Выдающиеся немецкие классики: Иммануил КАНТ Иоганн Фихте Фридрих

Скачать презентацию Выдающиеся немецкие классики: Иммануил КАНТ Иоганн Фихте Фридрих Скачать презентацию Выдающиеся немецкие классики: Иммануил КАНТ Иоганн Фихте Фридрих

40824-lektsia_14_fil_lech_kant_29.ppt

  • Количество слайдов: 23

>Выдающиеся немецкие классики:  Иммануил КАНТ Иоганн Фихте Фридрих Шеллинг Георг Гегель Людвиг Фейербах Выдающиеся немецкие классики: Иммануил КАНТ Иоганн Фихте Фридрих Шеллинг Георг Гегель Людвиг Фейербах

>Основоположник немецкой классической философии Иммануил КАНТ  (1724 – 1804 гг.) -  Основоположник немецкой классической философии Иммануил КАНТ (1724 – 1804 гг.) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.) критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

>Главный труд докритического периода «Всеобщая естественная история и теория неба» (1775) – главная мысль Главный труд докритического периода «Всеобщая естественная история и теория неба» (1775) – главная мысль этой работы о науке оформилась в теорию – гипотезу Канта – Лапласа – о естественном происхождении Вселенной под действием динамических сил из первоначальной газовой туманности

>Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:  Солнечная система возникла из большого Философские выводы Канта были революционными для его эпохи: Солнечная система возникла из большого первоначального облака в результате его вращения благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна природа находится в постоянном изменении и развитии движение и покой относительны все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции В то же время: механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину данной внешней причиной (первоначалом) является Бог несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника

>В основе философских   исследований Канта критического периода лежит проблема познания:  В основе философских исследований Канта критического периода лежит проблема познания: вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Главные философские произведения критического периода: «Критика чистого разума» «Критика практического разума» «Критика способности суждения»

>«Критика чистого разума» Учение о противоречивости разума Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены «Критика чистого разума» Учение о противоречивости разума Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены Разум человека наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии

>Понятия, характеризующие знания: апостериорное знание априорное знание «вещь в себе»  Апостериорное знание — Понятия, характеризующие знания: апостериорное знание априорное знание «вещь в себе» Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени» «Вещь в себе» — одно из центральных понятий всей философии Канта. «Вещь в себе» — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом

>Схема познавательного процесса: внешний мир первоначально осуществляет воздействие («аффицирование») на органы чувств человека; органы Схема познавательного процесса: внешний мир первоначально осуществляет воздействие («аффицирование») на органы чувств человека; органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений; человеческое сознание приводит полученные органами чувств ощущения в систему – возникает целостная картина окружающего мира; целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром; реальный мир является «вещью в себе» — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом; человеческий разум может лишь познать образы предметов и явлений окружающего мира — «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.

>Человеческое сознание  (чистый разум) имеет структуру: формы чувственности;  формы рассудка;  формы Человеческое сознание (чистый разум) имеет структуру: формы чувственности; формы рассудка; формы разума. Чувственность - первый уровень сознания. Формы чувственности - пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени. Рассудок - следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории - предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений. (Примеры категорий - количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.) Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

>Учение о категориях (в переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с Учение о категориях (в переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом. Данными к л а с с а м и являются: количество; качество; отношение; модальность (То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью) Сами к а т е г о р и и: количества - единство, множество, цельность; качества - реальность, отрицание, ограничение; отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие; модальность - возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность. Согласно Канту с помощью категорий - предельно общих характеристик всего сущего - рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

>«Критика практического разума»           «Критика практического разума» (критика нравственности) Главные вопросы: Какой должна быть мораль? Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Кант приходит к следующим выводам: ЧИСТАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ — признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное; между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие; мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону. И. Кант следующим образом сформулировал МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его КАТЕГОРИЧЕСКИМ ИМПЕРАТИВОМ: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

>Социально-политические взгляды И. Канта философ считал, что человек наделен изначально злой природой;  видел Социально-политические взгляды И. Канта философ считал, что человек наделен изначально злой природой; видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву); был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами; осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества; считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

>Историческое значение философии Канта дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы; Историческое значение философии Канта дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы; выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»); выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления; сформулирован категорический императив — моральный закон; выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях; осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

>Иоганн Готлиб ФИХТЕ  (1762 – 1814 гг.), профессор (в последние годы жизни — Иоганн Готлиб ФИХТЕ (1762 – 1814 гг.), профессор (в последние годы жизни — ректор) Берлинского университета внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма ключевой момент философии Фихте – выдвижение «Я-концепции», согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание Повод к ее выдвижению — противоречия в философии Канта.

>Главный труд – «Основа общего наукоучения»: Именно философия должна стать фундаментом всех наук, «учением Главный труд – «Основа общего наукоучения»: Именно философия должна стать фундаментом всех наук, «учением о науке» «Я – жрец истины, Я поступил к ней на службу и обязался сделать все для нее – дерзать и страдать» отвергает саму идею «вещей в себе» — непознаваемой разумом внешней реальности;

>единственной реальностью провозглашает внутреннее, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир (то есть единственной реальностью провозглашает внутреннее, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления); считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я»; вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей действительности нет; само «Я» — не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией — Богом в философии Декарта и Спинозы). Другой вопрос философии Фихте — проблема свободы. По Фихте, свобода — добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история — процесс распространения свободы, путь к ее торжеству. Основа всеобщей свободы — наделение всех частной собственностью.

>«Основа общего наукоучения»: природа существует не сама по себе, а ради чего-то другого, а «Основа общего наукоучения»: природа существует не сама по себе, а ради чего-то другого, а именно для того чтобы создать возможность самореализации «Я» деятельный субъект, «Я», преодолевая сопротивление природы, развертывает все свои определения, т.е. наделяет ее своими характеристиками предметная сфера человека оказывается продуктом его деятельности в конечном счете «Я» осваивает «не –Я», достигает тождества с самим собой такое тождество является идеалом, к которому стремится человечество

>Достижения Фихте: сознательное применение диалектики как метода построения философской системы преодоление, хотя и субъективно-идеалистическим Достижения Фихте: сознательное применение диалектики как метода построения философской системы преодоление, хотя и субъективно-идеалистическим способом, кантовского дуализма «вещи в себе» и явления, проведение строгого монистического принципа в гносеологии; обоснование суверенитета, достоинства личности, акцент на деятельной, активной стороне жизни человека, творца социальной реальности, но прежде всего – самого себя

>В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма — начал признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания, объективную реальность - воплощение духа.

>«Мысли самого себя»,  «будь самим собой»,  «будь тождественным себе»,  а следовательно, «Мысли самого себя», «будь самим собой», «будь тождественным себе», а следовательно, свободным, разумным, бесконечным в развертывании своих возможностей - таков наказ оригинального немецкого философа – Иоганна Готлиба Фихте

>Фридрих Вильгельм  Йозеф ШЕЛЛИНГ (1775 — 1854 гг.)     Фридрих Вильгельм Йозеф ШЕЛЛИНГ (1775 — 1854 гг.) видный представитель объективного идеализма немецкой классической философии, друг, затем оппонент Гегеля. Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа: натурфилософию; практическую философию; иррационализм.

>В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга в следующем: природа есть «абсолютное» — первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное; природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум; материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума; природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет); движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).

>Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера хода истории  Главной проблемой человечества в Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера хода истории Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свободы) практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. (Отчуждение — противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью). Философ приходит к следующим выводам: ход истории случаен, в истории царит произвол; и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить; теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего; в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости. В конце жизни Шеллинг пришел к ИРРАЦИОНАЛИЗМУ — отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса