Скачать презентацию Восприятие движения ФКП 1 -1 Куликова Александра Патракова Скачать презентацию Восприятие движения ФКП 1 -1 Куликова Александра Патракова

Восприятие движения.ppt

  • Количество слайдов: 13

Восприятие движения ФКП 1 -1 Куликова Александра, Патракова Марина, Долганова Влада, Зелянина Алевтина, Меджидов Восприятие движения ФКП 1 -1 Куликова Александра, Патракова Марина, Долганова Влада, Зелянина Алевтина, Меджидов Рустам, Елизавета Попова.

n n Восприятие движения осуществляется благодаря очень сложному механизму, природа которого еще не вполне n n Восприятие движения осуществляется благодаря очень сложному механизму, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд.

n n n При этом происходят два явления: Во-первых, смещение объекта по отношению к n n n При этом происходят два явления: Во-первых, смещение объекта по отношению к положению нашего тела указывает нам на его передвижение в пространстве. Во-вторых, мозг фиксирует движение глаз, следящих за предметом.

Опыт Эрнста Маха n Эрнст Мах обездвижил глаза испытуемых с помощью специальной замазки, не Опыт Эрнста Маха n Эрнст Мах обездвижил глаза испытуемых с помощью специальной замазки, не позволяющей поворачивать глаза. Однако у испытуемого возникало ощущение движения предметов (иллюзия перемещения предметов) каждый раз, когда он пытался повернуть глаза. Следовательно, в мозгу фиксировалось не движение глаз, а попытка двигать глазами, т. е. для восприятия движения важна не афферентная информация о движениях глаз (сигнал о перемещении глаз), а копия эфферентной информации (команды на перемещение глаз).

Принцип стробоскопического эффекта n . В то же время впечатление движения может возникнуть при Принцип стробоскопического эффекта n . В то же время впечатление движения может возникнуть при отсутствии его в реальности, например если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих фазы движения объекта. Это так называемый стробоскопический эффект, для возникновения которого отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга определенными промежутками времени. Пауза между смежными раздражителями должна быть не менее 0, 06 с. В том случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются; в том случае, когда пауза очень велика (например, 1 с), изображения осознаются как раздельные; максимальная пауза, при которой имеет место стробоскопический эффект, равна 0, 45 с. Следует отметить, что на стробоскопическом эффекте построено восприятие движения в кинематографе.

n В восприятии движения значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Механизм n В восприятии движения значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Механизм использования косвенных признаков состоит в том, что при обнаружении неких признаков движения осуществляется их интеллектуальная обработка и выносится суждение том, что предмет движется. Однако нельзя все же толковать восприятие движения как лежащий за пределами собственно восприятия интеллектуальный процесс: впечатление движения может возникнуть и тогда, когда мы знаем, что движения на самом деле нет.

2 группы теорий восприятия движения: n Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, 2 группы теорий восприятия движения: n Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).

Вторая группа теорий восприятия движения n восприятие движения имеет специфическое качество, несводимое к элементарным Вторая группа теорий восприятия движения n восприятие движения имеет специфическое качество, несводимое к элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что подобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, а качественно отличным от них целым, так и восприятие движения несводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. (Макс Вертгеймер)

n Восприятие движения является, по Вертгеймеру, специфическим переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов. n Восприятие движения является, по Вертгеймеру, специфическим переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов. Если имеются два последовательных восприятия объекта в различных положениях, то переживание движения не складывается из этих двух ощущений, а соединяет их, находясь между ними. Это переживание движения Вертгеймер называет фи-феном.

n n n С позиций гештальтпсихологии движущимися воспринимаются те объекты, которые явно локализуются на n n n С позиций гештальтпсихологии движущимися воспринимаются те объекты, которые явно локализуются на некотором другом объекте; двигается фигура, а не фон, на котором фигура воспринимается. из двух предметов обычно движущимся кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения.

n Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе n Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе всего прошлого опыта человека.

n Значение осмысливания ситуации на основании прошлого опыта отчетливо выступает в опытах В. Кролика, n Значение осмысливания ситуации на основании прошлого опыта отчетливо выступает в опытах В. Кролика, который в своих экспериментах предъявлял испытуемым изображения предметов, взятых из повседневной жизни (улица, автомобиль и т. д. ). При этом он при помощи проекционного фонаря создавал на экране движение тех предметов, которые обычно неподвижны (например, дома).

n Испытуемые на основе прошлого опыта воспринимали движение не объективно движущихся изображений, а объективно n Испытуемые на основе прошлого опыта воспринимали движение не объективно движущихся изображений, а объективно в данном опыте неподвижных изображений предметов, которые обычно движутся (автомобиль). При этом не имела значения ни величина предметов, ни направленность внимания испытуемых на движущийся или неподвижный объект: вопрос решался лишь фактом осмысливания изображенной ситуации.