Вебинар Регины Раинской «Практическая философия Йоги“ лекция 1:
Вебинар Регины Раинской "Практическая философия Йоги“ лекция 1: “Введение в Йогу”
Приветствую тебя мой Друг! Предлагаю твоему вниманию цикл лекций на тему: «Практическая философия Йоги» . Цикл данных лекций частично основываются на диссертационной работе Регины Раинской : «Метафизический опыт постижения Абсолюта» (2012 г. ) которая была полностью написана, однако не защищена по той причине, что автор усомнился, что подобные знания вообще следует защищать. В Библии говориться: «Зажегший свечу, не ставит ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме» (Евангелие от Матфея 5: 15)…, если есть знания, которыми можно поделиться, то почему бы этого не сделать, но не защищая, а просто предлагая всем интересующимся? Надеюсь, что информация и иллюстрации изложенные на этих слайдах , в сопровождении с лекцией и пояснениями автора, дополненная вашими вопросами и комментариями, принесет нам вдохновение на живом пути Йоги. Благодарю Вас! Желаю Интересного и Познавательного просмотра! С любовью Р. Р.
Содержание: • 1. Введение в вебинар. • 2. Общее представление о йоге. • 3. История становления йоги как науки. • 4. Структура йоги. Уникальность природы Сознания. • 5. Виды йоги. • 6. Аштанга-йога Патанджали. Сварупа.
2. Общее представление о йоге. य ग
• Если опираться на этимологический анализ современных санскритологв, например А. Качергиной, то мы увидим, что в основе санскритского понятия «йога» лежит корень «юдж» , который можно толковать следующим образом: «yuj (…) - 1) впрягать, запрягать; 2) укреплять, прикреплять; 3) связывать, соединять. yudh f 1) сражение; 2) борьба» [1]. Согласно же этой этимологии, понятий «йога» трактует и знаменитый учитель йоги Б. К. С. Айенгар, который писал: «Слово «йога» происходит от корня «юдж» , означающего соединятся, объединятся; основная цель йоги заключается в том, чтобы обучить тем средствам, благодаря которым человеческая душа может полностью соединится с Абсолютным Духом, пронизывающим вселенную, и таким образом, достичь освобождения» [2]; знаменитый индийский учитель прошлого века Свами Шивананда писал так: «Йога» означает единение с Богом. Практика йоги ведет к общению с Господом. Какой бы ни была отправная точка, цель достижения – одна и та же» [3]. Обратимся к учению знаменитого современного украинского йога А. Сидерскому, он писал: «Йога - как состояние есть то, что именуют «состоянием сознания Единства» [4]. • 1. Кочергина В. А. Санскрит: учебник для висшизх учебних заведений/ В. А. Кочергина. – М. : Академический проспект, 2007. • 2. Айенгар Б. К. С. Дерево йоги. (Йога Врикша). – М. : «МЕДСИ ХХI» , 1998. • 3. Шивананда Свами Золотая книга йоги Йога-самхита (Энциклопедия Богопознания, самореализации и мудрости). – М. : 2004. • 4. Сидерский А. Йога восьми кругов. Омнио-тренинг-технология: последовательности нулевого цікла. – К. : Ника-Центр, 2007.
Йога-Самообладание 28. ”Совершенно владея своими ощущениями, чувствами и Разумом, стремящийся лишь к освобождению мудрец, победивший навсегда желание, страх и гнев, воистину обрел для себя свободу” (Бхагавадгита 5: 28)
Йога – Самопознание. • «Неразрушимый и высочайший есть Брахман; Его истинная природа именуется Самопознанием» ; • (Бхагавадгита 8: 3)
Йога - Самосовершенствование • «Будьте совершенны как Отец ваш небесный» (Нагорная проповедь, Евангелие от Матфея)
Йога – Совершенный Покой “Когда усмирены пять чувств, когда усмирен ум, когда усмирен интеллект - мудрые называют это "высшим состоянием". Йога и есть этот совершенный покой. В нем человек приходит к единству”. (Катха-упанишада)
Йога - есть Единство “Что там - то и здесь; что здесь, то и там. Видящий не единство, а различие, бредет от смерти к смерти. Эту истину нужно постичь умом: нет многого, есть только Одно”. (Катха-упанишада)
Йога есть единство Солнца и Луны, Сознания и Энергии, Духа и Тела, Пространства и Времени, Пуруши и Пракритти, Шивы и Шакти, Ямуны и Ганги, Пингала-нади и Ида-нади, Добра и Зла, Бога и Дьявола. Единение есть преодоление. Йога есть преодоление двойственности и достижение Чистого Сознания, Абсолютной Истины.
Йога - Единение • 29. « Йогой приведенное в гармонию «я» видит Высшее Я пребывающим во всем сущем и все сущее пребывающим в Высшем Я; всюду оно видит одно. • 30. Тот, кто всюду видит Меня и во Мне видит все, того Я никогда не покину, и он никогда не покинет Меня. • 31. кто, утвердившись в единении, Поклоняется Мне, пребывающем во всем, тот йог живет во Мне, каков бы не был его образ жизни» . (Бхагавадгита 6: 29 -31)
Основная цель йоги - - постижение истинной природы. Абсолютная Истина
Основные писания по йоге: • Бхагават-Гита • Шива-Самхита • Гхеанда-самхита • Хатха-йога-прадипика • Горакша-шатака • Катха-упанишада • Йога-Васиштха
3. История становления йоги как науки
Первые йоги • Адинатх (Шива) • Матсиендранатх • Горакханатх
Горакханатх
Древние культуры Макенджо-Даро и Хараппи 4 -3 тыс. до н. э.
Кришнамачарья, Айенгар, П. Джойс, Свами Шивананда, Дхирендра Брахмачарья, Йоги Баджана и др. – основные представители развития хатха-йоги на Западе
Основные известные представители Джняна-йоги и Крийя йоги 19 -20 веков: Рама Кришна, Свами Вивекананда, Рамана Махарши, Йогананда Парамахамса и др.
Заключение раздела история йоги. Общие выводы:
4. Структура Йоги Предмет - Метод - Цель (Самбандха) - (Абхидея) - (Прайоджана)
Предмет - Метод - Цель (Самбандха) - (Абхидея) - (Прайоджана) Сознание - Осознание - Высшее Сознание
Сознание - «Я» • « O чем человек думает, тем он и становится» (Чхандогья упанишада) • «Жизнь есть то, что ты о ней думаешь» • «Ум – это все» (Будда) • «По вере вам воздастся» (Иисус Христос)
Уникальность природы Сознания (Читты) • Индрии • Читта • Манас • Буддхи • Ахамкара • Атман
«Сказано, что чувства (Индрии) велики; выше чувств – ум (Манас); выше ума – Чистый Разум (Буддхи); воистину выше Чистого Разума – Он (Брахман)» . (Бхагавадги та 3: 41)
Предмет, метод и цель йоги согласно «Йога-сутрам» Патанджали 2 сутра: Yogah-chitta-vritti-nirodhah 3 сутра: Tada drastuh svarupe’vasthanam
Перевод 2 и 3 сутр Патанджали: • 2. «Йога – есть успокоение волнений ума» • 3. «тогда наблюдатель способен узреть истинную природу вещей (сварупу)»
Ум подобен ветру 34. «Ибо ум воистину беспокоен, о Кришна; он бурный, упорный и непокорный; мне думается, его также трудно обуздать, как трудно сдержать ветер. Благословенный сказал: 35. Без сомнения, о мощновооруженный, ум беспокоен и его трудно обуздать; но его можно покорить постоянным упражнением и бесстрастием. 36. Йога трудно достижима для не владеющего своим «я» ; но кто покорился Высшему Я, тот может достигнуть ее вернонаправленной энергией, так думаю Я» . (Бхагавадгита 6: 34 -36)
Предмет, метод и цель йоги согласно Бхагават-Гите • 4. «Достигшим совершенной йоги» именуется тот, кто отрешившись от личных желаний, не привязан ни к чувственным предметам, ни к деятельности. • 5. Да поднимет он свое «я» до своего Высшего Я и да не приходит он в отчаяние, ибо воистину Высшее Я – хоть и враг низшего «я» , но также и друг его. • Высшее Я – друг низшего «я» того человека, который покорился своему Высшему Я; но для непокорившегося – Высшее Я становится воистину враждебным, подобно неприятелю» (Бхагавадгита 6: 4 -6)
«Ложное Я» и «Истинное Я»
Метод предложенный Бхагавадгитой - это 4 основные типа йоги: Раджа-йога, Бхакти-йога, Карма-йога, Джняна-йога
Предмет, метод и цель йоги согласно учению Бихарской школы • « Сегодня йога в основном практикуется для улучшения и восстановления здоровья, для уменьшения стрессов, для предотвращения старения тела, для построения сильного и красивого тела. Хатха-йога действительно выполняет эти функции, но следует иметь в виду, что все эти задачи – определенно не ее основная цель…. Целью всех йогических садхан является обнаружение и переживание универсального вселенского духа внутри себя» . Комментарии Свами Сатьянанды Сарасвати к «Хатха Йога Прадипике» . Гл 1, шлока 2.
Высшее сознание «Шива означает абсолютное, изначальное, тотальное, космическое или универсальное сознание. … шивалингам является всего лишь одним из представлений, или символов, этой космической сущности» Хатха-йога-прадипика, комментарии Свами Сатьянанда Сарасвати Атман=Брахман
• Согласно учению Вед Абсолютная Истина или Высшее Я – может проявлять себя как Брахман (Бытие), Параматма (Истинное Я) или Бхагаван (Бог как Личность). Соответственно природа Бессмертного Духа человека проявляет себя как Сат (Бытие) –Чит (Знание) – Ананда (Блаженство), что соответствует различным аспектам Абсолютной Истины.
Уровни Сознания
Просветление – Высшее Сознание
• Выводы: 1. Йога – это древняя трансцендентная наука о Сознании (Духе), со сложной системой понятий, четко обрисованных ступенях развития и методах исследования. • 2. Предмет Йоги – сознание (Читта), цель Йоги – Высшее Сознание (Чит), а метод – Осознание. • 3. Наше Сознание формирует нашу реальность. Высшее сознание- Высшая реальность. • 4. Сознание состоит из: Индрии, Читтта, Манас, Буддхи, Ахамкара, Атман. • 5. Исследование составляющих сознание – основа начальной йоговской практики самообладания. • 6. Согласно учению Йога-сутр Патанджали - главная причина несовершенства человеческой природы в постоянно изменяющейся природе ума. • 7. Согласно учению Бхагавадгиты, одной из самых древних и всеобъемлющих книг по йоге, – успокоить ум можно если подчинить его Высшей Воли, Высшему Сознанию, т. е. Истинному Я. • Здесь кроется глубокая ведическая тайна взаимодействия Человека и Бога, где Бог выступает и как Личность , и как Истинное Я, и как все Бытие в целом. • 8. Истинное Я или Атман, Божественный Дух человека имеет природу Сат. Чит. Ананда. • 9. Каким образом можно искренне предаться Высшему Сознанию? На эти вопросы отвечает наука Йоги. Есть 4 основные Пути (вида йоги), которые мы рассмотрим ниже.
5. Виды йоги
• Мантра-йога • Бхакти-Йога • Лайя-йога • Джапа-Йога • Хатха-йога • Кундалини-Йога • Сахаджа-Йога • Тантра-Йога • Аштанга-Йога • Карма-Йога • Крийя-Йога • Раджа-йога • и др.
Четыре основные типа йоги: Раджа-йога, Бхакти-йога, Карма-йога, Джняна-йога 8. «Устреми свои мысли на Меня, погрузи с вой Дух (буддхи) в Меня; тогда ты будешь во-истину жить во Мне. 9. Но если ты не в состоянии сосредоточить свою мысль на Мне, попытайся достигнуть меня йогой упражнения , о Дханджая. 10. Если ты не способен и на постоянные упражнения, сосредоточься на служении Мне; исполняя все действия ради Меня, ты достигнешь соверщенства. 11. Если же ты неспособен и на это, найди приют в слиянии со Мною и, обуздав свое «я» , откажись от плодов своей деятельности» . (Бхагавадгита 12: 8 -11)
«Бхакти-йога – это трансцендентное любовное служение Верховной Личности Бога» (Шримад Бхагаватам)
Бхакти-йога
Джняна-йога
Карма-Йога 27. «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ты не приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг не совершал ты, о Каунтея, все это делай, как приношения Мне. 28. Так освободишься ты от оков деяний, рождающих добрые и дурные плоды; уравновешенный йогой отречения, ты, освобожденный, придешь ко Мне» (Бхагавадгита 9: 27 -28)
Раджа-Йога 21. «Тот, чье «я» не привязано к внешним прикосновениям и находит отраду в «Высшем Я» , достигнув через йогу единения с Брахманом, тот вкушает непреходящую радость» (Бхагавадгита 5: 21)
Раджа-йога
Хатха-йога
6. Аштанга йога Махариши Патанджали
1. Яма (внутренняя самодисциплина – принципы нравственности) 2. Нияма (внешняя самодисциплина – принципы морали) 3. Асана (физические упражнение развивающие тело) 4. Пранаяма (дыхательные упражнения развивающие духовное тело) 5. Пратьяхара (управление чувствами) 6. Дхарана (концентрация) 7. Дхьяна (медитация) 8. Самадхи (Единение, осознание Единства)
Заключение: • 1. Йога – это Единство; • 2. История Йоги начинается в глубокой древности с личности Адинатха; . • 3. Структура Йоги - научно описывает структуру Сознания (Читты) и показывает путь к Самопознанию; • 4. Существует множество видов йоги, четыре из них основные: Бхакти, Карма, Джняна и Раджа Йога. • 5. Аштанга-йога Патанджали – йога восьми этапов - первое систематизированное описание науки Йоги в целом. • 6. Йога – это практическая философия, которая ведет к расширению возможностей сознания человека и раскрытию его внутреннего безграничного потенциала.
Использованная литература: Брахма-сутры Афоризмы о Брахмане (Боге) также известные как Веданта-сутры Афоризмы о Веданте (венец Вед) - Перевод Брахма-сутр с английского и санскрита: Ишвара (В. В. Вернигора), май 2005 г. http: //scriptures. ru/sutras/brahmasutras. htm • Бхагавадгита – К. : ЧП «Арктур-А» , 2008. • Йога-Васиштха - http: //www. advayta. org/item/000002/? id=189 • Катха-упанишада http: //upanishads. ru/katha • Неополитанский С. М. , Матвеев С. А. Энциклопедия Индуизма СПб. : Институт метафизики, 2010. – 792 с. , илл. • Радхакришнан С. История индийской философии Т. 1 -http: //psylib. org. ua/books/radha 01/ • Радхакришнан С. История индийской философии Т. 2 - http: //psylib. org. ua/books/radha 02/ • Сатьянанда Сарасвати Свами. Хатха-йога Прадипика. - М: Изд-во “Саттва”, 2003. - Yoga-sutra of Patanjali (with additions of Saugata Bhaduri). D. K. Printworld(p)Ltd, New Delhi – 110 015, 2006. • Шивананда Свами Золотая книга йоги Йога-самхита (Энциклопедия Богопознания, самореализации и мудрости). – М. : 2004. • Шива-самхита - http//esolibraryplus. narod. ru/shiva_samh. html • Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. - http: //www. psylib. ukrweb. net/books/yungk 01/index. htm • Yoga-sutra of Patanjali (with additions of Saugata Bhaduri). D. K. Printworld(p)Ltd, New Delhi – 110 015, 2006. • Michael E. Zimmerman Heidegger, Buddhism, and deep ecology \ The Cambridge Companion to Heidegger. ed. by Guignon, Charles. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. – 426 p. - P. 293 -320. • Mullik B. R. A Comparative Study of the nature of the Mind and the Technique of its Control according to Hindu Yoga, Zen Buddhism and KrishnamurtiScience, Yoga and Theosophy THEOSOPHICAL PUBLISHING
Хари Ом Тат Сат
1 Практическая философия Йоги.ppt
- Количество слайдов: 53