. Хотя ее нельзя назвать красавицей — у нее слегка плоский нос, большие уши, очень длинная тонкая шея, — однако эти отдельные недостатки совершенно затушевываются тем чудесным обаянием подлинной женственности, которое исходит от ее образа и составляет его особенную прелесть. Совершенно изумительно умение скульптора провести точный и скупой отбор черт, его высокое профессиональное мастерство, особенно сказавшееся в проработке головы Нефертити из песчаника. В этих скульптурных портретах впервые в истории, почти за тысячу лет до греческой классики, было создано большое реалистическое искусство, полное глубокой человечности. (из книги М. Матье)

Нифертити Берлин, Египетский музей (21300) Из раскопок в Амарне Известняк, гипс, роспись. Выс. 48 Нифертити Берлин, Египетский музей (21300) Из раскопок в Амарне Известняк, гипс, роспись. Выс. 48 см.

n Akhetaten. . Amenhotep IV-better known as Akhenaten, the new name he took early n Akhetaten. . Amenhotep IV-better known as Akhenaten, the new name he took early on in his reign -ushered in a revolutionary period in Egyptian history. The Amarna Interlude, as it is often called, saw the removal of the seat of government to a short-lived new capital city, Akhetaten (modern el. Amarna), the introduction of a new art style, and the elevation of the cult of the sun disc, the Aten, to pre-eminent status in Egyptian religion. This last heresy in particular was to bring down on Akhenaten and his immediate successors the opprobrium of later kings — с Kiya Willis,

n Stela of Akhenaten and His Family n Stela of Akhenaten and His Family

n A boundary stela at Amarna, depicting the pharaoh Akhenaten and his wife Nefertiti n A boundary stela at Amarna, depicting the pharaoh Akhenaten and his wife Nefertiti worshiping the Aten sun disk. Amarna was the capital founded by the pharaoh Akhenaten in the 18 th Dynasty. There were originally 15 boundary stelae marking the limits of the city, which contained inscriptions of proclamations of the king. These stelae are an important source of information about this short-lived city and its place in this enigmatic part of Egyptian history.

Вопрос 3. Особенности художественного канона n n Передача сложных ракурсов тела в рельефных изображениях, Вопрос 3. Особенности художественного канона n n Передача сложных ракурсов тела в рельефных изображениях, совершенное владение формой в скульптуре, владение средствами выразительности и декоративности Культурный смысл канона для данной эпохи: незыблемость власти фараона

n n Древне-египетскими художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических n n Древне-египетскими художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие - в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно - в рельефе и живописи; текстура камня и дерева - в монументальной и станковой скульптуре; ритм. Сложилась канонизированная форма изображения человеческой фигуры на плоскости - одновременно в фас (глаз, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги).

n Ведущую роль приобрела архитектура, тесно связанная с заупокойным культом (гробница-мастаба). Господствующие в ней n Ведущую роль приобрела архитектура, тесно связанная с заупокойным культом (гробница-мастаба). Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывали влияние на развитие скульптуры и живописи, которым также свойственны геометрическая обобщённость, симметрия и статика, строгая фронтальность (статуя фараона Хасехема, начало 3 го тыс. до н. э. , Каир).

Особенности архитектурной формы: n n Монументальность, торжественность образа Геометризм форм и планировки, рассчитанных на Особенности архитектурной формы: n n Монументальность, торжественность образа Геометризм форм и планировки, рассчитанных на большие религиозные процессии Ритмичность Растительные мотивы в оформлении колонн

Абу-Симбел Абу-Симбел

n n Итоги: Многообразие, длительность во времени Неизменяемость художественного канона в архитектуре, скульптуре и n n Итоги: Многообразие, длительность во времени Неизменяемость художественного канона в архитектуре, скульптуре и др. видах искусства Геометризм, гигантизм в архитектуре – как отражение мировоззрения и способ подчеркнуть беспредельную власть фараона