Творчество Леонардо.ppt
- Количество слайдов: 46
Творчество Леонардо Да Винчи автопортрет. , 1514 г.
В одном из каменных домов городка Винчи, расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452 года родился, пожалуй самый многогранный гений Возрождения - Леонардо! В своем творчестве он хочет познать тайны и силы природы, подчас зловещие, смертоносные. Через полное познание природы хочет стать ее властителем. В своих поисках он преодолевает отвращение и страх. Страсть к фантастическому характерна для Леонардо да Винчи – от отроческих лет и до самой смерти. И когда эта мощь наполняла все его существо, он творил великие дела. «Звезда Вифлеема»
Леонардо - ученик Андре Вероккио. Сначала Верроккьо, доверял молодому Леонардо рисовать некоторые незначительные детали в своих произведениях. Предположительно, именно в «Крещении Христа» он впервые разрешил ему написать одну из фигур. Маленький, одетый в голубое ангел, по существу известил Флоренцию о том что появился новый гений. Верроккьо, по рассказу Джорджо Ваззари, был ошеломлен, так как столкнулся с явлением, пришедшим из будущего ренессансной художественной культуры.
1470 – 1472 обучение в мастерской Андре Верроккьо. 1472 – 1482 находится при дворе Флорентийского герцога Лоренцо Медичи. 1482 – 1489 первый Миланский период: находится при дворе Миланского герцога Лодовико Моро. Пишет «Трактат о живописи» . С 1499 года, покинув Милан, переезжает с места на года место (Флоренция, Рим, возвращается в Милан) С 1617 года находится во Франции при дворе короля Франциска I.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Благовещение это первое произведение, полностью написанное Леонардо, которое датируется приблизительно 1472 годом. Многие критики сомневаются в авторстве Леонардо из-за неуклюжей композиции и вымученной перспективы картины! но если учитывать, что автору на тот момент было 20 -21 год, то это можно рассматривать как чудо, что такой шедевр написан с первой попытки! Картину дорисовывали другие руки: крылья архангела, к примеру, были гротескно увеличены. Драпировка фигур очень близка драпировке ангела из «Крещения» Верроккьо. На переднем плане цветы нарисованы не для того чтобы служить красивым орнаментом, заполняющим пространство; они даны как живая масса, полная энергии, как часть вселенской жизни. Так в Италиии в те времена мог писать только молодой Леонардо.
Уже первый флорентийский период деятельности Леонардо, после окончания учения у Верроккио, отмечен его попытками проявить свои дарования на многих поприщах: архитектурные чертежи, проект канала, соединяющего Пизу с Флоренцией, рисунки мельниц, сукновальных машин и снарядов, приводимых в движение силою воды. К этому же периоду относится его маленькая картина «Мадонна с цветком» . Когда Леонардо писал ее, ему было двадцать шесть лет. К этому времени художник обрел уже совершенное мастерство в великом искусстве живописи, которое он ставил выше всех прочих. «Мадонна с цветком» – это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишен какой-либо святости. Перед нами всего лишь юная мать, играющая со своим ребенком. Вечная прелесть и поэзия материнства. В этом бесконечное очарование картины.
Мадонна с цветком. 1473.
Мадонна с цветком. 1473. Мадонна Бенуа. 1478. Мадонна Литта. 1485.
Все три Мадонны пренадлежат к раннему периоду творчества Леонардо. «Мадонна с цветком» , возможно, была написана Леонардо, когда ее учился в мастерской Верроккио. «Мадонна Литта» , очевидно, была привезена в Милан незаконченной. А начата в 1480 году. Глядя на эскизы к ней, можно сделать вывод, что Леонардо, скорее всего сделал постановку фигур, закончил голову Мадонны и полность написал некоторые части тела младенца.
Модель конного памятника Франческо Сфорцо.
Грандиозный скульптурный проект Леонардо, сделанный им для Лодовико Моро, потребовал от него почти 16 лет работы с перерывами. Хотя от глиняной модели высотой около восьми метров не осталось и следа, сохранилось множество эскизов «Коня» , включая те которые ныне составляют собственность Британской короны. Рисунки выполнены серебряным карандашом –орудием чрезвычайно точным, которое Леонард использовал с изяществом и по новому
ЛУВР ЛОНДОН Первый вариант показывает, насколько полно тридцатиоднолетний художник усвоил все, что мог почерпнуть в искусстве Кватроченто, и как он перерос его. Второй вариант, созданный через 25 лет после первого, относится к периоду, когда Леонардо тал первым и признанным мастером Выого Возрождения
С. Боттичелли. Благовещение.
На первом живописном портрете Леонардо изображена Джиневра де Бенчи Портрет выполнен в 1474 году, когда Леонардо было 22 года. Уже в этом возрасте он был увлечен техникой чиароскуро: на портрете контрастны области света и тени
В период своего пребывания в Милане Леонардо создал «Портрет музыканта» . В моделировке лица чувствуется большая тонкость и тщательность. Особенно это касается света, падающего на лицо под определенным углом. Очевидно, Леонардо интересовало только лицо: остальные части картины не закончены…
Дама с горностаем. 1483. Портрет Цецилии Галлерани, Галлерани возлюбленной Лодовико Моро, выполненный Леонардо, представляет ее с горностаем одной из эмблем рода Сфорца - на руках. Так картина позднее была частично переписана, авторство ее вызывало сомнения, однако рука Леонардо безошибочно узнается по изогнутой позе зверька
Работая над алтарной картиной «Поклонение волхвов» , Леонардо сильно изменил свою первоначальную концепцию Поклонение волхвов, 1481 -1482 гг.
«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРИЯ» 1. Св. Иаков старший. Этюд. 14951497. 2. Иуда. Этюд. 1495 -1497. 3. Эскиз к «Тайной вечерии» . 14951497. 4. Св. Матфей или св. Варфоломей. Этюд. 1495 -1497. 5. Апостол (возможно святой Петр). Этюд. 1495 -1497. 1 2 3 4 5
Эскиз драпировки женской фигуры 1477. Одна из замечательных эскизов драпировки. Которые Леонардо усердно и во множестве создавал перед тем, как приступить к самой картине. Выполнен серебряным карандашом и пробелкой. Это типичный образец рисунка задрапированной фигуры.
«Тайная вечеря» неоспоримо превосходит произведения на эту тему, написанные с XVI по XX век, как в религиозном, так и психологическом отношении. Сохранение шедевра Леонардо всегда считалось одной из самых трудных задач, с которой когда-либо сталкивались специалисты по реставрации. «Тайную вечерю» переписывали, реставрировали и бросали на произвол судьбы несчетное количество раз.
Д. Браманте. Монастырь Санта Мария делла Грацие в Милане.
Трапезная монастыря. Фреска «Тайная вечеря» окончена в 1498 году. Размер 4, 6 х 8, 8 (м). Занимает всю торцевую стену. Драматична была история бытования произведения. Уже через несколько лет после завершения она подверглась разрушению ввиду того, что Леонардо экспериментировал с химическим составом красок. В 16 веке на торцевой стене пробили дверной проём, нарушив целостность композиции. Ещё позже, помещение трапезной превратили в сарай, где хранилось сено. Особенно сильно фреска пострадала во время пожара в период Второй мировой войны. В 1945 году применён метод консервации.
Две работы Леонардо, одна из которых выполнена в начале, а другая в конце того периода. Когда его занимала тема Мадонны с младенцем и св. Анной, показывает сколько ума и чувства он вложил в эту композицию. Первый вариант имеет классическую вертикальную композицию, близкую к греческим канонам красоты. (но геометрические элементы появлялись у Леонардо в качестве изучения) Приблизительно через 10 лет он изменил композицию на пирамидальную, со сложными извилистыми линиями что полностью соответствовало его инстинктивному ощущению Картон Бурлингтонского дома, Англия 1499 г. Св. Анна с Марией и младенцем Христом, Париж, Лувр, 1500 -1510 г
м о н а л и з а
Мона Лиза Джоконда. 1503.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе» . Эта воздушная перспектива лучшая по исполнению. Однако прежде взгляд зрителя останавливается на лице изображенной дамы. «Эта красота, к которой стремится изболевшаяся душа, весь опыт мира собраны здесь и воплощены в форму женщины»
Рисунок Питера Пауля Рубенса, воспроизводящий центральную часть утраченной батальной сцены Леонардо. 1605. Эскиз к «Битве при Ангиари» . 1503. Голова кричащего человека и профиль. Сама роспись «Битва пр Ангиаре» была выполнена в Зале Пятисот палаццо Сеньории во Флоренции.
Незаконченное полотно Леонардо «Святой Иероним» повторяет одну из его излюбленных тем, соответствие эмоций у человека и зверя. Редко замечаемая деталь: Странное архитектурное включение в трещине между скалами в правом верхнем углу намекает на материальный мир, от которого святой отрекся.
Стремление объять весь мир
Рисунок долины Арно, сделанный Леонардо, зеркальная надпись которого гласит: « День Св. Марии в снегах, 5 августа 1473 года» , - это первое произведение эпохи Возрождения, полностью посвящённое пейзажу.
«Цыганский барон» Уродливые лица особенно привлекали Леонардо: он изображал их е карикатурно, без всякой иронии. Для него они представляли собой как бы оборотную сторону красоты, достойного такого же внимания, как и она сама
Работа Леонардо, относящаяся к годам его ученичества, - тщательно прописанный портрет воина. Мужество и женственность-два полюса натуры Леонардо- видны в периодически повторяемых им рисунках двух обращенных друг к другу голов. Часто это старый, но, по-видимому, некогда могущественный человек и мальчик с нежными чертами лица.
Всю свою жизнь Леонардо любовался движением воды. Нередко он сочетал свою любовь к вод с осуществлением полезных целей, но в конце жизни зачарованность водой, казалось, временами захватывала его полностью. Он сделал странные, устрашающие рисунки, изобразив потоп, который, по его предсказанию, однажды смоет с лица земли людей и все их творения, и тогда наступит конец света. Потоп. 1514 -1516.
Одно из самых знаменитых рисунков Леонардо - плод в чреве матери. Ошибочный в некоторых деталях. В других особенно в изображении положения плода и пуповины. -он совершенно точен и выполнен настолько профессионально. Что и в наши дни используется в качестве иллюстрации в медицинских учебниках Зарисовки водных образований. 1507. Сверху вода, огибающая препятствия, внизу вода льющаяся в бассейн. Современная замедленная съемка обнаруживает завихрения, которые художник уловил невооруженным взглядом и детально изобразил.
© Л. И. Евтушенко. 2013. преподаватель кафедры ДПИ ЧГАКИ Презентация выполнена с участием Н. Степановой, студентки группы 405 РХ ОЗО хореографического факультета