Уильям Шекспир Появление нового драматурга Родился в семье

Скачать презентацию Уильям Шекспир Появление нового драматурга Родился в семье Скачать презентацию Уильям Шекспир Появление нового драматурга Родился в семье

23804-william.ppt

  • Количество слайдов: 23

>Уильям Шекспир Уильям Шекспир

>Появление нового драматурга      Родился в семье торговца и почтенного Появление нового драматурга Родился в семье торговца и почтенного горожанина Джона Шекспира. Предки Шекспира в течение нескольких веков занимались хлебопашеством в окрестностях Стратфорда. 1568-69 — годы наибольшего процветания семьи, за которыми последовало медленное разорение. Около 1580 Уильяму пришлось бросить школу, которая в Стратфорде была отменной, и начать работать. Предполагают, что, оставив школу, Шекспир какое-то время в качестве подмастерья помогал отцу. В ноябре 1582 он женился на Энн Хэтеуэй. Возможно, женитьба была вынужденной: в мае следующего года родился их первый ребенок — дочь Сьюзен. В феврале 1585 на свет появилась двойня — сын Гамнета и дочь Джудит. Во второй половине 1580-х гг. Шекспир уезжает из Стратфорда. Наступают так называемые «утраченные» или «темные годы», о которых ничего неизвестно.

>На рубеже 1590-х гг. Шекспир приезжает в Лондон. В эти годы была создана его На рубеже 1590-х гг. Шекспир приезжает в Лондон. В эти годы была создана его первая пьеса — хроника «Генрих VI». Сделавшись достаточно заметной фигурой, Шекспир сразу же удостоился ревнивого выпада со стороны одного из царивших тогда на сцене драматургов группы «университетские умы» Роберта Грина, назвавшего его «потрясателем сцены» (каламбурная игра на фамилии Шекспира: Shake-speare, то есть «потрясатель копья») и вороной, которая «рядится в наши перья» (переиначенная цитата из «Генриха VI). Таким был первый сохранившийся отзыв. В 1592-94 лондонские театры закрываются из-за эпидемии чумы. Во время невольной паузы Шекспир создает несколько пьес: хронику «Ричард III», «Комедию ошибок» и «Укрощение строптивой», свою первую трагедию (еще выдержанную в бытовавшем стиле «кровавой трагедии») «Тит Андроник», а также выпускает в свет впервые под своим именем поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция». В 1594 после открытия театров Шекспир присоединяется к новому составу труппы лорда-камергера, называвшейся так по должности ее покровителя Хансдона. Со сцены сошли (умерли или перестали писать для театра) «университетские умы». Начинается эпоха Шекспира. Вот что писал один из его современников Ф. Мерез в 1597: «Подобно тому, как Плавт и Сенека считались у римлян лучшими по части комедии и трагедии, так Шекспир у англичан является наипревосходнейшим в обоих видах пьес, предназначенных для сцены…

>В 1590-х гг. (период, который принято считать первым в шекспировском творчестве) Шекспир создает все В 1590-х гг. (период, который принято считать первым в шекспировском творчестве) Шекспир создает все свои основные хроники а также большинство комедий. В 1595-96 годах написана трагедия «Ромео и Джульетта», вслед за ней — «Венецианский купец» — первая комедия, которую впоследствии назовут «серьезной». Осенью 1599 открывается театр «Глобус». Над входом — крылатые слова: «Весь мир — театр» («Totus mundis agit histrionem»). Шекспир один из его совладельцев, актер труппы и основной драматург. В год открытия «Глобуса» он пишет римскую трагедию «Юлий Цезарь» и комедию «Как вам это понравится», которые разработкой меланхолических характеров открывают путь к созданному годом позже «Гамлету». С его появлением начинается период «великих трагедий» (1601-1606). К ним принадлежат «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606). Тон комедий теперь посерьезнел, а иногда становится и вовсе мрачным в таких произведениях, как «Троил и Крессида» (1601-1602), «Все хорошо, что хорошо кончается» (1603-1603), «Мера за мера» (1604).

>28 марта 1603 умирает королева Елизавета. Английский трон переходит к Якову I, сыну казненной 28 марта 1603 умирает королева Елизавета. Английский трон переходит к Якову I, сыну казненной Марии Стюарт, наследовавшему корону Шотландии. Новый король подписывает патент, по которому принимает под свое высочайшее покровительство труппу актеров лорда-камергера. Отныне они будут именоваться «слугами его величества короля». После 1606 начинается последний период шекспировского творчества, завершившийся в 1613 его отъездом в родной Стратфорд. В это время создаются трагедии на античные сюжеты («Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский», 1607-08). За ними последовали поздние «романтические» пьесы, в числе которых «Зимняя сказка» и «Буря» (1610-12).

>

>Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь. В марте 1616 Шекспир составляет и подписывает завещание, которое впоследствии вызовет так много недоумений насчет его личности, авторства и станет поводом к тому, что назовут «шекспировским вопросом». Принято считать, что Шекспир умер в тот же день, что и родился — 23 апреля. Два дня спустя последовало погребение в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда, в метрической книге которой об этом и была сделана запись. При жизни Шекспира его произведения не были собраны. Отдельно печатались поэмы, сборник сонетов. Пьесы первоначально появлялись в так называемых «пиратских изданиях» с испорченным текстом, за которыми в виде опровержения следовало, как правило, издание, подготовленное автором. По формату эти издания носят название кварто (quarto). После смерти Шекспира усилиями его друзей-актеров Хеминга и Конделла было подготовлено первое полное издание его сочинений, включающее 36 пьес, так называемое Первое Фолио (The First Folio). Восемнадцать из них ранее вообще не печатались.

>Хроники и комедии         Шекспир начал с Хроники и комедии Шекспир начал с хроник — пьес о событиях национальной истории, закон которой обозначен им словом Время. Основные шекспировские хроники образуют два цикла по четыре пьесы (тетралогии). Первая — «Генрих VI» (три части) и «Ричард III». Вторая — «Ричард II» (1595), «Генрих IV» (две части; 1596-1598) и «Генрих V» (1599). В первой тетралогии из хаоса смуты является сильная историческая личность, стремящаяся подчинить себе Судьбу и Время, — Ричард III. Сила способна обеспечить трон, но не способна удержать его, если государь нарушает законы нравственности и превращает историю в политический спектакль. Тема второй тетралогии — становление национального государства. Хроника «Генрих IV» повествует о захвате власти Генрихом IV, родоначальником династии Ланкастеров, и о юности будущего идеального короля Генриха V. Под началом сэра Джона Фальстафа в кабаках и на большой дороге проходит школу жизни принц Генрих. Принц черпает силу у земли, у всего, что телесно и материально и что воплощает Фальстаф, шут Времени. Под смех Фальстафа со сцены сходит Средневековье с его рыцарской вольницей, воплощенной в образе Гарри Готспера, соперника принца. Своего идеального монарха Шекспир считает необходимым провести через народный смеховой фон. Однако в финале, когда принц коронован, Фальстаф изгоняется, ибо не по законам природы существует государственный порядок. В их противоречии — источник шекспировского трагизма.

>Сонеты           Наиболее вероятное время Сонеты Наиболее вероятное время создания сонетов — 1593-1600. В 1609 вышло единственное прижизненное издание с посвящением, которое и по сей день продолжает оставаться одной из шекспировских загадок. Оно было адресовано таинственному W. H.: тот ли это «прекрасный юноша», друг, к которому обращено большинство сонетов .Наиболее определенный тематический цикл в шекспировском сборнике представляют первые семнадцать сонетов. У них одна тема: пожелание прекрасному молодому человеку продолжить себя в потомстве, не забыть, сколь скоротечна земная жизнь и земная красота. Это своеобразное введение в книгу, которое могло писаться по заказу и, возможно, еще до того, как возникло личное отношение поэта к другу, исполненное восхищения и искренней любви. Поэт навсегда сохраняет дистанцию, то ли необходимую для его чувства, близкого к поклонению, то ли диктуемую социальным различием, если принять версию, что адресатом сонетов был юный аристократ (граф Саутгемптон или граф Пембрук?). Любовь дарит поэзии вдохновение, но от нее получает вечность. О силе поэзии, способной победить Время, говорится в сонетах 15, 18, 19, 55, 60, 63, 81, 101. Любви поэта сопутствует мучительное чувство от того, что друг непостоянен в своей привязанности. Это касается и его поэтических пристрастий. Появляется поэт-соперник (сонеты 76, 78, 79, 80, 82-86). Вторая часть сборника (127-154) посвящена Смуглой леди. Изменившийся тип красоты звучит вызовом традиции, восходящей к небесной любви Ф. Петрарки, противопоставлен его ангельски-белокурой донне. Шекспир подчеркивает, что, опровергая штампы петраркизма, его «милая ступает по земле» (перевод С. Маршака; сонет 130). Хотя любовь и воспета Шекспиром как незыблемая в своей ценности (сонет 116), сошедшая с небес на землю, она открыта всему несовершенству мира, его страданию, которое готова принять на себя (сонет 66).

>Трагедии        Первая подлинно шекспировская трагедия — «Ромео Трагедии Первая подлинно шекспировская трагедия — «Ромео и Джульетта» — возникла в окружении комедий и сонетов. Она сонетна по своей языковой природе, ибо ее главный герой Ромео не только говорит, но и любит еще в этой условной традиции. В любви к Джульетте ему предстоит узнать себя и столкнуться с миром. В то же время сонетное слово, пришедшее в трагедию, открыло этому жанру новые лирические возможности в изображении человека, позволившие сменить дошекспировскую риторику глубиной мысли и чувства. Без этого спустя пять лет не был бы возможен «Гамлет». Небывалая новизна и достоинство Гамлета сказались в том, что, размышляя о необходимости поступка, он взвешивает его последствия и как бы предощущает то, что можно назвать нравственной ответственностью. Побуждаемый к мщению не только призывом отца, но всей привычной логикой «трагедии мести», Гамлет не верит, что его единственный удар что-то способен восстановить в мировой гармонии, что ему в одиночку дано вправить «вывихнутый век». Катастрофично отчуждение Гамлета, нарастающее по ходу действия.

>Джон Эверетт Миллес. Офелия. 1852. Национальная галерея, Лондон. Джон Эверетт Миллес. Офелия. 1852. Национальная галерея, Лондон.

>Разлад героя с историческим Временем будет и далее трагически нарастать в шекспировских пьесах. Правда, Разлад героя с историческим Временем будет и далее трагически нарастать в шекспировских пьесах. Правда, в «великих трагедиях», написанных вслед «Гамлету», предпринимается последняя попытка эпически цельного и прекрасного героя пробиться в мир: любовью — Отелло, силой — Макбет, добром — Лир. Это не удается: Время непроницаемо для них. Более того — им и внутренне не дано противостоять разрушительному воздействию Времени. Чем более велик человек, тем страшнее совершается его падение. «Зло есть добро, добро есть зло…» (перевод Б. Пастернака) — зловещим рефреном звучит заклинание ведьм в «Макбете». Послесловием к трагедиям пишутся последние пьесы Шекспира: «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря». Первоначально их относили к комедиям. Теперь их принято называть «романтическими драмами» (romances). Повторяя ситуации трагических сюжетов, они завершаются счастливо — как будто возвращая утопическую надежду на лучшее. Магистральной идеей эпохи Возрождения была мысль о достойной личности. Время подвергло эту идею трагическому испытанию, свидетельством которого и явилось творчество Шекспира. К финалу в нем нарастает метафора бури, ибо, как в бурю, все вдруг закружилось, спуталось, потерялось. Величие и низость стали легко меняться местами. Человек, спасаясь от самого себя, подобно королю Лиру, бросился назад к природе, сорвал одежду, чтобы в неприкрытой наготе души обнаружить неизвестную прежде сложность внутреннего бытия, свою одновременно Божественную и по-звериному жестокую сущность. «Время вышло из пазов», прежнее единство распалось, замелькало множеством лиц, быть может, поражающих не героическим величием, но небывалым ранее разнообразием, которое впервые и навсегда было запечатлено в драматургии Шекспира.

>

>«Шекспировский вопрос»            «Шекспировский вопрос» Источником огорчений и сомнений для биографов Шекспира послужило его завещание. В нем говорится о домах и имуществе, о кольцах на память для друзей, но ни слова — о книгах, о рукописях. Как будто умер не великий писатель, а заурядный обыватель. Завещание стало первым поводом задать так называемый «шекспировский вопрос»: а был ли Уильям Шекспир из Стратфорда автором всех тех произведений, которые мы знаем под его именем? Вот уже сто лет находится немало сторонников отрицательного ответа: не был, не мог быть, поскольку был необразован, не путешествовал, не учился в университете. Стратфордианцами (сторонники традиционной версии) и антистратфордианцами было приведено множество остроумных доводов. Было предложено более двух десятков кандидатов в «Шекспиры». Среди наиболее популярных претендентов философ Фрэнсис Бэкон и предшественник Шекспира в деле преобразования драматического искусства, величайший из «университетских умов» Кристофер Марло. Однако в основном искали среди лиц титулованных: назывались графы Дерби, Оксфорд, Рэтленд — права последнего были поддержаны и в России. Полагали, что только присущее им образование, положение в обществе и при дворе, возможность путешествовать, открывали широкий обзор жизни, который есть в пьесах. У них могли быть причины скрывать свое настоящее имя, на которое якобы пятном позора по тогдашним представлениям легло бы ремесло драматурга.

>Поправимые ошибки, недоразумения, неузнавания лежат в основе конфликта ранних комедий. Но постепенно отношение Шекспира Поправимые ошибки, недоразумения, неузнавания лежат в основе конфликта ранних комедий. Но постепенно отношение Шекспира к легким неприхотливым перипетиям меняется. В поздних комедиях, появившихся на рубеже и в начале нового столетия (их называют серьезными, драматическими, проблемными) накапливающиеся изменения становятся очевидны. Привычно обыгрывая название одной из них («Все хорошо, что хорошо кончается», 1602-1603), говорят, что теперь у Шекспира не все хорошо, что хорошо кончается. Счастливый конец, подразумеваемый жанром комедии, перестает убеждать в том, что гармония восстановлена, ибо теперь неслучайны нарушения гармонического миропорядка. Конфликт вошел в характеры, обстоятельства. Разлад стал неотъемлемой чертой мира, в котором живут герои. Однако в пользу Шекспира свидетельствует главный аргумент: его имя при жизни появилось на десятках изданий отдельных пьес, поэм, на сборнике сонетов. О Шекспире говорили как об авторе этих произведений (почему при каждом упоминании имени следовало ожидать уточнения, что речь идет об уроженце Стратфорда, а не о ком-то еще?). Сразу после смерти Шекспира двое его друзей-актеров издали его произведения, а четыре поэта, включая величайшего из современников Шекспира его друга Бена Джонсона, восславили его. И ни разу никакие опровержения или разоблачения не последовали. Никто из современников и потомков, вплоть до конца 18 в. не усомнился в шекспировском авторстве. Можно ли предположить, что тайна, в которую должны были быть посвящены десятки людей, хранилась столь ревностно?

>А как объяснить, что драматург следующего поколения Уильям Давенант, прекрасно осведомленный в театральных делах А как объяснить, что драматург следующего поколения Уильям Давенант, прекрасно осведомленный в театральных делах и сплетнях, придумал легенду, по которой получалось, что его мать — «Смуглая леди» сонетов, а сам он — родной сын Шекспира из Стратфорда-он-Эйвон? Чем тут было гордиться? Шекспировская тайна, безусловно, существует, но это не биографическая загадка, а тайна гения, которому сопутствует то, что поэт-романтик Джон Китс назовет «негативной способностью» Шекспира, его поэтическим зрением — видеть все и ничем не обнаружить своего присутствия. Уникальная шекспировская тайна, которая принадлежит личности и времени, когда личное впервые прорезывает безличность бытия, а великий драматург, на века вперед создавший портретную галерею новой эпохи, скрывает лишь одно лицо — свое собственное. Шекспир завершает процесс создания национальной культуры и английского языка; его творчество подводит трагический итог всей эпохе европейского Возрождения. В восприятии последующих поколений складывается образ Шекспира как всеобъемлющего гения, который у истоков Нового времени создал галерею его человеческих типов и жизненных ситуаций. Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них было многократно экранизировано для кино- и телеэкрана.

>

>В 1592 году Шекспир становится членом лондонской актёрской труппы Бёрбеджа, а с 1599 года В 1592 году Шекспир становится членом лондонской актёрской труппы Бёрбеджа, а с 1599 года — также одним из пайщиков предприятия. При Якове I труппа Шекспира получила статус королевской (1603), а сам Шекспир вместе с другими старыми членами труппы — звание камердинера. В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством, а в 1605 году стал откупщиком церковной десятины. В 1612 году Шекспир вышел по неизвестным причинам в отставку и вернулся в родной Стратфорд, где жили его жена и дочери. Завещание Шекспира от 15 марта 1616-го года было подписано неразборчивым почерком, на основании чего некоторые исследователи полагают, что он был в то время серьёзно болен. 23 апреля 1616 года Шекспир скончался.

>

>Автограф Шекспира на его завещании     Спустя три дня тело Шекспира Автограф Шекспира на его завещании Спустя три дня тело Шекспира было захоронено под алтарём стратфордской церкви. На его надгробии написана эпитафия: Good frend for Iesvs sake forbeare, To digg the dvst encloased heare. Blest be ye man yt spares thes stones, And cvrst be he yt moves my bones. Друг, ради Господа, не рой Останков, взятых сей землёй; Нетронувший блажен в веках, И проклят — тронувший мой прах. (Перевод А. Величанского)

>

>Комедия ошибок (1623 г. — первое издание, 1591 — вероятный год первой постановки) Тит Комедия ошибок (1623 г. — первое издание, 1591 — вероятный год первой постановки) Тит Андроник (1594 г. — первое издание, авторство спорно) Ромео и Джульетта (1597 г. — первое издание, 1595 — вероятный год написания) Сон в летнюю ночь (1600 г. — первое издание, 1595—1596 гг. — период написания) Венецианский купец (1600 г. — первое издание, 1596 — вероятный год написания) Король Ричард III (1597 г. — первое издание) Мера за меру (1623 г. — первое издание, 26 декабря 1604 г. — первая постановка) Король Иоанн (1623 г. — первое издание подлинного текста) Генрих VI (1594 г. — первое издание) Ричард II (написание — не позднее 1595 г.) Генрих IV (1598 г. — первое издание) Бесплодные усилия любви (1598 г. — первое издание) Как вам это понравится (написание — 1599—1600 гг., 1623 г. — первое издание) Двенадцатая ночь (написание — не позже 1599, 1623 г. — первое издание) Юлий Цезарь (написание — 1599, 1623 г. — первое издание) Генрих V (1600 г. — первое издание) Много шума из ничего (1600 г. — первое издание) Виндзорские проказницы (1602 г. — первое издание) Гамлет, принц датский (1603 г. — первое издание, 1623 г. — второе издание) Всё хорошо, что хорошо кончается (написание — 1603—1604 гг., 1623 г. — первое издание) Отелло (создание — не позже 1605 г., первое издание — 1622 г.) Король Лир (26 декабря 1606 г. — первая постановка, 1608 г. — первое издание) Макбет (создание — около 1606 г., первое издание — 1623 г.) Антоний и Клеопатра (создание — 1607 г., первое издание — 1623 г.) Кориолан (1608 г. — год написания) Перикл (1609 г. — первое издание) Троил и Крессида (1609 г. — первая публикация) Буря (1 ноября 1609 г. — первая постановка, 1623 г. — первое издание) Цимбелин (написание — 1609 г., 1623 г. — первое издание) Зимняя сказка (1623 г. — единственное сохранившееся издание) Укрощение строптивой (1623 г. — первая публикация) Два веронца (1623 г. — первая публикация) Генрих VIII (1623 г. — первая публикация) Тимон Афинский (1623 г. — первая публикация) Экранизации 1908 — Антоний и Клеопатра / Antony and Cleopatra (немой фильм реж. Дж. Стюарт Блэктон и Чарльз Кент) 1908 — Укрощение строптивой / The Taming of the Shrew (немой фильм реж. Дэвид Гриффит) 1910 — Король Лир / Re Leir (короткометражный немой фильм Джероламо Ло Савьо) 1910 — Клеопатра / Cleopatra (немой, реж. Анри Андреани и Фердинан Зекка) 1911 — Сон в летнюю ночь (немой, фирма Пате) 1921 — Гамлет / Hamlet 1924 — Антоний и Клеопатра / Antony and Cleopatra (немой, реж. Брайн Фой) 1935 — Сон в летнюю ночь (мультфильм, СССР, реж. А. Бергенгрин, Эрих Вильгельм Штейгер) 1936 — Ромео и Джульетта / Romeo and Juliet (реж. Джордж Кьюкор) 1948 — Гамлет / Hamlet (реж. Лоуренс Оливье) 1948 — Макбет / Macbeth (реж. Орсон Уэллс) 1955 — Ромео и Джульетта / Romeo and Juliet (реж. Ренатто Кастелани) 1955 — Ромео и Джульетта (реж. Лев Арнштам) 1955 — Отелло (реж. Сергей Юткевич) 1955 — Двенадцатая ночь (реж. Ян Фрид) 1957 — Трон в крови (реж. Акира Куросава) 1961 — Укрощение строптивой (реж. Сергей Колосов) 1963 — Антоний и Клеопатра / Antony and Cleopatra (телефильм, реж. Райнер Вольфхардт) 1964 — Гамлет (реж. Григорий Козинцев) 1966 — Ромео и Джульетта / Romeo and Juliet (реж. Паул Циннер) 1967 — Укрощение строптивой / The Taming Of The Shrew (реж. Франко Дзеффирелли) 1968 — Ромео и Джульетта / Romeo and Juliet (реж. Ф. Дзеффирелли) 1971 — Макбет / Macbeth (реж. Роман Полански) 1971 — Король Лир (реж. Григорий Козинцев, 2 серии) 1972 — Антоний и Клеопатра / Antony and Cleopatra (реж. Чарльтон Хестон) 1973 — Много шума из ничего (реж. Самсон Самсонов) 1974 — Антоний и Клеопатра / Antony and Cleopatra (реж. Джон Скофилд по постановке Королевского Шеспировского театра) 1979 — Макбет / Macbeth (реж. Филипп Кассон) 1981 — Антоний и Клеопатра / Antony and Cleopatra (реж. Джонатан Миллер) 1983 — Король Лир 1983 — Антоний и Клеопатра / Antony and Cleopatra (реж. Лоуренс Карра) 1986 — Отелло / Otello (реж. Франко Дзеффирелли) 1990 — Гамлет / Hamlet (реж. Франко Дзеффирелли) 1996 — Ромео + Джульетта / Romeo + Juliet (реж. Баз Лурманн) 1996 — Гамлет / Hamlet 1999 — Сон в летнюю ночь/A Midsummer Nights Dream(реж. Майкл Хоффман) 2000 — Титус / Titus 2000 — Гамлет / Hamlet 2003 — Ромео & Джульетта / «Romeo & Juliet» (реж. Лилия Абаджиева) 2004 — Венецианский купец / The Merchant of Venice 2007 — Ромео х Джульетта / Romeo х Juliet (реж. Ойсаки Фумитоси) 2008 — Ричард III (телеверсия спектакля театра Сатирикон, реж. Юрий Бутусов) 2009 — Гамлет / Hamlet (постановка Royal Shakespeare Company) Анимационные фильмы 1992—1994 — Shakespeare: The Animated Tales (сериал) Музыкальный театр Маттиа Баттистини в роли Гамлета в опере Тома, 1911 год 1816 — «Отелло» (опера), композитор Дж. Россини 1830 — «Капулетти и Монтекки» (опера), композитор В. Беллини 1836 — «Запрет любви, или Послушница из Палермо» (опера), композитор Р. Вагнер 1847 — «Макбет» (опера), композитор Дж. Верди 1849 — «Виндзорские проказницы» (опера), композитор О.Николаи 1850 — «Сон в летнюю ночь» (опера), композитор А. Тома 1856 — «Фальстаф» (опера), композитор А. Адан 1862 — «Беатриче и Бенедикт» (опера), композитор Г.Берлиоз 1867 — «Ромео и Джульетта» (опера), композитор Ш. Гуно 1868 — «Гамлет» (опера), композитор А. Тома 1887 — «Отелло» (опера), композитор Дж. Верди 1889 — «Буря» (балет), композитор А. Тома 1893 — «Фальстаф» (опера), композитор Дж. Верди 1895 — «Буря» (опера), композитор З.Фибих 1910 — «Макбет» (опера), композитор Э.Блох 1924 — «Влюблённый сэр Джон» (опера), композитор Р.Воан-Уильямс 1938 — «Ромео и Джульетта» (балет), композитор С.Прокофьев 1957 — «Укрощение строптивой» (опера), композитор В. Шебалин 1960 — «Сон в летнюю ночь» (опера), композитор Б.Бриттен 1967 — «Гамлет» (опера), композитор А. Д. Мачавариани 1978 — «Лир» (опера), композитор А. Райманн 1991 — «Гамлет» (опера), композитор С.Слонимский 2001 — «Король Лир» (опера), композитор С.Слонимский

>Работу выполнил:   Ученик 7-Б класса МОУ СОШ №2 Катинский Владислав Работу выполнил: Ученик 7-Б класса МОУ СОШ №2 Катинский Владислав