Уильям Блейк (1757 – 1827) Поэт Мыслитель Гравер
uilyyam_bleyk1_.ppt
- Размер: 80.6 Мб
- Автор:
- Количество слайдов: 143
Описание презентации Уильям Блейк (1757 – 1827) Поэт Мыслитель Гравер по слайдам
Уильям Блейк (1757 – 1827) Поэт Мыслитель Гравер Живописец Мистик Визионер
«Мой мозг и моя память переполнены давними картинами, которые я создал еще тогда, когда пребывал я в Вечности, то есть до появления на Земле в своем нынешнем, смертном облике» «В одном мгновенье видеть Вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка» . Уильям Блейк. «Единственное качество рождает поэта – божественное видение» Уильям Блейк. Автопортрет. «Мои произведения больше известны на небесах, нежели на земле»
Томас Филипс. Портрет Уильяма Блейка. 1807. «Не было ни капли сомнения в том, что этот человек был сумасшедшим, но что-то такое есть в его одержимости, что интересует меня намного больше, чем разум лорда Байрона и Вальтера Скотта» . Уильям Вордсворд. Уильям Блейк в шляпе. Рисунок Джона Линнела. Друзья и меценаты Блейка, без которых он не смог бы полностью воплотить все свои замыслы: • Томас Батс – чиновник, его поклонник, постоянно покупал его картины на протяжении 30 лет. • Генри Фюзели – художник, друг Блейка. • Джон Флаксман – скульптор, меценат. • Джон Линнел – живописец, их дружба длилась 9 лет – до самой смерти Блейка. • Джордж Камберленд – поклонник творчества Блейка, один из основателей лондонской национальной галереи
Источники вдохновения Уильяма Блейка: • Готическая архитектура • Творчество Джотто, Микеланджело, Рафаэля • Гавюры Дюрера • Творчество Генриха Фюсли – друга Блейка • Священное Писание • Мистические видения • Пьесы Шекспира • «Божественная комедия» Данте • Поэмы Мильтона • Поэтическая мифология, созданная Блейком. Становление Уильяма Блейка, формирование его стиля Блейк-иллюстратор Источники сюжетов произведений Блейка
Вестминстерское аббатство. Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере. Лондон. Английская готика Опыт, полученный во время работы Блейка в Вестминстеском аббатстве, способствовал формированию у него собственного стиля и идей. Именно тогда зародилась у Блейка любовь к средневековому искусству, в то время уже вышедшему из моды.
У. Блейк. Ангелы охраняют Христа в гробнице
Плавная, извилистая линия Блейка станет отличительной чертой его стиля
Готическая скульптура У. Блейк. Притча о разумных и неразумных девах. «Греческое искусство – математика, готика – живая форма» . Уильям Блейк
Химеры готических соборов
Уильям Блейк. Хулящий Бога. Работы Микеланджело Влияние Микеланджело Работа У. Блейка. В работах Блейка можно найти смелые ракурсные решения Микеланджело и пластическую мощь его образов
У. Блейк. «Иосиф Аримафейский среди скал Альбиона» . 1773. Микеланджело. Моисей. Микеланджело. Сотворение мира.
Влияние Рафаэля Санти (1483 – 1520) Мадонна в голубой диадеме Мадонна с гвоздиками. Святое семейство Каниджиани. Блейк использовал пластические цитаты из произведений Рафаэля
Евангелист Иоанн на Патмосе. Влияние Джотто Погребение Девы Марии. Иоаким
Джошуа Рейнольдс. Автопортрет. «Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум» . Уильям Блейк. Портреты кисти Рейнольдса. Блейк и Рейнольдс – антиподы во взглядах на творчество
Г. Фюзели. Ночной кошмар. 1791. Генри Фюзели. Джон Флаксман Д. Флаксман. Кефал и Аврора Архангел Михаил Влияния на формирование Блейка-художника в Академии У. Блейк
Катарина Баучер и Уильям Блейк Вестминстерское аббатство, в котором находится памятник чете Блейков 1782 – женитьба на Кэтрин Баучер, ставшей верной спутницей его жизни
Песни невинности. 1789. Песни опыта. 1794. Песни невинности и опыта Поэтическое творчество Уильяма Блейка «Песни невинности и опыта» существуют в 28 экземплярах, и каждый из них уникален.
Традиционная техника офорта
Используя опыт древних и средневековых манускриптов, Блейк создавал «иллюминированные книги» – когда на одной пластине гравируется и текст, и иллюстрация к нему. Вместо традиционной техники глубокого офорта он использовал придуманную им новую оригинальную технику «выпуклого офорта»
Больная роза О роза, ты больна! Во мраке ночи бурной Разведал червь тайник Любви твоей пурпурной. И он туда проник, Незримый, ненасытный, И жизнь твою сгубил Своей любовью скрытной. Уильям Блейк создал не иллюстрированную книгу, а визуальное искусство с текстовым сопровождением, органично соединив текст с изображением. Иллюминированные книги Блейка – уникальное явление в истории книгопечатания.
Фронтиспис к «Песням невинности» Вступление Шел я с дудочкой сквозь лес, Шел, и весел был мой путь. Чу – дитя зовет с небес: — Поиграй мне что-нибудь! Чистый, кроткий мой напев Разбудил лесную тишь. — Дальше, дальше! Я играл, Слушал радостный малыш. — Спой теперь! И я запел, Отложив свою свирель, Как к малютке по ночам Сходит ангел в колыбель. — Песни в книгу запиши! — Так промолвил он, и вот Я один остался вновь И побрел вдоль тихих вод. И с тростинкой на песке, Строки робкие чертя, Эту книгу для тебя Написал, мое дитя.
Веселая песня Когда, заливаясь, смеется ручей И полон воздух веселых речей, Смеется роща, смеемся мы, И эхом смеющимся вторят холмы, Смеются луга зеленой травой, Смеется кузнечик, укрытый листвой, И девушки, сладкие губы раскрыв, Выводят со смехом веселый мотив, И птицы звенят, оглашая дол, И в тени накрыт с угощеньем стол — А ну-ка с нами веселья испей И хохотом, хохотом радость излей!
Лондон По вольным улицам брожу, У вольной издавна реки. На всех я лицах нахожу Печать бессилья и тоски. Мужская брань, и женский стон, И плач испуганных детей В моих ушах звучат, как звон Законом созданных цепей. Здесь трубочистов юных крики Пугают сумрачный собор, И кровь солдата-горемыки Течет на королевский двор. А от проклятий и угроз Девчонки в закоулках мрачных Чернеют капли детских слез И катафалки новобрачных. Уильям Блейк – предтеча поэта Артюра Рембо
Радость-дитя — Мне только два дня. Нет у меня Пока еще имени. — Как же тебя назову? — Радуюсь я, что живу. Радостью – так и зови меня! Радость моя – Двух только дней Радость дана мне судьбою. Глядя на радость мою, Я пою: Радость да будет с тобою!
ДИТЯ-ГОРЕ Мать в слезах. Отец взбешен. Страшный мир со всех сторон. Затаюсь, нелеп и наг, Словно дьявол в пеленах. То в руках отцовских хватких Я забьюсь в бесовских схватках, То угрюмый взор упру В мир, что мне не по нутру. Блейк воспринимал действительность в единстве всех ее противоречий: «Вот что нужно знать всегда: Слитны радость и беда, Знай об этом, и тогда Не споткнешься никогда»
Агнец, агнец Божий, Расскажи мне, кто же Дал тебе и жизнь, и кров Возле речек и лугов, Кто от холода укрыл, Тёплой шёрсткой одарил, И пожаловал, любя, Нежным голосом тебя? Кто же, мой пригожий, Сделал это, кто же? Слушай, агнец Божий: Это Агнец тоже! Имени вы одного. Агнец — так зовут его. Полон ласки, доброты, Тих и кроток, как и ты. В мир пришёл он как дитя. Агнец он, и ты, и я! Будь блажен, пригожий Агнец, агнец Божий!
Тигр! О Тигр! Ты взрыв огня, В дебрях тьмы рожденье дня. Что за мастер в мир принес Грозный строй твоих полос? Бездн каких, каких орбит Жар в зрачках твоих горит? Крыльев знак на лбу твоем — Кто дерзнул владеть огнем? Чьим рукам хватило сил Свить пружину страшных жил? Сердца стук в тиши ночей – Поступи он вторит чьей? Что за мощный молот мял Злобной ярости металл? В чьей печи, в каких цепях Зрел, калился смертный страх? Звездных копий круговерть, Слезы оросили твердь… Улыбался ли творец? Он ли Агнцу был отец? Тигр! О Тигр! Ты взрыв огня, В дебрях тьмы рожденье дня. Что за мастер в мир принес Грозный строй твоих полос? Перевод К. Бальмонта. Стихотворение Блейка «Тигр» — одна из вершин всей английской литературы
Тигр, о тигр, светло горящий В глубине полночной чащи, Кем задуман огневой Соразмерный образ твой? В небесах или глубинах Тлел огонь очей звериных? Где таился он века? Чья нашла его рука? Что за мастер, полный силы, Свил твои тугие жилы И почувствовал меж рук Сердца первый тяжкий звук? Что за горн пред ним пылал? Что за млат тебя ковал? Кто впервые сжал клещами Гневный мозг, метавший пламя? А когда весь купол звездный Оросился влагой слезной, — Улыбнулся ль наконец Делу рук своих творец? Неужели та же сила, Та же мощная ладонь И ягненка сотворила, И тебя, ночной огонь? Тигр, о тигр, светло горящий В глубине полночной чащи! Чьей бессмертною рукой Создан грозный образ твой ? Перевод С. Маршака. Франц Марк. Тигр. 1912.
«Пророческие книги» (1790 — 1796) «Бракосочетание Рая и Ада» «Видение дочерей Альбиона» «Книга Уризена» «Книга Лоса» «Европа» «Тель» Бракосочетание Рая и Ада. Книга Уризена. 1794. Бракосочетание Неба и Ада
Уризен -Демиург. Уильям Блейк создал свою оригинальную мифологию, в сюжетах и образах которой воплотил свои представления о духовных возможностях и судьбе человека, о его связи с богом и миром
Лос рождает Уризенна
Великий архитектор. 1794. Демиург Уризен, молящийся перед созданным им миром. (Книга Лоса )
Лос. Книга Уризена. В мифологии Блейка Лос –божество Хаоса, символ вдохновения, оппонент Уризена
Америка. Пророчество. 1795. Европа. Пророчество. 1795.
Из Книги «Европа» .
Лос. 1804 -1820. Илл. к поэме «Иерусалим»
Пословицы Блейка «Бог существует и действует только в людях» «Способность удивляться и восхищаться – первая ступенька к познанию, тогда как скептицизм и насмешливость – первый шаг к деградации» «Трудности мобилизуют, успехи расслабляют» «Довольствуйся разумом, что дал тебе Бог, и не пытайся казаться умнее» «Тот, кто может и бездействует, хуже того, кто не может, но пытается что-то сделать» «Лишь слабости другим прощая, Предстанешь пред вратами рая» «Будь всегда прямодушен, и избавишься от псевдо-друзей» «Если тебя не любит дурак, считай это комплиментом» «Когда с горой столкнется человек, тогда творит он славные дела, А коль в покое проживет свой век, то в жизни не оставит и следа» «Ты не поймешь, что такое достаточно, пока не станет более, чем достаточно»
Исаак Ньютон. Серия «Большие цветные гравюры» . 1795 (12 листов).
Исаак Ньютон. Живей, Вольтер! Смелей, Руссо! Песчинка каждая – алмаз, Придумал атом Демокрит, Бушуй, бумажная гроза! Когда в ней блещет луч небес… Ньютон разъял на части свет… Вернется по ветру песок, Насмешники! Для ваших глаз Песчаный смерч Науки спит, Что нам швыряете в глаза. Нет в нашей Библии чудес! Когда мы слушаем Завет.
Навуходоносор. 1795 – 1805. « По прошествии 12 месяцев, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказал: — Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия? — Тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями ; травою будут кормить тебя, как волка, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» Библия, Книга пророка Даниила
Элохим создает Адама. 1795. Это лучшая из больших цветных гравюр Блейка.
Микеланджело. Сотворение Адама.
Элохим создает Адама. Сатана торжествует над Евой. Илл. к поэме Мильтона «Потерянный рай»
Адам перед судом Бога
Геката. 1795. (Энитармон)
Геката. 1795. (Энитармон)
Геката. 1795.
Иллюстрации к пьесам Шекспира Сон в летнюю ночь
Сострадание. 1794. И жалость, как младенец обнаженный, Чтоб ветер утонул в слезах. Мне волю Верхом на вихре, или херувим, Пришпорить нечем, кроме честолюбья, Несущийся на скакуне воздушном, Которое, вскочив, валится наземь чрез седло Повеет страшной вестью в каждый глаз, Шекспир. «Макбет»
Поединок ангелов добра и зла за душу младенца «Деятельное зло порой более полезно, чем бездеятельное добро» . Уильям Блейк.
Танец Альбиона (День радости). 1796. Гигант Альбион – древний человек, который жил на территории Великобритании и который своим именем дал название туманному Альбиону. Тема свободы человеческого духа – важней 1 шая тема многих произведений Блейка.
Хулящий Бога Библейские серии (50 акварелей и 50 темперных работ, выполненных по заказу Томаса Батса)
Моисей и горящий куст
Лестница Иакова. 1800.
Эдвард Берн-Джонс. Золотые ступни.
Творение Евы
Искушение Евы
Адам и Ева находят тело Авеля.
Большой красный дракон и жена-солнце. 1810. «И явилось на небе великое знамение – жена, облаченная в солнце ; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения» . (12 -я глава «Откровения» )
Великий красный дракон. 1810 Эта работа Блейка Используется в фильме «Красный дракон» (по одноименному роману-детективу Томаса Харриса)
Большой красный дракон и чудовище из моря.
Число зверя есть 666. Пришествие Антихриста.
Архангел Михаил, связывающий сатану. Иллюстрация к «Откровению» Иоанна Богослова.
Давид, извлекаемый из вод многих.
Ангел Откровени. я 1803 —
Вавилонская блудница ( 17 глава книги «Откровения» ) Символ лжецеркви и отступившего от церкви человечества
Чума
Уильям Блейк. Благовестие пастухам Петровский П. С. Явление ангела пастухам. 1839. Иллюстрации к Новому Завету
Бегство в Египет
Крещение
Сатана искушает Христа превратить камни в хлеб
Третье искушение Христа
Преображение
Уличенная в прелюбодеянии.
Воины делят одежду Христа
Распятие Положение во гроб.
Ангелы охраняют Христа в гробнице. Ангелы открывают гробницу
Воскресение Ангелы прислуживают Христу
Иллюстрации к поэме «Мильтон» (1808) Гений поэзии спускается к Блэйку.
Иерусалим На этот горный склон крутой Ступала ль ангела нога? И знал ли агнец наш святой Зелёной Англии луга? Светил ли сквозь туман и дым Нам лик господний с вышины? И был ли здесь Ерусалим Меж тёмных фабрик сатаны? Где верный меч, копье и щит, Где стрелы молний для меня? Пусть туча грозная примчит Мне колесницу из огня. Мой дух в борьбе несокрушим, Незримый меч всегда со мной. Мы возведём Ерусалим В зелёной Англии родной. Из Вступления к поэме «Мильтон» Фронтиспис к поэме «Мильтон» Это стихотворение, положенное на музыку в 1916 г. Хьюбертом Пэрри, стало вторым (неофициальным) гимном Великобритании. Это стихотворение основано на мнении, что Иисус сопровождал Иосифа Аримафейского в монастырь Гластонбери в Великобритании
Иллюстрации к поэме «Иерусалим»
Иллюстрации к поэме «Иерусалим»
Иллюстрации к поэме «Иерусалим»
Чосер. «Кентерберийские пилигримы» . 1810 «Конь» . Иллюстрация к «Балладам» Уильяма Хэйли. 18051811 – 1817 годы – «темный период» биографии Блейка, относительно которого почти не сохранилось фактов и свидетельств 1818 – знакомство с Джоном Линнелом, художником, преклонявшимся перед Блейком, ставшим его покровителем будущим заказчиком иллюстраций к «Божественной комедии» Данте.
Иллюстрации к поэме Мильтона «Потерянный рай» . 1807 -1808. Мильтон был любимым поэтом Блейка. Блейк создал три акварельные серии иллюстраций э этой поэме
Искушение и грехопадение Евы
Спаситель
Сатана призывает мятежных ангелов
Сатана, Грех и Смерть.
Ад
Радость Меланхолия. Аллегории Блейка
Река жизни
Море времени и пространства.
«Неоплатонизм можно сравнить с подземной рекой, текущей через всю европейскую историю, бьющей время от времени родниками и фонтанами ; и где бы ни появился этот плодородный источник, там оживает мысль воображения и мы видим период великого искусства и поэзии» . Кэтрин Рейн « Свободный от того, что было мертвым грузом, И водоворотов бури, сковывавших душу, По грозному океану жизни ты добрался до того берега, Где штормы утихают, где перемены больше не навредят. И, пробившись через его глубины с помощью кипучего разума, Ты миновал черный поток и оставил низкую душу позади» . Плотин. III век.
Призрак ничтожества. 1825 Голова духа блохи «Картина «Призрак Блохи» для меня является работой на грани возвышенного и смешного» . Из беседы с Джоном Варлеем.
Головы призраков — это серия карандашных рисунков Уильяма Блейка, выполненных после 1818 года по просьбе и в присутствии Джона Варли, художника-акварелиста и астролога.
Иов и его семья. Иов с семьей. Иллюстрации Блейка к библейской «Книге Иова»
Лот с дочерьми. Темпера. 1800.
Сатана перед троном Господним
Сыновья и дочери Иова погубленные Сатаной.
Вестник сообщает Иову о его беде.
Утешители Иова
Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу.
Сатана поражает Иова язвами.
Друзья Иова порицают его
Гнев Елиуя
Отчаяние Иова. «На что он дает страдальцу свет и жизнь, тому, кто душой удручен, кто хочет смерти, и нет ее? …Чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады, но пришла смута»
Господь отвечал Иову из бури.
При общем ликовании утренних звезд.
Бегемот и левиафан.
Падение Сатаны.
Сатана отходящий от лица Господня, и Иов, творящий милостыню.
Возвращение и процветаниие семьи Иова.
Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте (1827) Данте и Вергилий у врат ада. 102 акварели ( 72 – Ад, 20 — Чистилище, 10 – Рай)
«Дав руку мне, чтоб я не знал сомнений, И обернув ко мне спокойный лик, Он ввел меня в таинственные сени» .
Харон и души, собирающиеся пересечь реку Ахерон «А бес Харон сзывает стаю грешных, Вращая взор, как уголья в золе, И гонит их и бьет веслом неспешных» .
Минос, назначающий грешникам степень наказания
Цербер
Царь Капаней
Зачинщики раздора. Пророк Магомет.
Гневные. Стигийское болото » Ад», песнь 7 И я увидел, долгий взгляд вперяя, Людей, погрязших в омуте реки; Была свирепа их толпа нагая. Они дрались, не только в две руки, Но головой, и грудью, и ногами, Друг друга норовя изгрызть в клочки.
Ванни Фуччи показывает кукиши Богу
Круг 7 -й, второй пояс. Гарпии в лесу смерти.
Змея атакует Буозо Донати – виновника многих убийств и грабежей
Эфиальт-бывший предводитель гигантов и гиганты
Симония Папы. 1827.
Воры, мучимые змеями
Второй круг. Смерч влюбленных (Паоло и Франческо). 1827.
Антей, опускающий Данте и Вергилия в последний круг ада
«Чистилище», песнь 9 Мы, наконец, Чистилище узрели: Вот и кругом идущая скала, А вот и самый вход, подобный щели.
«Чистилище», песнь 29 и 30. Встреча Данте и Беатриче.
Дух сокрушает крепость Чтобы сделать цветок, нужна работа веков Одной мыслью можно заполнить бескрайность Для усовершенствования дороги выравнивают, Но кривые дороги без усовершенствования – дороги Гениев Смерть человека – это лишь шаг в бессмертие