Византия и Иго САМОБЫТНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ТРУДАХ
2,4vii.pptx
- Размер: 779.1 Кб
- Автор:
- Количество слайдов: 13
Описание презентации Византия и Иго САМОБЫТНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ТРУДАХ по слайдам
Византия и Иго САМОБЫТНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ТРУДАХ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫХ АВТОРОВ
Россию ХХ века продолжают роднить с Византией две характерные черты. Первая — это убежденность в том, что она всегда права, а Вторая — это институты тоталитарной государственности. Тойнби подчеркивал, что византийский дух все еще жив в душе России и что структуры византийской государственности, лежащие под спудом, могут в любой момент всплыть из-под наслоений импортированных западных режимов. По его словам, это более, чем реально, поскольку они уже дважды всплывали. В XVIII — XIX вв. они приняли вид просвещенной автократии Петра Великого и его наследников, а в ХХ в. — вид коммунистического режима.
Византизм есть прежде всего особого рода образованность или культура, имеющая свои отличительные признаки, свои общие, ясные , резкие, понятные начала и свои определенные в истории последствия… Отвлеченная идея византизма… слагается из нескольких частных идей — религиозных, государственных, нравственных, философских и художественных… Византизм в государстве значит самодержавие. Но главными элементами византизма являются православное христианство , несущее специфический мировоззренческий смысл, и государственность , во многом утверждающая свою аутентичность посредством христианского мировидения.
Особенности православия и ментальности — — Развитие идей коллективизма и общины Преобладание общественных интересов над частными Закрепление в умах идей самопожертвования Стимулирует стремление к совершенствованию души , приближению к христианским идеалам Ориентировала человека на духовное преображение Стимулирует стремление к совершенствованию души К поиску высших ценностей, идеала, справедливости и равенства
Соборность понимается евразийцами, как особая форма социальной общности, при которой определенная социальная целостность представляет собой единство социальных личностей Они характеризуются наличием у них соборного сознания и соборной волей – специфическим взаимодействием входящих в него социальных личностей.
Основные принципы этого взаимодействия общие цели и способы их достижения солидарность и служение ближнему приоритетность соборного целого белее высокого порядка жертвенность
Византийское влияние проявляется в: Формировании самодержавия Отсутствии раскола между церковной и светской властью Сверхцентрализации власти Формировании особой системы власти
Говоря о влияний Ига, можно выделить 2 точки зрения: • Трубецкой говорил, что «свержение татарского ига» свелось к замене татарского хана православным царем и к перенесению ханской ставки в Москву. Происхождение служивой знати и государственной терминологии говорит о татарских корнях в появлении и развитии важных государственных организаций 1 -ая • Не исключали влияние Ига, но не выделяли о его особой роли • Главным аргументом является то «народ с пастушеской кочевой культурой, не вышедший из родового быта. не мог оказать большого влияния на народ земледельческий с развитой городской жизнью и культурой» — Рязанов 2 -ая
Достаточно интересную и взвешенную концепцию монгольского влияния на российскую государственность предложили А. Ахиезер, И. Клямкин И. Яковенко По их мнению, новая Русь формировалась на пресечении ордынской и византийской традиций, в результате их синтеза
Последствия нашествия монголо-татар на Русь В 11 в. Русь достигла своего расцвета и стояла на одной ступени с европейскими странами по экономическому развитию и государственному устройству. Но нашествие монголо-татар Остановило её развитие, в то время, как Европа продолжала идти вперёд. Хотя, говорит Карамзин, «неизвестно, как бы обернулась судьба России, если бы не татаро-монголы, а, скажем, шведы, поляки или литовцы захватили её» .
Последствия нашествия монголо-татар на Русь Изменения произошедшие в городах: В русских городах постепенно зарождался «городской строй» . Традиции «народоправства» не получили развития. Горожане боролись за городские вольности и играли важную роль в политических делах После воцарения на Руси ордынского ига создались крайне неблагоприятные условия для формирования особого городского строя. Замолкает древнее вече Идет усиление княжеской власти В послемонгольский период угасают древние демократические обычаи, и в 14 -15 вв. города становятся преимущественно княжескими центрами
Мнение Карамзина Карамзин считал, что русские, «забыв гордость народную, выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых; обманывая татар, более обманывали и друга: откупаясь деньгами от насилия варваров, стали гораздо корыстолюбивее и гораздо бесчувственнее к обидам, к стыду. . . »
Византийское влияния расширялось на литературу, искусство, политическую и богословскую мысль. Огромная роль влияния Византии, идея Византизма определяла для русского человека его отношения: личные, семейные, общественные и политические; сформировала систему русской системы власти, российскую государственность и российское общества в целом. Именно в период монголо-татарского ига христианство стало по-настоящему религией русского народа, так как религия — общая идеология — помогала им сплотиться в борьбе