Скачать презентацию Христианская церковь в средние века Третьякова М Скачать презентацию Христианская церковь в средние века Третьякова М

Церковь.ppt

  • Количество слайдов: 97

Христианская церковь в средние века © Третьякова М. В. Христианская церковь в средние века © Третьякова М. В.

Содержание • • • Римская церковь в раннее средневековье Церковная иерархия Католицизм Монашество Схизма Содержание • • • Римская церковь в раннее средневековье Церковная иерархия Католицизм Монашество Схизма 1054 г. Ереси Нищенствующие ордены Великая схизма 1378 -1417 гг. Соборное движение

 • • Христианство – с IV в. - государственная религия Римской империи - • • Христианство – с IV в. - государственная религия Римской империи - распространилось среди варварских народов, т. к. их старые религии не соответствовали условиям феодального общества. Христианство (религиозная идеология) - определенная система взглядов и соответствующих им учреждений. Ок. IV в. в христианской общине Рима появилась легенда, что эту общину основал апостол Петр, ее первый епископ. Это определило ведущую роль в христианском мире и римской общины и ее епископа Термин «епископ» (древнегреч. )- блюститель, надзиратель. Термин «папа» (pappas) по-гречески - «отец» . В первые века христианства название применялось ко всем епископам, а первоначально - ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. С VII в. - титул принадлежит только епископам Рима. Римская церковь в раннее средневековье • Ян Брейгель. Бог - создатель

 • Перуджино. • Передача ключей св. Петру • Перуджино. • Передача ключей св. Петру

 • • • Папское государство – теократическое государство в Средней Италии. Владения папы • • • Папское государство – теократическое государство в Средней Италии. Владения папы - «Вотчина святого Петра» (Patrimonium Sancti Petri). В 756 г. Пипин Короткий передал папе Стефану III – Венецию, Истрию, Пентаполис (Парму, Реджио, Мантую, Сполето, Беневент) и о. Корсика. В «Пипинов дар» вошел и Рим - столица папского государства. В 774 г. Карл Великий подтвердил «дарения Пипина» , включая права папы на Рим. «Константинов дар» - Константин I (якобы) предоставил римскому епископу светскую власть над всей западной частью империи, включая Италию. IX в. - Лжеисидоровы декреталии, - сборник церковных документов, обосновывал необходимость существования папского государства и его независимость от светских властей, превосходство над этой властью власти папы. Папская область (756 -1870) Константинов дар

 • Особенность Папского государства - его правитель одновременно глава всех католиков. Местная знать • Особенность Папского государства - его правитель одновременно глава всех католиков. Местная знать рассматривала его как верховного сеньора и вела борьбу за престол. Из-за целибата папа не мог иметь наследников, и каждый новый папа выбирался. В выборах участвовали духовенство, римские феодалы, группировки которых стремились поставить своего ставленника (порядок изменен в 1059, когда папы стали избираться только кардиналами). Папская область Habemus papam

 • • • С 850 г. по 1050 г. ср. продолжительность понтификата - • • • С 850 г. по 1050 г. ср. продолжительность понтификата - всего 4 года. 962 г. Иоанн XII короновал императором СРИ Оттона I, верховного сеньора Папского гос-ва. 2/2 XI в. - усиление позиций папства в церкви и в политической жизни. В XII-XIII вв. - расширение территории - Перуджа, Болонья, Феррара, Римини и др. 1274 г. - Рудольф Габсбург официально признал независимость папского государства от императоров Священной Римской империи. В экономическом развитии Папское гос-во отставало от развитой Северной Италии. Папы не допускали самоуправления в городах, в деревнях долго сохранялась личная зависимость крестьян Во время «авиньонского пленения пап» (1309 -1377) папы утратили контроль над своим государством. В течение XV в. власть пап над всей территорией их гос-ва восстановлена, а в н. XVI в. территория Папского гос-ва расширилась. Папское гос-во просуществовало до 1870 г. Ватикан (с 1929)- карликовое гос-во в центре Рима площадью 44 га. Папская область

Папское государство (756 -1870) Папское государство (756 -1870)

Ватикан (с1929 г. ) Герб Святого Престола) Ватикан (с1929 г. ) Герб Святого Престола)

Ватикан Ватикан

Католицизм Христианство – учение Иисуса Христа. Последователи учения Иисуса Христа – христиане, члены общины Католицизм Христианство – учение Иисуса Христа. Последователи учения Иисуса Христа – христиане, члены общины - братья Сущность учения, символ веры Христа отражен в 4 Евангелиях (Благая весть) – Матфея(а), Марка(л), Луки(т), Иоанна(о) (канонических), включены в Новый Завет и богослужебные книги. •

IV в. - никейско-александрийский «символ веры» - официальное изложение основ христианского вероучения Догмат о IV в. - никейско-александрийский «символ веры» - официальное изложение основ христианского вероучения Догмат о Троице – единый бог в трех ипостасях – Боготец, бог-сын, бог – святой дух. В VII в. в зап. церкви дополнение – непризнанное грековизантийской церковью, - об исхождении святого духа не только от бога - отца, но и от бога – сына. Бог-святой дух пребывает в апостолах, в руководителях христианской церкви – епископах и пресвитерах. 3 ипостаси вечны и равны по достоинству. Бог – обладатель абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества. Все сущее в мире создано им из ничего, является его творением, результатом свободного акта его воли. Догмат боговоплощения - (сер. V в. ) - 2 естества природы Христа, божественной и человеческой, слились воедино, не поглощая друга. Своей смертью Христос искупил грехи человека, его «первородный грех» (кенозис) Второе пришествие Христа и установление на земле царства божьего. Сын божий (послания ап. Павла) воскресением обеспечил людям воскресение из мертвых и вечную жизнь в царстве божьем на небесах. Спасение человека зависит от веры в Христа, соблюдении таинств и исполнения заповедей морали. Католицизм

 • • Таинства – особые культовые действия 7 (2) – крещение – покаяние • • Таинства – особые культовые действия 7 (2) – крещение – покаяние (исповедь) - причастие (евхаристия) – совместные ужины первых христиан священство (ординация) – возведение в духовный сан, во время этого действия передается благодать святого духа) соборование (елеосвящение) – тяжело больным, умирающим, сопровождалось отпущением грехов вступление в брак (аналог – мистический брак Христа и церкви) миропомазание (конфирмация) – дополнительное крещение). Таинства

Семь таинств Рогир ван Вейден Алтарь семи таинств Семь таинств Рогир ван Вейден Алтарь семи таинств

Крещение, причастие (конфирмация), исповедь Крещение, причастие (конфирмация), исповедь

евхаристия евхаристия

Рукоположение в сан св. Стефана. Витторе Карпаччо Рукоположение в сан св. Стефана. Витторе Карпаччо

В руках церкви мощное оружие в виде – отлучения от церкви (индивидуального) или распространявшегося В руках церкви мощное оружие в виде – отлучения от церкви (индивидуального) или распространявшегося на целые области (интердикт – запрещение совершать в данном округе церковные службы и обряды). С учением о врожденной греховности людей связано представление о загробных муках и вездесущии дьявола. Неверие в дьявола представители церкви приравнивали к неверию в бога. Учение о всесилии дьявола нашло свое выражение в представлениях о «ведьмах» - женщинах, якобы одержимых дьяволом и способных причинить вред людям. В 829 г. собор принял решение против ведовства. позже папы своими буллами против ведьм положили начало массовому сожжению на кострах женщин, обвиненных в общении с дьяволом. Христианская церковь насаждала веру в почитание святых мощей и веру в чудеса. Каждая церковь и монастырь старались обзавестись своими реликвиями, чтобы привлечь паломников. Католицизм

Продажа индульгенций Продажа индульгенций

Католицизм Католицизм

 • • Католическая церковь построена по иерархическому принципу. Во главе папа римский, архиепископы, • • Католическая церковь построена по иерархическому принципу. Во главе папа римский, архиепископы, аббаты, священники, монахи. Духовенство

совокупность норм, изданных церковными властями и содержащихся в церковных канонах, т. е. в правилах, совокупность норм, изданных церковными властями и содержащихся в церковных канонах, т. е. в правилах, относящихся к устройству церковных учреждений, взаимоотношениям церкви и государства, а также жизни членов Церкви. Исторически, каноническое право на Западе рассматривалось как понятие более широкое по отношению к церковному праву, поскольку каноническое право касалось не только вопросов внутренней церковной жизни, но и тех правовых норм, которые не касались церковной жизни напрямую, но входивших в средние века в юрисдикцию Церкви. Каноническое право

Па пство - богословский и религиознополитический институт католицизма, устанавливающий па пу ри мского главой Па пство - богословский и религиознополитический институт католицизма, устанавливающий па пу ри мского главой всей католической церкви. В римско-католической церкви папа – верховный правитель Святого Престола Папа римский (римский понтифик (Pontifex Romanus), или верховный суверенный понтифик (Pontifex Maximus) - в международном праве - суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), т. к. одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти: Монарх и Суверен Святого Престола, как римский епископ - глава римскокатолической церкви и её верховный иерарх По католицизму, папа = преемник Святого Петра в римском епископате и в силу этого обладает верховенством в церкви. Папство • Лев 10

Власть папы - высшая и юридически полная власть над всей католической церковью, независима от Власть папы - высшая и юридически полная власть над всей католической церковью, независима от человеческой власти и распространяющаяся на вопросы веры, нравственности, управление церковью. Папа - гарант всеобщности (универсальности) и единства католической церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии Папство

Официальный титул папы римского • • • Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, Официальный титул папы римского • • • Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви, Великий понтифик, [Патриарх Запада], Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, рабов божьих. Episcopus Romanus Vicarius Christi Successor principis apostolorum Caput universalis ecclesiae Pontifex Maximus [Patriarcha Occidentis] Primatus Italiae Archiepiscopus ac metropolitanus provinciae ecclesiasticae Romanae Princeps sui iuris civitatis Vaticanae Servus Servorum Dei

Собор св. Петра. Рим Собор св. Петра. Рим

Личные гербы пап • Николай V • • Адриан VI Бенедикт XIV • Григорий Личные гербы пап • Николай V • • Адриан VI Бенедикт XIV • Григорий XII • Мартин V Sede vacante

Кардинал – высшее духовное лицо римскокатолической иерархии V-XI в. кардиналы - чиновники в церквах, Кардинал – высшее духовное лицо римскокатолической иерархии V-XI в. кардиналы - чиновники в церквах, (кардинал – cardinalis – от cardo – дверной крюк). XI в. - епископы ближних к Риму областей - кардиналы Сан дарует папа. XI в. – 3 степени священства – кардиналыепископы, кардиналы-священники, кардиналы-диаконы. При Иннокентии IV (1245 -1254) - кардинал стоит выше епископов и носит красную шапку (готов бороться в защиту «святой римской церкви» до последней капли крови) При Бонифации VIII (1294 -1303) - кардиналы получили княжескую мантию, при Павле II (1464 -1471) – право иметь белую лошадь с красным покрывалом и золотыми поводьями. Число кардиналов - XII в. -30, иногда – 7. Сикст V (1586 г. ) - 70 ( « 70 старейшин израильских и 70 учеников Христовых» ): 6 кардиналов-епископов, 50 кардиналов – священников, 14 – кардиналов-диаконов. Старейший кардинал - декан. Кардиналы

Кардиналы Кардинал Мазарини Папа и кардиналы Кардиналы Кардинал Мазарини Папа и кардиналы

IV - по н. XIV вв. - резиденция папы Латеранский дворец Латеранский собор в IV - по н. XIV вв. - резиденция папы Латеранский дворец Латеранский собор в 1179 г. - только конклав (2/3 состава) избирает папу. Конклав - собрание коллегии кардиналов. Латеранский собор (1215 г. ) – папа - глава церковной иерархии. 1075 г. – (Григорий VII) - «Диктат папы» (27 статей) - духовная власть выше светской. Папа назначает епископов, папа - сеньор всех государей, папа имеет право судить и наказывать государей, освобождать подданных от повиновения им, папу никто не может судить. Вассальной присяги королей и т. н. «динарий св. Петра» . Вормский собор 1122 г. - папы имеют право носить императорские инсигнии – тиару как символ их вселенской власти. XII в. - папы называют себя «викариями Христа» , до этого - папа – «викарий св. Петра» . Кардинал-викарий - представитель папы в Риме и в Италии. С XII в. центральные папские учреждения в Риме - папская курия. Папская монархия

Папская монархия Апостолический дворец Гвардия папы тиара Латеран Папская монархия Апостолический дворец Гвардия папы тиара Латеран

Папские буллы Папские буллы

 • • Монашество - форма протеста против социального гнета, подвиг, отшельничество, опора церкви. • • Монашество - форма протеста против социального гнета, подвиг, отшельничество, опора церкви. На Востоке монашество – крупная политическая сила, влияла на дела государства На Западе – опора пап и также политическая сила Монастырь - религиознохозяйственная организация, во главе стоят аббаты (приоры). Созданы монашеские ордены, подчинявшиеся папе. Вид монашеских орденов – духовнорыцарские ордены. Монашество в Западной Европе распространилось под влиянием восточного. IV-V вв. монастыри - в Италии, Галлии, Германии, Испании, Ирландии, Англии, Шотландии Монахи давали тройной обет – воздержания, послушания, бедности. Монашество

Монашество Монашество

 • родился в знатной семье в Сполето. Предание связывает его со знатным римским • родился в знатной семье в Сполето. Предание связывает его со знатным римским родом Анциев). Основал поселение в Субьяко. • Сначала жил в пещере, затем основал монастырь в Виковаро, потом перебрался в Субьяко. В 529 г. перебрался в Монте-Кассино (Кампания) • Образ жизни – молитвы, физический (интеллектуальный) труд, + воспитание и обучение детей окрестной знати. Бенедикт Нурсийский (480 -543)

Монте-Кассино Монте-Кассино

 • Орден св. Бенеди кта - старейший католический монашеский орден, основан св. Бенедиктом • Орден св. Бенеди кта - старейший католический монашеский орден, основан св. Бенедиктом Нурсийским в VI в. Деятельность бенедиктинцев - молитвы, интеллектуальные занятия, религиозное искусство, миссионерскую работу. Девиз ордена: Молись и работай лат. Ora et labora. После смерти св. Бенедикта в 547 г. основанный им монастырь Монте. Кассино просуществовал недолго, разрушен лангобардами ок. 577 г. (позднее восстановлен). Монахи при поддержке Григория I Великого разошлись по разным странам, распространяя устав и идеи св. Бенедикта. Бенедиктинские монастыри - в Англии, Франкском королевстве, странах Западной и Центральной и в Восточной Европы. Бенедиктинцы - св. Августин Кентерберийский, св. Виллиброрд, св. Адальберт Пражский и др. В X- XI в. орден реформирован: от бенедиктинцев отпочковались камальдулы и цистерцианцы, пережил Клюнийскую реформу. Бенедиктинцы Бенедикт дарует свой устав

Вклад бенедиктинцев в культуру и цивилизацию западного общества огромен. Из школ при аббатствах вышли Вклад бенедиктинцев в культуру и цивилизацию западного общества огромен. Из школ при аббатствах вышли - Беда Достопочтенный, Алкуин и др. В библиотеках сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, велось обучение людей, организовывались ярмарки; больницы, оказали сильное влияние на развитие архитектуры, (романский стиль - аббатство Клюни, готика - аббатство Сен-Дени) Бенедиктинцы Мурано Ноты Сыр • • • дом 'Moet & Chandon' - шампанское Dom Perignon. Вырабатывается из винограда Шардоне и Пино Нуар. Белое или розовое, самое престижное вино в мире. Шампанское - прекрасный аперитив. Подается к морским продуктам, рыбным блюдам, холодным мясным закускам, сыру, десерту. Рекомендуется охлаждать до 6 -8 градусов. Цена – 5750 р.

 • В основе жизни монастырей лежал устав Бенедикта Нурсийского (480 -543), • Установления • В основе жизни монастырей лежал устав Бенедикта Нурсийского (480 -543), • Установления Бенедикта должны привести к тому, что монах = воин Христа, для этого необходимо проявлять смирение и отказаться от собственной воли. • Во всех монашеских орденах существовал генеральный (общий) капитул – собрание должностных лиц ордена. Капитулы вырабатывали решения, обязательные для выполнения всеми его членами. Монашество Устав св. Бенедикта - традиция древнегалльского монашества, монашества св. Августина и восточного монашества. Устав практичен, внимание обращено на повседневные нужды и обязанности монашеской общины. Принцип киновии (общежительского монашества) и принцип монастырской автономии. Необходимость воспитания смирения. Уход от мира - материальная независимость монастыря от внешнего мира, личная бедность монахов не означает бедности монастыря. Жизнь монахов - богослужения, физический труд, чтение Св. Писания и творений Отцов Церкви.

Занятия монахов Занятия монахов

Распорядок жизни монахов (по Карсавину) • 2 обеда (во время поста один раз) • Распорядок жизни монахов (по Карсавину) • 2 обеда (во время поста один раз) • От пасхи до 1 октября работали с 6 до 10 ч. • моление « 3 часа» - 9. 00 • 10. 00 -12. 00 – чтение • после 6 часа (12. 00) • – отдых до 15. 00 • 15. 00. - 18. 00 – работа • после обеда чтение

 • 0. 30 – 2. 30 - всенощная, 2. 30 -4. 00 – • 0. 30 – 2. 30 - всенощная, 2. 30 -4. 00 – • • сон, 4. 00 -4. 30. – утреня и служба, 4. 30 -5. 45 – сон, и подъем (восход солнца), туалет до 6. 00, и индивидуальная молитва, (с 23. 09. по 1. 11), 6. 30 – первый канонический час (1. молитва, чтение cum commento) аббата (приора), 2. административная часть – отчет должностных лиц монастыря, сообщение аббата о текущих делах; 3. дисциплинарная часть, обвинения монахов, нарушающих дисциплину, каяние), 7. 30 -815. – месса утренняя - все в полном составе, с 8. 15 -9. 00 – индивидуальная молитва (с 1. 11 до пасхи и от пасхи до 13. 09. ), с 9. 00 - 10. 30. – третий час, затем месса, 10. 45 -11. 30 – работа, ок. 11. 30 - шестой час, ок. 12. 00 – трапеза, 12. 45 -13. 45 – полуденный отдых, с 14. 00 до 14. 30 – девятый час, с 14. 30 - до 16. 45 – работа – летом в саду, зимой, в плохую погоду в монастыре, скриптории, 16. 30 -17. 15 – вечерня, с 17. 30 -17. 50 – легкий ужин, кроме поста, около 18. 00 – повечерня, около 18. 45 – сон. Распорядок жизни монахов (по Лео Муллену)

 • Сон продолжался ок. 6 ч. 20 минут летом, до 9 часов в • Сон продолжался ок. 6 ч. 20 минут летом, до 9 часов в конце сентября, в конце октября – 8 ч. , в среднем ок. 7 ч. 10 минут. Монахам предписано молиться в то время, когда не молится никто другой. • В X в. трапеза у бенедиктинцев зимой в 15. 00, в великий пост – 18. 00, летом – 2 трапезы – 12. 00, 17. 00 -18. 00. • Если монах не вставал с постели при первом звуке колокола, это = проступок. Предписано все делать в молчании Распорядок дня монахов

Монашество Монах-бенедиктинец - черная ряса (3) Францисканец - коричневая (2) Доминиканец – белая ряса Монашество Монах-бенедиктинец - черная ряса (3) Францисканец - коричневая (2) Доминиканец – белая ряса и черный нарамник (1) Картезианец – белая ряса (5), капуцин - (6),

 • • • Клюни - имение в Верхней Бургундии, недалеко от Макона. В • • • Клюни - имение в Верхней Бургундии, недалеко от Макона. В 910 г. подарено аббату Бернону для основания нового монастыря. Клюни изъято изпод зависимости от какой бы то ни было светской или духовной власти и подчинено непосредственно папе. Клюнийский монастырь (бенедиктинский устав - (отсутствие у монахов собственности, послушание, свой язык жестов) - образец для других В сер. XII в. к клюнийская конгрегация= ок. 2000 монастырей, в Италии, Испании, Англии, Германии, Польше, во Франции. Клюни церкви дало 12 кардиналов и несколько папа Григорий VII Клюни

 К. VIII в. - реформа монастырей Бенедикта Аньянского (род. 750 г. ) - К. VIII в. - реформа монастырей Бенедикта Аньянского (род. 750 г. ) - единообразное и строгое соблюдение всеми монастырями устава Бенедикта Нурсийского, многие постановления Б. Н. смягчены (одежда, еда, отношение к телу, дисциплина), сохранен – труд в молчании. Реформа Бенедикта Аньянского нашла отклик в Клюни (910 г. ) Клюнийцы выступали за - укрепление церковной дисциплины путем введения строгого монастырского устава, целибат духовенства, независимость духовенства от светских феодалов, против симонии, против назначения светской властью епископов и аббатов Проводником политики стал монах Гильдебранд (папа Григорий VII (10731085). Причина успехов клюнийского движения – реформа монашества (более строгое выполнение устава, строгость и послушание во внутренней жизни), благотворительность и гостеприимство вовне, покровительство пап, попытка объединения монашества. Сферы влияние Клюни – Италия, Франция, Лотарингия. В XII в. монастыри Клюни рассеялись по всей Европе. Клюнийская реформа • Григорий VII

 • • • XI-XII вв. - новые ордены – граммонтенцы (1174 г. ), • • • XI-XII вв. - новые ордены – граммонтенцы (1174 г. ), цистерцианцы (св. Роберт, † 1110 г. ) 1098 г. - Сито (Cistercium) (Бургундия) – белые цвета одежды, строгость жизни, строгое соблюдение устава Бенедикта, мясо, рыба, молоко, белый хлеб – убрали из рациона, еда – 2 (1) раз в день, общие дормитории, спали в одежде. День – молитва и труд) 1115 г. - основано Клерво 1215 г. - Латеранский собор - предписал подражать всем цистерцианцам, считая, что их организация - образец. Сито – богатый орден. Принцип – «Бедный монах – богатый монастырь» . Сито

Сито Сито

Монастырь Cistercium, осн. в 1098 г. св. Робертом - деревня Сито (французский департамент Кот Монастырь Cistercium, осн. в 1098 г. св. Робертом - деревня Сито (французский департамент Кот д'Ор). В XIII в. ордену Є ок. 2000 монастырей во Франции, Германии, Англии, Скандинавии, Испании, Италии и Венгрии. Глава ордена - аббат центрального монастыря Cistercium; ежегодно объезжает все монастыри ордена или посылает вместо себя одного из аббатов. Главный аббат, вместе с 4 мя аббатами старейших монастырей - Клерво (с 1113), Лаферте (с 1115), Понтиньи (с 1114) и Моримон (с 1115)= коллекция, управляла делами ордена под надзором папы. Высшая инстанция - генеральный капитул, собирался раз в год в Сито; аббаты ближайших монастырей ежегодно принимают в нём участие, аббаты более отдаленных - через более продолжительные промежутки времени. В сер. XII в. упадок ордена (отступления от строгого режима и внутренние раздоры). Цистерцианцы – самый богатый и влиятельный орден. Цистерцианцы носят в монастыре белое одеяние с чёрным наплечником, чёрный капюшон и чёрный шерстяной пояс; на улице ходит в сером одеянии (серые братья» ). Есть женские цистерцианские монастыри. Цистерцианцы

Цистерцианцы Цистерцианцы

Моримон. Цистерцианские монастыри Моримон. Цистерцианские монастыри

Цистерцианские монастыри Цистерцианские монастыри

Сент-Галлен. XVI в. Сент-Галлен. XVI в.

Сент-Галлен. XVII в. М. Мериан Сент-Галлен. XVII в. М. Мериан

Нищенствующие ордены Начало XIII в. - появились нищенствующие ордены – кармелиты, францисканцы и доминиканцы, Нищенствующие ордены Начало XIII в. - появились нищенствующие ордены – кармелиты, францисканцы и доминиканцы, в 1255 г. – августинцы (апостольская жизнь и бедность). Францисканцы – от имени Франциска Ассизского (1182 -1226). Осуждая в «Правилах жизни» деньги, торговлю, всякие материальные блага, Франциск проповедовал добровольную нищету. Вначале церковь его приняла в штыки. Иннокентий III поставил францисканцев под папский контроль, ( «апостольский образ жизни нуждается в приличном для него платье» ) Кардинал Гуго (Григорий IX) выработал устав Обладание имуществом уже не отвергалось, дом, где жили францисканцы - собственность церкви, но предоставленная в постоянное пользование членам ордена Францисканец - коричневая (2) Доминиканец – белая ряса и черный нарамник (1) капуцин - (6),

нищенствующий монашеский орден, осн. св. Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 г. с целью нищенствующий монашеский орден, осн. св. Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 г. с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему. В 1223 г. Гонорий III утвердил устав ордена в булле Solet annuere. Францисканцы - «серые братья» (Англия) (по цвету их облачения), «кордельеры» (Франция) (опоясывались веревкой), «босоногие» (Германия) (сандалии носили на босу ногу), «братья» (Италия). Устав ордена - совершенная бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе. духовники государей XIII-XVI в. , осуществляли функции инквизиции (Венссен, Прованс, Форкальк, Арль, Э, Эмбрен, центр. Италия, Далмация, Богемия), с 1256 г. преподают в уни, миссионеры и исследователи в Новом свете и в странах Востока. Орденское одеяние - темно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная веревкой, к ней привязаны чётки, круглый короткий клобук и сандалии. Францисканцы, «Оrdo fratrum minorum» , «минориты» , «меньшие братья» • Св. Франциск

 • • • Второй (женский) орден св. Франциска - орден бедных клариссинок, основан • • • Второй (женский) орден св. Франциска - орден бедных клариссинок, основан в 1224 г. св. Кларой, сподвижницей св. Франциска. Третий орден св. Франциска ( терциарии) - учрежден св. Франциском около 1221 г. , получил в 1401 г. собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска. Третий орден мирян св. Франциска - жили в миру по уставу, полученному от папы Льва XIII. (Данте, король Людовик IX Святой, Микеланджело). В 1517 г. папа Лев X официально признал существование в францисканском ордене двух независимых групп - братьяминориты строгого соблюдения правила (т. н. «обсерванты» ) и братьев-миноритов конвентуалов. Орден капуцинов - основан в 1525 г. Матвеем Басси как реформистское течение внутри ордена миноритовобсервантов. Признаны самостоятельным орденом папой Климентом VII в 1528 г. Ветви францисканског о ордена

Известные францисканцы • • • Франциск Ассизский (1181/11821226) - основатель ордена Антоний Падуанский (1195 Известные францисканцы • • • Франциск Ассизский (1181/11821226) - основатель ордена Антоний Падуанский (1195 -1231) Роджер Бэкон (ок. 1214 - 1294) - философ и естествоиспытатель Бертольд Регенсбургский (ок. 12201272) Бонавентура (1221 -1274) - генерал ордена, богослов Якопоне да Тоди (1230 -1306)- поэт Ллулий Раймунд (1235 -1315)каталанский писатель, автор гимна Stabat Mater Александр из Гэльса - парижский профессор блаженный Дунс Скотт (1265 -1308) - философ-схоластик Вильгельм Оккам (1280 -1347)- философ-схоластик Франческо Петрарка (1304 -1374) • • • Бертольд Шварц (XIV в) Варфоломей Пизанский - (XV в)автор Liber conformitatum sancti Francisci cum Christo папа Сикст IV (1471 -1484)- теолог Франсуа Рабле (1494 -1553) - писатель (перешел в бенедиктинский орден из-за враждебного отношения францисканцев к изучению греческого языка Бартоломей Камби- проповедник Бернардино де Саагун -автор «Всеобщей истории о делах Новой Испании» (культура ацтеков) папа Сикст V папа Климент XIV Иоанн Капистриан (1386 -1456) проповедник КП против еретиков и турок. Блаженный Сеферино (1861 -1936) - официальный покровитель цыган

Причина создания ордена доминиканцев -борьба с альбигойской ересью. Монаху Доминику Гусману (1170 -1221) предоставлены Причина создания ордена доминиканцев -борьба с альбигойской ересью. Монаху Доминику Гусману (1170 -1221) предоставлены все полномочия в борьбе с еретиками 1215 г. - Доминик основал орден, утвержден папой Гонорием III в 1216 г. Через 15 лет после своего основания у доминиканцев -60 монастырей, 1256 г. – 7000 монахов Доминиканцы имели право принимать исповедь ( даже у преступников на месте казни), занимались образованием, поставкой кадров низшего и среднего персонала для инквизиционных судилищ миссионерской деятельностью – в 1247 г. – к татарам, в 1249 г. – в Персию, в Китай Герб ордена - собака, которая несёт во рту горящий факел (Domini canes неофициальное название ордена «Псы Господни» ), - двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины. Облачение - белая ряса, с белым капюшоном. Доминиканцы

сферы деятельности доминиканцев - проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность. сферы деятельности доминиканцев - проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность. Глава ордена - великий магистр. Глава каждой провинции - провинциальный приор, каждой монашеской общины - конвентуальный приор. Ответственны перед общим собранием - конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом. • Доминиканский орден имеет третью ветвь - терциариев, людей приносящих обеты, но живущих в миру. Доминик основал «Милицию Иисуса Христа» - союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству. • Девиз ордена - Восхвалять, Благославлять, Проповедовать (Laudare, Benedicere, Praedicare) • Доминиканцы основали собственные учебные заведения ( Болонья, Кёльн, Оксфорд и др. ), имели богословские кафедры в уни Парижа, Падуи, Праги и др. Доминиканцы Доминик Гузман

Альберт Великий (ок. 1193 -1280) – нем. философ-схоласт, богослов Винсент из Бове (1190 -1264) Альберт Великий (ок. 1193 -1280) – нем. философ-схоласт, богослов Винсент из Бове (1190 -1264) – фр. учёный, богослов и энциклопедист Фома Аквинский (1225/26 -1274) Мейстер Экхарт (1260 -1327) - немецкий мистик Иоганн Таулер (1300 -1361) - немецкий мистик Екатерина Сиенская (1347 -1398)- доминиканская терциарка Савонарола (1452 -1498) – фл. проповедник и реформатор Фра Анджелико (1400 -1455) - художник Торквемада (1420 -1498) - великий инквизитор Св. Бартоломе де Лас Касас (1484 -1566) Джордано Бруно (1548 -1600) - учёный и поэт, (ушёл из ордена) монах Жак Клеман (1565 -1589)- убийца Генриха III Валуа Томазо Кампанелла (1568 -1639) Известные доминиканцы Альберт Великий Фома Аквинский

августинские братья (орден отшельников св. Августина, августинцыеремиты • • Августинцы - «Устав святого Августина» августинские братья (орден отшельников св. Августина, августинцыеремиты • • Августинцы - «Устав святого Августина» (написан позже смерти Августина) В ср. века центр августинства - Сен. Викторский монастырь (Париж). Делятся: уставные (или черные - по цвету одеяния) августинские каноники и белые каноники (или премонстранты). Откололись от августинских братьев -еремитов: августинцыреколлекты, босые августинцы Августинские братья - нищенствующий орден, создан в 1256 г. Александром IV, объединил в единую конгрегацию несколько отшельнических общин в Италии (Иоаннбониты, Тосканские еремиты, Бритинианцы и др. Устав не строгий, обыкновенные посты +особенные. С 1567 г. (Пий V) официально нищенствующий орден

Клуатр монастыря иеронимитов (ветвь августинцев). Лиссабон Клуатр монастыря иеронимитов (ветвь августинцев). Лиссабон

Управление орденом - глава ордена (по Александру IV в 1256 г. ) - генералприор Управление орденом - глава ордена (по Александру IV в 1256 г. ) - генералприор + 4 провинциала для Италии, Испании, Франции, орден изъят из-под обыкновенной подсудности и получил привилегию: сакристан папской капеллы избирался из его среды. В 1580 г. устав расширен: во главе ордена - генерал-приор (Рим) + дефиниторы (советники), каждые 6 лет собирается главный капитул (мог смещать приора и избирать нового). В XIV в. образовались многочисленные новые конгрегации (Саксонская (1493). Thomas de Iesus в Португалии († 1582 г. ) основал орден босоногих августинцев, (строгость правил и постов) - распространились по Японии, Перу, Филиппинским о-вам и т. д. В н. XVI в. в августинском ордене - более занимались спасением душ, чем научными или церковными делами - ок. 2000 мужских и 300 женских монастырей. Облачение - белый шерстяной подрясник с наплечником, чёрная ряса с длинными широкими рукавами, капюшон и кожаный пояс. Августинцы

Известные августинцы • • • Фома Кемпийский -августинецканоник Томас из Виллановы Николай Толентинский Иаков Известные августинцы • • • Фома Кемпийский -августинецканоник Томас из Виллановы Николай Толентинский Иаков из Витербо - богослов св. Рита Каскийская св. Клара Монтефалькская Луис де Леон -испанский писатель Мартин Лютер -основоположник реформации, до того как удариться в раскол и перевернуть Европу был августинским монахом Грегор Мендель основоположник генетики

Капуцины (Capucini ordinis fratrum minorum) – ветвь францисканцев; первоначально насмешливое прозвище, относившееся к остроконечному Капуцины (Capucini ordinis fratrum minorum) – ветвь францисканцев; первоначально насмешливое прозвище, относившееся к остроконечному капюшону, носимому членами этого ордена. Осн. В 1525 г. миноритом Басси в Урбино, утвержден в 1528 г. папой Климентом VII и в 1529 г. получил чрезвычайно строгий устав. Когда генеральный викарий ордена, Окино, перёшел в протестанство (1543), ордену грозило упразднение; это заставило его всецело посвятить себя на службу папству. Бедность часто соединяется у К. с недостатком образования; их называют пролетариями между монахами. Известны их шутовские народные проповеди (капуцинады). Одежда – бурого цвета власяница, с пришитым к ней капюшоном, и веревочный пояс, с висящей на нём верёвкой для бичевания; носят длинные бороды и сандалии на босых ногах. Распространившись с 1573 г. во Франции, с 1592 г. в Германии и Швейцарии, с 1606 г. в Испании, в 1619 г. получили отдельных генералов. Капуцины

 • • • Осн. в сер. XII в. во время КП монахами, прибывшими • • • Осн. в сер. XII в. во время КП монахами, прибывшими в Святую Землю из Западной Европы и поселившимися у источника св. Илии на горе Кармель. Учредитель ордена - крестоносец Бертольд Калабрийский, по просьбе которого патриарх Альберт Иерусалимский в 1214 г. составил монашеский устав, (особо строгий - кармелиты д. б. жить в отдельных кельях, постоянно молиться, соблюдать строгие посты, полностью отказаться от мяса, полное молчание. После поражения крестоносцев орден эмигрировал в Европу, обители основаны на Кипре, Сицилии, в Италии, Англии, Франции и Испании. Первый генеральный настоятель ордена св. Симон Сток препоручил орден особенному покровительству Пресвятой Девы Марии. В 1247 г. от Иннокентия IV кармелиты получили менее строгий устав и вошли в состав нищенствующих орденов. Расцвет ордена - к. XIII – н. XIV вв. Во 2/2 XVI в. орден обновлен. Деятельность Терезы Авильской и Иоанна Креста привела к появлению ответвления кармелитов - босых братьев, которые провозглашали возвращение к изначальным аскетическим идеалам кармелитов. Орден босых кармелитов утверждён в 1593 г. Кармелиты

 • • религиозное движение, возникло в 11 в. (в 1170 г. в Брабанте). • • религиозное движение, возникло в 11 в. (в 1170 г. в Брабанте). В 15 в. пережило спад, но просуществовало до ФБР 1789 г. Члены религиозных общин (женщины), вели образ жизни, близкий к монашеству. Жили бегинки в бегинажах (общежитиях), но могли жить и в отдельных жилищах. Бегинки могли вступать в брак, выходить из общин, не давать монашеских обетов. Со 2/2 XIII в. появилось мужское ответвление этого движения – бегарды. Религиозный устав общин, тяготевших к монашескому укладу, менее строг, чем в монастырях. В 13– 15 вв. Церковь вела борьбу против бегинок, из-за чего их деятельность иногда полностью запрещена в некоторых европейских странах. В 1215 г. (на IV Латеранском соборе) и в 1311 г. (на Вьеннском соборе) общины бегинок запрещены. Бегарды, беггарды – религиозное движение, возникло в к. XIII в. и духовно связано с движением бегинов. Объединяло мужчин из низших слоев общества. Некоторые общины бегардов объединялись в конгрегации с единой структурой и единым управлением. По социальному составу - ремесленники. В XIV в. сблизились с лоллардами. Бегарды и бегинки Бегинка. 1489 г.

Бегины. Бельгия. Бегины. Бельгия.

монахи монахи

 V в. - существовало 5 центров христианской центров, 5 патриархий – во главе V в. - существовало 5 центров христианской центров, 5 патриархий – во главе епископы с титул патриархов, Константинополь, Рим, Александрия, Антиохия, Иерусалим. Христианская церковь в Византии и на Западе развивалась по-разному. В основу организации восточнохристианская церковь положила административное деление Восточно-римской империи. из 4 восточных патриархий (Константинополь, Антиохия, Александрия, Иерусалим) первенствующая - Константинопольская. С 381 г. восточно-христианская церковь находилась в полной власти императора, с V в. получил титул «императора-архиерея» На Западе положение совершенно иное. Пользуясь слабостью «варварских государств» епископы стали претендовать на супрематию. Схизма 1054 г.

Разногласия между православной и католической церквами • 1. непризнание православной церковью изменения в символе Разногласия между православной и католической церквами • 1. непризнание православной церковью изменения в символе веры о том, что святой дух исходит и от сына – a patre Filioque. В Византии святой дух почитался самостоятельно; • 2. догмат о непорочном зачатии Богоматери – в католицизме – дева Мария до своего рождения освобождена от власти первородного греха и потому не могла грешить, православная церковь - состояние дело Ее подвига не без благодатной помощи свыше; • 3. структура церковной организации. Папы претендовали на руководство всей церковью. Восточные патриархи поддерживали принцип пентархии – управлявших церковью 5 патриархами с разделением их по достоинству (каждый решает (в своем диоцезе) вопросы веры, обрядности, церковной практики и дисциплины. • 4. православие отвергает тезис о запасе благодати; • 6. православная церковь отвергает идею о чистилище; • 7. целибат на Западе. В Византии - брак духовенства. Здесь причащали мирян «хлебом и вином» . На Западе – так причащалось только духовенство. • - относительно поста в субботу, права на толкование мирянами «священного писания» . • 8. культовые разногласия

 • обрядовые • догматические • этические различия между западной и восточной церквями • • обрядовые • догматические • этические различия между западной и восточной церквями • имущественные споры • борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов • разные языки богослужения (латынь в западной церкви и греческий в восточной). Причины раскола христианской церкви 1054 г.

866 – 867 г. - фотианская схизма, сформулированы основные расхождения между западной и восточной 866 – 867 г. - фотианская схизма, сформулированы основные расхождения между западной и восточной церкви, (преодолена) (арабы) В н. XI в. византийцы прекратили упоминать пап при богослужении Патриарх Михаил Керуларий (1043 -1058) - отверг претензии Льва IX диктовать свою волю в догматических вопросах, закрыл подчиненные Риму церкви и монастыри в Византии, объявил ересью причащение у латинян опресноками Папа отлучил Керулария от церкви 16. 07. 1054 г. - папский легат кардинал Гумберт - анафема Керуларию Византийцы на соборе - 20. 07. 1054 г. отлучили легата и всех его сторонников западной церкви и предали их анафеме. Обвинения – филиокве, опресноки, субботний пост, целибат, обычай падре брить бороду, крещение не в купели, а обрызгиванием, пренебрежение культу икон, о месте скульптурных распятий в церкви. Великая схизма - формальное разделение единой ортодоксальной вселенской (католической) церкви на римскокатолическую и греко-православную (кафолическую). Схизма – хронология событий Михаил Керуларий

Наиболее видный представитель папской теократии после Григория VII - Иннокентий III (1198 -1216) – Наиболее видный представитель папской теократии после Григория VII - Иннокентий III (1198 -1216) – настойчиво добивался признания за папой первенствующей роли не только в духовных, но и в светских делах: папа – это солнце, а власть императора – это луна. Только император и самые могущественные короли могут целовать папе руку, все прочие – должны целовать крест на папской туфле. Значение римской курии возросло. Она стала арбитром в делах государств Западной Европы по всем церковным делам и вопросам вероучения, вмешивалось папство и в политику. Вассальную зависимость от папы признали короли Арагона и Португалии, Англии. Поощрялись и КП, распространена торговля мощами, индульгенциями. 1300 г. - празднование юбилеев, тем, кто прибывал в Рим в это время, давалось отпущение грехов. ( юбилеи - каждые 100, потом 50, потом 33, потом 25 лет) Теократия Иннокентий III

Ереси - (от греч. hairesis - особое вероучение), в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной Ереси - (от греч. hairesis - особое вероучение), в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. XIII в. - широкое распространение ересей, направленных против церкви и феодальных порядков Ереси (по Ф. Энгельсу) делятся на крестьянско-плебейские и бюргерские Крестьянско-плебейские – установление имущественного и социального равенства, отмена наиболее ненавистных феодальных порядков и привилегий Умеренно-бюргерские – моральное очищение церкви, упрощение обрядов, упразднение духовенства Радикальная часть участников еретических учений - массы крестьянства и плебса Ереси

Катары - появились в XII в. Учение построено на дуализме – есть добро и Катары - появились в XII в. Учение построено на дуализме – есть добро и зло в мире. Катары =чистые. Мир – порождение сил тьмы и дьявола, выступали против установлений общества, государства, церкви. Задача – духовное совершенствование и чистота жизни. Распространены - в прирейнских городах Германии, в Сев. Италии, в Бургундии, Южной Франции и Боснии. XI в. - учение патаров (патаренов) (от названия рынка в Милане). осуждали богатства церкви, пороки служителей церкви, выступали против индульгенций, против городской верхушки. Ответвление – секта арнольдистов, (Арнольд Брешианский, призывал к социальной справедливости). К ним близки вальденсы (Пьер Вальдо - богатый купец в Лионе до 1160 г. , когда он превратился в радикального христианина, отдал недвижимость жене, а остатки денег -бедным. Проповедовал и учил на улицах свои идеи простоты и бедности: «Никакой человек не должен служить двум хозяевам: Богу и маммоне» . Его приверженцы называли себя The poor или просто вальденсами. Интеллектуальные ереси – связаны с именами Пьера Абеляра, Сигера Брабантского, Амори Бенского, Иоахима Флорского (спиритуалы), в XIV-XV в. – Джон Виклиф, Ян Гус. Средневековые ереси

Авиньонское с 1309 по 1377 гг. - резиденция папы в Авиньоне. В 1309 г. Авиньонское с 1309 по 1377 гг. - резиденция папы в Авиньоне. В 1309 г. Климент V (Бертран де Го) переехал в Авиньон. Город (принадлежал графам Прованса), папа Климент VI выкупил в 1348 г. в свою собственность. Авиньонский период - сотрудничество пап с французскими королями. Все папы периода -французы, французское большинство и в коллегии кардиналов, избиравших пап. Папы выполняли важные дип. миссии в пользу французского короля, исполняли его волю. Папство утратило былую роль в политической жизни Европы, но как внутрицерковный институт усилилось. Власть пап в церкви приобрела монархический характер. Епископы и аббаты отныне не избирались местным духовенством и монахами, а назначались папами. Увеличились доходы папской казны, создан центральный финансовый орган папской администрации. С помощью бюрократического аппарата курии папы контролировали все сферы церковной жизни. пленение пап

 • Климент V - 1305– 1314 • Иоанн XXII - 1316– 1334 • • Климент V - 1305– 1314 • Иоанн XXII - 1316– 1334 • Бенедикт XII - 1334– 1342 • Клемент VI - 1342– 1352 • Иннокентий VI - 1352 – 1362 • Урбан V - 1362– 1370 • Григорий XI - 1370– 1378 Авиньонские папы

Авиньон Авиньон

Curia Romana - главный админ. орган Св. Престола. Ведомства Римской курии от имени и Curia Romana - главный админ. орган Св. Престола. Ведомства Римской курии от имени и властью папы римского отвечают на вопросы, рассматривают предложения, апелляции, жалобы или просьбы, направленные в адрес Святого Престола, выносят распоряжения, решения или приговоры, выступают с различными инициативами и т. д. Сначала помощники церкви - духовные лица из римского диоцеза и епископы, позже появились папские сотрудники - нотариусы, апостольские адвокаты, палатинские дьяконы и судьи, папские капелланы и др. , Образовались ведомства пенитенциарии, канцелярии, апостольской палаты или папской канцелярии, возникла коллегия кардиналов. Реформу администрации провёл папа Сикст V, придав ограниченные юридические полномочия и обнародовав в 1588 г. апостольскую конституцию «Immensa aeterni Dei» . • . Римская курия

1378 г. - после † Григория XI (1370 -1378) папой выбран итальянец Урбан VI 1378 г. - после † Григория XI (1370 -1378) папой выбран итальянец Урбан VI (1378 -1389), не устраивал ни кардинальскую коллегию, ни франц. короля, so, папой под именем Климента VII избран Роберт Женевский (1378 -1394), - создано двоепапство, началась Великая схизма (13781417). В Авиньоне – Климент VII, в Риме – Урбан VI. Ряд стран, связаны с Францией, группировались вокруг Климента, а английские и немецкие князья – вокруг Урбана. 1409 г. - собор в Пизе - низложены оба папы – римский Григорий XII (1406 -1415) и авиньонский Бенедикт XIII, и избран третий – Александр V (1409 -1410). После † Александра папой избран Иоанн XXIII (14101415) (Балтазар Коса) Констанцский собор 1414 -1415 гг. – низложил Иоанна XXIII, отрекся Григорий XII, Бенедикт XIII отказался и низложен в 1417 г. Собор 1417 г. папой избрал Мартина V (1417 -1431), с многопапством покончено. По решению собора права папы сильно урезаны: лишен права на доходы с вакантных церковных должностей, права на присвоение имущества умершего духовного лица, права на установления налогов на церковные доходы, т. е. собор предпринял попытку укрепить позиции католической церкви путем расширения прав и возможностей ее высших прелатов. Великая схизма

 • • • Вселенские соборы- собрания епископата христианской церкви в её вселенской полноте, • • • Вселенские соборы- собрания епископата христианской церкви в её вселенской полноте, где обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебнодисциплинарного характера. В самом начале истории церкви термин Σύνοδος употреблялся применительно ко всякому церковному собранию. С III в. - только по отношению к собраниям епископов (присутствовать могли не только епископы) для управления церковью. На вселенских соборах подразумевалось участие представителей всех поместных церквей, - обычно по инициативе ромейских императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус государственных законов, нарушение которых c к. IV в. каралось законами уголовными. Вселенские соборы Констанц, 1414 -1418 гг.

На вселенские соборы съезжались представители духовенства, частью послы светских государей. XII в. - (1123 На вселенские соборы съезжались представители духовенства, частью послы светских государей. XII в. - (1123 г. , 1139 г. , 1177 г. - Латеран – вселенский 9, 10, 11 собор) только прелаты. Соборы д. б. давать торжественную санкцию решениям папы XIII в. - (Латеран – 1215 г. , Лион – первый в 1245 г. и второй в 1274 г. ) – прелаты и светские государи, обсуждались духовные и светские дела. Решения вселенских соборов XII-XIII вв. устанавливали – «божий мир» , «божье перемирие» , льготы крестоносцам и их семьям, ограничения в правах евреев и мусульман, запрещение пользоваться метательными снарядами в войнах с христианами, запрещение военной помощи врагам христианства, борьба с пиратством, обсуждались кандидатуры на императорский престол, низложение Фридриха II, вопрос о церковной унии (1274 г. - Лион, 1369 г. - Рим), угроза Запада со стороны монголов, столкновения между немецкими князьями, разорение Польши литовцами. XIV в. - собор в Вьенне (1311/1312) На соборах голосовали поголовно (placet – одобрение) Соборное движение Иннокентий IV и собор в Лионе

Вьеннский собор • • Вьеннский собор созван папой Климентом V , проходил 16. 10. Вьеннский собор • • Вьеннский собор созван папой Климентом V , проходил 16. 10. 1311 г. 11. 05. 1312 г. в г. Вьенн (ныне Вьен) (близ Лиона). Принимали участие 20 кардиналов, 4 патриарха, 39 архиепископов, 79 епископов, 38 аббатов. Присутствовали король Франции Филипп IV и светские сеньоры. Общее число собравшихся - около 300 человек. Обвинения против тамплиеров - 22. 03. 1312 г. на консистории кардиналов принято решение о роспуске ордена Защита христианских святынь в Палестине - собор призвал Филиппа IV и Эдуарда II стать инициаторами крестового похода. (Филипп IV умер ранее срока, Эдуард II не сдержал данного обещания) Вопрос о церковной реформе - выработка правовых норм для укрепления благочестия среди духовенства и защиту прав и свобод церкви от посягательств светских государей. В сфере догматики осуждено приписываемое францисканцу Петру Оливи учение о том, что разумная душа не является формой тела. Дисциплинарный вопрос - положение в Ордене францисканцев. «Дискуссия о бедности « - (движение «спиритуалов» - провозглашали принцип абсолютной бедности. Вьен - выступил против крайних требований спиритуалов и призвал их в вопросах о бедности избрать умеренное направление Принял решение об учреждении в уни Парижа, Оксфорда, Болоньи и Саламанки кафедр древнееврейского, сирийского и арабского языков с целью подготовки миссионеров.

Задачи – обновить церковь и приостановить раскол церкви – 1378 -1417 гг. Очаг соборного Задачи – обновить церковь и приостановить раскол церкви – 1378 -1417 гг. Очаг соборного движения - Сорбонна Состав соборов - прелаты , представители уни, богословы, юристы, низшее духовенство, государи и их послы. Представительство на соборах приобретает «национальный характер» . Пизанский собор (1409 г. ) - все члены распределены по «нациям» - итальянской, французской, германской, испанской, деление условно (германская нация – Германия, Англия, Дания, Швеция, Норвегия, Чехия, Польша, Венгрия), голосовали по головам. Констанцский собор (1414 -1418) – выбрал одного папу Мартина V, англичане потребовали выделить их в отдельную нацию, осужден виклифизм, ересь Гуса (сожжен по постановлению собора), сделал попытку примирить Англию и Францию (Столетняя война) Великие соборы XV в. Констанц

Констанц Констанц

Констанц, 1414 -1418 гг. Казнь Яна Гуса Констанц, 1414 -1418 гг. Казнь Яна Гуса

Констанц, 1414 -1418 гг. Констанц, 1414 -1418 гг.

Великие соборы XV в. • Базельский собор (1431 -1449 гг. (Феррара 1438, Флоренция (1439 Великие соборы XV в. • Базельский собор (1431 -1449 гг. (Феррара 1438, Флоренция (1439 -1443), Рим (1443 -1445, Лозанна -1449)) - пошел на уступки чашникам, решал спор между Литвой и Польшей, вопрос о турецкой угрозе, вопрос об унии ( не признали на Востоке), запретил злоупотребления интердиктами, потребовал реформы нравов духовенства, осудил аннаты, взимание денег за палий, жалованье и доходы кардиналов точно определены (равны ½ всех доходов курии), восстановил единство пап (Николай V)

Выводы • Ликвидация «великой схизмы» не привела к восстановлению прежнего могущества римской курии • Выводы • Ликвидация «великой схизмы» не привела к восстановлению прежнего могущества римской курии • Папа терял роль вселенского главы католической церкви и превращался в одного из правителей Средней Италии • Папство оставалось организующей силой средневекового общества

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!