врачевание на средневековом востоке.ppt
- Количество слайдов: 29
Врачевание на средневековом востоке Вопросы: 1. Медицина Арабского халифата 2. Медицина средневекового Китая
Восток в средние века Средневековье на Востоке охватывает период с 3 -5 веков н. э по 19 в. Средневековые цивилизации Востока: - мусульманская цивилизация на Ближнем и Среднем Востоке - индусская и мусульманская – в Индии, странах Юго-Восточной Азии - буддийская – в Индии, Японии, Китае, Тибете и Юго-Восточной Азии, - конфуцианская – в Китае, Японии и Корее. Особую роль в истории средневекового востока и его врачевания сыграла арабская ( мусульманская) цивилизация
Образование Арабского халифата • Стремление преодолеть племенную разобщенность, противостоять внешним завоевателям и создать единое арабское государство выразилось в проповедовании единобожия и привело к возникновению в VII в. н. э. ислама (в переводе с араб. — покорность). Ее основоположник— Мухаммед (ок. 570— 632 гг. ) из Мекки создал первую мусульманскую общину (умму), положившую начало первому исламскому государству. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу — Халифат
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ В VII – XII вв.
Расцвет Арабского халифата • В результате завоеваний в VII - VIII вв. в состав Халифата были включены обширные византийские (Сирия, Палестина, Кипр, Египет) и персидские (Сасанидский Иран) владения, а также, значительные территории Армении и Грузии. были покорены Северная Африка, Испания, большая часть Средней Азии и Закавказья. Границы Халифата раздвинулись от Атлантического океана до Инда, от Средней Азии до Северной Африки. По размерам своей территории Халифат превзошел Империю Александра Македонского и Римскую империю времен ее расцвета.
Развал Арабского халифата • В IX в. начинается распад халифата на ряд мелких халифатов (Багдадский, Египетский, Кордовский, государство Сасанидов). Могущественный Арабский халифат превратился в небольшой Багдадский халифат. Окончательный удар по нему нанесли завоевания монголов и туроксельджуков: в 1258 г. с падением династии Аббасидов, Багдадский халифат прекратил свое существование.
Распад Арабского халифата
Теоретические основы арабской медицины • В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о четырех стихиях, четырех телесных соках. По мнению арабов, каждая из стихий и жидкостей определяют мизадж (араб, mizag — темперамент) каждого человека. В случае сбалансированности всех составляющих, он будет нормальным и человек – здоров. Если мизадж будет «неуравновешенным» , человек – болеет. Задача врача — восстановить первоначальное состояние.
Консилиум врачей у больного
Развитие фармации было связано с развитием алхимии • При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима и только потом применялись лекарства. Приготовлением их занимались алхимики. Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (которому дали название алкохоль). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.
Развитие фармации • Арабами введены в фармацевтическую практику сахар (вместо меда) и лекарственные алкогольные сиропы. С лечебной целью они применяли пряности (мускус, корицу, мускатный орех, гвоздику и др. ) Рецепты арабов отличались сложностью и включали до 60 ингредиентов. Арабы готовили пилюли, кашки, сиропы, пластыри, душистые масла. • В Дамаске было организовано специальное производство по перегонке ароматных вод, получению душистых мазей и других фармацевтических продуктов. Особого искусства достигли фармацевты в приготовлении эфирных и иных масел ( розовое масло), перегонке «смоляных масел» (можжевелового и др. ).
Развитие фармации • Особое место среди лекарств занимали териаки (кашки из различных порошков с медом, основной составной частью которых являлись опий, МАСЛА, Змеиное И ДР. мясо). Териак считался средством против всех болезней. • Для лечения больных они использовали легкие слабительные вещества: сенну, тамаринд. Особое место в фармации арабов занимало учение о ядах и противоядиях. Арабы сыграли важную роль в становлении мировой фармации.
Развитие фармакопеи • С увеличением лекарственных средств и усложнением технологий их приготовления настала необходимость к разделению профессий врача и аптекаря. • Первая аптека была открыта в 754 г. в Багдаде (в Европе первые аптеки появились в ХIII в. ). В аптеках арабы ввели правила приготовления лекарств. Они издали эти правила в форме своеобразных фармакопей.
Арабская хирургия • Ислам запрещал вскрытие трупов и в связи с этим хирургия и акушерство развивались слабее, чем лекарствоведение, гигиена и изучение инфекционных болезней. Хирургия была ремеслом. • Тем не менее, врачи-мусульмане внесли существенный вклад в развитие отдельных областей анатомии и хирургии. В «малой хирургии» они применяли скрученные жилы животных при зашивании ран - прообраз кетгута, различные методики кровопускания, вправления вывихов, разработали методики трахеотомии, применения катетера из кожи животных, обработки ран при помощи вина, применения наркотиков при обезболивании. Высшие достижения арабской хирургии проявились в офтальмологии (удаление катаракты).
Техника массажа на востоке
Абул-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (лат. Abulcasis) ок. 936 -1013 • Выдающимся хирургом был Захрави, который жил в Кордове. К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии ( хирургия брюшной полости), разработал различные виды швов ( вт. ч. подкожных швов), впервые применил лежачее положения при операциях на малом тазе (ставшее потом классическим); Он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением «костей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты • Он стал связующим звеном между врачеванием востока и запада. • Он был автором новых хирургических инструментов (более 150) Аз-Захрави разработал методику местного прижигания (каутеризация) в хирургических операциях и успешно использовал его для лечения местных поражений кожи и других болезней.
Абул-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (лат. Abulcasis) ок. 936 -1013) .
Развитие офтольмологии • врачи-мусульмане внесли существенный вклад в развитие отдельных областей анатомии и хирургии. Особенно ярко это проявилось в офтальмологии. Исследуя строение глаза животных, известный врач Ибн ал-Хайсам (965— 1039), первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал названия его частям (роговица, хрусталик, стекловидное тело и т. д. ). Изготовив модели хрусталика из хрусталя, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз. • К плеяде замечательных арабских окулистов принадлежит и Аммар ибн Али ал-Маусили, (X в. ). Разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи полой иглы имела большой успех и получила название «операция Аммара» .
Виднейшими представителями медицины были Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) и Аль Бируни • Авиценна (980 -1037) сыграл огромную роль в развитии медицины и лекарствоведения. Авиценна дал сведения о 810 лекарственных средствах, которые получали из растений, минералов, тканей животных. Авиценна предложил два способа достоверного познания свойств лекарственных средств - сравнение и испытания. Авиценна прославился как хирург, он делал все операции, известные на востоке в то время.
Ибн Сина (Авиценна) (980 -1037 гг. )
Абу Райхан Мухаммед ибн Ахмад аль – Бируни. (973 -1050 гг. ) • Среди трудов другого выдающегося ученого средневекового Востока Аль. Бируни значительный интерес представляет «Фармакогнозия» , в которой описано более 1000 лекарственных средств. Ценность этой работы состоит в том, что помимо описания лекарственных растений и различных препаратов в ней приведены их названия нескольких языках.
Абу Райхан Мухаммед ибн Ахмад аль - Бируни
Организация больничного дела Больницы, основанные мусульманами, были трех видов: • К первому виду относились больницы, учрежденные халифами и рассчитанные на широкие слои населения. Они финансировались государством, имели штат врачей. • Больницы второго вида финансировались известными врачами и религиозными деятелями и были небольшими.
госпитали • Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения ( госпитали). Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках. • Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связан с развитием гигиены. Мусульмане разработали рациональные мероприятия гигиенического характера. Многие из них закреплены в «Коране» (пятикратные омовения и соблюдение чистоты тела, запрет пить вино и есть свинину, нормы поведения в обществе, семье и т. п. ). • Вывод: Медицина арабского востока сохранила и развила наследие древневосточной и античной медицины и имела значительное влияние на развитие медицинских знаний в Европе.
некоторые отличия западной и восточной медицины 1. Западная и восточная медицины различаются по исходным позициям, вязанным с теорией познания. Западный врач начинает с анализа деталей и отдельных симптомов болезни. Потом он сводит детали в единое целое и стремится получить полную картину состояния организма. Иными словами, западный врач начинает с индукции. Восточный (китайский) врач выявляет широкие связи, и на их основе, переходит к частностям. Иными словами, восточный врач чаще прибегает к дедукции.
отличия западной и восточной медицины 2. Принципиальная разница и в диагностике. Западная диагностика использует аппаратуру, проводя проверку различных параметров согласно требованиям естественных и медицинских наук. Получаемый результат надежен и проверяем. Восточная медицина стремится проводить диагностику с учетом целостности организма, рассмотреть все функциональные процессы. Субъективное мнение врача выходит на первый план. В результате отсутствует точность, возможность проверки.
отличия западной и восточной медицины 3. Традиционной восточной медицине не хватает однозначности. Основные понятия китайской медицины ( ИНЬ – ЯН, энергия ЦЫ и др. ) с научной точки зрения не являются однозначными. Материальное и энергетическое, психическое и физическое, объективное и субъективное здесь не разделены. Отсюда нет точности, объективности, которая характерна для западной медицины.
отличия западной и восточной медицины 4. Медицина на Западе – это медицина врачей – узких специалистов В восточной медицине преобладают врачи – универсалы. 5. На востоке фармация основывается на лекарственных препаратах натуральной растительной животной, минеральной основах Западная - на лечение биохимическими препаратами.
некоторые общие моменты между западной и восточной медициной. 1. Общей чертой западной и восточной медицины следует признать то, что они ориентируются на человеческий организм. На западе и на востоке люди страдают теми же болезнями с теми же симптомами. Западная и восточная медицины содержат одинаковые диагностические элементы: прослушивание, пальпация, беседа с пациентом и др. 2. В основе диагностики западной и восточной медицины лежат те же принципы и проверяются те же функции организма 3. Обе медицины стремятся научить человека быть здоровым, т. е. занимаются профилактикой заболеваний
врачевание на средневековом востоке.ppt