Писаренко, Дворянкина . удмурты.pptx
- Количество слайдов: 27
Удмурты Выполнили: Дворянкина Дарья, Писаренко Данил истб 1201
Происхождение этноса Удму рты — финно-угорский народ, проживающий в Удмуртской Республике, а также в соседних регионах. Говорят на русском и удмуртском языках финноугорской группы уральской семьи. (460, 9 тыс. чел. ) Флаг Удмуртской республики Герб Удмуртской республики
Происхождение этноса Удмурты – потомки коренного населения Волго-Камья, которое связывается с ананьинской археологической культурой (8 -3 вв. до н. э. ). От ананьинской линию этногенеза удмуртов исследователи проводят через пьяноборскую, поломскую и азелинскую культуры к чепецкой (9 -15 вв. ), носителями которой были уже собственно удмурты. В русских источниках удмурты упоминаются с 14 в. под названием арян, арских людей, а также вотяков (отяков), до этого видимо они входили в собирательное название «пермь» . В состав Русского государства северные удмурты вошли в конце 15 в. , а южные – в сер. 16 в. после присоединения Казанского ханства. В 1920 г. была создана Вотская автономная область. В 1932 г. она переименовывается в Удмуртскую АО, которая в 1934 г. была преобразована в автономную республику, с 1991 г. ее название – Удмуртская Республика. Среди удмуртов в качестве особой этнической группы выделяются бессермяне, они имеют некоторые особенности в материальной культуре и языке, испытавшем влияние татарского языка.
Появление на территории поволжья Ананьинская культура Бронзовый век Локализация: Поволжье Датировка: VIII-III вв до н. э.
История расселения Первоначальное расселение по берегам реки Вятки
История расселения В состав Русского государства вошли с присоединением Казанского ханства
История расселения В 1920 г. была создана Вотская автономная область. В 1932 г. она переименовывается в Удмуртскую АО, которая в 1934 г. была преобразована в автономную республику, с 1991 г. ее название – Удмуртская Республика.
История расселения Большая часть удмуртов проживает в Республике Удмуртия, где по переписи СССР 1989 г. их насчитывалось 497 тыс. чел (30, 9% населения). Удмурты живут также в Татарии (25 тыс. чел. ), Башкирии (24 тыс. чел. ), Марийской Республике (2, 5 тыс. чел. ), а также Пермской (33 тыс. чел. ), Кировской (28 тыс. чел. ), Свердловской (24 тыс. чел. ) и других областях РФ.
Основные центры › Ижевск › Глазов › Камбарка › Можга › Сарапул › Воткинск
Основные центры Ижевск
Основные центры Глазов
Основные центры Сарапул
Основные центры Камбарка
Основные центры Можга
Основные центры Воткинск
Народная культура Крестьянские жилища были очень тесны. Изба служила также и мастерской, где изготовляли и ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь. Зимой в избе содержались мелкий скот и домашняя птица
Важную функцию в жилом комплексе выполняла клеть. Обычно они были двухэтажными. Здесь же хранились одежда и инвентарь, связанный с женским трудом. Женщины здесь были полновластными хозяйками.
Разнообразием отличались головные уборы. Девушки обычно носили платки и налобные повязки, сочетавшиеся с головным полотенцем. Украшения южных удмурток состояли из серебряных изделий, разнообразных жетонов, накладок, подвесок; широко были распространены шейные украшения и чересплечные повязки, браслеты, серьги, У девушек - накосники.
Одежда удмуртов, как северных, так и южных, различалась по возрасту, семейному положению, по функциональному назначению
На всем протяжении феодального периода в удмуртских общинах полновесно и активно функционировал один из традиционных общественных институтов - крестьянская взаимопомощь
Общественный характер носило в деревне и проведение досуга. Население общины делилось на половозрастные группы, каждая из которых проводила досуг по-своему
Древнейшим божеством удмуртов, сохранившимся ещё со времён финно-угорского единства, является Инмар, бог неба. Помимо Инмара существовало несколько других верховных божеств — Кылдысин, Куазь, Инву, причём зачастую непонятно, идёт ли речь об эпитетах одного бога (Инмара) или об отдельных божествах. Поиск главного божества удмуртов вряд ли может завершиться успехом — его просто не существовало. Лишь под влиянием ислама и христианства на первый план выходит Инмар, который практически сливается с христианским Богом. По мнению Н. Г. Первухина, верховная триада божеств удмуртов (Инмар, Кылдысин и Куазь) соответствует тройственному делению мира (небо, воздушное пространство и земля), и некоторые современные исследователи поддерживают данную точку зрения.
В удмуртской мифологии весьма многочисленны низшие духи: вумурт — водяной, гидмурт — дух хлева, нюлэсмурт — дух леса, тӧлпери — дух ветра, коркамурт — домовой, ягпери — дух бора, лудмурт — дух луга и поля, и др. Весьма многочисленны были и враждебные человеку существа, приносящие вред, несчастья и болезни. В древности, по преданиям удмуртов, на земле жили великаны — алангасары и
Основой календарнопраздничной системы удмуртов является юлиански й календарь с кругом православных праздников.
Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает лирическое песенное творчество.
Развиты были ремёсла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке).
Литература Энциклопедия «Народы и религии мира» . М. , 1998. Энциклопедия «Мифы народов мира» в 2 томах. Народы России, энциклопедия, под ред. В. А. Тишкова, М. , 1994. Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества "Общественная Польза", 3 декабря 1877, ст. 141 Коробейников А. В. , Волкова Л. А. Историк удмуртской земли Н. Г. Первухин. (Вятское краеведение XIX в. ) ISBN 978 -5 -7029 -0374 -3 Садиков Р. Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (история и современные тенденции развития). Уфа: Центр этнологических исследований УНЦ РАН, 2008. Статья «Удмурты» // Народы России. Атлас культур и религий. — М. : Дизайн, Информация. Картография, 2010. — 320 с
Писаренко, Дворянкина . удмурты.pptx