ВЕДИЧЕСКАЯ ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА Останин Вадим Владимирович:

Скачать презентацию ВЕДИЧЕСКАЯ ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА  Останин Вадим Владимирович: Скачать презентацию ВЕДИЧЕСКАЯ ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА Останин Вадим Владимирович:

vedicheskaya_vozrastnaya_pedagogika.pptx

  • Размер: 8.4 Мб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 48

Описание презентации ВЕДИЧЕСКАЯ ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА Останин Вадим Владимирович: по слайдам

ВЕДИЧЕСКАЯ ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА ВЕДИЧЕСКАЯ ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА

Останин Вадим Владимирович:  теолог-преподаватель (Алт. ГУ, 2003),  кандидат философских наук (Томск 2008),Останин Вадим Владимирович: теолог-преподаватель (Алт. ГУ, 2003), кандидат философских наук (Томск 2008), доцент кафедры философии АГАУ (стаж 15 лет), руководитель Алтайского краевого центра ведической культуры (руководитель департамента образования) О СЕБЕ:

Главный редактор книг Главный редактор книг

Основные достижения: Дочь Рита – 12 лет Дочь Диана – 7 лет Супруга ЕленаОсновные достижения: Дочь Рита – 12 лет Дочь Диана – 7 лет Супруга Елена – в браке более 14 лет

ИСТОЧНИКИ «Вишну-смрит и» «Нити-шастра »  «Бхакти-расамрита-синд ху» ИСТОЧНИКИ «Вишну-смрит и» «Нити-шастра » «Бхакти-расамрита-синд ху»

ЛЕКЦИЯ 1.  «СТАДИИ РОСТА» ЛЕКЦИЯ 1. «СТАДИИ РОСТА»

Любой социальный аспект, согласно ведическому подходу,  должен быть вписан в концепцию общественного устройстваЛюбой социальный аспект, согласно ведическому подходу, должен быть вписан в концепцию общественного устройства – ВАРНАШРАМА Согласно концепции варнашрамы , общество имеет: 1. Горизонтальную структуру ( варны ) 2. Вертикальную структуру ( ашрамы )

Горизонтальная структура ( варны ) замечательно описана в «Бхагавад-гите» (4. 13) чатур-варнйам майа сриштамГоризонтальная структура ( варны ) замечательно описана в «Бхагавад-гите» (4. 13) чатур-варнйам майа сриштам гуна-карма-вибхагашах тасйа картарам апи мам виддхй акартарам авйайам «В соответствии с тремя гунами [качествами] материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре варны [социальных уклада]. Но знай же, что являясь создателем этой системы, Сам Я не вхожу в нее, ибо всегда остаюсь неизменным»

Образно данная сбалансированная структура может быть представлена в виде человеческого тела: Интеллектуал ы (Образно данная сбалансированная структура может быть представлена в виде человеческого тела: Интеллектуал ы ( брахманы ) Управленцы ( кшатрии ) Торговцы ( вайшьи ) Разнорабочи е ( шудры )

Таким образом,  родившийся ребенок не представляет собой Tabula rasa ( «чистая доска» ),Таким образом, родившийся ребенок не представляет собой Tabula rasa ( «чистая доска» ), напротив, от рождения (но не по рождению!!!) он обладает свойственными именно ему личными характеристиками

Вертикальная структура ( ашрамы ) отражает четыре стадии жизни,  и детство является первойВертикальная структура ( ашрамы ) отражает четыре стадии жизни, и детство является первой из них 1. Брахмачари – стадия возрастания и ученичества (0 – 25 лет) 2. Грихастха – стадия семейной жизни (25 — 50 лет) 3. Ванапрастха – стадия отхода от дел (50 – 60 лет) 4. Санньяси – стадия отречения (60 — … лет) Ведическая мудрость гласит: нужно быть молодым на каждой стадии жизни!!!

Согласно «Бхакти-расамрита-синдху» ( «Нектару преданности» ) можно выделить 4 общих этапа детства 1. БальяСогласно «Бхакти-расамрита-синдху» ( «Нектару преданности» ) можно выделить 4 общих этапа детства 1. Балья – младенчество (0 – 5 лет) 2. Пауганда – отрочество (5 – 10 лет) 3. Кайшора – юность (10 – 16 лет) 4. Яувана – молодость (16 – 25 лет) Иногда балью именуют каумара

№ Название Возра ст Обра з Опеку н Аспект существовани я Круг общения 1№ Название Возра ст Обра з Опеку н Аспект существовани я Круг общения 1 Балья младенчест во 0 – 5 «Царь » Мать Чувства «все нужно попробовать» Родители 2 Пауганда отрочество 5 – 10 «Тигр » Отец Ум (рассудок) «хочу» Родители, друзья 3 Кайшора юность 10 – 16 «Тигр » Учител ь Разум (интеллект) «надо» Родители, друзья, против. пол 4 Яувана молодость 16 — 25 «Друг » Все трое Эго «я — моё» То же. В большинстве случаев возрастная шкала выглядит следующим образом:

lälayet païca varñäëi daça varñäëi täòayet präpte tu ñoòaçe varñe putraà mitravad äcaret Вlälayet païca varñäëi daça varñäëi täòayet präpte tu ñoòaçe varñe putraà mitravad äcaret В «Нити-шастре» утверждается: «Будь снисходительным к сыну, пока ему не исполнилось пять лет. В последующие десять лет будь с ним очень строгим. Когда же сыну исполнится шестнадцать лет, обращайся с ним как с другом»

Знаменитая ведическая пословица гласит: сарва дхарма питри пада сарва сукха матри пада «Отец являетсяЗнаменитая ведическая пословица гласит: сарва дхарма питри пада сарва сукха матри пада «Отец является основанием всех духовных принципов ребенка. Мать является основанием всего счастья ребенка»

lälane bahavo doñäs täòane bahavo guëäù tasmät putraà ca çiñyaà ca täòayen na tulälane bahavo doñäs täòane bahavo guëäù tasmät putraà ca çiñyaà ca täòayen na tu lälayet В «Нити-шастре» также утверждается: «Чрезмерная снисходительность порождает много недостатков, в то время как строгость позволяет сформировать хороший характер. Поэтому будь строгим с сыном или учеником: не будь с ними снисходительными»

Возраст Кайшора (юность – 10 -16 лет) является самым принципиальным, его можно разбить наВозраст Кайшора (юность – 10 -16 лет) является самым принципиальным, его можно разбить на 3 локальных периода: № Название Условн ый возраст Критерий 1 Ади начало юности 10 — 12 Появление первичных признаков полового созревания 2 Мадхья середина юности 12 — 14 Ребенок начинает нравится противоположному полу 3 Шеша ( нава-яувана ) цветущая юность 14 — 16 Ребенку начинает нравится противоположный пол У девочек критерии из 2 -го и 3 -го столбца нужно поменять местами!!!

№ Название Возра ст Обра з Опеку н Аспект существован ия Круг общения 1№ Название Возра ст Обра з Опеку н Аспект существован ия Круг общения 1 Балья младенчест во 0 – 3, 4 (40 мес. ) «Царь » Мать Чувства «все нужно попробовать» Родители 2 Пауганда отрочество 3, 4 – 6, 8 (80 мес. ) «Тигр » Отец Ум (рассудок) «хочу» Родители, друзья 3 Кайшора юность 6, 8 – 10 (120 мес. ) «Тигр » Учител ь Разум (интеллект) «надо» Родители, друзья, против. пол 4 Яувана молодость 10 — «Друг » Все трое Эго «я — моё» То же. Необходимо помнить, что некоторые дети развиваются намного быстрее – феномен акселерации!

ЛЕКЦИЯ 2.  «РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ» ЛЕКЦИЯ 2. «РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ»

Наиболее важным периодом является Кайшора (10 – 16 лет), поэтому трудно переоценить отношения ребенкаНаиболее важным периодом является Кайшора (10 – 16 лет), поэтому трудно переоценить отношения ребенка с учителем! Учитель ( ачарья ) – это тот, кто воспитывает, прежде всего, собственным примером ( ачар )!!! (Пример — Ганди) Если личность учителя не выражена, то его обязанности должны взять на себя родители (отец)

1.  Анучара  –  «подражание»  внешним аспектам деятельности учителя (не эффективно)1. Анучара – «подражание» внешним аспектам деятельности учителя (не эффективно) 2. Анусара – «следование» внутренней сути поведения учителя (гораздо эффективнее) Последнее бывает двух видов: а) Вапу – следование при «физическом» присутствии учителя б) Вани – следование наставлениям учителя Существуют две реакции, вызванные демонстрацией примера со стороны учителя:

В связи с этим в ведической педагогике выделяют 4 типа учеников ( шишья ):В связи с этим в ведической педагогике выделяют 4 типа учеников ( шишья ): 1. Ученик, получающий наставления, но не выполняющий их 2. Ученик, получающий наставления, и с неохотой выполняющий их 3. Ученик, получающий наставления и с желанием выполняющий их 4. Ученик, не получающий наставлений, но спонтанно следующий им (Пример – Упаманью)

Согласно «Бхагавад-гите» (14 глава) буквально все в нашем мире пронизано т. н.  гунамиСогласно «Бхагавад-гите» (14 глава) буквально все в нашем мире пронизано т. н. гунами материальной природы 1. Саттва – «благость» 2. Раджас – «страсть» 3. Тамас – «невежество»

Процесс воспитания не является исключением и может быть рассмотрен через призму гун материальной природы:Процесс воспитания не является исключением и может быть рассмотрен через призму гун материальной природы: № Гуна Природа ребенка Тип ученика Метод Быстрый результат Долгосрочны й результат 1 Тамас (невежеств о) Шудра (лень) Получает наставлени я, но не выполняет Принуждение «Горечь» 2 Раджас (страсть) Вайшья (жадность) Кшатрий (власть) Получает наставлени я, выполняет с неохотой Мотивирован ие «Нектар» «Горечь» 3 Саттва (благость) Брахман (гордость) Получает наставлени я, охотно выполняет Дисциплина «Горечь» «Нектар» 4 Ниргуна (вне гун) Идеальный ребенок Не получает наставлени я, но спонтанно следует Любовь «Нектар»

Лучшими методами развития любви являются: 1. Обмен подарками 2. Межличностное общение 3. Совместная трапезаЛучшими методами развития любви являются: 1. Обмен подарками 2. Межличностное общение 3. Совместная трапеза

ЛЕКЦИЯ 3.  «МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ» ЛЕКЦИЯ 3. «МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ»

Все методы можно подразделить на две широкие группы: 1. Методы,  ориентированные на конкретныйВсе методы можно подразделить на две широкие группы: 1. Методы, ориентированные на конкретный возраст ребенка 2. Методы, применимые на любом этапе детства В ведической педагогике, ориентированной на возрастной принцип, первый тип методов считается приоритетным

Возрастные методы носят технической название САМСКАРА, имеющее два основных значения:  1) Самскара Возрастные методы носят технической название САМСКАРА, имеющее два основных значения: 1) Самскара – «комплекс действий» , направленных на достижение определенного результата 2) Самскара – «отпечаток в сознании» , являющийся главным результатом предпринимаемого действия Последнее – намного важнее!!!

Ведический трактат «Вишну-смрити»  перечисляет большинство самскар:  1. Антьешти-крия – погребение 2. ВивахаВедический трактат «Вишну-смрити» перечисляет большинство самскар: 1. Антьешти-крия – погребение 2. Виваха – бракосочетание 3. Гарбхадхана – зачатие 4. Пумсавана – закладывание качеств 5. Симантоннаяна – укладывание волос 6. Джата-карма – рождение 7. Нама-карана – наречение именем 8. Анна-прашана – прием злаков 9. Чуда-карана – пострижение волос 10. Видьярамбха – начало обучения 11. Упанаяна – принятие учителя

1. АНТЬЕШТИ-КРИЯ - погребение Смысл этой самскары  заключается в признании того,  что1. АНТЬЕШТИ-КРИЯ — погребение Смысл этой самскары заключается в признании того, что со смертью тела не кончается существование личности. Напротив, душа, освободившись от одного тела, переходит в следующее согласно закону кармы ! Следовательно, благочестивое погребение обязательно повлияет на будущую жизнь человека! Из этого утверждения следует, что у каждого ребенка УЖЕ ЕСТЬ ПРОШЛОЕ, поэтому родители должны понимать, что они не смогут полностью сделать ребенка таким, каким они желают его видеть!!!

2. ВИВАХА - бракосочетание Рождение ребенка начинается ЗАДОЛГО до физического рождения.  Благополучно зачать,2. ВИВАХА — бракосочетание Рождение ребенка начинается ЗАДОЛГО до физического рождения. Благополучно зачать, родить и вырастить ребенка смогут только те родители, которые действительно подходят другу и уважают один другого!!! Виваха – пер. «поддерживать» Поэтому правильное бракосочетание родителей тоже относят к методам воспитания! Свадьба должна быть, по возможности, пышной!

3. ГАРБХАДХАНА - зачатие Состояние родителей во время зачатия формирует тело и сознание будущего3. ГАРБХАДХАНА — зачатие Состояние родителей во время зачатия формирует тело и сознание будущего ребенка!!! Поэтому родители должны быть уверены в своем здоровье на следующих уровнях: 1. Физическое здоровье 2. Психическое здоровье 3. Духовное здоровье

4. ПУМСАВАНА – закладывание качеств Лучшим способом закладывания будущих качеств ребенка является совместная молитва4. ПУМСАВАНА – закладывание качеств Лучшим способом закладывания будущих качеств ребенка является совместная молитва или посещение храма

5. СИМАНТОННАЯНА – укладывание волос будущей матери Весь смысл указанного действия заключается в успокоении5. СИМАНТОННАЯНА – укладывание волос будущей матери Весь смысл указанного действия заключается в успокоении и оказании поддержки будущей маме, так как именно она имеет глубочайшую связь с будущим новорожденным

6. ДЖАТА-КАРМА - рождение Имеет 3 составляющие: 1. Молитва о благе ребенка 2. Омовение6. ДЖАТА-КАРМА — рождение Имеет 3 составляющие: 1. Молитва о благе ребенка 2. Омовение младенца 3. Первое кормление грудью Отцу очень желательно быть в столь важное и ответственное время вместе с матерью

7. НАМА-КАРАНА – наречение именем Имя определяет будущий характер ребенка,  поэтому нужно очень7. НАМА-КАРАНА – наречение именем Имя определяет будущий характер ребенка, поэтому нужно очень тщательно подходить к этому действию. Имена должны различаться в зависимости от склонностей, проявляемых ребенком: — Брахман — Кшатрий — Вайшья — Шудра Но лучший вариант – связать имя ребенка с духовностью!!!

8. АННА-ПРАШАНА – вкушение злаковых Данное действие знаменует начало  «самостоятельной»  жизни ребенка.8. АННА-ПРАШАНА – вкушение злаковых Данное действие знаменует начало «самостоятельной» жизни ребенка. Параллельно проводится определение склонностей ребенка: — Брахман — Кшатрий — вайшья — Шудра

9. ЧУДА-КАРАНА – пострижение волос Смысл данного действия заключается в том,  чтобы 9. ЧУДА-КАРАНА – пострижение волос Смысл данного действия заключается в том, чтобы «намекнуть» ребенку, что он перестает быть «царем» , и у него появляются конкретные обязанности!

10. ВИДЬЯРАМБХА – начало учебы У ребенка должно остаться очень позитивное представление о начале10. ВИДЬЯРАМБХА – начало учебы У ребенка должно остаться очень позитивное представление о начале обучения. И в то же время его нужно настроить на серьезную работу!!! Первое, на что нужно обратить внимание – изучение алфавита!

11. УПАНАЯНА – принятие учителя Благоприятное время принятия учителя будет различаться в зависимости от11. УПАНАЯНА – принятие учителя Благоприятное время принятия учителя будет различаться в зависимости от того, какие склонности имеет ребенок: — Брахман (8 лет) — Кшатрий (11 лет) — Вайшья (12 лет)

Период Самскара (11 шт. ) Лучшее время Преднатальн ый  (до беременност и) 1.Период Самскара (11 шт. ) Лучшее время Преднатальн ый (до беременност и) 1. Атьешти-крия (погребение) 2. Виваха (свадьба) 3. Гарбхадхана (зачатие) 1. — 2. Готовность супругов 3. Не ранее 6 -го дня цикла (3 -4 день после начала овуляции) Перинатальн ый (во время беременност и) 1. Пумсавана (закладывание качеств) 2. Симантоннаяна (укладывание волос) 3. Джата-карма (рождение) 1. 3 -8 месяц беременности 2. 5 -7 месяц беременности 3. 9 месяц Постнатальн ый (после беременност и) 1. Нама-карана (наречение именем) 2. Анна-прашана (кормление злаками) 3. Чуда-карана (пострижение волос) 4. Видьярамбха (начало обучения) 5. Упанаяна (принятие учителя) 1. 21 -й день от рождения 2. 6 -8 месяц от рождения 3. 3 -5 лет 4. около 5 лет 5. 8 -16 лет Хорошее решение – обратиться к ведическому астрологу!

Среди вне возрастных методов можно выделить главные, относящиеся к саттва-гуне : 1. Метод ДИСЦИПЛИНИРОВАНИЯСреди вне возрастных методов можно выделить главные, относящиеся к саттва-гуне : 1. Метод ДИСЦИПЛИНИРОВАНИЯ ребенка 2. Метод констатации ОШИБКИ 3. Метод реагирования на ПРОСТУПОК ребенка

Можно выделить три существенных момента ДИСЦИПЛИНИРОВАНИЯ: А) объяснение правил и запретов дисциплины Б) предупреждениеМожно выделить три существенных момента ДИСЦИПЛИНИРОВАНИЯ: А) объяснение правил и запретов дисциплины Б) предупреждение о последствиях нарушения дисциплины В) поощрение ( но не мотивировка!!! ) результатов соблюдения дисциплины

Метод констатации ОШИБОК включает в себя две составляющие: А) не воспринимать ошибки ребенка оченьМетод констатации ОШИБОК включает в себя две составляющие: А) не воспринимать ошибки ребенка очень близко к сердцу – ошибки это нормально!!! Б) обращать больше внимания на позитив, и меньше на негатив!

Существует две реакции старшего  на ПРОСТУПОК ребенка: А) физическая  - наказание Б)Существует две реакции старшего на ПРОСТУПОК ребенка: А) физическая — наказание Б) логическая — объяснение Последнее – важнее и намного дальновиднее!!!