в воспоминаниях современников… Воспоминания Марии Андреевны Бекетовой,
blok_biografiya.ppt
- Размер: 2.2 Мб
- Автор:
- Количество слайдов: 60
Описание презентации в воспоминаниях современников… Воспоминания Марии Андреевны Бекетовой, по слайдам
в воспоминаниях современников…
Воспоминания Марии Андреевны Бекетовой, родной тёти поэта.
«Родился и провёл первые годы своей жизни Саша в ректорском доме, на верхнем этаже с окнами на университетский двор. »
«С семи лет, ещё при няне, Саша начал увлекаться писанием. Он сочинял коротенькие рассказы, стихи, ребусы и т. д…. »
Объедала. Жил-был маленький коток, Съел порядочный Пирог. Заболел тут животок – Встать с постели Кот не мог.
«Все эти ранние попытки писать обнаруживают только великую нежность Саши к матери, а также его пристрастие к кораблям и кошкам. » Мать Александра Блока — Александра Андреевна Бекетова.
«Мать и сын были во многом сходны. Повышенная впечатлительность, нежность, страстность, крайняя нервность, склонность к мистицизму и к философскому углублению жизненных явлений – черты присущие им обоим.
«Саша был не так экспансивен как мать, однако, связь между ними была очень сильна. До девяти лет он жил всегда в одной комнате с нею. Важно было и то, что Саша рос без отца. »
«Одной из главных особенностей, обнаружившихся к семи годам, была какая-то особая замкнутость. Однако, при всей своей замкнутости, маленький Саша отличался прямодушием: он никогда не лгал и был лишён хитрости и лукавства. Кроме того, он был гордый ребёнок: его трудно было заставить просить прощения или выпрашивать что-нибудь. »
«В 1894 году Саша начал издавать рукописный журнал «Вестник» . Он издавался три года: начался он, когда Саше было 13 лет, а прекратился, когда ему минуло 16. »
«Весной 1897 года наступил важный момент в Сашиной жизни: поездка в Наугейм, встреча с К. М. Садовской и первое увлечение. »
Ксения Михайловна Садовская «Если бы Ты, дорогая моя, знала, как я стремился все время увидеть Тебя, Ты бы не стала упрекать меня» . . . (А. Блок).
«Ухаживал он неумело, но страстно, чем немало смущал Ксению Михайловну. Смущал и трогал. И она сдалась. Борьба с неистовым поклонником и собственным сердцем была проиграна. »
«Однажды Саша возвратился домой под утро, бледный и еще более отчаянно влюбленный. И записал в своей книжке: В такую ночь успел узнать я, При звуках ночи и весны, Прекрасной женщины объятья В лучах безжизненной луны. »
В то утро был открыт первый лирический цикл Блока, озаглавленный тремя буквами: «К. М. С» . Цикл, ни одной строчки из которого юный поэт не показал матери. Мать поначалу не вполне верно оценившая исходившую от госпожи Садовской опасность, узнав о зарождающихся между «дрянной, бездушной кокеткой» и «скромным мальчиком» отношениях, впала в ярость.
«Вскоре после возвращения из Наугейма Саша впал в романтическое настроение: он зачитывался Шекспиром. Желание играть охватило его с необычайной силой. »
«И он устраивал маленькие спектакли: «Ромео на могиле Джульетты» ; «Грамматика» ; «Философы» . Также Саша занимался в одном из петербургских драматических кружков, но во время пребывания там, исполнял, лишь, небольшие роли стариков. »
«Частным театром» Саши была дача в Шахматове.
Воспоминания А. И. Менделеевой.
«Александр Блок появился в Боблове ( дача Менделеевых), когда ему было 17 лет. Это был красивый стройный юноша, со светлыми вьющимися волосами, с большими мечтательными глазами и с печатью благородства во всех движениях и словах. »
«Он сразу как-то стихийно полюбил Любу, самую юную из юных обитательниц Боблова, а она его, о чём он сам говорит в своём дневнике и стихах. »
«Александр стал руководить бобловскими спектаклями. С его появлением началась «новая эра» . Репертуар был установлен классический: Шекспир, Пушкин, Грибоедов и Чехов.
«Уже в то время Александр поклонялся «Прекрасной Даме» , служил ей. Почти все стихи того времени написаны под впечатлением его будущей жены. »
Автограф стихотворения А. А. Блока «Пусть светит месяц…». Январь 1898 г. Санкт-Петербург
«В конце зимы Александр сделался женихом. Свадьбу решили делать летом 1903 года в деревне. Венчались в старинной церкви близ Шахматова. »
В 1904 году вышел сборник стихов «Стихи о Прекрасной Даме» .
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. О, как паду — и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты! Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Александр, боготворивший свою молодую жену, вовсе не готов был к супружеским отношениям. Можно представить себе шок молодой жены, услышавшей однажды: «Нам и не надо физической близости…»
Воспоминания Петра Перцова.
«Помню как сейчас широкую серую террасу старого барского дома, эту осеннюю теплынь – и Зинаиду Николаевну Гиппиус с пачкой чьих-то стихов в руках. »
«Прислали(не помню от кого)…какой-то петербургский студент…Александр Блок…посмотрите… Дмитрий Сергеевич забраковал, а по-моему, как будто недурно…»
«Я прочёл их…И эта минута на даче в Луге, запомнилась навсегда. «Послушайте, это гораздо больше, чем недурно: это, кажется, настоящий поэт!» »
«И этот почерк – такой уверенный, отчётливый и такой красивый! Я и сейчас не знаю почерка красивее, чем у Александра Блока. »
«На редакционных собраниях «Нового пути» Блок появлялся аккуратно, хотя отсутствие сверстников замыкало его в некоторую изолированность. Но журнал был для него «своим» — и не мог не быть ему близок.
«В марте 1903 –го года Александр Блок дебютировал в журнале «Новый путь» . Следующая серия стихов вышла в 1904 –ом, в июньской книжке. »
«Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города» Наталья Волохова – актриса труппы Веры Комиссаржевской.
«Я в дольний мир вошла, как в ложу. Театр взволнованный погас И я одна лишь мрак тревожу Живым огнем крылатых глаз. Они поют из темной ложи: «Найди. Люби. Возьми. Умчи» . И все, кто властен и ничтожен, Опустят предо мной мечи. »
Все началось с постановки «Балаганчика» . Еще до премьеры, до той самой скандально-знаменитой премьеры, Блок стал пропадать в театральных уборных Веригиной, Волоховой, Екатерины Мунт. Веселил, поддразнивал их. А однажды послал Волоховой розы со стихами, которые привели ее в восторг и смущение.
Идеальной постановкой маленькой феерии «Балаганчик» я обязан Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду, его труппе, художнику Сапунову и М. А. Кузьмину.
Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город» , 1904— 1908)
Религиозного интереса (цикл «Снежная маска», 1907). Осмысление «страшного мира» (одноименный цикл 1908— 1916). Осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест» , 1912— 1913). Пришёл к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл 1907 -13; цикл «Ямбы» , 1907— 1914.
Поэма «Возмездие» , 1910— 1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907 -16). Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать» (1918)
В последние годы жизни Блок ведет большую общественную работу, много сил отдает издательству “Всемирная литература”. В 1920 — избран председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.
Однако разочарование в революции и переживания за судьбу Отечества вызывают глубокий творческий кризис, депрессию и преждевременную смерть Блока.