Скачать презентацию Воспитание школа и педагогическая мысль Древней Руси с Скачать презентацию Воспитание школа и педагогическая мысль Древней Руси с

Тема 3. Воспитание в Древней Руси до 17 в.ppt

  • Количество слайдов: 52

Воспитание, школа и педагогическая мысль Древней Руси (с древнейших времен до XYII в. ) Воспитание, школа и педагогическая мысль Древней Руси (с древнейших времен до XYII в. ) 1. 2. 3. Воспитание и обучение у древних славян (6 -9 вв. ) Воспитание и обучение в Киевской Руси (10 -13 вв. ) Воспитание и обучение на Руси в 14 – 16 веках

На Руси сформировалась специфическая воспитательнообразовательная культура, принципиально отличавшаяся от западноевропейской p p p p На Руси сформировалась специфическая воспитательнообразовательная культура, принципиально отличавшаяся от западноевропейской p p p p В сочинениях Прокопия Кесарийского (6 век) и других источниках отмечались типичные для славян и антов черты: Обостренное чувство общности и справедливости; Устойчивая вера в существование верховного существа; Вера в магию; Добронравие; Воинская обученность; Свободолюбие; Мужественность; Физическая развитость и закаленность.

Традиции первобытного воспитания p p p Воспитание носило общественный характер: дух взаимопомощи, коллективизма, подчинение Традиции первобытного воспитания p p p Воспитание носило общественный характер: дух взаимопомощи, коллективизма, подчинение личных интересов интересам общины Община –коллективный воспитатель Половые различия в воспитании Включение детей в различные виды деятельности с раннего возраста Инициации

Характерные особенности воспитания и обучения детей у древних славян (6 -9 вв. ) p Характерные особенности воспитания и обучения детей у древних славян (6 -9 вв. ) p p Ø Ø Зарождение имущественного неравенства Дробление общин на семьи Воспитание из всеобщего, равного, контролируемого общиной превращается в семейно-сословное 4 социальных слоя: Общинники-земледельцы Ремесленники Племенная знать Языческое жречество p p Цель воспитания – образ идеального героя для каждой соц. группы Образ вождя-воина – Волхв Всеславьевич и др. былинные герои Образец для общинников – Иван крестьянский сын, Никита Кожемяка Идеал жречества – мудрый старец, владеющий магией, умеющий превращаться в зверей и др.

Языческое мировоззрение древних славян p Воспитание осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян. Языческое мировоззрение древних славян p Воспитание осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян. p Вся жизнь древнего славянина была органично связана с добрыми и злыми силами природы. Помимо богов (Сварог – бог Вселенной, Даждьбог, Ярила, Перун и т. д. ), были и другие сверхъестественные существа. Многие из них связывались с представлениями славян о загробном царстве: злыми духами потустороннего мира были упыри, а добрыми – берегини. В лесу обитал леший, а в поле и у воды обитали русалки. Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего пращура – чура или щура.

Языческое мировоззрение древних славян p Славянское язычество развивалось по разным направлениям: одни племена верили Языческое мировоззрение древних славян p Славянское язычество развивалось по разным направлениям: одни племена верили в силы природы и космоса, другие в души умерших предков и духов, третьи – в тотемных животных пращуров. Основой образования детей являлись идеальные языческие образы богов, духов, героев. Многочисленные языческие божества заполняли окружающий мир ребенка, предлагая образцы действий, отношений, правил поведения p Под влиянием языческого мироощущения формировались и обряды - коляды, масленица, свадьбы, праздники года и т. д. Они же сказывались и на воспитании.

Фольклорные формы передачи социального опыта p p Педагогический опыт в древности закреплялся в обрядах, Фольклорные формы передачи социального опыта p p Педагогический опыт в древности закреплялся в обрядах, ритуалах, традициях, а так же в мифах и народном творчестве. Народные методы обучения основывались на устной передаче детям традиционных представлений о мире, природе, космосе, человеке с помощью системы, приспособленной для лучшего запоминания: колыбельные песни, сказки, загадки, скороговорки, обрядовые песни, то есть в фольклорной форме. Языческая система обучения построена на органичном вплетении мифологии в повседневную жизнь и деятельность человека. Мифические персонажи и их действия являются своеобразным учебником, по которому развивается ребенок, проходя соответствующие этапы взросления

Семейное воспитание детей крестьянземледельцев в соседских общинах p p p p От рождения до Семейное воспитание детей крестьянземледельцев в соседских общинах p p p p От рождения до 3 -4 лет ребенок находился на попечении матери. В последствии на Руси человека, достигшего полной зрелости, стали называть словом «матерый» , т. е. воспитанный матерью. К 3 -4 годам ребенок начинал выполнять посильную работу, воспитание в практике повседневной жизни С 7 лет – мальчики переходили в возрастную группу отроков и помогали отцам в выполнении мужской работы В обиходной речи появились слова, обозначавшие разные возрастные группы: «ДИТЯ» , Т. Е. ГРУДНОЙ РЕБЕНОК; «МОЛОДОЙ» – ДО 3 -6 ЛЕТ, ВОСПИТЫВАЕМЫЙ МАТЕРЬЮ; «ЧАДО» – ДО 7 -12 ЛЕТ, НАЧАВШИЙ ОБУЧАТЬСЯ, «ОТРОК» – ПОДРОСТОК 12 -15 ЛЕТ, ПРОХОДИВШИЙ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСТВО ПЕРЕД ПОСВЯЩЕНИЕМ ВО ВЗРОСЛЫЕ ЧЛЕНЫ ОБЩИНЫ.

Воспитание дружинников p p p Уровень экономического развития уже в 6 в. позволял «не Воспитание дружинников p p p Уровень экономического развития уже в 6 в. позволял «не только прокормить, но и снарядить в дальний поход вождя и его дружину» . В 7 веке дружинники как социальная группа жили в специальных укрепленных лагерях Пополнение дружинников за счет детей самих дружинников: с 12 лет жили в специальных домах – гридницах и проходили военную подготовку

Киевский период (10 -13 века) занял особое место в истории восточных славян p p Киевский период (10 -13 века) занял особое место в истории восточных славян p p p В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение. Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего от православия, которое с 988 года стало официальной религией. Педагогическая мысль и школа древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом (азбука – кириллица).

 «Школы учения книжного» Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославовиче в «Школы учения книжного» Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославовиче в Киеве в 988 году p Школа рассматривалась как опасное новшество, способное разрушить вековые устои p Матери по отданным в школу детям плакали «аки по мертвеци» В 9 -10 в. в. не могло сложиться стройной школьной системы 1. Киевская Русь возникла на 5 веков позже варварских королевств и не испытала влияния римской цивилизации 2. Ученики школ имели ограниченную сферу применения p Заботы о распространении христианства и устройстве школ первоначально взяло на себя государство p С упрочением древнерусской церковной организации образование полностью перешло в ее руки p

Школы учения книжного p p p Первое официальное свидетельство о начале систематического обучения в Школы учения книжного p p p Первое официальное свидетельство о начале систематического обучения в Киеве содержится в «Повести временных лет» под 988 г. «И нача ставити по градам церкви и попы, и люди на крещенье приводити по всем градам и селам, послав нача поимати у нарочитое чади (знати) дети и даяти нача на ученье книжное» Образование насаждалось сверху: детей бояр, повелением князя забирали у родителей и отдавали на учение книжное учителям (грекам, боярам и тем русичам, которые овладели премудростью книжною) p При Владимире делались попытки открыть частные школы по типу византийских

Содержание учения книжного p p p Грамматика по сочинениям Иоанна Дамаскина – 8 в. Содержание учения книжного p p p Грамматика по сочинениям Иоанна Дамаскина – 8 в. : учение о 8 частях речи; о грамматических категориях; поэтической образности языка Изучение и толкование текстов священного писания: евангелия, псалтыри и библейские книги Знакомство с текстами античных авторов: Гомера, Платона, Аристотеля Схедография – словарно-грамматические упражнения, шарады Диалектика Риторика: искусство красиво говорить и писать (Слова Иоанна Златоуста вошли в сборники «Златоструй» , «Измарагд» , «Златоуст» )

Ярослав Мудрый (978 -1054) p p В 1030 г. учреждает школу в Новгороде «собра Ярослав Мудрый (978 -1054) p p В 1030 г. учреждает школу в Новгороде «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам» Старосты кончанские и уличанские (административно Новгород делился на концы – районы и улицы)

Ярослав Мудрый (978 -1054) p p Создана первая библиотека при Киевском Софийском соборе Единственное Ярослав Мудрый (978 -1054) p p Создана первая библиотека при Киевском Софийском соборе Единственное историческое упоминание о библиотеке князя относится к 1037 году и содержится в «Повести временных лет» : «Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам» Ярослав «собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык»

Библиотека Ярослава Мудрого Библиотека Ярослава Мудрого

Роль монастырей p p p Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, Роль монастырей p p p Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. Собрание и переписывание книг Обучение грамоте горожан Киево-Печерский монастырь - один из первых по времени основания монастырей в Киевской Руси.

Мастера грамоты p Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты занимались с детьми всех Мастера грамоты p Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Они обучали чтению, письму и счету подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии. Использовались особые дощечки на которых была вырезана азбука. Сначала учили писать и произносить буквы, потом читать молитвы по псалтырю. В качестве писчего материала использовали бересту.

Берестяные грамоты p p p Из изданных берестяных грамот учебные составляют 3 % На Берестяные грамоты p p p Из изданных берестяных грамот учебные составляют 3 % На протяжении 10 -11 в. письменность проникла во все слои населения Руси, которая не уступала по уровню образованности Центральной и Западной Европе. О повсеместном распространении грамотности свидетельствуют найденные в различных городах и датируемые 11 в. около 700 берестяных грамот.

Педагогические идеи p p p Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Педагогические идеи p p p Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси. Идеалы и программа воспитания черпались из «житий святых» , поучений и проповедей, жанр и стилистика которых были заимствованы у византийцев. Древнерусское учебное средство – поучения, то есть наказы и заветы именитых людей своим детям и внукам. В качестве образца поучений можно указать «Изборник Святослава» (1076 год), материал которого взят из ряда религиозных источников ( «Притчи Соломона» и др. ).

Изборник Святослава (1073) Изборник Святослава (1073)

Педагогическая литература Во многих списках были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344 -407). Выдержки Педагогическая литература Во многих списках были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344 -407). Выдержки и пересказ этих поучений послужили основой для многих сборников, имевших педагогическую направленность: «Златоусты» , «Пчелы» , «Измарагды» . p Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским. p

Поучение князя Владимира Мономаха детям (1096) Сначала князь Смоленский и Черниговский, затем с 1111 Поучение князя Владимира Мономаха детям (1096) Сначала князь Смоленский и Черниговский, затем с 1111 г. – великий князь Киевский, стремился объединить под своей властью мелких князей для борьбы против половцев. Владимир Всеволодович Мономах(1053 -1125)

Поучение князя Владимира Мономаха детям (1096) Главный способ воспитания – подражание детей отцу. Это Поучение князя Владимира Мономаха детям (1096) Главный способ воспитания – подражание детей отцу. Это поучение не только исторический, но прежде всего педагогический документ. Князь Владимир Мономах неоднократно повторяет совет не отлынивать от работы, делать добро, взывает к учению. Достойным подражания называет тех, кто овладел учением книжным и приводит в пример своего отца, князя Всеволода, изучившего пять языков.

Владимир Всеволодович Мономах(1053 -1125) Владимир Всеволодович Мономах(1053 -1125)

Поучение князя Владимира Мономаха детям (1096) p p «Седя на санех, помыслих в душе Поучение князя Владимира Мономаха детям (1096) p p «Седя на санех, помыслих в душе своей и похвалих бога, иже мя сих днев грешнаго допровади. Да дети моя или ин кто, слышав сию грамотицю, не посмейтеся, но кому же любо детий моих, а приметь е в сердъце свое и не ленитися начнеть, такоже и тружатися» . Обстоятельства написания поучения не вполне ясны: «седя на санех» – одни толкуют как указание на то, что оно написано в дороге (Любечский съезд князей – 1097 г. ); другие – как обычное завещание, выражение обычая класть умирающего в сани «для отправления в длинную дорогу» .

Поучение князя Владимира Мономаха детям (1096) p p «Первое, бога деля и душа своея, Поучение князя Владимира Мономаха детям (1096) p p «Первое, бога деля и душа своея, страх имейте божий в сердци своемъ и милостыню творя неоскудну; то бо есть начаток всякому добру» . «Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите и придавайте сироте, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте сильным погубити человека» . «Ни права, ни крива не убивайте, не повелевайте убити его…» «Старыя чти яко отца, а молодыя яко братью» .

Поучение князя Владимира Мономаха детям (1096) p p p «Паче всего гордости не имейте Поучение князя Владимира Мономаха детям (1096) p p p «Паче всего гордости не имейте в сердци и в уме, но рцем: смертни есмы, днесь живи, а заутра в гроб…» «В дому своем не ленитеся; но все видите…» «На войну вышед, не ленитеся, не зрите на воеводы; ни питью, ни еденью не лагодите, ни спанью; и сторожа сами наряживайте, и ночь, отовсюду нарядивше, около вой (воинов) тоже лязите, а рано встанете, а оружья не снимайте с себе, вборзе не разглядавше (второпях, неосмотрительно), ленощами (по небрежности) внезапу бо человек погыбает» .

Поучение князя Владимира Мономаха детям (1096) «Лжа блюдитися и пьянства и блуда, в том Поучение князя Владимира Мономаха детям (1096) «Лжа блюдитися и пьянства и блуда, в том бо душа погыбаеть и тело» . p «…напойте, накормите унеина (убогого странника); и более же чтите гость, откуда же к вам придет, или прост или добр, или сол (посол), аще не можете даром – брашном и питьем» . p

Методы и средства воспитания Киевской Руси p p Методы воспитания Метод убеждения, который апеллировал Методы и средства воспитания Киевской Руси p p Методы воспитания Метод убеждения, который апеллировал не к разуму, а к чувствам. Он был призван содействовать формированию нравственного сознания человека, взглядов, понятий, установок поведения. Восточнославянские просветители 10 -13 веков считали своей первейшей обязанностью разъяснение людям сущности моральных требований. Метод положительного примера. Создание ситуаций, когда человек должен сделать моральный выбор. Средства воспитания аскетический подвиг, милостыня, труд, покаяние, самопознание.

Покаяние как средство воспитания p p p Одним из основных средств нравственного воспитания восточнославянские Покаяние как средство воспитания p p p Одним из основных средств нравственного воспитания восточнославянские просветители 10 -13 веков считали покаяние. Владимир Мономах называл покаяние в числе «трех добрых дел» , посредством которых человек реализует свое нравственное начало и обретает спасение. Кирилл Туровский рассматривает покаяние как основу духовно-нравственного совершенствования личности. Индивид осознает греховность собственного поведения, анализирует причины, толкнувшие его на дурное, искренне переживает и раскаивается о содеянном. Покаяние предстает как многолетний опыт очищения личности.

Милостыня как средство воспитания В педагогическом наследии Древней Руси большой воспитательной силой наделялась милостыня. Милостыня как средство воспитания В педагогическом наследии Древней Руси большой воспитательной силой наделялась милостыня. p Оценка милостыни как средства нравственного воспитания содержится в «Изборнике 1076 года» : «Огонь поможет воду угасить, а милостыня очистит грехи» . p

Воспитание и обучение на Руси в 14 – 16 веках p p p На Воспитание и обучение на Руси в 14 – 16 веках p p p На Руси государственно – экономическое развитие не оказывало существенного влияния на систему образования, не требовало введения школьного обучения. Подготовка ребенка к взрослой жизни осуществлялась вне школы. Основу такой подготовки составляло овладение трудовыми навыками. Поэтому в каждом сословии продолжали существовать свои традиции профессионального образования. Чаще всего ремесло передавалось от отца к сыну, но иногда детей отдавали на выучку к мастеру – профессионалу, который принадлежал к тому же сословию. Обучение грамоте, чтению и счету могло происходить в семье грамотного родственника либо на дому у «мастера грамоты» .

Воспитание и обучение на Руси в 14 – 16 веках p p p Воспитание Воспитание и обучение на Руси в 14 – 16 веках p p p Воспитание русского человека осуществлялось прежде всего в семье и при общении с наставниками (приходскими священниками, книжниками-монахами). Литературные памятники рисуют идеальный образ такого учителя – наставника. Например, Сергий Радонежский и Стефан Пермский, в сочинениях древнерусского писателя Епифания Премудрого (первая половина 15 века). Так, основатель и игумен Троице – Сергиева монастыря Сергий Радонежский (ок. 1321 – 1391) предстает как «учителям учитель, добрый пастырь, праведный учитель, неподкупный наставник» .

Воспитание и обучение на Руси в 14 – 16 веках p p За религиозное Воспитание и обучение на Руси в 14 – 16 веках p p За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догматам христианского вероучения, воспитания уважения к церковным и светским властям. В приходе при храме создавались богадельня и школа, которые содержались на средства прихода. При жилье священника или одного из причетников отводилась особая изба или клеть, где бы «ребятам грамоте учиться» . Учителем был причетник. «Мастера грамоты» – вольные учителя, которые кормились тем, что учили ребят: отставные подъячие, причетники без места, просто грамотные люди. Могли учить как у себя дома, так и ходить по дворам, нанимались в домашние учителя и учили тех, кто их нанял.

Обучение на Руси в 14 -16 вв. p p p Начинали учить, когда ребенку Обучение на Руси в 14 -16 вв. p p p Начинали учить, когда ребенку исполнялось семь лет. Звали отца духовного, служили молебен покровителю наук пророку Науму и тому святому, в честь которого назван мальчик. Ребенка кропили святой водой, духовник благословлял его и говорил поучение. Затем благословляли отец и мать. Затем отец, двое или трое, призванных отцом ближайших родственников, сам мальчик шли к «мастеру» . Договаривались, чему он должен учить мальчика и какую плату получить за науку, сговорившись обо всем мальчик поступал в распоряжение учителя. Сделав три поклона перед образом и поклонившись в ноги учителю, новый ученик получал букварь, вынимал из-за пазухи нарядную указку, подаренную матерью, садился на указанное место и начинал трудное дело «книжного научения» .

Обучение на Руси в 14 -16 вв. p p p p «Старинная грамота являлась Обучение на Руси в 14 -16 вв. p p p p «Старинная грамота являлась детям не снисходительной и любящей няней, как теперь, в возможной простоте и доступности, с полным вниманием к детским силам, а являлась она сухим и суровым дидаскалом, с книгой и указкой в одной руке и с розгой – в другой» . В 14 -16 веке буквари и книги были рукописные, многие зарабатывали себе на жизнь тем, что писали буквари. В 17 веке буквари были печатные, например, московский Печатный двор в 1647 -1651 гг. напечатал 9600 букварей. По рукописным книгам научиться читать было очень сложно: Могли быть написаны разным почерком; Часто без соблюдения знаков препинания; Без отделения одного предложения от другого; Слова могли быть написаны слитно.

Обучение чтению p p Выучив назубок азбуку с ее сложными названиями букв: аз, буки, Обучение чтению p p Выучив назубок азбуку с ее сложными названиями букв: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете и т. д. , ученик приступал к слогам (первоначально из двух букв): буки-аз – ба; буки-есть – бе, буки-иже – би; веди -аз – ва…; Затем из трех букв: буки-рцы-аз – бра; глаголь-веди-аз – гва. Слоги или склады читались вслух, хором и гомон в школе стоял такой, что в соседних домах было слышно как учатся школяры. Научившись складывать из слогов слова, прочтя первые фразы молитвенного содержания, написанные в азбуке, ученик со страхом и благоговением приступал к чтению «часослова» – церковная книга, содержащая основные церковные молитвословия.

Обучение чтению p p Начало чтения часослова служило как бы переходом в следующий класс Обучение чтению p p Начало чтения часослова служило как бы переходом в следующий класс и сопровождалось особым торжеством. Накануне дома служили молебен. Утром, перед отходом в школу, ученику вручался горшок каши и гривна – это он должен был передать учителю. Часослов брался назубок, как и букварь, затем наступало время псалтыря, деяний апостольских, евангелия (в редких случаях). Еще учебной книгой выступал «азбуковник» (помимо алфавита и складов, содержался ряд сведений).

Обучение письму p p Когда ученик приступал к чтению часослова, его начинали обучать письму. Обучение письму p p Когда ученик приступал к чтению часослова, его начинали обучать письму. Бумага стоила дорого, писали гусиными перьями, которые нужно было научиться затачивать особым ножиком. Плохо заточенное перо спотыкалось и брызгало по шероховатой бумаге. Перед учившимися писать всегда лежала «пропись» или «надписи» . Розга и «ремень плетной» были первым подспорьем учителя. В азбуковниках встречаются стихотворные похвалы розге, например: Розга родителем послушны дети творит, Розга божественного писания учит. Розга, аще биет, но не ломит кости, А детище отставляет от всякия злости.

Школы мастеров грамоты Целуйте розгу, бич и жезл лобзайте: Та суть безвинна, тех не Школы мастеров грамоты Целуйте розгу, бич и жезл лобзайте: Та суть безвинна, тех не проклинайте!

Распорядок дня школьника p p p Школьный день начинался в 7. 00 Войдя в Распорядок дня школьника p p p Школьный день начинался в 7. 00 Войдя в школу ученик крестился на образа, отвешивал поклон учителю, три поклона перед образом. Принимался повторять «зады» , т. е. пройденное вчера. Уроков на дом не задавали. Прочитав «зады» несколько раз, ученик принимался читать и перечитывать новый урок. Учитель следил за чтением, прерывал, заставлял повторять, чтобы ученик читал без запинки, ровным голосом, слегка нараспев. В 12. 00 наступал перерыв для обеда. Ученики шумной толпой торопились домой обедать. После обеда спали. К 14. 00 все снова были в школе. Сидели все за столом, на местах указанных учителем: старшие занимали места получше, ближе к учителю (он сидел в красном углу под образами), младшие – ближе к дверям. Кроме того, места занимали по своим успехам (их часто пересаживали)

Распорядок дня школьника p p p Учитель вызывал учеников по очереди. Каждый вызванный, выходил Распорядок дня школьника p p p Учитель вызывал учеников по очереди. Каждый вызванный, выходил из-за стола, кланялся учителю в ноги и начинал сказывать свой урок. Если учитель бывал недоволен учеником, то велел сказывать урок на коленях, в виду спасительной лозы. Выучив урок ученик молился перед образом, произнося специальную молитву: «Господи Иисусе христе, боже наш, содетелю всея твари, вразуми мя и научи книжного писания, и сим увем хотения твоя, яко да славлю тя во веки веков. Аминь!» . Сделав три поклона перед образом начинал новый стих урока. Как только зазвонят к вечерне (ок. 16. 00) школьный день заканчивался. Начиналась уборка школы, за которой следил староста. В школах при церквях были общежития для сирот, в обязанности старосты входил надзор за ними.

Наставление из азбуковника p «Егда учитель отпустить вас, то со всяким смирением до дому Наставление из азбуковника p «Егда учитель отпустить вас, то со всяким смирением до дому своего идите: шуток и кощунств, пхания же друга и биения, и резваго бегания, и коменновержения, и всяких ненадобных детских глумлений да не водворится в вас… Если минуете святую церковь, и узрит кто образ христов, не мини, еже не помолиться…»

Школы мастеров грамоты p p p По воскресным дням ученики после обедни приходили в Школы мастеров грамоты p p p По воскресным дням ученики после обедни приходили в школу и «здравствовали» учителя. Учитель объяснял в честь какого святого или священного события праздник. Ученики приносили подношения, чаще съестными припасами. Если эти подношения оскудевали, учитель писал письмо родителям. Школы большими не были, от 5 -6 до 20 -30 учеников. Время обучения грамоте не было продолжительным, самые способные завершали года за два, менее способные за три – четыре года.

Школы мастеров грамоты p p p Цель школы – научить читать и писать божественные Школы мастеров грамоты p p p Цель школы – научить читать и писать божественные книги. Воспитание – дело не мастера и школы, а семьи. В пер. пол. 16 в. складывается содержание образования, объединенное в единый свод (главное внимание уделялось усвоению житейских правил, а не научных знаний): Строение душевное - учение о спасении души. Строение мирское - наука о гражданском общежитии. Строение домовое - усвоение правил ведения домашнего хозяйства.

Воспитание и обучение на Руси в 14 – 16 веках p p p Самым Воспитание и обучение на Руси в 14 – 16 веках p p p Самым образованным сословием было духовенство. В монастыре можно было получить широкое по тем временам образование. Конечно акцент делался не столько на усвоение суммы знаний, сколько на нравственно – религиозном воспитании, духовном самосовершенствовании. По принятым и сохранившимся на Руси византийским правилам монахи были обязаны часть времени, свободного от церковной службы, уделять чтению и переписке книг. Среди монастырей того времени выдающимися образовательными и книгописными центрами были Чудов, Троице – Сергиев, Кирилло – Белозерский и некоторые другие монастыри, поддерживающие и развивающие книжные традиции.

Воспитание и обучение в московский период 14 -16 вв. p В конце 16 века Воспитание и обучение в московский период 14 -16 вв. p В конце 16 века появились первые печатные учебники – азбуки. Основоположником российского книгопечатания считается Иван Федоров (ок. 15101583). В 1574 году во Львове и в 1580 -1581 годах в Остроге он издал знаменитые буквари, впитавшие опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков. В послесловии к «Букварю» (1574) Иван Федоров изложил некоторые методические требования к использованию этих изданий. Само название послесловия – «Обращение к детям и родителям» – говорит о том, что букварем могли пользоваться и дети, и родители, а обучение грамоте рассматривалось как дело семейное.

Иван Федоров p Апостол (г. Львов, 1574 г. ) Иван Федоров p Апостол (г. Львов, 1574 г. )

 «Апостол» Ивана Федорова «Апостол» Ивана Федорова

 «Домострой» - памятник педагогической мысли (нач. 16 в. ) p p Дошли две «Домострой» - памятник педагогической мысли (нач. 16 в. ) p p Дошли две редакции этого памятника: более ранняя и полная – новгородская и более поздняя и сокращенная – московская. Во второй редакции приложено «Послание и наказание от отца (Сильвестра) к сыну (Анфиму), автором второй редакции «Домостроя» был священник московского Благовещенского собора Сильвестр, советник Ивана Грозного в его молодые годы (умер ок. 1566 г. ). Состоит из 27 глав.

 «Домострой» p p Состоит из 3 частей: В первой содержатся назидания относительно религиозной «Домострой» p p Состоит из 3 частей: В первой содержатся назидания относительно религиозной жизни. Задача нравственно-религиозного воспитания должна быть главной для родителей. Перечислены запреты, которые должны соблюдать дети и взрослые: «не красть, не распутничать, не лгать, не клеветать, не бражничать, не насмехаться, не помнить зла» . Основным способом воспитания назывались суровая дисциплина и систематические физические наказания. Вторая часть, посвященная семейным отношениям, включает специальные наставления о необходимости обучения детей тому, что нужно в домашнем обиходе, и только затем обучение грамоте и книжным наукам. Третья часть посвящена устройству дома и содержит хозяйственные рекомендации.