Скачать презентацию Вводная лекция Предмет и задачи дисциплины Русский язык Скачать презентацию Вводная лекция Предмет и задачи дисциплины Русский язык

Лекции по рус.яз. и культ. речи.ppt

  • Количество слайдов: 79

Вводная лекция Предмет и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи» Вводная лекция Предмет и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи»

План лекции 1. 2. 3. 4. 5. 6. Предмет и задачи дисциплины «Русский язык План лекции 1. 2. 3. 4. 5. 6. Предмет и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи» Понятия «язык» и «речь» Формы существования русского национального языка. Понятие «литературный язык» Понятие «языковой нормы» . Структурно-языковые типы норм. Строгая и свободная разновидности языковой нормы Основные свойства коммуникативно целесообразной речи Связь дисциплины «Русский язык и культура речи» с другими научными дисциплинами

Объект изучения дисциплины - современный русский литературный язык. Современный этап существования литературного языка – Объект изучения дисциплины - современный русский литературный язык. Современный этап существования литературного языка – от творчества А. С. Пушкина до наших дней, поскольку в произведениях Пушкина были заложены основные грамматические нормы литературного языка.

Предмет изучения дисциплины - нормы (или правила) употребления языковых единиц в устной и письменной Предмет изучения дисциплины - нормы (или правила) употребления языковых единиц в устной и письменной литературной речи, а также основные свойства коммуникативно целесообразной речи: правильность, уместность, чистота, точность, логичность, богатство, выразительность, образность, действенность

Задачи дисциплины 1. Освоение норм литературного языка, воспринимаемых говорящим или пишущим в качестве общепринятого Задачи дисциплины 1. Освоение норм литературного языка, воспринимаемых говорящим или пишущим в качестве общепринятого и традиционно сохраняемого образца 2. Овладение речевым мастерством, т. е. умением выбирать из существующих вариантов языкового знака наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный, действенный.

Язык – это семиотическая (знаковая) система, т. е. взаимосвязь и взаимообусловленность нескольких подсистем, или Язык – это семиотическая (знаковая) система, т. е. взаимосвязь и взаимообусловленность нескольких подсистем, или ярусов, или уровней: фонетического, графического, лексического, словообразовательного, морфологического и синтаксического. Язык существует в речи и проявляет себя через посредство речи. Язык – это орудие, средство общения, коммуникации

Речь – это конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную Речь – это конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную форму. Под Речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (устный или письменный текст). Речь есть воплощение, реализация языка.

В зависимости от формы существования речь делится на Устную (акустическую) – это Письменную (графическую) В зависимости от формы существования речь делится на Устную (акустическую) – это Письменную (графическую) – речь, воспринимаемая это речь, воспринимаемая органами слуха; она может органами зрения. быть подготовленной и Письменная речь вторична импровизируемой, имеющей по отношению к устной. письменный источник и не Письменный текст сначала имеющей письменного проговаривается, а затем источника. Устная речь фиксируется с помощью характеризуется графических знаков. определенным темпом, Письменная речь тембром, интонацией, подвергается сопровождается мимикой и неоднократному жестами. Устная речь редактированию, в ней подразделяется на точнее выбор слов, сложнее разговорную и литературную. синтаксическая структура.

В зависимости от степени активности участников речевой коммуникации речь делится на Монологическую – это В зависимости от степени активности участников речевой коммуникации речь делится на Монологическую – это преимущественно сплошное, не прерываемое чужой речью высказывание одного лица, рассчитанное на пассивное восприятие других лиц (слушателей или читателей). Выделяются следующие функциональнокоммуникативные типы монологической речи: повествование, описание, рассуждение и смешанный тип, совмещающий, например, повествование и описание, рассуждение и описание. Диалогическую – это взаимное, чаще всего двустороннее, общение, при котором активность и пассивность поочередно переходят от одного участника коммуникации к другому; высказыванияреплики стимулируются предыдущими высказываниями, выступая в качестве реакций на них. Диалогическую речь, состоящую из высказываний более двух лиц, называют полилогом.

Функционально-коммуникативные типы монологической речи • • • Повествование – это такой способ изложения материала, Функционально-коммуникативные типы монологической речи • • • Повествование – это такой способ изложения материала, при котором рассказ о событиях, явлениях ведется во временной последовательности. Главная особенность всех повествовательных текстов – это глагольный тип речи, причем глаголы употребляются, как правило, в форме совершенного вида прошедшего времени. Описание – это перечисление характерных признаков, свойств, особенностей изображаемого предмета, явления. Предметы описания могут быть различными: пейзаж, явления природы, портретные зарисовки, поведение героя, эксперимент, техника и т. д. Для описания характерен именной тип речи. Рассуждение – это такой тип речи, с помощью которого автор стремится доказать или опровергнуть какое-либо утверждение. Рассуждения обычно строятся по схеме: 1) тезис; 2) обоснование тезиса с помощью аргументов; 3) вывод, логически вытекающий из хода рассуждения.

Формы существования русского национального языка 1. 2. Диалект – разновидность национального языка, употребляемая в Формы существования русского национального языка 1. 2. Диалект – разновидность национального языка, употребляемая в качестве средства общения людьми, связанными территориальной общностью. Диалектизмы – характерные для диалектов языковые особенности: диалектизмы фонетические (доцка, ноць), диалектизмы грамматические (сидить, делат, у сестре), диалектизмы словообразовательные (сбочь, телок), диалектизмы лексические (понева – юбка, туес – сосуд из бересты, дюже – очень), семантические, т. е. слова, имеющие иное, нежели в литературном языке значение (худой – плохой). Жаргон – разновидность национального языка, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по профессии, положению в обществе, возрасту: тусоваться, колбаситься, тачка.

Формы существования национального языка (продолжение) 3. Профессионализмы – слова и выражения, свойственные речи людей Формы существования национального языка (продолжение) 3. Профессионализмы – слова и выражения, свойственные речи людей той или иной профессии или сферы деятельности, в некоторых случаях проникающие в общелитературное употребление и обычно выступающие как просторечные, эмоционально окрашенные эквиваленты терминов: вырубить – выключить, задраить – плотно закрыть. 4. Просторечие – одна из форм национального языка, наряду с диалектами, жаргоном, профессионализмами составляющая устную некодифицированную сферу речевой коммуникации, однако имеющая в отличие от говоров и жаргона не ограниченную территориально и социально сферу функционирования и в силу этого являющаяся общепонятной для носителей национального языка: тапочек, опосля, шарахнуть, дрыхнуть и т. д.

Высшей формой существования национального языка является литературный язык. Литературный язык – это высшая, обработанная Высшей формой существования национального языка является литературный язык. Литературный язык – это высшая, обработанная мастерами слова форма существования национального языка, характеризующаяся следующими дифференцирующими свойствами: 1) надтерриториальностью, 2) полифункциональностью, 3) устной и письменной формами существования 4) нормированностью

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т. е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Типы норм В литературном языке различают следующие типы норм: 1) нормы письменной и устной Типы норм В литературном языке различают следующие типы норм: 1) нормы письменной и устной форм речи; 2) нормы письменной речи; 3) нормы устной речи.

Типы норм (продолжение) • К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся: – Типы норм (продолжение) • К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся: – – • Специальными нормами письменной речи являются: – – • лексические нормы; грамматические нормы; нормы орфографии; нормы пунктуации. Только к устной речи применимы: – – нормы произношения; нормы ударения;

Различают строгую разновидность свободную разновидность языковой нормы, допускающую употребление в речи только одного в Различают строгую разновидность свободную разновидность языковой нормы, допускающую употребление в речи только одного в речи варианты языкового варианта языкового знака: догов. Ор – договор, кварт. Ал, щав. Ель, ску. ШНо, двое. ШНик – двое. ЧНик, наро. ШНо, лектор. Ы, шофер. Ы. инспектор. Ы – инспектор. А. Строгая разновидность действует в тех случаях, когда необходимо безукоризненное языковое оформление речи: в ораторской, научной, деловой, дикторской, сценической речи.

Критерии языковой нормы 1. 2. 3. 4. Количественный критерий: регулярная употребляемость (воспроизводимость) данного варианта Критерии языковой нормы 1. 2. 3. 4. Количественный критерий: регулярная употребляемость (воспроизводимость) данного варианта языкового знака Культурно-исторический критерий: соответствие этого варианта возможностям системы литературного языка с учетом ее исторического развития Критерий авторитетности источника, предложенный Е. С. Истриной: общественное одобрение данного варианта языкового знака. Причем роль судьи в этом случае выпадает на долю образованной части общества, прежде всего писателей, ученых Критерий целесообразности: целесообразно, а следовательно правильно то, что способствует пониманию высказывания

Связь Русского языка и культуры речи с другими научными дисциплинами Дисциплина «Русский язык и Связь Русского языка и культуры речи с другими научными дисциплинами Дисциплина «Русский язык и культура речи» имеет тесные связи с другими научными дисциплинами и, прежде всего, со стилистикой, риторикой, психологией. Связь со стилистикой проявляется в том, что для успешной реализации коммуникативных задач необходимо иметь представление о сферах общения и речевых стилях, характерных для той или иной сферы общения. Связь с риторикой осуществляется в поисках наиболее оптимальных алгоритмов общения, воздействия, убеждения. Связь с психологией заключается в том, что для эффективного общения необходимо хорошо знать психологические потребности партнера по общению.

Тема 1 «Уместность речи. Стилистическая дифференциация языковых средств» Тема 1 «Уместность речи. Стилистическая дифференциация языковых средств»

План лекции 1. 2. 3. 4. Понятие «уместность речи» . Дифференциация лексических средств русского План лекции 1. 2. 3. 4. Понятие «уместность речи» . Дифференциация лексических средств русского языка с точки зрения их эмоциональностилистической окраски. Дифференциация лексических средств русского языка с точки зрения сферы их употребления. Понятие «функциональный стиль» . Функциональные стили русского языка.

Уместность речи – это такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь отвечающей Уместность речи – это такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь отвечающей условиям и целям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, ее логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным, эстетическим и др. задачам устного или письменного речевого произведения.

Классификация лексических средств русского языка с точки зрения их эмоциональностилистической окраски • Нейтральная (общеупотребительная) Классификация лексических средств русского языка с точки зрения их эмоциональностилистической окраски • Нейтральная (общеупотребительная) лексика – это слова и устойчивые сочетания слов, имеющие нулевую эмоционально-оценочную окраску и в силу этого употребляемые носителями русского языка во всех стилях речи: прийти, напрасно, устойчивый, решение, играть роль и др. • Сниженная (разговорная) лексика – это слова и устойчивые сочетания слов, имеющие ярко выраженную эмоционально-оценочную окраску и в силу этого употребляемые преимущественно в разговорно-бытовой, непринужденной речи: лимитчица, малюсенький, драчун, задремать, холодина, на рыбьем меху и др.

Классификация лексических средств русского языка с точки зрения их эмоциональностилистической окраски (продолжение) • Книжная Классификация лексических средств русского языка с точки зрения их эмоциональностилистической окраски (продолжение) • Книжная (высокая) лексика – это слова и устойчивые сочетания слов, употребление которых закреплено языковой традицией за книжными стилями речи. К этой группе относятся термины, абстрактная лексика, слова с торжественной, поэтической, риторической окраской: фонология, мировоззрение, ариаднина нить, незабвенный, незримый, чаяния и др.

Классификация языковых средств с точки зрения выполняемой ими функции Функциональный стиль – это исторически Классификация языковых средств с точки зрения выполняемой ими функции Функциональный стиль – это исторически сложившаяся и социально осознанная система языковых средств, используемых в той или иной сфере общения. Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произносительный, лексический и грамматический.

Функциональные стили Разговорный стиль Книжные стили, подразделяющиеся на научный, официальноделовой, публицистический Функциональные стили Разговорный стиль Книжные стили, подразделяющиеся на научный, официальноделовой, публицистический

Разговорный стиль • Функция – общение • Форма – преимущественно устная диалогическая • Лексика Разговорный стиль • Функция – общение • Форма – преимущественно устная диалогическая • Лексика – нейтральная (общеупотребительная), разговорная, не исключено употребление просторечных, жаргонных слов. • Морфология – преобладание глаголов и местоимений; из прилагательных в разговорной речи находят применение притяжательные и полные формы качественных прилагательных; использование эмоционально-оценочных частиц и междометий. • Синтаксис – господствуют простые предложения, чаще неполные; в предложениях возможен обратный (субъективный) порядок слов.

Научный стиль • Функция – сообщение • Форма – преимущественно монологическая письменная • Лексика Научный стиль • Функция – сообщение • Форма – преимущественно монологическая письменная • Лексика – нейтральные слова, книжная лексика, приблизительно 25% всего лексического состава научных текстов составляют термины. • Морфология – имена преобладают над глаголами, что приводит к употреблению разного рода отглагольных оборотов: оказывать воздействие; использование отыменных предлогов: в течение, в связи с, в соответствии с; замена местоимения 1 л. ед. ч. местоимением 1 л. мн. ч. (так называемым авторским мы). • Синтаксис – преобладание сложноподчиненных предложений, в которых четко передаются причинно-следственные связи; порядок слов в предложениях прямой (объективный).

Публицистический стиль • Функции – сообщение и воздействие • Форма – монологическая письменная и Публицистический стиль • Функции – сообщение и воздействие • Форма – монологическая письменная и устная речь, диалогическая письменная и устная речь. • Лексика – отличается тематическим многообразием и тематическим богатством; здесь широко представлена нейтральная, книжная и разговорная лексика, широко используется интернациональная лексика: парламент, инаугурация, департамент, легитимный и др. • Морфология – используются книжные и разговорные грамматические формы, здесь глаголы реализуют все многообразие видо-временных форм. • Синтаксис – отличается правильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью.

Официально-деловой стиль • Функция – сообщение • Форма – преимущественно монологическая письменная • Лексика Официально-деловой стиль • Функция – сообщение • Форма – преимущественно монологическая письменная • Лексика – используются юридические, дипломатические, военные, бухгалтерские и др. термины, а также аббревиатуры в названиях государственных организаций, учреждений, обществ, партий: МЧС, ВВС, ДЭЗ, ЛДПР, Тв. ГУ и др. • Морфология – наблюдается абсолютное преобладание имен над глаголами, неуместно использование междометий, эмоционально-оценочных частиц, форм субъективной оценки. • Синтаксис – насыщен клишированными (стандартизированными) оборотами с отыменными предлогами: в целях, по линии, на основании и др. Характерен строгий и определенный порядок слов в предложении, что продиктовано требованиями логичности, последовательности, точности изложения мысли.

В зависимости от сферы употребления официально-деловой стиль подразделяется на подстили: 1. 2. 3. Дипломатический, В зависимости от сферы употребления официально-деловой стиль подразделяется на подстили: 1. 2. 3. Дипломатический, реализующийся в текстах коммюнике (официальное правительственное сообщение), нот, конвенций (международный договор), меморандумов (изложение взглядов правительства на какой-л. вопрос), международных соглашений. Законодательный (юридический), представленный в текстах законов, конституций, указов, уставов, гражданских и уголовных актов. Административно-канцелярский, используемый в канцелярской переписке, распоряжениях, договорах, различной документации (заявления, доверенности, расписки, характеристики и т. д. ).

Типы официально-деловых документов по степени стандартизации речи 1. 2. 3. Документы, которые без стандартной Типы официально-деловых документов по степени стандартизации речи 1. 2. 3. Документы, которые без стандартной формы теряют юридическую силу: паспорт, свидетельства о рождении и браке, аттестаты, дипломы Документы, не имеющие стандартной формы, но для удобства использования составляемые по определенному образцу: ноты, договоры и т. д. Документы, не требующие при их составлении обязательной формы: протоколы, постановления, отчеты, деловые письма. Однако и для этих деловых бумаг есть определенные стандарты.

Жанры административно-канцелярского подстиля: 1. 2. Подзаконные документы, т. е. издаваемые на основании и во Жанры административно-канцелярского подстиля: 1. 2. Подзаконные документы, т. е. издаваемые на основании и во исполнение закона исполнительнораспорядительными органами: административные акты, циркуляры, приказы, распоряжения. Договорные документы, а также различная канцелярская документация: заявление, характеристика, автобиография, доверенность, расписка и т. п.

ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА – ЭТО самая распространенная форма делового общения. В процессе деловой беседы решаются ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА – ЭТО самая распространенная форма делового общения. В процессе деловой беседы решаются вопросы устройства на работу, предложения о сотрудничестве, совершаются сделки купли-продажи и т. п. Цедь деловой беседы – добиться от собеседника согласия на какие-либо условия: принятие на работу, подписание договора о сотрудничестве или о приобретении какого-либо товара и т. п.

Подготовка к деловой беседе предполагает следующее: 1. 2. 3. 4. Обоснование делового предложения Хорошее Подготовка к деловой беседе предполагает следующее: 1. 2. 3. 4. Обоснование делового предложения Хорошее знание деловых и личностных качеств партнера по деловому общению Подготовка материалов и документов, необходимых для введения собеседника в курс дела и успешной аргументации Подготовка ознакомительных вопросов к партнеру по деловому общению типа: «Что будет входить в круг моих обязанностей? » «На какой эффект Вы рассчитываете в случае принятия моего предложения? » и т. п.

Телефонный разговор накануне деловой встречи Подготовка к телефонному разговору предполагает необходимость определения • фамилии, Телефонный разговор накануне деловой встречи Подготовка к телефонному разговору предполагает необходимость определения • фамилии, имени и отчества человека, с которым предстоит вступить в деловой контакт; • наиболее удобное для телефонной беседы время; • цель беседы по телефону

Требования к телефонному этикету 1. 2. 3. 4. 5. 6. Телефонный разговор должен быть Требования к телефонному этикету 1. 2. 3. 4. 5. 6. Телефонный разговор должен быть предельно кратким, иначе он теряет свою эффективность. Психологи определяют оптимальное время – 4 минуты. Перед тем как позвонить, рекомендуется представить человека, с которым предстоит беседовать. Разговор начинается с приветствия. Далее нужно представиться (при необходимости назвать организацию, представителем которой является звонящий). Имя, фамилия, отчество должны прозвучать четко, так, чтобы их без труда можно было расслышать и запомнить. Затем необходимо объяснить цель телефонной беседы. Предоставить собеседнику возможность самому назначить удобное для встречи время. Поблагодарить собеседника за разговор. Это следует делать даже в том случае, если договоренность не достигнута.

Телефонный этикет (продолжение) Для любого телефонного разговора подходит следующая схема, которую легко запомнить как Телефонный этикет (продолжение) Для любого телефонного разговора подходит следующая схема, которую легко запомнить как «Семь П» : П 1. Приветствие П 2. Представление П 3. Причина: объяснение цели звонка П 4. Проблема: обсуждение вопроса П 5. Подведение итогов обсуждения П 6. Признательность: выражение благодарности П. 7. Прощание

Деловая беседа с целью достижения какой-либо договоренности имеет следующую структуру: • • • Вступительная Деловая беседа с целью достижения какой-либо договоренности имеет следующую структуру: • • • Вступительная часть Информирование Аргументация Ответы на вопросы, нейтрализация возражений Достижение договоренности, подписание документов Заключительная часть

Вступительная часть необходима для 1. Привлечения внимания собеседника 2. Установки контакта с собеседником 3. Вступительная часть необходима для 1. Привлечения внимания собеседника 2. Установки контакта с собеседником 3. Пробуждения интереса к теме разговора Беседу можно начать с приятных фраз общего характера: «Спасибо, что нашли время для встречи со мною» , «Я давно слышал благоприятные отклики о вашем предприятии» и т. д. Установлению контакта с деловым партнером способствует также благоприятное впечатление, которое производит внешний вид собеседника, манеры, уважение к интересам собеседника. Неблагоприятным началом беседы считается излишняя почтительность, демонстрация полной зависимости от партнера, подобострастные извинения за то, что оторвали от важных дел. Не годится также фамильярный тон, демонстрация преимущества, высокомерие.

Вступительная часть беседы (продолжение) Настроив собеседника на разговор, нужно туту же перейти к предмету Вступительная часть беседы (продолжение) Настроив собеседника на разговор, нужно туту же перейти к предмету беседы. Не рекомендуется начинать беседу со фраз: «Я хотел(а) бы Вам предложить» , «Я думаю, что Вам это будет интересно» . В этих фразах непреднамеренно выражается воля того, кто пришел с деловы предложением. Собеседник подсознательно ощущает психологическое давление и подсознательно может сопротивляться предложению. Поэтому, согласно этикету деловой беседы, рекомендуется так называемый «Вы - подход» : вместо «Я хотел(а) бы Вам предложить» - «Не хотите ли Вы ознакомиться с моим предложением» ; вместо «Я думаю, что Вам это будет интересно…» - «Не заинтересует ли Вас следующее предложение…» Убедившись, что собеседник готов к обсуждению предложенного Вами вопроса, можно приступать к изложению сути делового предложения – информированию.

Информирование Уважая собеседника, следует обращаться к нему по имени-отчеству, говорить на понятном ему языке, Информирование Уважая собеседника, следует обращаться к нему по имени-отчеству, говорить на понятном ему языке, учитывать уровень его информированности. Информируя собеседника о сути делового предложения, следует периодически делать паузы, чтобы собеседник мог задать вопрос. Характер вопроса свидетельствует о заинтересованности собеседника: • уточняющие вопросы свидетельствуют о том, что содержание беседы ему интересно; • если собеседник не задает вопросов, необходимо выяснить причину: или он не заинтересован в деловом предложении, или он с недоверием или недопониманием относится к предложению. В этом случае собеседнику необходимо задать так называемые контрольные вопросы: «Что вы думаете об этом? » , «Не находите ли Вы, что речь идет о стоящем деле? » и т. п. Эти вопросы позволяют выяснить, слушает ли вас собеседник, насколько принимает вашу информацию.

Аргументация Самые действенные доводы (аргументы) позволяет отыскать хорошее знание интересов и личностных особенностей партнера Аргументация Самые действенные доводы (аргументы) позволяет отыскать хорошее знание интересов и личностных особенностей партнера по деловому общению. Однако до встречи с деловым партнером все учесть невозможно. Нужно быть готовым к тому, что в ходе беседы придется не только убеждать собеседника, но и переубеждать его. И успех беседы во многом будет зависеть от умения встать на точку зрения собеседника, чтобы доказать ему что-либо с его собственных позиций. Приводя логические аргументы – факты, законы, статистические данные и т. п. – следует учитывать, чтобы они были понятны собеседнику. Собеседника «убеждает не то, что мы говорим, а то, что он понимает» (М. Шапотэн).

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ • • Узнать об отношении собеседника к выдвинутым аргументам можно с ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ • • Узнать об отношении собеседника к выдвинутым аргументам можно с помощью ориентационных вопросов типа «Что Вы думаете по поводу моего предложения? » «Какой вывод Вы делаете из всего мною сказанного? » и т. п. Эти вопросы позволяют ориентироваться во взглядах партнера по деловому общению. Если собеседник никаким образом не обнаруживает своего мнения, то вызвать его на откровенность помогут провокационные вопросы, которые содержат вызов, подстрекательство к высказыванию собственного мнения.

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ВОЗРАЖЕНИЙ 1. 2. 3. Приемы нейтрализации возражений Если собеседник возражает по существу, необходимо НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ВОЗРАЖЕНИЙ 1. 2. 3. Приемы нейтрализации возражений Если собеседник возражает по существу, необходимо выслушать его до конца, поскольку высказав свои замечания, собеседник уже не возвращается к тому, что считал непреодолимым препятствием. Преобразование возражения в вопрос, например на возражение: «Ко мне с подобным предложением уже обращались» ответить: «Может быть Вас заинтересует, чем мое предложение отличается от подобных? » Если собеседник переходит на повышенный тон, необходимо сохранять спокойствие и благожелательность, а также записывать возражения партнера. Запись оказывает следующее психологическое воздействие: собеседник начинает говорить спокойно и аргументированно. Кроме того, ведение записей позволит понять, с чем именно не согласен собеседник, и при необходимости обдумать, как опровергнуть эти возражения.

Завершение беседы (три варианта) 1. 2. 3. Если достичь договоренности не удалось, все же Завершение беседы (три варианта) 1. 2. 3. Если достичь договоренности не удалось, все же необходимо довести беседу до конца. Если договоренность достигнута, не следует злоупотреблять вниманием и временем партнера по деловому общению. На заключительном этапе беседы противопоказан разговор на общие темы: это может отвлечь собеседника от информации по делу. Достигнутую договоренность необходимо зафиксировать: 1) предложить рассмотреть и подписать заранее подготовленный договор; 2) предложить собеседнику самому сформулировать вариант договора. Если собеседник затрудняется принять окончательное решение, можно попытаться склонить его к принятию положительного решения: а) задать вопрос: «Может быть, у Вас остались последние возражения и сомнения? Я готов(а) ответить» ; б) вести разговор так, будто согласие уже получено; в) задать альтернативный вопрос, дающий собеседнику возможность выбора, но не более трех вариантов, например, «Сколько времени Вам потребуется для принятия решения: неделя, 10 дней, две недели? »

РЕЗЮМЕ (от фр. resume) анкетные данные • • ФИО Адрес, место жительства Семейное положение РЕЗЮМЕ (от фр. resume) анкетные данные • • ФИО Адрес, место жительства Семейное положение Цель: получение определенной должности (например, должность учителя начальных классов с правом преподавания информатики в старших классах) Образование, учебное заведение, курсы, которые закончил претендент на должность Опыт работы на искомой должности Дополнительные сведения: владение компьютером, определенными программами, умение работать с факсом, копировальными аппаратами; знание иностранных языков Личностные качества (например, коммуникабелен, энергичен и т. п. )

По учебнику «Русский язык и культура речи» под ред. В. И. Максимова выполнить конспект По учебнику «Русский язык и культура речи» под ред. В. И. Максимова выполнить конспект следующих параграфов: 1. 2. 3. Основные виды управленческих документов и требования к их оформлению – С. 361 -371 Простые деловые письма и требования к их оформлению – С. 374 -379 Контрактные документы и требования к их оформлению – С. 379 -392

Тема лекции 2 «Богатство и выразительность речи» Тема лекции 2 «Богатство и выразительность речи»

План лекции 1. 2. 3. 4. Понятие «богатство речи» . Языковые и внеязыковые факторы План лекции 1. 2. 3. 4. Понятие «богатство речи» . Языковые и внеязыковые факторы создания «богатой речи» . Понятие «выразительность речи» . Языковые и внеязыковые факторы создания выразительной речи. Богатство и выразительность речи применительно к функциональным стилям. Система изобразительно-выразительных средств русского языка: стилистические (риторические) фигуры и тропы. Средства звуковой выразительности русской речи.

Богатство речи – это одно из ее коммуникативных качеств, проявляющееся в том, что на Богатство речи – это одно из ее коммуникативных качеств, проявляющееся в том, что на одно и то же речевое пространство приходится как можно больше различных и различаемых сознанием слушателя или читателя языковых знаков. Богатой считается речь, в которой как можно реже повторяются одни и те же слова и выражения.

Внеязыковые факторы создания «богатой речи» 1. 2. 3. Активный запас языковых средств, т. е. Внеязыковые факторы создания «богатой речи» 1. 2. 3. Активный запас языковых средств, т. е. запас слов, их значений, запас моделей словосочетаний и предложений, типовых интонаций в сознании автора речи, из которого тот способен выбрать нужное ему языковое средство и применить для построения речи, выражающей необходимую информацию. Совокупность умений и навыков, обязательных для незатрудненного применения языковых средств в речи. Степень активности и самостоятельности мышления автора речи.

Языковые факторы создания «богатой речи» 1. 2. 3. 4. Лексическое богатство речи, т. е. Языковые факторы создания «богатой речи» 1. 2. 3. 4. Лексическое богатство речи, т. е. словарный состав языка, наличие в структуре языка разветвленной системы синонимических слов. Фразеологическое богатство речи, т. е. совокупность устойчивых сочетаний слов, наряду с отдельными словами выполняющими номинативную функцию. Интонационное богатство речи, т. е. совокупность звуковых средств языка, которые расчленяют речь сообразно смыслу на фразы и синтагмы, устанавливают между фразами и частями фразы смысловые отношения, сообщают фразе повествовательное, побудительное или вопросительное значение, выражают эмоции говорящего (насмешку, гнев, патетику ит. д. ). Синтаксическое богатство речи, т. е. совокупность моделей словосочетаний, простых и сложных предложений.

Выразительность речи – это такое ее коммуникативное качество, которое необходимо для поддержания внимания и Выразительность речи – это такое ее коммуникативное качество, которое необходимо для поддержания внимания и интереса у слушателей или читателей. Соответственно речь, обладающая таким качеством, называется выразительной.

Внеязыковые факторы создания выразительной речи 1. 2. 3. 4. 5. 6. Активность и самостоятельность Внеязыковые факторы создания выразительной речи 1. 2. 3. 4. 5. 6. Активность и самостоятельность мышления автора речи. Неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет. Хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Такое знание редко достигается без специальной лингвистической подготовки. Хорошее знание выразительных возможностей разных функциональных стилей. Выразительность разных стилей достигается разными языковыми средствами. Систематическая и осознанная тренировка речевых навыков; чтение образцовых текстов разных стилей; прослушивание речи людей, которые умеют говорить выразительно. Сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно.

Языковые факторы создания выразительной речи 1. Наличие в языке средств, способных придавать речи выразительность. Языковые факторы создания выразительной речи 1. Наличие в языке средств, способных придавать речи выразительность. Средствами выразительности могут быть языковые единицы всех уровней, начиная со звуков и заканчивая синтаксическими единицами. 2. Наличие в языке системы изобразительновыразительных средств.

Изобразительно-выразительные средства русского языка • Стилистические (риторические) фигуры – это обороты речи, в которых Изобразительно-выразительные средства русского языка • Стилистические (риторические) фигуры – это обороты речи, в которых проявляются закономерности синтаксического строя языка. • Тропы (от греч. tropos) – оборот речи, основанный на употреблении слов, их сочетаний и фраз в переносном, метафорическом значении.

Стилистические фигуры • • Риторический вопрос – это стилистическая фигура, содержащая утверждение или отрицание, Стилистические фигуры • • Риторический вопрос – это стилистическая фигура, содержащая утверждение или отрицание, оформленное в виде вопросительного предложения, не требующего ответа: И какой же русский не любит быстрой езды? ! (Н. В. Гоголь) Риторическое восклицание – это стилистическая фигура, заключающая в себе особую экспрессию, усиливающая эмоциональную напряженность высказывания, оформленная в виде восклицательного предложения. Нередко сочетается с риторическим вопросом: Тройка! Птица-тройка! Кто тебя выдумал? (Н. В. Гоголь) Период – развернутое сложноподчиненное предложение, отличающееся полнотой раскрытия мысли и законченностью интонации: классический пример периода в поэтической речи – стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» Градация – всякая цепь однородных членов с постепенным нарастанием или убыванием их значимости: Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах (А. Белый)

Стилистические фигуры • • Параллелизм – это тождественное или сходное построение предложений, находящихся в Стилистические фигуры • • Параллелизм – это тождественное или сходное построение предложений, находящихся в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ: Забором крался конокрад. Загаром крылся виноград (Б. Л. Пастернак) Парцелляция – стилистическая фигура, при которой части единого предложения интонационно обособляются как самостоятельные высказывания (а на письме отделяются знаками препинания, характерными для конца предложения): Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!. . (А. С. Грибоедов) Эллипсис (от греч. еlleipsis) – пропуск подразумеваемого слова, которое подсказывается контекстом или речевой ситуацией: Гуляй на свадьбе, потому – Последняя она… (А. Т. Твардовский) Инверсия (от лат. inversio) – нарушение прямого порядка слов, или обратный порядок слов в предложении: И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости (т. е. гости сей чуждой земли, не успокоенные даже смертью) (А. С. Пушкин).

Стилистические фигуры • • Анафора (от греч. аnaphora - вынесение) – единоначатие, повтор слова, Стилистические фигуры • • Анафора (от греч. аnaphora - вынесение) – единоначатие, повтор слова, группы слов в начале нескольких стихов, строф или фраз: Не люби богатый бедную. Не люби ученый глупую (М. Цветаева) Эпифора (от греч. epiphora – добавка) – повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов, строф, фраз: Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, везде эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики (Н. В. Гоголь) Антитеза – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий: Не отстать тебе. Я – острожник, Ты – конвойный (М. Цветаева) Оксиморон, или оксюморон (от греч. oxymoron – остроумно-глупое) – стилистическая фигура, в которой сочетаются противоположные по значению слова (обычно антонимичное прилагательное с существительным или глагол с наречием), создающие неожиданное смысловое единство: убогая роскошь наряда (Некрасов). Ей весело грустить, такой нарядно обнаженной (Ахматова)

Тропы • Олицетворение, персонификация – особый вид метафоры: перенесение черт живого существа на неодушевленные Тропы • Олицетворение, персонификация – особый вид метафоры: перенесение черт живого существа на неодушевленные предметы и явления: сердце поет, река играет и под. • Перифраза (от греч. рeriphrasis – окольный оборот) – оборот речи, заключающийся в замене отдельного слова описательным выражением: лев – царь зверей, осень – «унылая пора, очей очарованье» (Пушкин). • Эвфемизм (от греч. еu – хорошо и phеmi – говорю) – разновидность перифразы: слово или выражение, употребляемые вместо непристойных или интимных; является более смягченным наименованием чего- кого-либо: вместо баня «бестелесный маскарад» (Н. Лесков).

Тропы • Амплификация (от лат. аmplificatio – увеличение, распространение) – нагромождение в одном отрезке Тропы • Амплификация (от лат. аmplificatio – увеличение, распространение) – нагромождение в одном отрезке текста гипербол, градаций, аналогий, контрастов и т. д. Или всякое многословие, излишество выразительных средств: Ты жива, ты во мне, ты в груди. Как опора, как друг и как случай (Б. Пастернак). • Солецизм (от названия греч. колонии г. Солы, жители которого утратили чистоту греческого языка) – неправильный языковой оборот, употребление нелитературного слова или выражения как элемент стиля: Подъезжая к сей станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа (А. П. Чехов). • Сарказм - вид комического суждения, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым, высшая степень иронии: Ты уснешь, окружен попеченьем Дорогой и любимой семьи, Ждущей смерти твоей с нетерпеньем (Н. Некрасов)

Тропы • Гротеск – тип художественной образности, основанной на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании Тропы • Гротеск – тип художественной образности, основанной на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического: «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле; «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. • Каламбур, игра слов – использование полисемии, омонимии, или звукового сходства слов с целью создания комического эффекта: И не заботился о том, Какой у дочки тайный том дремал до утра подушкой (А. С. Пушкин)

Средства звуковой выразительности речи • Аллитерация (от лат. ad – к и littera – Средства звуковой выразительности речи • Аллитерация (от лат. ad – к и littera – буква) – повторение согласных звуков, преимущественно в начале слова, основной элемент фоники – звуковой организации художественной речи: Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона (С. Есенин) • Ассонанс (от фр. аssonance – созвучие) – повторение гласных звуков, преимущественно ударных, основной элемент фоники: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух (А. С. Пушкин) – повторение звуков а и о. • Звукоподражание – система звуковых повторов, подобранных с расчетом на воспроизведение шума, шороха, свиста и др. звучаний: Морозом выпитые лужи Хрустят и хрупки, как хрусталь (И. Северянин)

Средства звуковой выразительности речи • Звукообраз – художественный образ, усиленный средствами звукописи. Слова подбираются Средства звуковой выразительности речи • Звукообраз – художественный образ, усиленный средствами звукописи. Слова подбираются так, чтобы из звучание усилило главное в смысловом отношении слово. Нередко это слово выносится автором в заглавие произведения: Играй, Адель, Не знай печали, Хариты, Лель Тебя венчали и Колыбель твою качали – повторение звуков а и л’ в стихотворении А. С. Пушкина «Адели»

Тема лекции Искусство ведения полемики Тема лекции Искусство ведения полемики

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОРА В РИТОРИКЕ Спор (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – это публичное ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОРА В РИТОРИКЕ Спор (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах, это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения

Из истории вопроса • Зародилось искусство спора в Древней Греции. В античности существовало два Из истории вопроса • Зародилось искусство спора в Древней Греции. В античности существовало два вида спора: диалектический и эристический. Эристический – это спор ради победы любой ценой. В этом случае в ход идут запрещенные приемы и уловки. Диалектический возник как альтернатива эристическому спору. По мнению Сократа, диалектический спор должен быть направлен на познание единства противоположностей мнений и этот синтез должен был рассматриваться как познание сущности той или иной добродетели. Греческий философ Зенон диалектический спор называл «тактикой раскрытой ладони» , а эристический – «тактикой сжатого кулака» .

Споры в современном обществе • Дискуссия (от лат. diskussio - исследование) – спор, который Споры в современном обществе • Дискуссия (от лат. diskussio - исследование) – спор, который ведется для выяснения и сопоставления разных точек зрения, поиска истины, когда собеседники логически обосновывают свою позицию, с уважением и вниманием относятся к аргументам противоположной стороны. Дискуссии проводят публично в устной форме и в печати. • Диспут (от лат. disputare – рассуждать) – публичное обсуждение какой-либо проблемы. • Полемика (от греч. polemikos – воинственный, враждебный) – спор с целью защитить, отстоять свое мнение и опровергнуть мнение оппонента. • Деловая полемика совмещает две цели: спор ради поиска истины и ради убеждения оппонента.

Споры в современном обществе (продолжение) • • Сосредоточенный спор – это такой спор, когда Споры в современном обществе (продолжение) • • Сосредоточенный спор – это такой спор, когда спорящие все время имеют в виду спорный тезис и все время приводят аргументы, доказывающие или опровергающие данный тезис. Бесформенный спор – не имеет четкого порядка: начинается он из-за какого-то одного тезиса, а затем в процессе обсуждения спорящие стороны начинают отходить от центрального вопроса. Для того чтобы спор не перерос в бесформенный его нужно вести по определенному сценарию. Спор может проходить при слушателях и без. Поддержка аудитории важна для участников, поэтому в спорах при слушателях аргументированнее и упорнее отстаивается определенная точка зрения. В общественной жизни встречается и такой вид спора, как спор для слушателей. К нему прибегают в тех случаях, когда участники спора пытаются убедить не столько друга, сколько убедить слушателей и произвести на них то или иное впечатление.

Сценарий ведения полемики 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Сценарий ведения полемики 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Ведущий объявляет тему полемики, представляет участников, называет регламент. Выступление первого оппонента с убеждающей речью. Вопросы к нему со стороны оппонентов. Выступление второго оппонента с опровержением или возражением. Вопросы ко второму оппоненту. Заключительная речь перового оппонента. Убеждающая речь второго оппонента. Вопросы к нему. Выступление первого оппонента с опровержением или возражением. Вопросы к нему. Заключительное выступление второго оппонента Эксперты оценивают обоснованность позиции каждого из участников. Ведущий подводит итого обсуждения

Тема лекции Точность и чистота речи Тема лекции Точность и чистота речи

Точность - коммуникативное качество, формируемое на основе связи речи с действительностью и мышлением и Точность - коммуникативное качество, формируемое на основе связи речи с действительностью и мышлением и осознаваемое через соотнесение семантики речи с выражаемой и формируемой речью информацией

Условия, способствующие созданию точности речи 1. Хорошее знание предмета речи или понятия о каком-либо Условия, способствующие созданию точности речи 1. Хорошее знание предмета речи или понятия о каком-либо предмете, явлении, признаки, действии 2. Знание языковой системы языка, в первую очередь лексической системы: многозначных слов, синонимов, омонимов, паронимов 3. Устойчивые речевые навыки, которые позволяют автору речи свободно соотносить свои знания о предмете речи со знаниями языковой системы в конкретной речевой ситуации

Речевые ошибки, вызванные нарушением точности речи 1. Использование слова без учета его семантики: Наша Речевые ошибки, вызванные нарушением точности речи 1. Использование слова без учета его семантики: Наша передача выходит в эфир ежедневно по средам. 2. Употребление слова без учета хронологических границ его использования в языке (анахронизм): В конце VI в. до н. э. поток греческих туристов в Египет увеличился. 3. Нарушение лексической сочетаемости слов: Нам предложили написать контрольную устно. 4. Тавтология – повторение однокоренных слов: Можно спросить вопрос? 5. Плеоназм – употребление близких по смыслу и потому лишних слов: В поле бесполезно пропадает урожай.

Речевые ошибки, вызванные нарушением точности речи (продолжение) 1. Речевая недостаточность – пропуск нужного слова Речевые ошибки, вызванные нарушением точности речи (продолжение) 1. Речевая недостаточность – пропуск нужного слова в высказывании, что может приводить к искажению смысла высказывания, его абсурдности: Лекарство от головы, от сердца, от почек. 2. Сопоставление несопоставимых понятий – алогизм: Самым бедным из этой группы лиц является язык Варвары. 3. Неточный выбор синонима из синонимического ряда: Иванов демобилизовался и теперь ходит в гражданской форме. 4. Смешение паронимов: Я в лесу блудил два часа. Поставьте свою роспись.

Чистота речи - коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь — язык. Чистота речи - коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь — язык. Чистой называется такая речь, в которой нет чуждых литературному языку слов и словосочетаний и других элементов языка

Источники засорения русской речи: 1. Вульгаризмы – просторечные слова и выражения: припереться, лохушка, дрыхнуть Источники засорения русской речи: 1. Вульгаризмы – просторечные слова и выражения: припереться, лохушка, дрыхнуть 2. Диалектизмы – народные говоры: прислухаться, чикилять, рып (скрип), энтот. 3. Профессионализмы – слова, используемые людьми одной профессии: комп, лазарь (принтер), клава, форточки (Windows). 4. Жаргонизмы – слова, используемые людьми, объединенными общностью интересов, занятий, положения в обществе: кайф, убойный, «торчать» 5. Канцеляризмы – слова и выражения, используемые в деловом стиле речи: надлежащий, содеянное, мера пресечения

Источники засорения русской речи (продолжение) 6. Иноязычная лексика: бестселлер, шоумен, чизбургер, мониторинг. Варваризмы – Источники засорения русской речи (продолжение) 6. Иноязычная лексика: бестселлер, шоумен, чизбургер, мониторинг. Варваризмы – иноязычная лексика, не ассимилированная русской языковой системой: шоппинг, фейс, тинэйджер, киллер.