Таинство крещения.pptx
- Количество слайдов: 20
*
…Всякое крещение начинается с беседы с пришедшими. Священник, подобно Самому Христу, в сияющих белоснежных ризах выходит навстречу пришедшим и знакомится с ними. А может быть, и рассказывает немного о Таинстве. Затем начинается сама служба.
Возлагая на пришедшего креститься руку, священник произносит (здесь и далее привожу молитвы в переложении на русский язык): «От Твоего Имени, Господи Боже Истины и Единородного Твоего Сына и Святого Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба Твоего (рабу Твою) (имя), удостоившегося обратиться к Святому Твоему Имени и под покровом Твоим обрести защиту. Удали прежние его (ее) заблуждения, наполни его (ее) Твоей верой, надеждой и любовью, пусть уразумеет он (она), что Ты и Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос и Святой Дух: Единственный Истинный Бог. Дай рабу сему (рабе сей) следовать путями Твоих заповедей, да творит он (она) угодные Тебе, добрые дела, ибо, если исполнит это человек — будет жить. Напиши имя раба Твоего (рабы Твоей) в книге жизни Твоей, введи его (ее) в Твое овчее стадо, стадо Твоих наследников, да прославится в нем (в ней) Имя Твое Святое и Имя Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, и Животворящего Твоего Духа. Взирай всегда на раба Твоего (рабу Твою) с милосердием, слушай голос его (ее) молитв. Пошли ему радость в его (ее) трудах и в его (ее) детях, чтобы он, поклоняясь, исповедывал Тебя и прославлял Твое великое и высокое Имя и благодарил Тебя всегда, во все дни своей жизни. Возглас: Ибо Тебя воспевают все небесные силы и Твоя есть слава Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» . ;
Какие дивные слова: «Удали прежние его (ее) заблуждения; Наполни его (ее) Твоей верой, надеждой и любовью Напиши имя раба Твоего (рабы Твоей) в книге жизни Твоей; Взирай всегда на раба Твоего (рабу Твою) с милосердием, Слушай голос его (ее) молитв; Пошли ему радость в его (ее) трудах и в его (ее) детях…» . Да разве можно сказать что-то более высокое и прекрасное? . . Хочет человек или не хочет, в нашем мире действуют и оказывают на него влияние злые бесовские силы. Перед крещением человек должен решительно и бесповоротно разорвать всякие отношения с темными силами. На фотографии: священник как раз произносит молитвы, в которых обращается к… диаволу. Но обращается отнюдь не с добрым словом…
Обратите внимание, что все стоят лицом к алтарю, а крестная с малышом и священник – лицом от алтаря. Почему? Потому, что сейчас происходит чин отречения от сатаны. Алтарь ориентирован на восток, потому что восток в древности считался стороной светлой, Божией. С востока всходит солнце, согласно библейскому рассказу, на востоке Бог насадил прекрасный райский сад – Эдем… Все христианские храмы строятся алтарем на восток. Запад же считался стороной темных сил. Вот почему, отрекаясь от сатаны, крещаемый, если он взрослый, или крестный с малышом на руках, поворачиваются лицом на запад, к сатане.
Чин отречения от сатаны построен в форме диалога. Священник спрашивает – крещаемый отвечает. «Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, от всех ангелов его, всего служения его, и всей гордости его? » – трижды спрашивает священник. «Отрекаюсь» – так же трижды решительно отвечает крещаемый (или за него крестный). Да и не только крестный захвачен происходящим. Все присутствующие в храме сосредоточенны и серьезны, ведь брошен вызов сатане. Вот с какими словами священник обращается к диаволу: «Бог Святой, Дивный и Славный во всех деяниях Своих и победах, Непостижимый и Таинственный, Который тебе, диавол, предопределил томление вечных мук, через нас, Его слуг недостойных, повелевает тебе и всем твоим слугам и ангелам удалиться от раба сего (рабы сей) Именем Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа…»
Далее освящается вода. Как освящается вода? Иногда приходится слышать, что «церковники освящают воду серебряным крестом» . Вероятно, имеется в виду практика погружения в воду креста. Однако никакое действие священника не может сообщить воде благодатных свойств. Лишь Бог может сделать ее святой. И поэтому самым основным в чине освящения воды следует признать чтение специальных молитв. Причем имеет право молиться словами этих древних молитвословий лишь законно посвященный православный священник.
Священник крестообразно дует на воду и, погружая в нее персты, трижды осеняет воду знаком креста. (Этот момент мы видим на фотографиях. ) «Да сокрушатся под знаком Креста Твоего все враждебные силы! Молимся Тебе, Господи: пусть отступят от нас все воздушные… Ты Сам сказал: «Омойтесь и будете чисты; удалите лукавство от душ ваших» . И Ты даруешь нам рождение свыше от воды и Святого Духа. Явись, Господь, на воде сей и измени в ней крещающегося, чтобы он сбросил с себя прежнего ветхого человека, истлевающего в грехах, и облекся в нового, по образу создавшего Бога. Пусть, соединившись с Тобой и восприняв Твои страдания и смерть, человек сей станет и участником Твоего Воскресения. Помоги ему сохранить дар Святого Твоего Духа и преумножить залог благодати и воспринять почесть высшего звания и сопричислиться уже достигшим небесного наследия» .
Затем родители и крестные раздевают малыша. В зависимости от того, как будет совершено крещение (через полное погружение или через окропление водой), и ребенка раздевают либо полностью, либо немного.
Когда малыш раздет, совершается чин помазания его освященным елеем. На Востоке елей (греч. - «масло» ) имел совершено иное значение, нежели у нас сегодня. Если ныне масло — лишь один из элементов пищевого рациона, а также косметический продукт, то в древности оно имело гораздо больший спектр применений. Масло содержит необходимые для жизни человека питательные вещества, поэтому им в прямом смысле можно было поддерживать жизнь, питаясь хлебными лепешками и маслом. В древности масло было единственным способом освещения, единственным энергетическим средством, которое можно было переносить. Всегда находившееся под рукой, оно казалось чем-то вроде концентрированного света. Вечерами все жилища освещались только масляными светильниками. Кроме того, масло с добавками (или без них) в жарком ближневосточном климате использовалось как освежающая мазь для головы. Масло же использовали и как лекарство. Еще одна важная особенность масла — способность проникать, просачиваться повсюду. Древние прекрасно знали об этом и, чтобы избежать порчи каменных украшений от холода, смазывали их маслом, которое, просачиваясь внутрь камня, мешало проникновению влаги, грозившей его разорвать. Все эти прагматические функции масла духовно переосмыслялись, и ему усваивалось религиозное значение. Помазание елеем перед крещением совершается в знак того, что человек будет охраняем Богом, что он духовно питается и исцеляется, что он укрепляется на борьбу с бесами… Мы помазываем знаком креста: лоб, уши, грудь, спинку (если ребенок раздет), ручки и ножки.
Священник трижды возливает на голову крещаемому воду со словами: КРЕЩАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (РАБА БОЖИЯ): ВО ИМЯ ОТЦА, АМИНЬ! И СЫНА, АМИНЬ! И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ! Погружаясь в воды Крещения, мы умираем для прежней жизни. Тройное погружение означает тридневное пребывание Христа во гробе. Но мы знаем, что произошло потом: через три дня пребывания Христа в лоне смерти – Он воскрес! Так и мы восстаем из крещальной купели возрожденными для новой жизни. Поистине Крещение – не только, как мы его назвали, Таинство духовного рождения, оно и Таинство воскресения нашей души! Если малыш слабенький, в храме холодно или есть иные причины для этого, то ребенка не раздевают полностью, а возливают воду ему на головку. Слова крещальной формулы всегда остаются одними и теми же. Хотя замечу, что воду в купель наливают теплую, той температуры, с которой обычно ребенка купают
А на этой фотографии мы видим момент крещения взрослого человека с полным погружением. Крещаемый трижды опускается под воду, а священник говорит положенные слова. Сегодня большие купели для крещения взрослых – баптистерии – есть во многих храмах. Разрешено также крестить на озере или в реке.
Но вот крещаемого достали из купели. . и отдали крестной (или крестному)…
Затем новокрещенного помазывают святым миром. Миро благовонный бальзам, сваренный из нескольких десятков трав, и помазание им означает дарование особой благодати Божией и Таинство усыновления (или удочерения) Господу. Дух Святой, невидимый и неуловимый, как ветер, с момента Миропомазания становится нашим вечным спутником. Как некогда Он был с Сыном Божиим, так теперь Он с нами, «предопределенными быть подобными Сыну Божию» (ср. Рим. 8, 29).
Новокрещенного помазывают святым миром со словами: «Печать Дара Духа Святаго!» «В ранней Церкви слово сфрагис (печать) имело много значений. Но основное его значение, открываемое в помазании святым миром, очевидно: это отпечаток на нас Того, Кто владеет нами; это печать, которая сохраняет и защищает в нас, как в сосуде, ценное содержимое и его благоухание; это знак нашего высокого призвания» (протопресв. А. Шмеман). В момент Миропомазания весь человек невидимо охватывается пламенем благодати Божией. Видимым же образом благовонным бальзамом помазываются члены тела – лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки, ноги. Человек – весь, каждой частью тела, от макушки до стоп, посвящен Богу.
Затем следует маленький крестный ход вокруг аналоя (столика), на котором лежит Евангелие. Когда-то, когда крещение совершалось в помещениях, находящихся на каком-то расстоянии от храма, новокрещенные шли в храм со свечами в руках, чтобы участвовать в богослужении Литургии и причаститься. Их шествие было шествием воинов Христовых, подготовленных к битве против сатаны и греха. Но чаще всего маленький крестный ход совершается уже в храме. Символически это шествие означает шествие за Самим Христом. Лежащее на аналое Евангелие указывает на то, что Слово Божие, Его заповеди будут лежать в центре нашей жизни.
Затем читается Евангелие. Вот этот текст (в переводе на русский язык): «…Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» .
После еще некоторых обрядов священник читает молитву, в которой говорится, что теперь новокрещенный предается в руки Божии, а затем постригает новокрещенного. В Новом Завете волосы как символ малого, незначительного становятся примером попечительности Божией о человеке. «У вас и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10: 30; Лк. 12: 7), — говорит Господь ученикам. А впоследствии, в перспективе предстоящих гонений и скорбей, ободряет их: «но и волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21: 18).
А это – отпуст, то есть, окончательная молитва чинопоследования Крещения. После призывания Господа, Божией Матери и всех святых священник дает всем поцеловать крест.
Наконец, после окончания Таинства все могут сфотографироваться. Начинается новый этап в жизни новокрещенного. Он – Божий сын, Божия дочь, он живет не греховно, но праведно, он понимает, что как чадо Божие – предназначен к тому, чтобы быть совершителем Его благой и мудрой воли в мире сем. Начинается поистине новая жизнь. Не скажу, что легкая, но благодатная и светлая. Многие люди приходят ко мне и говорят после крещения: «Мы испытали такой душевный подъем, мы чувствуем такую радость!» Это – правда! И дай нам Бог идти путем нашей христианской жизни достойно. Но и не забывать, что крещение – только начало.
Таинство крещения.pptx