Учебный курс: «Культурология» Автор презентации лекции
Учебный курс: «Культурология» Автор презентации лекции Марченко Антонина Павловна, доцент, канд. филос. наук, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Культурология ТЕМА: Место культурологии в системе знаний
План: 1. Культурология в системе гуманитарного знания • Культурология и гуманитаризация образования • Возникновение культурологии как самостоятельной отрасли знания 2. Сущность культуры • Понятие культуры 3. Функции культуры 4. Культурология как научная дисциплина • Концепции культурологии • Структура культурологического знания • Методы культурологических исследований
Культурология и гуманитаризация образования • Культурное пространство обладает множеством измерений. Разнохарактерные типы творчества и духовной жизни, предметы, образы, идеи и живые личности вступают друг с другом в сложные и непредвиденные отношения. Как ориентироваться в этом «море» взаимосвязей? В этом помогает пришедшая сравнительно недавно в российские вузы новая дисциплина – культурология, которая является одной из ведущих дисциплин социогуманитарного цикла. Проблемы, которые изучаются в рамках культурологии, может быть, и обсуждались ранее другими науками, но не ставились в центр исследования. • Культурология – это «место встречи» представителей разных наук. Она облегчает взаимопонимание и служит утверждению в обществе идеалов добра, красоты, гармонии, гуманизма, поиску новых, отвечающих духу времени подходов в изучении общественных процессов.
Культурология и гуманитаризация образования Статус культурологии в современном образовательном процессе обусловлен следующими факторами: • История мировой культуры, рисуя образ единого человечества, соответствует пафосу возрождения интереса к гуманитарным ценностям • Современная культурология вынуждена восполнять отсутствующее классическое гуманитарное образование, без которого представить себе мировую и, в первую очередь, культурную европейскую традицию невозможно. • Изучение культурологии как теории и истории культуры является фундаментом всего гуманитарного образования.
Возникновение культурологии как самостоятельной отрасли знания Культура как специфический предмет изучения стала приковывать к себе интерес философов и историков лишь с ХVIII в. Именно в то время, начиная с сочинений Д. Вико «Основания новой науки об общей природе наций» , И. Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» , трех «Критик…» И. Канта, культурологических конструкций Шеллинга, Гегеля, Конта, осмысливается целостность творимого человеком мира.
Возникновение культурологии как самостоятельной отрасли знания Однако только в ХХ в. появляются попытки реализации все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой не сводим к объектам философского и других подходов к этому феномену, были заложены в работах американского ученого-антрополога Лесли Уайта (1900 -1975). Он понял необходимость обнаружить за номинальным единством, фиксируемым понятием «культура» , реальное единство бесконечного разнообразия разных культур, связать абстрактно-теоретическое (философское) осмысление культуры с богатым и постепенно растущим материалом о ее конкретных проявлениях в жизни разных стран и народов.
Сущность культуры Понятие культуры Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых. Но это говорит скорее о многозначности его смыслов, чем об изученности самого феномена культуры. Под культурой понимают: • правила поведения, умение следовать им, воспитанность и образованность (обыденное сознание); • «возделывание» , «обрабатывание» , прежде всего – разведение растений или животных, уход за ними(античность); • мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта, обработанная, «очеловеченная» , «окультивированная» природа ; • деятельность человека, методы и правила, по которым осуществляется эта деятельность; • степень человеческого в человеке (Ф. Шиллер); • стиль жизни народа (Ф. Ницше); • предельное обобщение всего (А. Лосев)
Понятие культуры • Таким образом, культура – • это совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным; • это «возделанная» среда обитания людей посредством специфически человеческих способов и технологий деятельности; • это мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенных системой отношений, опытом совместной жизнедеятельности; • мир особых нормативных порядков, ценностей, образов сознания и ментальности, мир символических обозначений для фиксации и трансляции социально- значимой информации; • мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение регулируется не только и не столько биологическими, сколько социальными потребностями и интересами и т. д.
Функции культуры Как технология деятельности (без учета временного фактора) культура выполняет следующие С учетом фактора времени функции: важнейшая функция культуры: • преобразовательная; • функция трансляции • историческая социального опыта; преемственность, • регулятивная (нормативная); передача (трансляция) • познавательная социальной (гносеологическая); наследственности из • ценностная; поколения в поколение. • коммуникативная функция.
Культурология как научная дисциплина Основные понятия: Предмет познания – то, что хочет узнать исследователь, направляя свое познавательное внимание на объект. Метод познания – совокупность приемов и операций познания и практической деятельности, способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного метода определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность. Объект познания – то, на что направлено индивидуальное или общественное внимание. В методологии - то, что подвергается исследованию. Структура - система отношений между элементами. Структура представляет собой инвариант, охватывающий множество сходных или разных явлений – вариантов.
Сущность культуры Основные концепции культуры Существует множество подходов, по-разному понимающих культуру. Аксиологический (ценностный) подход заключается в В деятельностном подходе выделении той сферы бытия культура выступает человека, которую можно специфическим способом человеческой назвать миром ценностей. жизнедеятельности, Именно к этому миру воплощающим родовой Жданов Ю. А. (1919 -2006) применимо понятие культуры. способ бытия человека в мире (Давидович, Жданов). При гуманитарном подходе внимание акцентируется на совершенствовании При социологическом человека как духовно-нравственного подходе культура трактуется субъекта культуры. как социальный институт. Давидович В. Е. (1922 -2009) Функциональный подход рассматривает культуру с точки зрения ее функций в социуме. Существуют, например, представления об игровой функции культуры (Хейзинга). Хейзингa Йохан(1872 – 1945)
Сущность культуры Основные концепции культуры При семиотическом подходе культура рассматривается как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через социокод , закрепленную в системе знаков совокупность деятельностных схем (М. Петров). Леви-Стросс Клод (р. 1908 -2009) При структуралистском подходе культура рассматривается как совокупность структур – носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность (брак, семья, обычаи, тексты, символы и т. п. ), но без учета М. К. Петров личностного фактора (К. Леви- Стросс). (1923 -1987)
Концепции культурологии • Первый подход рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре. • Второй подход представляет культурологию как раздел дисциплин, изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени. • Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.
Структура культурологического знания По специфическим целям исследования, предметным областям и уровням познания выделяются определенные элементы культурологии как системы знаний. В рамках фундаментальной культурологии к таким элементам относятся: • Философия культуры • Психология культуры • Историческая • Филологическая культурология культурология • Культурная антропология • Структурно-семиотические • Социальная антропология исследования
Методы культурологических исследований Метод культурологического познания зависит от решения основных задач:
Методы культурологических исследований Общенаучные методы: Исторический метод Логический метод Культурология использует все методы социогуманитарного познания: Диалектический метод Системный метод Аналитический метод Структурно-функциональный метод Типологический метод Используются различные методы, в зависимости от концептуального подхода: Культурантропологический метод Семиотический метод Герменевтический метод Биографический метод
Методы культурологических исследований Определенная трансформация дисциплинарных методов, применяемых в культурологических исследованиях, обусловлена невозможностью разделения в них объекта и субъекта анализа. Первым обратил внимание на эту специфику М. Вебер. С его точки зрения, науки об обществе и о культуре должны использоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Понимание – метод, исходящий из особенностей культурологии как «науки о духе» , в которой познание направлено не на выявление причинных зависимостей и общих законов происходящего, а на осмысление индивидом собственной жизни. Если природу мы объясняем, то душевную жизнь – понимаем. Поэтому интуицию также можно рассматривать в качестве метода Макс Вебер (1864 -1892) культурологических исследований.
Культурология в системе гуманитарного знания Основные понятия: Гуманитаризация – процесс увеличения доли гуманитарного знания в образовании с целью воспитания личности с гуманистическим мировоззрением. Технократизм – теоретическая концепция или идеология, отводящая ведущие роли в жизни общества технике как основе современного промышленного производства и техническим специалистам. Сциентизм - термин, обозначающий взгляды людей, которые чрезмерно преувеличивают роль науки в культуре и обществе в целом, а также в целом мировоззрение, основанное на вере в практически безграничные возможности науки. Культура – способ созидательной деятельности общественного человека, надприродный способ накопления и передачи опыта, процесс оценивания и осмысления; то, что выделяет человека из внешнего мира и открывает путь самобытного развития. Природа – в культурологическом аспекте - весь окружающий нас мир вне деятельности человека и ее продуктов.
Основные понятия: Сущность – совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего. Культура – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Морфология культуры - раздел культурологии, предметом изучения которого являются типичные формы культуры, характеризующий ее внутреннее «строение» как целостность.
ВЫВОДЫ: • Существует множество определений культуры и масса подходов к ее изучению. Но в одном все эти подходы и определения единодушны: культура – сфера человеческого бытия. Именно это и является сущностью культуры. • Можно выделить бесконечное множество функций культуры, но все они объединяются в синтезирующей функции. Синтезирующая функция культуры – человекотворческая, в ней находят свое выражение все перечисленные функции.
Выводы: Культурное состояние требует усвоения гуманитарных традиций прошлого, в котором культура как особая символическая реальность помещена в человеческое пространство, отличное от природного и социального. Очевидно, что культурология не просто сводит воедино и классифицирует бесчисленные дефиниции своего главного понятия – «культура» , но и объединяет разнообразные подходы в гуманизации научного поиска. Гуманистическое знание есть культивирование человека. Ни одна другая отрасль современной науки не охватывает столь широкое разнообразие человеческих проявлений. Таким образом самые далекие от нас человеческие сообщества легко вводятся в пределы планетарного «мы» . Широкое понимание предмета, задач и программы культурологических исследований требует вовлечения в научный оборот обширного, разностороннего материала из многих областей и сфер социального творчества, но главным полем исследования в этой синтетической области знания должны стать образ мысли, образ жизни, образ деятельности этнических групп, народов как субъектов истории. Их реконструкция – наряду с дешифровкой знаковых систем есть, поэтому, и задача, и содержание культурологии как теоретической науки, не сводимой к иллюстративности и описательству, предполагающий теоретический тип формулирования, постановки и решения проблем.
Выводы: В центре внимания культурологии находится (-ятся): общие теоретические проблемы культуры Для культурологии характерно структурирование культуры на обыденную и… специализированную, т. к. По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры – обыденную и специализированную. Обыденная культура связана с повседневной практической жизнью людей. Основные знания обыденной культуры усваиваются в процессе общего воспитания и повседневных социальных контактов. В то же время в процессе исторического развития, в результате разделения труда, стали выделяться специализированные профессии, для которых было необходимо специальное образование. Это привело к формированию специализированной Главной научной проблемой культурологии является вопрос о … • сущности культуры и ее социальных функциях культуры
Выводы: К основным задачам культурологии относятся … • определение места и роли человека в культурных процессах • разработка категориального аппарата, методов и средств изучения • исследование развития отдельных культур • изучение генезиса культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре • наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций Но не относятся … исследование закономерности психической деятельности; исследование социальной структуры различных человеческих коллективов
Выводы: Генезис отечественной культурологии в 90 -х гг. XX века связан с • обострением культурных конфликтов Одной из функций социальных институтов культуры является … • регулирование общественного поведения А может быть • идеологический контроль? • политическое регулирование? Появление новой гуманитарной научной дисциплины – всегда ответ сообщества ученых на потребность общества. Последняя возникает тогда, когда какая-нибудь сторона человеческого мира становится проблемной, выходит из-под общественного контроля, порождает новые конфликты, разрастается до непривычных, угрожающих размеров. (Лейбович, О. Л. Учебный комплекс по культурологии. Гриф «Рекомендовано Научно-методическим Советом по культурологии Минобр РФ для высших учебных заведений в качестве учебного пособия по дисциплине «Культурология»
Прикладное значение культурологии связано с тем, что она исследует … • повседневные практики людей
А также Возникновение культурологии в целом во многом связано с открытием … • многокультурности мира, т. к. Существует мнение, что культурология как наука могла возникнуть только тогда, когда была открыта многокультурность мира и создались предпосылки сравнительно-культурного подхода. Ни одна культура не может быть понята только «изнутри» , без сравнения и сопоставления с другими. Это дает возможность получить объективное обобщение и постичь законы культурных процессов. Культурология : учеб. / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М. : Высшее образование, 2005. – С. 15.
Выводы: Культурология исследует ____ аспект человеческой деятельности • социально-консолидирующий • ценностно-смысловой • нормативно-регулятивный, т. к. Формы и способы объединения и взаимодействия людей в их совместной целенаправленной жизненной активности, то есть структурно-функциональный аспект жизнедеятельности, исследуют социологические науки. Культурологические науки анализируют консолидирующие нормативно- регулятивные, ценностно-смысловые, знаково-коммуникативные, а также социально-воспроизводящие аспекты коллективного бытия как необходимые условия образования и функционирования устойчивых социальных общностей – народов. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов : учеб. пособие / А. Я. Флиер. – М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2002. – С. 35– 36.
Выводы: Культурология исследует культуру. Составными элементами культуры являются: • ценности, нормы, средства деятельности, модели поведения Почему не • музыкальное, изобразительное и театральное искусство? • природа, общество, цивилизация? • музеи, галереи, выставки, театры? И поэтому Прикладное значение культурологии связано с тем, что она исследует … • повседневные практики людей
Выводы: Функционирование культуры, само ее существование обеспечивается постоянно действующими … • социальными институтами, т. к. Функционирование культуры, само ее существование обеспечивается постоянно действующими социальными институтами, такими, например, как семья, устойчивые социальные группы, сплоченные общностью профессиональных или деловых интересов и увлечениями, учреждения образования и воспитания, государство, религиозные структуры, бизнес, рынок и др. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М. : Высшее образование, 2008. – С. 58.
Выводы Функцией социальных институтов культуры являются … • воспроизведение форм культурной деятельности • передача информации • консервация культурных феноменов • и не является … консервация общественной системы • Т. к. Функциями социальных институтов культуры являются: обеспечение и налаживание коммуникаций; консервация культурно-значимых регламентов, феноменов, форм культурной деятельности, их сохранение и репродуцирование. Культура не могла бы развиваться, если бы не имела возможности хранить и передавать накопленный опыт – тем самым обеспечивается преемственность в развитии культурных традиций. Культурология: учеб. / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М. : Высшее образование; 2005. – С. 187.
Выводы: Пересечение культурологии и философии культуры обусловлено тем, что … • культурная жизнь является частью общей исторической картины Культура определенным образом попадает в круг исторического знания. Имеется два основных аспекта пересечения этих наук. Во-первых, исторический подход распространяется на сферу культурной жизнедеятельности человека, которая не может быть выделена из общей исторической картины общества. В свою очередь многие фундаментальные выводы истории невозможны без учета процессов, происходящих в сфере культуры. Во-вторых, культурное развитие человека делает его все более значимым фактором исторического процесса, обеспечивая наполнение истории гуманистическим содержанием и смыслом. Культурология : учеб. / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М. : Высшее образование, 2005. – С. 54.
Выводы: В отличие от культурной антропологии культурология … • использует методы исследования, возникшие в обществоведении Тематическая область исторической культурологии включает в себя … • преемственность культурных форм Адаптационная функция культуры предполагает … • конструирование моделей поведения
Выводы: Место культурологии в современном гуманитарном знании определяется … • влиянием ее методов и выводов на социологию, историю, экономику
Выводы: Совокупность культурных форм, исторически сложившихся в практике и сознании определенной человеческой общности, называется … • культурной системой, т. к. Культурная система – это совокупность культурных форм, исторически сложившихся в практике и сознании определенной человеческой общности. По сути дела, культурная система представляет собой конкретно-историческую культуру какого-либо народа, сословия, конфессии и т. п. Культурные системы являются не просто суммой случайных культурных форм, они высоко упорядочены, организационно и информационно взаимосвязаны между собой. Садохин А. П. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2 -изд. , перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 140– 141.
Рекомендуемая литература: • Гуревич П. С. Культурология. М, Знание, 1996 , р. 1. • Культурология. Ред. Драч Г. В. , Ростов-Дон, Феникс, 2007, р. 1. 3. 4. • Культурология. Ред. Драч Г. В. , Москва, Альфа-М, 2006, р. 3. 1. • Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М. : Высшее образование, 2005 (2004 - 2008). • Мамардашвили М. Наука и культура http: //www. philosophy. ru/library/mmk/science. html • Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М. , 1983. • Межуев В. М. Культура и история. М. , 1977. • Межуев В. М. Идея культуры. М. , 2012. • Флиер, А. Я. Культурология для культурологов : учеб. пособие / А. Я. Флиер. – М. : Академический проект;
Рекомендуемая литература: • Актуальные проблемы культуры XX в. / Под ред. В. И. Добрынина. М. , 1993. • Барулин В. С. Социальная философия. Общество как мир культуры. Часть П. Глава XIII. М. , 1993. • Библер В. Г. От наукоучения к логике культуры. М. , 1991. • Давидович В. Е. , Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н/Д, 1979. • Ильенков Э. В. Философия и культура. М. , 1991. • Культурология / Под ред. В. И. Добрынина. М. , 1993. • Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. • Коган Л. Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1993. • Крымский С. Б. , Парахонский B. C. , Мейзерский В. М. Эпистемология культуры. Киев, 1993. • Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М. , 1992. • Мир философии. Книга для чтения. Культура как общественное явление. Раздел VII. М. , 1991. • Ерасов Б. С. Социальная культурология. М. , 1996. • Кармин А. С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб. , 1997. • Морфология культуры. Структура и динамика / F. A. Аванесова, В. Г. Бабакова, Э. В. Быков. М. : Наука, 1994. • Пелипенко А. А. , Яковенко И. Г. Культура как система. М. , 1998.
Спасибо за внимание! Автор презентаций лекций по курсу «Культурология» - Марченко Антонина Павловна, доцент, канд. филос. наук, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Место культ_в системе знаний c prorab.ppt
- Количество слайдов: 38