ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ « » СМУТЫ

Скачать презентацию ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ  РАМКИ  « » СМУТЫ Скачать презентацию ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ « » СМУТЫ

17_vek_7-a.ppt

  • Размер: 2.6 Мб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 68

Описание презентации ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ « » СМУТЫ по слайдам

 ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ  РАМКИ « » СМУТЫ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ « » СМУТЫ

  В исторической науке существуют различные точки  . зрения по вопросу о В исторической науке существуют различные точки . зрения по вопросу о начале Смутного времени Одни (. . ) исследователи С В Бушуев связывают его начало со (1584), смертью Ивана Грозного (. . ) — другие И Н Ионов с 1591 . гибелью в Угличе в г сына Ивана Грозного царевича. Дмитрия Большинство же исследователей считают временем начала Смуты вступление на престол Бориса Годунова (1598). « » События Смутного времени историки заканчивают обычно освобождением Москвы и избранием Земским 1613 . , собором г царем Михаила Романова хотя . фактически Смута еще продолжалась несколько лет

  1598  1613 . За период времени с по г  : 1598 1613 . За период времени с по г : на русском троне побывали царский шурин Борис Годунов (1598— 1605 ) , ( Федор Годунов с апреля по 1605) июнь , Лжедмитрий I (1605— 1606), (1606— 1610), Василий Шуйский II (1607— 1610), Лжедмитрий (1610— 1613). Семибоярщина

    Борис Годунов одержал победу в нелегкой борьбе за  Борис Годунов одержал победу в нелегкой борьбе за престол между представителями высшей знати и был , первым русским царем занявшим трон , не по наследству . а путем выборов на Земском соборе В исторической литературе личность Бориса Годунова . , . . получила неоднозначную трактовку Так историки Н М . . Карамзин и Н И Костомаров представляли Годунова . . . , , безнравственным интриганом С Ф Платонов напротив , считал Годунова талантливым политическим деятелем которому не посчастливилось стать умиротворителем. государства. . , В О Ключевский отмечая опыт и способности Годунова в , то же время подчеркивав его непомерное властолюбие , двуличие и другие негативные качества которые не . позволили ему стать авторитетным правителем

 . : Основные направления политики Б Годунова   ,  20 . : Основные направления политики Б Годунова , 20 проводил миролюбивую внешнюю политику решив на лет ; спорные вопросы с Польшей и Швецией поощрял экономические и культурные связи с Западной ; Европой , при нем Россия продвинулась в Сибирь окончательно разгромив ; Кучума (1601— 1603), в неурожайные годы чтобы смягчить их , последствия принимал определенные меры по организации , общественных работ разрешал холопам уходить от своих господ . раздавал голодающим хлеб из государственных хранилищ Однако взаимоотношения власти и крестьян усугублялись 1603 . аннулированием в г закона о временном восстановлении , . Заповедных лет что означало усиление крепостничества , Недовольство масс вылилось в восстание холопов которое . возглавил Хлопок Косолап Это восстание многие историки . считают началом Крестьянской войны

  ,  В обстановке кризиса при поддержке поляков и всех  ( , В обстановке кризиса при поддержке поляков и всех ( недовольных правительством Годунова казаки и , посадские крестьяне и мелкопоместные дворяне , ) стрельцы холопы и просто искатели приключений после его смерти (16 — летний сын Бориса Годунова Федор и его ) мать были убиты I. престол захватывает Лжедмитрий , Интересы различных слоев общества поддержавших , . , Лжедмитрия противоречили другу Поэтому , удовлетворив желания одних новый царь неизбежно . вызывал недовольство других Можно выделить следующие причины недовольства в различных слоях общества политикой I: Лжедмитрия

  чтобы заручиться поддержкой , дворянства  Лжедмитрий  .   щедро чтобы заручиться поддержкой , дворянства Лжедмитрий . щедро раздавал земли и деньги Вскоре деньги пришлось . занимать у монастырей Это беспокоило. духовенство К тому , же распространился слух о том что Лжедмитрий тайно принял ; католичество земельные и денежные пожалования дворянам раздражали боярство. , Недовольство вызвало и то что Лжедмитрий , нарушал старые русские обычаи привычный порядок ; придворной жизни крестьяне , надеялись что новый царь восстановит их право . , перехода от одного помещика к другому в Юрьев день Но , уступив им Лжедмитрий неизбежно вызвал бы недовольство. дворян , 1606 . , Так и получилось когда в г крестьянам ушедшим от своих , господ в голодные годы разрешили остаться на новых местах ( , , ). крестьян эта уступка разумеется не удовлетворила

17  1606 .  -  Iмая г бояре заговорщики убили Лжедмитрия ,17 1606 . — Iмая г бояре заговорщики убили Лжедмитрия , на престол вступил один из организаторов заговора князь Василий Шуйский. , Он не был избран Земским собором его признали царем его — , сторонники бояре получившие затем одобрение со стороны , собравшейся на Красной площади толпы москвичей . симпатизировавших Шуйскому При воцарении новый царь сделал так называемую крестоцеловальную запись , обязуясь не судить своих подданных , без участия Боярской думы не подвергать гонениям невинную , , . родню опального и наконец тщательно проверять все доносы Эта запись имела в своей основе не столько политическую , волю к ограничению самодержавия сколько стремление верхов русского общества вернуться к нарушенной опричниной и Иваном Грозным традиции совета царя с . Боярской думой

   На период правления Шуйского приходится  восстание Ивана (1606— 1907), Болотникова На период правления Шуйского приходится восстание Ивана (1606— 1907), Болотникова : в котором участвовали , холопы , крестьяне , посадские люди , стрельцы , казаки . а также присоединившиеся к ним дворяне — ( 70 ), Война охватила юго запад и юг России около городов . Нижнее и Среднее Поволжье Восставшие разгромили войска . — Василия Шуйского и осадили Москву Однако из за начавшихся — — разногласий предательства дворян потерпели поражение и , . отступили к Калуге а затем в Тулу Осада Тулы продолжалась , , . четыре месяца после чего город был сдан восстание подавлено , . Болотников был сослан в Каргополь ослеплен и утоплен

   В такой острый момент была предпринята попытка . польской интервенции В такой острый момент была предпринята попытка . польской интервенции Правящие круги Речи Посполитой и католической церкви намеревались разделить Россию и ликвидировать ее государственную. самостоятельность I В скрытой форме интервенция выразилась в поддержке Лжедмитрия и II. Лжедмитрия III Открытая интервенция под руководством Сигизмунда началась при , Василии Шуйском когда 1609 . в сентябре г был осажден Смоленск ив 1910 . г состоялся поход на Москву и ее захват , К этому времени Василий Шуйский был свергнут дворянами с престола и — в России наступило междуцарствие. Семибоярщина Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и склонялась — призвать на русский престол польского короля малолетнего , , Владислава католика что было прямым предательством национальных . интересов России , Кроме того 1610 . летом г началась шведская интервенция с целью , , — . отторгнуть от России Псков Новгород северо западные области

 Речь Посполии тая — федерация Королевст   ва Польского и Великого княжества Речь Посполии тая — федерация Королевст ва Польского и Великого княжества , Литовского возникшая в результате 1569 Люблинской унии в. г и ликвидированная в 1795 . г с разделом , государства между Россией Пруссией . и Австрией

  В этих условиях отстоять независимость Российского   государства и изгнать интервентов В этих условиях отстоять независимость Российского государства и изгнать интервентов можно было только всем. народом Внешняя опасность выдвинула на первый план , национальный и религиозный интересы временно . объединившие враждующие классы В результате созыва первого народного ополчения ( . . ) под руководством П П Ляпунова и второго народного ( . . ополчения во главе с князем Д М Пожарским и К М ) 1612 . Мининым осенью г столица была освобождена от . польского гарнизона

  Победа была одержана в результате героических  .   усилий русского Победа была одержана в результате героических . усилий русского народа Символом верности Родине , служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против . польских интервентов Благодарная Россия первый скульптурный памятник в . Москве воздвигла Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому

 1613 .   В г состоялся Земский собор в Москве , 1613 . В г состоялся Земский собор в Москве , на . котором стоял вопрос о выборе нового русского царя : Кандидаты на русский престол , польский королевич Владислав — , сын шведского короля Карл Филипп II , сын Лжедмитрия и Марины Мнишек Иван « » ( II — прозванный Воренком Лжедмитрий « » ), Тушинский вор а также представители крупнейших боярских. фамилий

21    февраля собор остановил свой выбор на Михаиле  , 1621 февраля собор остановил свой выбор на Михаиле , 16 — Федоровиче Романове летнем внучатом племяннике . первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой 11 . июля Михаил Федорович венчался на царство — Вскоре ведущее место в управлении страной занял его отец , патриарх Филарет « который всеми делами царскими и » . ратными владел Власть восстановилась в форме самодержавной. монархии Руководители борьбы с интервентами получили скромные. назначения , Дмитрий Пожарский был направлен воеводой в Можайск а . Козьма Минин стал думным воеводой

   Перед правительством Михаила Федоровича стояла — труднейшая задача ликвидация последствий. Перед правительством Михаила Федоровича стояла — труднейшая задача ликвидация последствий. интервенции Большую опасность для него представляли отряды , казаков бродивших по стране и не признававших нового. царя — , Среди них Иван Заруцкий к которому перебралась . Марина Мнишек со своим сыном . Яицкие казаки выдали И Заруцкого московскому. . , правительству И Заруцкий и Воренок были повешены а , , , Марина Мнишек заточена в Коломне где вскоре вероятно. умерла

 . Другую опасность представляли шведы  1617 .    В г . Другую опасность представляли шведы 1617 . В г с ними был заключен Столбовой мир ( в , ). деревне Столбово недалеко от Тихвина , Швеция возвращала России Новгородскую землю но удерживала за собой Балтийское побережье и получила . денежную компенсацию — В деревне Деулино близ Троице Сергиева монастыря в 1618 . г было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой , за которой оставались Смоленская и . Черниговская земли : НО Владислав не отказался от претензий на русский. престол

  ,  Таким образом основным   последствием событий Смуты во , Таким образом основным последствием событий Смуты во внешней политике было восстановление территориального , единства России хотя часть русских земель осталась за Речью . Посполитой и Швецией

   ,  дальнейшее ослабление позиций боярства могущество   ; которого , дальнейшее ослабление позиций боярства могущество ; которого было подорвано еще в период опричнины , возвышение дворянства получившего новые поместья и ; возможности для окончательного закрепощения крестьян , « тяжелые экономические потрясения смерть и » , , запустение финансовые проблемы что повлекло за собой ; закрепощение посадского и сельского населения XVII . войны в

   в отличие от многих других гражданских войн во   всемирной в отличие от многих других гражданских войн во всемирной истории она завершилась не , установлением нового общественного строя а , восстановлением реставрацией монархической. государственности « Наша смута вовсе не революция и не кажется исторически , — необходимым явлением по крайней мере на первый взгляд « » . . . — писал в Лекциях по русской истории С Ф Платонов Началась — ; она явлением совсем случайным прекращением династии в значительной степени поддерживалась вмешательством ; поляков и шведов закончилась восстановлением прежних форм . . . » государственного и общественного строя

   : Смута несла в себе несколько кризисов  династический кризис — : Смута несла в себе несколько кризисов династический кризис — пресечение династии . Рюриковичей и борьба боярства за власть , затем как результат этой неразборчивой в средствах борьбы с привлечением русских авантюристов и , — иностранных наемников полная потеря государственной власти — . государственный кризис с ослаблением центральной власти нарастал . социальный кризис Он выразился в многочисленных , , мятежах восстании Ивана Болотникова разбое беглых « » . холопов и воровских казаков В дальнейшем социальный кризис явился прологом Крестьянской войны под предводительством Степана. Разина

  В обществе действовал  : кризис нравственный  «  во имя В обществе действовал : кризис нравственный « во имя » , всего святого служили сначала Годунову потом первому , , самозванцу захватившему трон потом царю Василию , Шуйскому потом польскому королевичу Владиславу и в . очередной раз становились клятвопреступниками . . , По мнению историка С В Бушуева поступки основывались « часто : на лжи взаимной , одни назывались царями не имея , , никаких прав на престол другие если не зная наверняка , , то уже догадываясь что имеют дело с узурпаторами , . . . » . делали вид будто им верят

 . . Историк А А Головатенко считал опричнину и Смутное  . . . Историк А А Головатенко считал опричнину и Смутное . время двумя кризисами русской государственности : В основе обоих лежало противоречие стремление самодержавия к неограниченной власти и желание ведущих социальных сил общества . участвовать в управлении государством Основное отличие Смутного времени от опричнины в , том что активизировались не только верхи общества , аристократия служилое дворянство и приказная , . бюрократия но и другие социальные группы

   В целом после Смутного времени был сделан выбор в  В целом после Смутного времени был сделан выбор в . пользу сохранения крупнейшей на Востоке державы В конкретных геополитических условиях того времени : был избран путь дальнейшего развития России , самодержавие как форма политического правления , крепостное право как основа экономики . православие как идеология

 Антигосударственные выступления Антигосударственные выступления

   Развитие экономики страны сопровождалось крупными .  социальными движениями XVII « Развитие экономики страны сопровождалось крупными . социальными движениями XVII « » . столетие названо бунташным веком Именно в этот период произошли две крестьянские « » ( . смуты восстание И Болотникова и Крестьянская война . ) под предводительством С Разина и ряд городских , восстаний в середине столетия а также Соловецкий бунт и . два стрелецких восстания в последней четверти века

  Историю городских восстаний открывает 1648 .  Соляной бунт г в. Историю городских восстаний открывает 1648 . Соляной бунт г в. Москве – : Участники различные слои населения столицы , посадские люди , , . . . стрельцы дворяне недовольные политикой Б И Морозова 7 1646 . ( Указом от февраля г был введен высокий налог на соль , XVII . , была тем продуктом от которого отказаться люди в просто не могли ). заготовить еду впрок без соли не представлялось возможным 1646— 1648 . 3— 4 . В гг цены на соль выросли в раза , Народ начал голодать в то время как тысячи пудов дешевой рыбы : — сгнили на Волге рыбопромышленники из за дороговизны соли не смогли . . ее засолить Все были недовольны Дорогой соли было продано меньше , прежнего и казна понесла значительные убытки. 1647 . В конце г соляной , . налог отменили но было уже поздно Поводом для выступления послужил разгон стрельцами делегации , москвичей пытавшихся подать челобитную царю на произвол приказных. . чиновников Начались погромы дворов влиятельных сановников Был убит , думный дьяк Назарий Чистой на растерзание толпе отдан начальник . Земского приказа Леонтий Плещеев и др , Царю удалось спасти лишь Морозова срочно отправив его в ссылку в — . Кирилло Белозерский монастырь

 (1590— 1661), Морозов Борис Иванович  боярин и дядька царя Алексея Михайловича , (1590— 1661), Морозов Борис Иванович боярин и дядька царя Алексея Михайловича , , ставший его другом фактически руководителем русского правительства в. XVII . сер в . В начале царствования ведал многими государственными делами Особенно , 1647 . сблизился с Алексеем женившись в на его свояченице Анне Милославской , , Руководил Приказом Большой казны Стрелецким приказом Аптекарским приказом. , Стремясь увеличить доходы казны Морозов сократил жалованье служилым людям и . . « ввел высокий косвенный налог на соль Эти меры явились причиной т н соляного бунта » 1648. в июне Царь отправил его для безопасности в — Кирилло Белозерский монастыь. 2 : , Через месяца Морозов вернулся в Москву и заседал в приказах Стрелецком , . Иноземном и Большой казны где сосредоточивались дела по откупам и податям , . Он старался всякими средствами расположить к себе народ но мало преуспел в этом Много труда вложил Морозов в рассмотрение Уложения и до самой смерти , пользовался расположением царя Алексея обращавшегося к нему за советами по всяким. вопросам —

  Московский Соляной бунт отозвался  1648 восстаниями — 1650 .  гг Московский Соляной бунт отозвался 1648 восстаниями — 1650 . гг . в других городах 1650 . Самые упорные и продолжительные восстания в г . были в Пскове и Новгороде Вызваны резким повышением цен на хлеб в результате . обязательства правительства поставить Швеции зерно

 1662 .  В г в Москве произошел так называемый  , 1662 . В г в Москве произошел так называемый , Медный бунт — вызванный затянувшейся русско польской . войной и финансовым кризисом ( Денежная реформа чеканка обесцененных медных ) , денег привела к резкому падению курса рубля что прежде , всего отразилось на жаловании солдатам и стрельцам а . также ремесленникам и мелким торговцам « » Верные царю стрелецкие и иноземного строя полки . подавили бунт В результате жестокой расправы погибли , 18 . несколько сотен человек а публично повешены

  Городские восстания середины века оказались прелюдией   Крестьянской войны под предводительством. Городские восстания середины века оказались прелюдией Крестьянской войны под предводительством. . 1670— 1671 . С Т Разина гг . Это движение зародилось в станицах донского казачества Донская вольница привлекала беглых из южных и центральных областей . Российского государства — « Здесь они были защищены действием неписаного закона с Дона » . выдачи нет , Правительство нуждаясь в услугах казаков для обороны южных , границ платило им жалованье и мирилось с существовавшим там. самоуправлением , « Степан Тимофеевич Разин поднимая народ против изменников » , ( ), бояр выступал от имени Алексея сына царя Алексея Михайловича к . тому времени уже умершего , , Крестьянская война охватила обширные районы Дона Поволжья , . Приуралья нашла отклик на Украине , , , Восставшие сумели захватить Царицын Астрахань Саратов Самару и . , другие города Однако под Симбирском Разин был разбит а затем « » . выдан домовитыми казаками и казнен

 : Домовитые казаки , . .  Зажиточная часть донских казаков жившая гл : Домовитые казаки , . . Зажиточная часть донских казаков жившая гл обр в низовьях Д , . . она вокруг г Черкасска Зажиточная верхушка казачества , владевшая рыбным , , промыслами табунами коней получавшая лучшую долю в . добыче и царском жаловании . Казачество с самого начала не было однородным ( « » , Увеличивалось количество бедных казаков голытьба « » . . ), нетяги и т п которые принимали наиболее активное участие XVII—XVIII. в крестьянских войнах и народных восстаниях вв — Одновременно из массы казачества выделялась богатая часть « » , домовитые верхушка которых захватила руководящее полож , . ение в казачьих общинах образовав группу старшин . XIX В н. . в казачья старшина вошла в ряды дворянского сословия

  Кризис социальный сопровождался кризисом.  идеологическим   Примером перерастания религиозной борьбы Кризис социальный сопровождался кризисом. идеологическим Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является 1668— 1676 . Соловецкое восстание гг , Началось оно с того что братия Соловецкого монастыря наотрез . отказалась принять исправленные богослужебные книги Правительство решило укротить непокорных монахов путем . блокады монастыря и конфискации его земельных владений , Высокие толстые стены богатые запасы продовольствия . растянули осаду монастыря на несколько лет « » , . В ряды восставших встали и разинцы сосланные на Соловки , Только в результате предательства монастырь был захвачен из 500 60. его защитников в живых осталось лишь

 ( Соловецкое восстание соловецкое ) 1668 – 1676 .  сидение гг — ( Соловецкое восстание соловецкое ) 1668 – 1676 . сидение гг — восстание , монахов и беглых крестьян посадских , , , людей стрельцов солдат участников 1670— 1671 . , восстания гг не принявших . церковных реформ патриарха Никона Было подавлено после восьмилетней. осады

  XVII .  В целом народные восстания в имели   : XVII . В целом народные восстания в имели : двойственное значение для развития страны — , Во первых они отчасти играли роль ограничителя эксплуатации и злоупотребления. властей — , Во вторых еще больше подталкивали . централизацию и укрепление госаппарата

 СПАСИБО ЗА ! ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ! ВНИМАНИЕ

 ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ

  1645 . Михаил Федорович Романов умер в июне г  Вопрос о 1645 . Михаил Федорович Романов умер в июне г Вопрос о престолонаследии должен был решать Земский собор , 1613 . ведь в г выбирали на царство не династию , . Романовых а персонально Михаила По старомосковской традиции корону получил сын , 16 Михаила Федоровича Алексей которому было в то время. . лет Земский собор брал его на царство В отличие от отца Алексей не брал на себя никаких письменных обязательств , перед боярами и формально ничто не ограничивало его. власть

  (1645—В русскую историю Алексей Михайлович Романов 1676) вошел как . Алексей Тишайший (1645—В русскую историю Алексей Михайлович Романов 1676) вошел как . Алексей Тишайший « » , Григорий Котошихин называл Алексея гораздо тихим а , , иностранец Августин Майерберг удивлялся что царь « , обладавший беспредельной властью над народом , , привыкшим к полному рабству не посягнул ни на чью честь » . и имущество , , Дело конечно было не только в уравновешенном . XVII . характере Алексея Тишайшего К середине в . централизация Русского государства заметно усилилась После потрясений Смутного времени центральная и , местная власть уже восстановилась и экстремальные меры . для управления страной не потребовались

   Внутренняя политика Алексея Михайловича отражала .   двойственный характер его Внутренняя политика Алексея Михайловича отражала . двойственный характер его времени Тишайший царь хотел . соблюсти обычаи старомосковской Руси , , Но видя успехи западноевропейских стран он одновременно . стремился перенять их достижения Россия балансировала . между отеческой стариной и европейскими новшествами — — В отличие от своего решительного сына Петра Великого , Алексей Тишайший не проводил реформ которые бы ломали « » . московское благочестие во имя европеизации — : Потомки и историки по разному оценивали это одни « » , негодовали на слабого Алексея другие видели в том « » . истинную мудрость правителя

 Церковная реформа  Русская православная церковь занимает значительное  .  место в Церковная реформа Русская православная церковь занимает значительное . место в истории русского государства Православие определило этническое самосознание — русского народа в период борьбы с монголо татарским , игом что вместе с общерусской церковной организацией и — наряду с социально экономическими факторами способствовало политическому объединению земель и . созданию единого Московского государства

 XVI—XVII .  ,  , В вв церковь опираясь на государство , XVI—XVII . , , В вв церковь опираясь на государство , подавила многочисленные ереси проникшие в высшие слои административного аппарата и . имевшие достаточно широкую социальную базу В исторической науке эта борьба рассматривалась как подавление , , свободомыслия течений общественной мысли . аналогичных западной реформации Церковная история трактует разгром ересей как защиту веры , православной самобытности , русского народа и российской государственности причем размах и жестокость борьбы с ересями в России превосходили деятельность инквизиции или . протестантских церквей

   Церковь и монастыри обладали значительной  ,   экономической мощью Церковь и монастыри обладали значительной , экономической мощью развитым и эффективным , . хозяйством были культурными центрами Монастыри строились часто в стратегически важных . местах и имели огромное значение в обороне страны 20 . Церковь была в состоянии выставлять до тыс. ратников Эти обстоятельства создали материальную базу ( для авторитета церкви своего рода государства в ). государстве

  Освященный собор как орган церковного управления  .  принимал активное участие Освященный собор как орган церковного управления . принимал активное участие в работе Земских соборов ( 1589 . ), В годы Смуты патриаршество учреждено с г несмотря , на некоторые колебания сыграло большую роль в борьбе с — ( самозванцами и польско шведской интервенцией патриарх , Гермоген гибель монахов при защите православных , . . ). святынь материальная поддержка ополчения и т п , Патриарх Филарет фактически управлял Россией являясь , соправителем царя Михаила Романовича укреплял , , самодержавие и новую династию с одной стороны и роль — . церкви с другой

  XVII .  В середине в начинается переориентация в  . XVII . В середине в начинается переориентация в . отношениях между церковью и государством -. Ее причины исследователями оцениваются по разному , В исторической литературе преобладает точка зрения согласно которой процесс становления абсолютизма вел с неизбежностью к лишению церкви ее феодальных привилегий и подчинению государству. Поводом для этого стала попытка патриарха Никона . поставить духовную власть выше светской Церковные , историки отрицают такую позицию патриарха считая « » . Никона последовательным идеологом симфонии власти Инициативу в отказе от этой теории они усматривают в деятельности царской администрации и влиянии . протестантских идей XVII . Важным фактом русской истории в был , церковный раскол явившийся результатом церковной . реформы патриарха Никона

   В понимании раскола в литературе существуют две . — . . В понимании раскола в литературе существуют две . — . . , основные традиции Одни ученые А П Щапов Н А Аристов. . , . . — В Б Андреев Н И Костомаров склонны видеть в нем — . социально политическое движение в религиозной форме Другие исследователи усматривают в расколе и — старообрядчестве прежде всего религиозно церковное. явление Среди историков такое понимание раскола . . , . . характерно для С М Соловьева В О Ключевского Е Е , . . , — Голубинского А В Карташева среди русских мыслителей . . , для В С Соловьева В В Розанова Н А Бердяева протоиерея . Георгия Флоровского Современные исследователи А П , . . — Богданов В И Буганов С В Бушуев не отрицают социально , политических устремлений но считают их не главными и , . определяющими а подчиненными в теме раскола

 : Причины проведения церковной реформы  церковная реформа диктовалась необходимостью  , : Причины проведения церковной реформы церковная реформа диктовалась необходимостью , , укрепить дисциплину порядок нравственные устои ; духовенства требовалось введение одинаковой церковной обрядности ; во всем православном мире распространение книгопечатания открывало . возможность унификации церковных книг

  40 - .  XVII .   В конце х гг 40 — . XVII . В конце х гг в в Москве сложился Кружок . ревнителей древнего благочестия : В него вошли видные церковные деятели царский , духовник Стефан Вонифатьев настоятель Казанского , собора на Красной площади Иоанн царский постельничий. , Ф Ртищев выдающиеся деятели церкви нижегородцы . Никон и Аввакум и др

  ( Сын мордовского крестьянина Никон в миру Никита ) .  Минов ( Сын мордовского крестьянина Никон в миру Никита ) . Минов сделал стремительную карьеру Приняв монашеский , постриг на Соловецких островах Никон вскоре стал игуменом ( ) ( ). главой Кожеозерского монастыря район Каргополя Никона связывали знакомство и дружба с царем Алексеем , . Михайловичем чьей поддержкой он долго пользовался Никон становится архимандритом московского Новоспасского — . монастыря родовой усыпальницы Романовых После короткого пребывания митрополитом Новгородским 1652 . . Никон в г избирается московским патриархом Именно патриарх Никон начал реформу по унификации . обрядов и установлению единообразия церковной службы За . образец были взяты греческие правила и обряды

 ,  Наиболее существенными из нововведений принятыми   1654 . , , Наиболее существенными из нововведений принятыми 1654 . , патриархом Никоном и церковным собором в г были замена , крещения двумя пальцами троеперстием произнесение « » , , славословия Богу аллилуйя не дважды а трижды движение , . вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца а против него , Потом патриарх обрушился на иконописцев начавших использовать . , западноевропейские приемы живописи Кроме того по примеру восточного духовенства в церквах начали читать проповеди . собственного сочинения . Здесь тон задавал сам патриарх Русские рукописные и печатные . богослужебные книги велели везти на просмотр в Москву Если там , , находили расхождение с греческими то книги уничтожали взамен . печатали и рассылали новые И хотя все изменения были чисто , внешними и не затрагивали православного вероучения они , воспринимались как посягательство на саму веру ибо нарушали традиции ( ). веру отцов и их предков

 ,   Никон боролся с новшествами но именно его реформы  , , Никон боролся с новшествами но именно его реформы , часть московского народа восприняла как новшества . посягавшие на веру Церковь раскололась на ( никонианцев церковная , иерархия и большая часть верующих привыкших ) . подчиняться и старообрядцев

  Активным противником Никона и одним из   основоположников старообрядческого движения становится Активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения становится протопоп Аввакум — одна из наиболее ярких личностей в . русской истории , Человек огромной силы духа в полной мере , проявившейся во время его гонений он с детства приучался к . аскетизму и умерщвлению плоти Отвращение от мира и стремление к святости он считал настолько естественным , — для человека что не смог ужиться ни в одном приходе из за неустанного преследования им мирских потех и отступлений . от обычаев церкви . Многие считали его святым и чудотворцем Он участвовал , вместе с Никоном в исправлении богослужебных книг но — . вскоре был отстранен из за незнания греческого языка

 — Приверженцы старой веры старообрядцы  — спасали и  « » — Приверженцы старой веры старообрядцы — спасали и « » . прятали неправильные богослужебные книги Светские и . духовные власти преследовали их От гонений ревнители старой , , веры бежали в леса объединялись в общины основывали в глуши. скиты Не признававший никонианства Соловецкий монастырь сидел 1668 1676 . , в осаде с по г пока воевода Мещеряков не взял его и не ( 600 50). повесил всех мятежников из человек в живых осталось Вожди старообрядцев протопопы Аввакум и Даниил писали , , , « » , челобитные царю но видя что Алексей не защищает старину , объявили скорый приход конца света потому что в Россию явился. — « » . Антихрист Царь и патриарх два рога его Спасутся лишь — . мученики защитники старой веры Родилась проповедь « » . очищения огнем Раскольники запирались в церквах и сжигали . себя заживо

   Старообрядцы не расходились с православной  ( церковью ни в одном Старообрядцы не расходились с православной ( церковью ни в одном догмате основном положении ), , вероучения а лишь в некоторых обрядах которые , , отменил Никон поэтому они были не еретиками а . только раскольниками

  , В расколе соединились самые разные социальные силы  выступавшие за сохранение , В расколе соединились самые разные социальные силы выступавшие за сохранение в неприкосновенности . традиций русской культуры , . . Тут были князья и бояре такие как боярыня Ф П . . , Морозова и княгиня Е П Урусова монахи и белое , духовенство отказывавшиеся от исполнения новых. : , обрядов Но особенно много было рядовых людей горожан , , стрельцов крестьян видевших в сохранении старых обрядов способ борьбы за древние народные идеалы « » . правды и воли Наиболее радикальным шагом старообрядцев было 1674 . принятое в г решение о прекращении молитв за . здоровье царя Это означало полный разрыв старообрядцев , с существующим обществом начало борьбы за сохранение « » . идеала правды внутри своих общин

  1666— 1667 . Священный собор гг предал раскольников  .  проклятию 1666— 1667 . Священный собор гг предал раскольников . проклятию за непокорность Ревнители старой веры перестали . признавать отлучившую их церковь Раскол не преодолен и по . сей день Предводители старообрядчества Аввакум и его , единомышленники были сосланы в Пустоозерск в низовье , 14 , Печоры и провели лет в земляной тюрьме после чего были . сожжены заживо С тех пор старообрядцы часто подвергали « » — . себя огненному крещению самосожжению Трагически сложилась и судьба главного врага . « старообрядцев патриарха Никона Добившись титула великого » , . государя святейший патриарх явно переоценил свои силы В 1658 . , , г он демонстративно покинул столицу заявив что не хочет , . быть патриархом в Москве а останется патриархом Руси

 1666 .  В г церковный собор с участием александрийского ,  и 1666 . В г церковный собор с участием александрийского , и антиохийского патриархов которые имели полномочия от — двух других православных патриархов , константинопольского и иерусалимского сместил Никона с . поста патриарха Местом его ссылки стал знаменитый Ферапонтов . монастырь под Вологдой Уже после смерти Алексея Михайловича Никон (1681) возвратился из ссылки и умер неподалеку от. Ярославля Он похоронен в Воскресенском — (. ). Ново Иерусалимском монастыре под Москвой г Истра

 ,  Таким образом церковная реформа и раскол явились   , , Таким образом церковная реформа и раскол явились , крупным социальным и духовным переворотом который не только отразил тенденции к централизации и определенной , унификации церковной жизни но и повлек за собой . существенные социокультурные последствия , Он всколыхнул сознание миллионов людей заставив их , усомниться в легитимности существующего миропорядка породил раскол между официальной светской и духовной властью и . значительной частью общества , Нарушив некоторые традиционные устои духовной жизни раскол дал толчок общественной мысли и подготовил почву для . грядущих преобразований , , XVII . , Кроме того церковный раскол ослабивший церковь в в послужил предпосылкой для последующего подчинения церкви , государственной власти превращения ее в идеологический . придаток абсолютизма

 «  » Симфония власти — -  ,  византийско православная теория « » Симфония власти — — , византийско православная теория предполагавшая двуединство независимо существующих светской , и духовной властей но совместно отстаивающих православные. ценности

 СПАСИБО ЗА ! ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ! ВНИМАНИЕ