Скачать презентацию ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОПЫТНОЙ НАУКИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОЕ Скачать презентацию ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОПЫТНОЙ НАУКИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОЕ

Тема 2.3 Возникновение опытной науки в эпоху Возрождения и в Новое время.pptx

  • Количество слайдов: 28

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОПЫТНОЙ НАУКИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОЕ ВРЕМЯ (XVI–XVII ВВ. ) ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОПЫТНОЙ НАУКИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОЕ ВРЕМЯ (XVI–XVII ВВ. )

XVI–XVII ВВ. – СТАНОВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО (ОПЫТНОГО) ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Предпосылки возникновения опытной науки – ряд факторов XVI–XVII ВВ. – СТАНОВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО (ОПЫТНОГО) ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Предпосылки возникновения опытной науки – ряд факторов экономического, политического и общекультурного характера, сложившихся в Европе XIV-XV вв. : • разложение феодальных отношений, сопровождающееся усилением товарообмена; • переход от натурального к денежному обмену, что способствовало накоплению капитала и постепенному переходу к капиталистическим отношениям; • освоение новых стран и континентов: географические открытия расширили горизонт видения мира средневекового европейца. Возникает интерес и необходимость изучения новых земель, народов и их культур, а также обмен идеями (торговые отношения с арабским Востоком привели к открытию для Западной Европы натурфилософии арабов). • возникновение новых ремесел, появление мануфактур, необходимость в новых орудиях труда, инструментах, создать которые могла новая техника, опирающаяся на опыт и науку.

XVI–XVII ВВ. – СТАНОВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО (ОПЫТНОГО) ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Период с 1540 по 1650 г. характеризуется XVI–XVII ВВ. – СТАНОВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО (ОПЫТНОГО) ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Период с 1540 по 1650 г. характеризуется торжеством опытного (экспериментального) подхода к изучаемым явлениям: открытие кровообращения Гарвеем (1628), установление магнитных свойств Земли Гильбертом (1600), прогресс техники, открытие и применение телескопа и микроскопа, утверждение идеи гелиоцентризма и принципа идеализации Г. Галилеем. Формирование опытной науки связано с изменяющимися представлениями человека о его взаимосвязи с природой. Человек должен представить себя активным началом в исследовании природы, и это связано с зарождением идеи экспериментального исследования в культуре Нового времени. Объектом особого внимания в Новое время становятся гносеология и методология исследования природы.

РАЗМЕЖЕВАНИЕ НАУКИ И РЕЛИГИИ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ «ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ» Теория «двойственной истины» – учение РАЗМЕЖЕВАНИЕ НАУКИ И РЕЛИГИИ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ «ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ» Теория «двойственной истины» – учение о философии и теологии как о двух аспектах единой истины или же о двух самостоятельных истинах. Возникла в западноевропейской философии 12— 13 вв. и ассоциируется главным образом с латинским аверроизмом, представители которого, отстаивая автономность философии, допускали возможность противоречия между научно-философскими выводами и богословскими догмами. 1. Аверроэс (Ибн–Рушд), 12 в. – истина едина, но имеет 2 аспекта – научный и религиозный. Противоречия между ними – в пользу науки. Фактическая истина выше религиозной истины. 2. Фома Аквинский, 13 в. – «Философия – служанка теологии» . Противоречий между ними не может быть. Философия – истины разумные. Религия – истины сверхразумные.

РАЗМЕЖЕВАНИЕ НАУКИ И РЕЛИГИИ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ «ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ» 3. Уильям Оккам, 14 в. РАЗМЕЖЕВАНИЕ НАУКИ И РЕЛИГИИ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ «ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ» 3. Уильям Оккам, 14 в. – полное размежевание философии и религии. «Бритва Оккама» – «не следует умножать сущности без необходимости» , «самое простое объяснение – самое верное» , закон экономии мышления. Религиозные догматы опираются на Священное писание, Библию. Философия, наука изучают единичный, чувственный мир. 4. Галилео Галилей, 16 в. – истины науки, философии не противоречат истинам религии, вера и разум не противоречат другу. Науказнание о том, как устроено небо. Религия – знание о том, как взойти на небо. «Гипотез я не измышляю» .

ИЗМЕНЕНИЕ ВЗГЛЯДА НА НАУКУ И ЕЁ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ Эпоха Возрождения сделала огромный вклад ИЗМЕНЕНИЕ ВЗГЛЯДА НА НАУКУ И ЕЁ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ Эпоха Возрождения сделала огромный вклад в развитие научной мысли благодаря новому пониманию места и роли человека в объективном мире. Человек стал пониматься отныне не как природное существо, а как творец самого себя, владыка природы: он творит мир, красоту, самого себя, что и выделяет его из всех прочих живых существ. Таким образом, Возрождение придает человеческой деятельности оттенок сакральности (божественности). Поэтому в эпоху Возрождения впервые снимается граница между наукой как постижением сущего и практико-технической деятельностью. Окончательно формируется сознание, прямо противоположное античному: если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, форма совершеннее материи, завершенное и целое прекраснее незавершенного и бесконечного, то для ученого Возрождения беспредельное (возможность, материя) совершеннее формы, ставящей пределы и границы, бесконечное предпочтительнее перед имеющим конец, становление и непрерывное превращение (или его возможность) выше того, что неподвижно.

КРИТИКА СХОЛАСТИКИ Первая критика схоластики – английский философ Дунс Скотт (1270— 1308). Скотт указывал, КРИТИКА СХОЛАСТИКИ Первая критика схоластики – английский философ Дунс Скотт (1270— 1308). Скотт указывал, что нет основания для приведения в гармонию истин разума и откровения. Наоборот, их следует развести, поскольку истины веры связаны с поиском рая и аскетизмом, тогда как истины разума обращены к реальному миру и действительности. Материя — это не просто аморфная, инертная масса, она есть условие всяческого творения, как физического мира, так и психического. Форму нельзя признать началом всего сущего. Она дает материи действительность, но это не значит, что материя не может существовать независимо от формы. Не исключена возможность, предполагал Скотт, что в фундаменте самой материи заложена способность мыслить. Это значит, что психическое заложено в самой материи и нет необходимости прибегать к идее о существовании особой духовной субстанции, которую насаждали теологи и столпы церкви.

КРИТИКА СХОЛАСТИКИ Другим борцом за освобождение идей Аристотеля от теологии стал англичанин Роджер Бэкон КРИТИКА СХОЛАСТИКИ Другим борцом за освобождение идей Аристотеля от теологии стал англичанин Роджер Бэкон (1214— 1292). Бэкон призывал освободить науку от религиозных предрассудков и перейти от умозрительных построений к правдивому и опытному изучению природы и человека. В «Opus mayus» он писал, что выше всех умозрительных знаний и искусств стоит умение производить опыты и эта наука есть царица наук. В ряду естественных наук ведущее место отводилось физике, а точнее физической оптике. Строение и работа глаза явились для Бэкона центральным вопросом, подлежащим изучению. Зрительные ощущения и восприятия — это не продукты интенциональных актов духовной субстанции, они являются всего лишь результатом действия, преломления и отражения света.

КРИТИКА СХОЛАСТИКИ В Англии против томистской концепции души выступил номинализм. Он возник в связи КРИТИКА СХОЛАСТИКИ В Англии против томистской концепции души выступил номинализм. Он возник в связи со спором о природе общих понятий (универсалий). Сторонники первого течения, называемого реализмом, считали, что понятия есть единственные реальности бытия. Они имеют самобытную природу и существуют независимо от конкретных вещей и явлений. Номиналиcты же утверждали, что реальными являются сами вещи и явления, а общие понятия по отношению к ним есть только названия, знаки, метки. Самым энергичным образом проповедовал номинализм профессор Оксфордского университета Уильям Оккам (1300— 1350). Отвергая томизм и отстаивая учение о «двойственной истине» , он призывал опираться на чувственный опыт, для ориентации в котором существуют только термины, имена, знаки.

ПРОБЛЕМА МЕТОДА ПОЗНАНИЯ Выделение периода Нового Времени в истории философии связано с позиционированием принципиально-фундаментальных ПРОБЛЕМА МЕТОДА ПОЗНАНИЯ Выделение периода Нового Времени в истории философии связано с позиционированием принципиально-фундаментальных трансформаций в структуре мировоззрения. Становление капитализма в Европе с его ориентацией на промышленное производство, требовало новых открытий из области освоения природы. Средневековая схоластическая наука окончательно уступает свои позиции. Центральной проблемой философии Нового времени становится противоречие чисто научного толка – проблема метода познания. Определенное влияние на ситуацию, сложившуюся вокруг того, что считать основой познания, пока продолжает оказывать схоластическая премудрость, а именно теория двойственной истины, касавшаяся взаимоотношений знания и веры в вопросах познания, где разум выделялся в контексте рационального, а вера – в контексте чувственного, эмоционально-волевого. Влияние «идей» великого Платона также пока еще имеет место. Однако это уже философия естествознания, фундирующая непосредственно методологию науки.

РАЦИОНАЛИЗМ (Р. ДЕКАРТ) Рационализм (от лат. ratio – разум) – философская методология познания и РАЦИОНАЛИЗМ (Р. ДЕКАРТ) Рационализм (от лат. ratio – разум) – философская методология познания и мировоззренческая концепция, признающая (в противоположность эмпиризму), что при построении законченного знания следует основываться на деятельности разума и методологии рационального. Виднейшим рационалистом в истории философии принято считать французского философа, математика Рене Декарта (1596– 1650). В мировоззрении Декарта органически соединился гений великого ученого-естество испытателя и глубочайшего философа. «Первоначало философии» (1644) самое объемное его произведение, представляющее собой свод общефилософских, методологических и конкретно-научных принципов картезианства. Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, кот сможет помочь в практических делах людей. В основании человеческого знания лежит философия, или метафизика.

РАЦИОНАЛИЗМ (Р. ДЕКАРТ) Согласно Декарту, любое утверждение о мире, о Боге и человеке может РАЦИОНАЛИЗМ (Р. ДЕКАРТ) Согласно Декарту, любое утверждение о мире, о Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненно одно: «Мыслю, следовательно, существую» – основа философии Декарта. Декарт считает, что основные разумные идеи души, главная из которых – идея Бога, врожденные, а не приобретенные. Философия Декарта получила название дуалистической (т. к. постулируется существование двух субстанций – материальной, которая обладает протяженностью, и духовной, которая обладает мышлением). В работе «Рассуждение о методе» Декарт сформулировал основные правила, которым нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины» : 1. принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению; 2. каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие; 3. в познании надо идти от простых вещей к более сложным; 4. требует полноты перечисления, систематизации как познанного, так и познаваемого.

РАЦИОНАЛИЗМ (ЛЕЙБНИЦ) Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646– 1716) отверг дуалистическую трактовку бытия Декарта. Он противопоставил РАЦИОНАЛИЗМ (ЛЕЙБНИЦ) Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646– 1716) отверг дуалистическую трактовку бытия Декарта. Он противопоставил ей плюаристическую концепцию бытия – монад. Монада, по Лейбницу, - не что иное, как простая субстанция, кот входит в состав сложных: простая, значит, не имеющая частей. Таким образом, субстанция должна обладать абсолютной простотой и неделимостью. Лейбниц приходит к выводу о существовании множества простых субстанций. Каждая монада представляет собой некий замкнутый мир, отражая в себе при этом весь мировой порядок. Монады как субстанции вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Лейбниц различает три вида монад: 1. монады низшей степени развития, которые обладают пассивной способностью восприятия, образуют физические тела, т. е. предметы неживой природы. 2. монады-души, обладающие ощущениями и представлениями, составляют растительный и животный мир 3. монады-духи, наделенные сознанием, находятся на высшей ступени развития. Определяют природу человека.

РАЦИОНАЛИЗМ (ЛЕЙБНИЦ) Рационализм в учении Лейбница о монадах заключается в том, что постичь их РАЦИОНАЛИЗМ (ЛЕЙБНИЦ) Рационализм в учении Лейбница о монадах заключается в том, что постичь их можно только разумом. Теория познания Лейбница –попытка сочетания эмпиризма и рационализма. Два рода истин: «истины разума» и «истины факта» . 1. «Истины разума» представляют собой врожденные идеи. Особенность – их всеобщность и необходимость. 2. «Истины факта» не обладают необходимостью и всеобщностью. Они являются эмпирическими и случайными в том плане, что не могут быть выведены дедуктивным путем. Методом поиска «истин факта» является индукция. Это законы природы. Рационалистическая система Лейбница рационалистической тенденции в философии 17 в. стала завершением

ЭМПИРИЗМ (Ф. БЭКОН) Концепция эмпиризма Фрэнсиса Бэкона (1561– 1626) гораздо более близка к современным ЭМПИРИЗМ (Ф. БЭКОН) Концепция эмпиризма Фрэнсиса Бэкона (1561– 1626) гораздо более близка к современным взглядам на методологию науки. Эмпиризм (от лат. еmpirio – чувства, чувственный опыт) – фило софскаяметодология познания и мировоззренческая концепция, основывающаяся на деятельности чувств и методологии опытного освоения сущего при построении законченного знания. Осенью 1620 г. Бэкон опубликовал свой главный философский труд «Новый Органон наук» , содержащий учение о методе как основе философии и всякого научного знания. Критерий успехов наук – это те практические результаты, к которым они приводят – считал ученый: «Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философии» . Истинные знания могут дать только факты, эмпирически полученные, практически проверенные, а главное – примененные для пользы человека. Такие знания дают человеку огромные возможности, усиливая его. Согласно Бэкону, «Знание – сила» , но только такое знание, которое истинно.

ЭМПИРИЗМ (Ф. БЭКОН) Бэкон приводит различение двух видов опыта: плодоносных и светоносных. Плодоносные – ЭМПИРИЗМ (Ф. БЭКОН) Бэкон приводит различение двух видов опыта: плодоносных и светоносных. Плодоносные – это такие опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку; светоносные – те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, так как без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты. Главным шагом в реформе науки, предлагаемой Бэконом, можно считать совершенствование методов обобщения, то есть создание им новой концепции индукции. Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Не отвергая дедукцию, Бэкон так определял различие и особенности этих двух методов познания: «Два пути существуют и могут существовать для открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный» .

ЭМПИРИЗМ (Ф. БЭКОН) Предпосылкой реформы науки должно стать, по замыслу Бэкона, и очищение разума ЭМПИРИЗМ (Ф. БЭКОН) Предпосылкой реформы науки должно стать, по замыслу Бэкона, и очищение разума от заблуждений, которых он насчитывает четыре вида. Эти препятствия на пути познания он называет идолами: идолы рода, пещеры, площади, театра. • Идолы рода – это ошибки, обусловленные наследственной природой человека, человеческого рода. • Идолы пещеры – это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений, особенностей мышления. • Идолы площади – это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. • Идолы театра – это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Здесь Бэкон имел в виду схоластику, слепая вера в которую оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания.

ЭМПИРИЗМ (ДЖ. ЛОКК) Джон Локк (1632– 1704) – английский философ Нового времени, психолог и ЭМПИРИЗМ (ДЖ. ЛОКК) Джон Локк (1632– 1704) – английский философ Нового времени, психолог и педагог. В центре философии Локка стоит его теория познания, которую он строил в традиции английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона, противостоя картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластической философии. Главное сочинение – "Опыт о человеческом разуме" (1690), над которым Локк работал около 20 лет, посвящено рассмотрению происхождения, видов и возможностей человеческого познания. Согласно Локку, не существует врождённых идей и принципов – ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею Бога, а всё человеческое знание проистекает из опыта. Все идеи возникают из двух основных источников – опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел – первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения).

ЭМПИРИЗМ (ДЖ. ЛОКК) В вопросе о значении общих терминов Локк склоняется к концептуализму, отмечая, ЭМПИРИЗМ (ДЖ. ЛОКК) В вопросе о значении общих терминов Локк склоняется к концептуализму, отмечая, что реальная сущность вещей остаётся неизвестной и что ум имеет дело с номинальными сущностями. Познание Локк делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Локка явный рационалистический элемент. Выступая против религиозного фанатизма различных сект, Локк настойчиво призывал к веротерпимости. В сочинении "Разумность христианства" (1695) Локк в духе протестантизма старался отделить "подлинное" учение Христа от последующих видоизменений. Позиция Локка близка деизму и унитариям, однако он считает, что, поскольку человеческий разум ограничен, христианство, даже разумное, нуждается в откровении, в приобщении к божественному опыту "через его дух", без чего всякая религия пуста.

ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Большие научные открытия случились ещё до первой научной революции и стали ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Большие научные открытия случились ещё до первой научной революции и стали ее предпосылками. Они связаны с именами Коперника, Джордано Бруно, Галилея, Кеплера, Ньютона. • Николай Коперник (1473– 1543): автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. • Джордано Бруно (1548– 1600): гелиоцентризм, бесконечность Вселенной, бесчисленность миров, Вселенский разум, магикогерметическая традиция. • Галилео Галилей (1564– 1642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падения тел; сделал ряд астрономических открытий с помощью телескопа. • Иоганн Кеплер (1571– 1630): установил три закона движения планет вокруг Солнца, создал первую механистическую теорию движения планет, внес существенный вклад в развитие геометрической оптики.

ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Исаак Ньютон (1643– 1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Исаак Ньютон (1643– 1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до конца 19 в. ). Ньютон создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физической реальности, он является автором многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света и т. д. ). Ньютон разработал новую парадигму исследования природы (метод принципов) — мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел. Механика стала эталоном научной теории. Ньютон сформулировал основные идеи, понятия, принципы механистической картины мира.

ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Первая научная революция (XVII - XVIII вв. ) привела к становлению ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Первая научная революция (XVII - XVIII вв. ) привела к становлению классического естествознания, основные методологические установки которого были выражены следующим образом: • Объективность и предметность научного знания объявлялась возможной только при исключении из описания и объяснения всего, что относилось к субъекту и процедурам познания. Это означало возможность проведения как абсолютно «чистого» эксперимента, так и получения абсолютного знания. • Предполагалось возможным определить вытекающие из опыта онтологические принципы и построение истинной картины природы. • Процедура объяснения сводилась к поиску механистических причин и субстанций – носителей сил. • Механистическая картина природы рассматривалась как тождественная физической картине реальности, которая, в свою очередь, рассматривалась как общенаучная картина мира. • Объекты рассматривались как простые механические системы, действующие в соответствии с детерминистическими принципами. Такой подход возникновению категорий: «вещь» , «процесс» , «часть» , «целое» , «причинность» , «пространство» , «время» .

ИДЕЯ БЕСКОНЕЧНОЙ ВСЕЛЕННОЙ ДЖОРДАНО БРУНО В средневековой космологии в качестве основного аргумента в пользу ИДЕЯ БЕСКОНЕЧНОЙ ВСЕЛЕННОЙ ДЖОРДАНО БРУНО В средневековой космологии в качестве основного аргумента в пользу конечности мира использовался довод «от обратного» , принадлежащий ещё Аристотелю: если бы Вселенная была бесконечной, то суточное вращение небосвода происходило бы с бесконечной скоростью. Джордано Бруно опроверг этот тезис обращением к гелиоцентрической системе, в которой вращение небосвода является лишь отражением вращения Земли вокруг оси; следовательно, ничто не препятствует считать Вселенную бесконечной. В диалоге «О бесконечности, Вселенной и мирах» Бруно дополняет астрономические доводы в пользу бесконечности восходящими к античности метафизическими аргументами, хотя и в своеобразной теологической оболочке. Первый из них — это принцип полноты: из бесконечного всемогущества Бога вытекает, что сотворённая им Вселенная также бесконечна.

ИДЕЯ БЕСКОНЕЧНОЙ ВСЕЛЕННОЙ ДЖОРДАНО БРУНО Вторым аргументом у Бруно выступает принцип изономии (принципа отсутствия ИДЕЯ БЕСКОНЕЧНОЙ ВСЕЛЕННОЙ ДЖОРДАНО БРУНО Вторым аргументом у Бруно выступает принцип изономии (принципа отсутствия достаточного основания), также в теологической версии: у Бога не было основания сотворить миры в одном месте и не сотворить их в другом. Поскольку божественная благость бесконечна, количество миров также бесконечно. По мнению Бруно, Бог не только мог сотворить бесконечный мир, но и обязан был сделать это — поскольку это ещё более увеличит его величие, ведь Вселенная, по его мнению, является «зеркалом Бога» . Дополнительная аргументация в пользу бесконечности Вселенной приведена в диалоге «О причине, начале и едином» , посвящённом, главным образом, различным метафизическим вопросам. Бруно утверждает, что внутри материи имеется некое движущее начало, которое он называет «внутренним художником» или Мировой душой; это внутреннее начало способствует тому, что единая материя приобретает те или иные виды, выражается в разных формах. При этом Вселенная практически (хотя и не до конца) отождествляется с Богом. Таким образом, по мнению Бруно, вне мира, материи, Вселенной ничего нет; её ничто не ограничивает, в том числе в геометрическом плане. Следовательно, Вселенная бесконечна.

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА Изменение картины мира с теоцентрической на механистическую модель произошло ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА Изменение картины мира с теоцентрической на механистическую модель произошло в результате возникновения противоречия между религиозными представлениями о мире, о месте человека в нем и фактом наличия в мире устойчивых, повторяющихся, проверяемых в эксперименте взаимосвязей, фактом наличия в мире природы законов. Человеческое познание поставило себе цель познать связь случайности и необходимости. Механистическая картина мира формировала представление об устойчивости мира, о наличии в нем законов и закономерностей, но не учитывала реальной сложности движения и строения материального мира. Она предполагала сведение сложного к простому, целого к сумме его частей. Для того, чтобы принципы научного мировоззрения стали доминировать в европейском сознании, необходимо было распространение грамотности. Другими словами, необходимы были люди, способные к самостоятельному освоению новых идей, нового, отличного от религиозного знания и его практическому использованию. Вторым условием распространения научного мировоззрения является формирование рационального отношения к миру.

МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА Основой механистической картины мира явился атомизм. Он превратил понимание мира и МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА Основой механистической картины мира явился атомизм. Он превратил понимание мира и самого человека в совокупность огромного числа неделимых частиц, называемых атомами, которые перемещаются в пространстве и времени. Основным понятием механической картины мира стало понятие движения. Законы движения Ньютон утвердил как фундаментальные законы всего мироздания. По его теории все тела имеют внутреннее врожденное свойство равномерного и прямолинейного движения. Любые отклонения от этого движения имеют причиной действие на тело инерции – внешней силы. Масса является мерой инертности, другого, очень важного понятия механики классической. Ньютон предложил принцип дальнодействия, который возник в результате решения проблемы взаимодействия тел. В основе этого принципа лежит взаимодействие между телами, которое происходит мгновенно при разном расстоянии и при отсутствии материальных посредников.

МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА Концепция дальнодействия тесно связана с пониманием пространства и времени как особых МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА Концепция дальнодействия тесно связана с пониманием пространства и времени как особых сред, вмещающих взаимодействующие тела. В рамках механистической картины мира Ньютон предложил концепцию абсолютного времени и пространства. Пространство при этом представлялось неким «черным ящиком» , который вмещает тела всего мира. Исчезни все тела, пространство все равно продолжало бы существовать. Аналогично, в образе текущей реки, представлялось и время, также существующее абсолютно независимо от материи. Механистическая научная картина мира породила законы механики, которые жестко предопределяли любые события. Из них совершенно исключалась случайность. Присутствие человека в действующем мире ничего не меняло. Согласно теории механической картины мира Ньютона, исчезновение человека с лица земли никак не повлияло бы на существование мира: он продолжил бы свое существование, как прежде. Такая теория стала приниматься как универсальная.

МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА В этой картине мира Бог не является лишним элементом. По крайне МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА В этой картине мира Бог не является лишним элементом. По крайне мере в XVII в. считалось, что Бог, сотворив мир, больше не принимает в нем участия, точнее – не вмешивается в причинно-следственные связи. Это позиция называется деизмом. Деизму противостоит теизм, согласно которому Бог растворен в природе. Теизм предполагал изучение качественного состояния этого мира. Это был его большой плюс, но в силу того, что изучение качественных изменений в природе еще не было технически возможно, а в научном познании противоречия между результатами различных наук не были выявлены, развитие теистических принципов находилась на периферии научного познания.