Восточно-Сибирская государственная академия образования ФИЛОСОФИЯ Штыков Николай Николаевич

  • Размер: 1.3 Мб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 40

Описание презентации Восточно-Сибирская государственная академия образования ФИЛОСОФИЯ Штыков Николай Николаевич по слайдам

Восточно-Сибирская государственная академия образования ФИЛОСОФИЯ Штыков Николай Николаевич кафедра социально-экономических дисциплин Восточно-Сибирская государственная академия образования ФИЛОСОФИЯ Штыков Николай Николаевич кафедра социально-экономических дисциплин

Мировоззренческая Определяет формирование системы  общих представлений о природе, обществе,  человеке и его значении вМировоззренческая Определяет формирование системы общих представлений о природе, обществе, человеке и его значении в мире Ценностная Направлена на обоснование значимости этических и эстетических ценностей. Логическая Связана с изучением общих принципов мышления. Методологическая Определяет способы эффективного конструирования научного познания, художественного творчества, социальной практики. Познавательная Характеризует процесс познания, формы и способы познавательной деятельности. Функции философии

Структура философского знания Методология (учение о методе)Онтология (учение о бытии) Гносеология (учение о познании) Философия наукиСтруктура философского знания Методология (учение о методе)Онтология (учение о бытии) Гносеология (учение о познании) Философия науки Социальная философия Философская антропология Эстетика Этика (теория морали) История философии

История западной философии Античная философия (VII в. до н. э. – III в. н. э. )История западной философии Античная философия (VII в. до н. э. – III в. н. э. ) • Ранняя античная философия (VII-V в. до н. э. ) • Философия классического периода (V – IV в. до н. э. ) • Эллинистическая философия ( IV – I в. до н. э. ) • Поздняя античная философия (I-III вв. н. э. ) Средневековая философия (IV-XIV вв. ) • Патристика (IV-VIII вв. ) • Схоластика (XI-XIV вв. ) Философия Возрождения (XV-XVI вв. ) Философия Нового времени(XVII – XIX в. ) • Эмпирическая философия • Рационалистическая философия • Немецкая классическая философия • Постклассическая философия XIX века Философия XX века

Античная философия Ранняя античная философия Классическая античная философия Эллинистическая философия • Милетская школа • Элейская школаАнтичная философия Ранняя античная философия Классическая античная философия Эллинистическая философия • Милетская школа • Элейская школа • Гераклит • Атомистический материализм • Платон • Аристотель • Неоплатоник и • Эпикур • Скептики • Стоики • Сократ • Анаксагор • Софисты

Милетская школа Фалес (ок. 640 -562) Анаксимандр (ок. 610 - ок. 540) Анаксимен (ок. 588 -Милетская школа Фалес (ок. 640 -562) Анаксимандр (ок. 610 — ок. 540) Анаксимен (ок. 588 — ок. 525) • Фалес: вода как первоначало сущего • Проблема единства Космоса • Проблема первоначала • Анаксимандр: апейрон как первоначало сущего • Анаксимен : воздух как первоначало сущего

Философия Анаксимандра • «Анаксимандр говорит неопределенно о теле,  лежащем в основании,  называя его апейрономФилософия Анаксимандра • «Анаксимандр говорит неопределенно о теле, лежащем в основании, называя его апейроном и не определяя его по виду ни как огонь, ни как воду» . ( Симпликий ) • «[Анаксимандр говорит, что] из беспредельной природы рождаются все небеса и все миры в них» ( Симпликий ) • «[Анаксимандр] говорил, что при зарождении этого мира из вечного выделялось животворное начало теплого и холодного» ( Псевдо-Плутарх ) • «По мнению Анаксимандра рождение происходит не через изменение стихии, а через обособление благодаря вечному движению противоположностей. » ( Симпликий )

Философия Анаксимена •  Анаксимен. . .  полагал,  что начало — бесконечный воздух, Философия Анаксимена • «Анаксимен. . . полагал, что начало — бесконечный воздух, из которого рожда ется то, что есть, что было и что будет, а также боги и божественные существа… • Сгущаясь и разрежаясь, [воздух] приобретает видимые различия. Так, растекшись до более разреженного состояния, он становится огнем; в нейтраль ном состоянии возвращается к [природе] воздуха; по мере сгущения из воздуха путем «валяния» образуется облако, сгустившись еще больше, [он становится] водой, еще больше — землей, а достигнув предельной плот ности — камнями. • Земля плоская и оседлала воздух; равным обра зом и Солнце, и Луна и прочие звезды — все состоящие из огня — плавают по воздуху вследствие плоской формы. • Светила произошли из Земли вследствие того, что из нее вздымается испарина …» Ипполит «Опровержение ересей»

Философия Гераклита • Первоначало мира - огонь.  • Принципом существования мира является  изменчивость. Философия Гераклита • Первоначало мира — огонь. • Принципом существования мира является изменчивость. • Возникновение и уничтожение вещей происходит благодаря борьбе противоположностей. • В мире действует скрытый источник порядка – Логос Гераклит (ок. 540 — 480)

Афоризмы, приписываемые Гераклиту  • Эту вот Речь (Логос) сущую вечно люди не понимают. . .Афоризмы, приписываемые Гераклиту • Эту вот Речь (Логос) сущую вечно люди не понимают. . . они подобны незнающим, даром что узнают на опыте [точно] такие слова и вещи, какие описываю я, разделяя их согласно природе и высказывая их так, как они есть. • Природа любит прятаться. • Тайная гармония лучше явной. • Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора. • Война — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными. • Путь вверх-вниз один и тот же. • В одну и ту же реку входим и не входим. • Этот космос, один и тот же для всех не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий. • Эфесцы заслуживают того, чтобы их перевешали всех поголовно за то, что изгнали они Гермодора, мужа из них наилучшего.

Элейская школа Парменид Мир как вечное становление Мир как вечное неизменное бытие. Гераклит Парменид (род. 540/539)Элейская школа Парменид Мир как вечное становление Мир как вечное неизменное бытие. Гераклит Парменид (род. 540/539) Зенон (ок. 490 — 430)

Философия Парменида • Бытие есть,  небытия нет • Бытие едино и неделимо • Бытие вечно,Философия Парменида • Бытие есть, небытия нет • Бытие едино и неделимо • Бытие вечно, непрерывно и неизменно • Бытие тождествен но мышлению Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь есть, а ничто не есть. . . И не «было» оно, и не «будет» , раз ныне все сразу «есть» , одно, сплошное. И неделимо оно, коль скоро всецело подобно: тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше, Что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим. Все непрерывно тем самым: сомкнулось сущее с сущим. Но в границах великих оков оно неподвижно. оно завершено отовсюду, подобное глыбе прекруглого Шара То же самое — мысль и то, о чем мысль возникает, ибо без бытия, о котором ее изрекают, мысли тебе не найти.

Апория Зенона  «Ахилл и черепаха» Быстроногий Ахилл никогда не догонит медленно ползущую черепаху, так какАпория Зенона «Ахилл и черепаха» Быстроногий Ахилл никогда не догонит медленно ползущую черепаху, так как прежде, чем догнать её, он должен будет пройти то место, из которого она вышла, но за это время черепаха уйдёт вперёд и, таким образом, опять окажется впереди Ахилла, и так далее до бесконечности. Апория Зенона «Дихотомия» Ахилл вообще не сдвинется с места (как и черепаха), так как прежде, Чем добраться до любого места, он должен пройти то место, которое находится на полпути между ним и первым местом, так как прежде, чем добраться до любого места, он должен пройти то место, которое находится на полпути между ним и первым местом.

Философия Анаксагора • Все вещи были вперемешку,  бесконечные и по множеству и по малости, Философия Анаксагора • Все вещи были вперемешку, бесконечные и по множеству и по малости, так как и малость была бесконечной. Анаксагор ок 500 — 428) • [в смеси] содержалось и много земли, и бесконечное множество семян, совершенно не похожих друг на друга • Так эти [вещи] круго-вращаются и выделяются [из смеси] под действием силы и скорости. • Ум же есть нечто неограниченное и самовласт ное и не смешан ни с одной вещью, но — единственный — сам по себе. Если бы он не был сам по себе, но был смешан с чем-то другим, он был бы причастен всем вещам [сразу], будь он смешан с чем-то [одним]. • И всеми [существами], обладающими душой, как большими, так и меньшими, правит Ум. И совокупным круговращением [мира] правит Ум, так что [благодаря ему это] круговращение вообще началось.

Философия Демокрита • Начала вселенной - атомы и пустота  • Количество атомов и пустота -Философия Демокрита • Начала вселенной — атомы и пустота • Количество атомов и пустота — бесконечны • Миров бесчисленное множество • Время безначально • Движение вечно • Ничто не происходит случайно • Ни одна вещь не возникает беспричинно • Мир не одушевлен и управляется не провидением, а некоей бессознательной природой • Душа и разум — одно и тоже • Истинное нам неизвестно Демокрит ок 460 -370)

 • Демокрит же и Левкипп говорят,  что [все] прочее состоит из неделимых тел, • Демокрит же и Левкипп говорят, что [все] прочее состоит из неделимых тел, последние же бесконечны числом и бесконечно разнообразны по формам; вещи же отличаются друг от друга [неделимыми], из которых они состоят, их положением и порядком. ( Аристотель ) • … начала бесконечны по числу, и их они называли «а т о м а м и» и считали их неделимыми и непроницаемыми вследствие того, что они «абсолютно п л о т н ы» и не заключают в себе пустоты. Ибо они говорили, что разделение происходит благодаря пустоте, заключающейся в телах, атомы же, отделенные друг от друга и бесконечной пустоте и различающиеся внешними формами, размерами, положением и порядком, носятся в пустоте и, настигая друга, сталкиваются, причем, где случится, одни отскакивают [друг от друга], другие сплетаются между собой вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков, и [эти соединения] «держатся вместе» и таким образом производят возникновение сложных [тел]. ( Симпликий)

Философия эпикурейцев • Эпикур. О природе (не сохр. ) • Эпикур. Письмо к Геродоту • Эпикур.Философия эпикурейцев • Эпикур. О природе (не сохр. ) • Эпикур. Письмо к Геродоту • Эпикур. Письмо к Менекею • Эпикур. Главные мысли • Тит Лукреций Кар. О природе вещей Основные сочинения Эпикур 341 -271 Тит Лукреций Кар (ок. 99 -55)

Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли. Этика эпикурейцев Страхи иНепрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли. Этика эпикурейцев Страхи и их преодоление Страхи – причины несчастий Страх перед богами Боги – существа бессмертные и блаженные, а такие ни сами забот не имеют, ни другим не доставляют. Смерть не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Страх смерти Страх перед страданием

Этика эпикурейцев Классификация желаний Желания бывают Естественные Избавляющие от страданий, например, питьё при жажде Разнообразящие наслаждение,Этика эпикурейцев Классификация желаний Желания бывают Естественные Избавляющие от страданий, например, питьё при жажде Разнообразящие наслаждение, например, изысканная пища Не естественные и не необходимые, например, венки и почётные статуи. Необходимые Вздорные Не необходимые

Философия стоиков Ранняя Стоя IV-III вв. до н. э. Средняя Стоя II-I вв. до н. э.Философия стоиков Ранняя Стоя IV-III вв. до н. э. Средняя Стоя II-I вв. до н. э. Поздняя Стоя I-II вв. н. э. Зенон из Кития 336 -264 Луций Анней Сенека 4 -65 н. э. Клеанф ок. 331/30 – ок. 232 Хрисипп ок. 280/277 – ок. 208/204 Панэтий ок. 180 – после 110 Посидоний ок. 135 – ок. 50 Эпиктет ок. 50 – 138 Марк Аврелий 121 —

Философия стоиков • Сенека. Нравственные письма к Луцилию • Сенека. О благодеяниях • Сенека. Рассуждения оФилософия стоиков • Сенека. Нравственные письма к Луцилию • Сенека. О благодеяниях • Сенека. Рассуждения о природе • Сенека. О блаженной жизни • Сенека. О скоротечности жизни • Сенека. О провидении • Эпиктет. Беседы (записаны Ф. Аррианом) • Марк Аврелий. К самому себе Основные сочинения Луций Анней Сенека (4 -65 н. э. ) Марк Аврелий (121 -180)

Философия стоиков Физика  • Космос происходит из вечного божественного огня и в огонь возвращается •Философия стоиков Физика • Космос происходит из вечного божественного огня и в огонь возвращается • Огонь – начало материальное и духовное (Логос) • Космос единственный и окружен бесконечной пустотой. Внутри космоса пустоты нет • Космос – живое и разумное существо • Основа жизни и единства – пневма (смесь воздуха и огня) • Душа человека состоит из пневмы • Разумная душа формируется из животной души под воздействием восприятий • Этика • Высшее благо – жизнь «в согласии с природой» • Первичное стремление природы – стремление к самосохранению • Благо – добродетели, способствующие духовному развитию • Поступки: хорошие, плохие, безразличные • Главный источник пороков — аффекты • Основные добродетели – рассудительность, умеренность, справедливость, мужество

Философия Платона  Истоки философии Платона • Концепция Парменида • Философия Сократа • Идеи Пифагора Онтология,Философия Платона Истоки философии Платона • Концепция Парменида • Философия Сократа • Идеи Пифагора Онтология, гносеология и аксиология • Мир вещей и мир идей • Психологические предпосылки идеализма • Теория идей и обоснование идеализма Космология Платон (428/427 -348/347)Основные диалоги • Апология Сократа, Менон • Федон, Пир, Государство • Теэтет, Парменид, Тимей

Концепция идей • Единственный путь,  каким возникает любая вещь - это её причастность особой сущностиКонцепция идей • Единственный путь, каким возникает любая вещь — это её причастность особой сущности • Идея — вечный образец всего, что производит природа • К благу стремится любая душа и ради него все совершает • Идеи доступны лишь наиболее возвышенной части души • Душа способна вспомнить то, что прежде ей было известно. . . Ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать • Мысль бога питается разумом и чистым знанием, как и мысль всякой души, которая стремится воспринять то, что ей по добает; потому она, когда видит сущее хотя бы время от времени, любуется им, питается созерцанием истины и блаженствует, пока небесный свод, описав круг, не перенесет ее опять на то же место. В своем круговом движении она созерцает самое справедливость, созерцает рассудительность, созерцает знание, не то знание, ко торому свойственно возникновение, и не то, которое меняется в зависимости от изменений того, что мы теперь называем бытием, а то настоящее знание, что заключается в подлинном бытии

Космология  • … кос мос был создан по тождественному и неизменному [образцу],  с помощьюКосмология • … кос мос был создан по тождественному и неизменному [образцу], с помощью рассудка и разума. • … наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения. • … устроитель составил его из всего огня, из всей воды, и воздуха, и земли, не оставив за преде лами космоса ни единой их части или силы. • … тело [космоса] было сотворено гладким, повсюду равно мерным, одинаково распространенным во все стороны от центра, целостным, совершенным и составленным из совершенных тел. В его центре построявший дал место душе , откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек ею тело извне. • . . . [бог] налил в тот самый сосуд, в ко тором смешивал состав для вселенской души, остатки прежней смеси и смешал их снова примерно таким же образом … всю эту новую смесь он разделил на число душ, равное числу звезд, и распределил их по одной на каждую звезду.

 • … огонь и земля, вода и воздух суть тела, а всякое тело имеет глубину. • … огонь и земля, вода и воздух суть тела, а всякое тело имеет глубину. Между тем любая глубина по необходимости должна быть ограничена некоторыми поверхностями; притом всякая прямолинейная поверхность состоит из треугольников. Однако все вообще треугольники вос ходят к двум, из которых каждый имеет по одному прямому углу и по два острых, но при этом у одного по обе стороны от прямого угла лежат равные углы величи ной в одну и ту же долю прямого угла, ограниченные равными сторонами, а у другого — неравные углы, огра ниченные неравными сторонами. • Земле мы, конечно, припишем вид куба, ведь из всех четырех родов наиболее неподвижна и пригодна к образованию тел именно земля, а потому ей необхо димо иметь самые устойчивые основания. • Пусть же объемный образ пирамиды и будет … первоначалом … огня

Философия Аристотеля  Критика теории идей Платона Онтология ( «Метафизика» ) • Сущее и его видыФилософия Аристотеля Критика теории идей Платона Онтология ( «Метафизика» ) • Сущее и его виды (десять категорий) • Учение о материи и форме • Учение о причинности (четыре вида причин) • Возможность и действительность Физика Логика Этика Политика Аристотель (384 -322)Основные сочинения • Метафизика, Органон (Категории, Первая аналитика, Вторая аналитика, Топика), О душе • Физика • Никомахова этика • Политика

Философия Аристотеля • Метафизика - первая философия, изучающая начала и причины всего сущего  • ФормаФилософия Аристотеля • Метафизика — первая философия, изучающая начала и причины всего сущего • Форма стоит впереди материи и есть нечто, в большей мере существующее • Добродетель — это порыв к прекрасному, соединенный с рассуждением

Критика теории идей Платона • Платон мне друг, но истина дороже  • Невозможно, чтобы врозьКритика теории идей Платона • Платон мне друг, но истина дороже • Невозможно, чтобы врозь находились сущность и то, чего она сущность • Эйдосы получаются и для того, для чего, как мы полагаем, их нет. Ведь по «доказательствам от знаний» эйдосы должны были бы иметься для всего, о чём имеется знание… • Однако и здесь, [в мире чувственно воспринимаемого], и там, [в мире идей], сущность означает одно и то же. Иначе какой ещё смысл имеет утверждение, что есть что-то помимо окружающих нас вещей, – единое во многом? Если же идеи и причастные им вещи принадлежат к одному и тому же виду, то будет нечто общее им. . . Если же вид для идей и причастных им вещей не один и тот же, то у них, надо полагать, только имя общее… • Эйдосы должны были бы быть образцами не только для чувственно воспринимаемого, но и для самих себя, например род – как род для видов; так что одно и то же было бы и образцом, и уподоблением.

Метафизика. Категории • Сущность • Количество • Качество • Отношение • Место • Время • ПоложениеМетафизика. Категории • Сущность • Количество • Качество • Отношение • Место • Время • Положение • Обладание • Действие • Страдание (Отдельные) человек, лошадь Длиною в два локтя, в три локтя Белое, умеющее читать и писать Двойное, половинное, бóльшее В Ликее, на площади Вчера, в прошлом году Лежит, стоит Обут, вооружён Режет, жжёт Его режут, жгут

Метафизика. Учение о четырех причинах О причинах говорится в четырёх значениях: одной такой причиной мы считаемМетафизика. Учение о четырех причинах О причинах говорится в четырёх значениях: одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи (ведь каждое «почему» сводится в конечном счёте к определению вещи, а первое «почему» и есть причина и начало); другой причиной мы считаем материю, или субстрат; третьей – то, откуда начало движения; четвёртой – причину, противолежащую последней, а именно «то, ради чего» , или благо (ибо благо есть цель всякого возникновения и движения).

Четыре причины Материальная причина – глина. Формальная причина – вид (эйдос) Действующая причина – горшечник ЦелеваяЧетыре причины Материальная причина – глина. Формальная причина – вид (эйдос) Действующая причина – горшечник Целевая причина – назначение

Метафизика.  Возможность и действительность … Как строящее относится к способному строить, так бодрствующее относится кМетафизика. Возможность и действительность … Как строящее относится к способному строить, так бодрствующее относится к спящему и видящее к закрывающему глаза, но обладающему зрением, выделенное из материи к этой материи, обработанное к необработанному. И в этом различии одна сторона пусть означает действительность, другая – возможное.

есть. Логика. Учение о силлогизмах S PСледовательно,  средний термин P SM M Б óльший терминесть. Логика. Учение о силлогизмах S PСледовательно, средний термин P SM M Б óльший термин (предикат вывода)Мен ьший термин (субъект вывода) Средний термин. Бóльшая посылка Мен ьшая посылка

Правила силлогизма Правила терминов и правила посылок  Правила терминов:  • В силлогизме имеется триПравила силлогизма Правила терминов и правила посылок Правила терминов: • В силлогизме имеется три термина – не больше и не меньше. • Термины, не распределённые в посылках, не могут быть распределены в выводе. • Средний термин должен быть распределён хотя бы в одной из посылок. Правила посылок: • Из двух частных посылок нельзя получить никакого вывода. • Если одна из посылок – частное суждение, то и вывод (если он вообще возможен) может быть только частным. • Из двух отрицательных посылок нельзя получить никакого вывода. • Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и вывод должен быть отрицательным.

есть. Силлогизм.  Первая фигура S PСледовательно,  средний термин. Если три термина так относятся междуесть. Силлогизм. Первая фигура S PСледовательно, средний термин. Если три термина так относятся между собой, что последний термин целиком содержится в среднем, а средний целиком содержится в первом или вовсе не содержится в нём, то для этих крайних терминов необходимо имеется совершенный силлогизм. M P S M Аристотель. Первая аналитика Крайние термины занимают в посылках те же позиции, что и в выводе.

есть. Правила первой фигуры • Меньшая посылка должна быть суждением утвердительным.  • Большая посылка должнаесть. Правила первой фигуры • Меньшая посылка должна быть суждением утвердительным. • Большая посылка должна быть суждением общим. • BARBARA • CELARENT • DARII • FERIO S PСледовательно, средний термин M P S M

MМодусы первой фигуры PM S P PM M S S BARBARA CELARENT DARII FERIO S PMМодусы первой фигуры PM S P PM M S S BARBARA CELARENT DARII FERIO S P

Физика • Невозможно, чтобы движение возникло или уничтожилось • … движение есть действительность, действующая в возможности,Физика • Невозможно, чтобы движение возникло или уничтожилось • … движение есть действительность, действующая в возможности, поскольку [последнее] таково; например, [действительность] могущего качественно изменяться, поскольку оно способно к такому изменению, есть ка чественное изменение; [действительность] способного к росту и к противолежащему — убыли (ибо общего имени для того и другого нет) есть рост и убыль; [действительность] способного возникать и уничто жаться — возникновение и уничтожение, способного перемещаться —перемещение • Так как все движущееся необходимо должно приводиться в движение чем-нибудь, а именно если нечто перемещается под действием другого движущегося и это движущее в свою очередь приводится в движение другим движущимся, а оно другим и так далее, то необходимо [признать] существование первого движущего и не идти в бесконечность.

 • …. возможно [движение] бесконечное, единое и непрерывное и что это есть [движение] по кругу. • …. возможно [движение] бесконечное, единое и непрерывное и что это есть [движение] по кругу. Ведь все перемещающееся движется или по кругу, или по прямой, или по смешанной [линии], так что если одно из первых двух движений не непрерывно, то не будет непрерывным и движение, составленное из них обоих. Что [тело], перемещающееся по прямой, и притом ограниченной, не может двигаться непрерывно — это очевидно, ибо оно поворачивает назад, а возвращающееся по прямой назад движется противоположным движением. • А круговое движение первичнее прямолинейного, поскольку оно проще и более совершенно. • … первый двигатель, и притом неподвижный, не может иметь величины, ибо, если он имеет величину, ему необходимо быть или конечным, или бесконечным. • А первый двигатель движет вечным движением в течение беско нечного времени. Таким образом, ясно, что он неделим, не имеет ни частей, ни какой-либо величины».