Технология программирование в среде Delphi_4.ppt
- Количество слайдов: 31
Технология программирование в среде Delphi Проект приложения. Файлы Delphi для приложения
Проект Delphi состоит из форм, модулей, установок параметров проекта, его ресурсов (битовые файлы, пиктограммы) и т. д. На этапе проектирования Delphi| создает совокупность файлов, из которых и состоит приложение. Результате проектирования приложения, разработанного в Delphi, является ЕХЕфайл для выполнения в среде Windows. Он формируется на базе проекта приложения. Один проект соответствует одному приложению.
В состав проекта входят следующие файлы: файл проекта (расширение. DPR Delphi PRoject); в проекте приложения он единственный; описания всех форм, входящих в проект; каждая форма проекта имеет файл формы (расширение DFM - от Delphi For. M); модули форм (расширение PAS); файл создается автоматически для каждой мы проекта;
В состав проекта входят следующие файлы: с параметрами проекта (расширение DOF от Delphi Options File); с описаниями ресурсов (расширение RES, от Delphi Component RESource). Кроме перечисленных, могут быть созданы файлы с расширением '. ~*' (например, . ~DP, . ~PA, . -DF); они являются резервными копиями (. DPR, . PAS, . DFM), аналогами файлов с расширениями '. bak' системы Borland Pascal. Файлы с расширением DSK сохраняют конфигурацию рабочей среды приложения, если установлен режим автоматического сохранения с помощью команды ToolsEnvironment. OptionsPreferencesAutuosave optionsProject desktop.
Файл проекта является главной частью приложения Пример текста файла проекта для приложения, имеющего одну форму: program Project 1; Uses Forms, Main in 'MAIN. PAS' Form 1; $R *. RES begin Application. Initialize; Application. Create. Form(TForm 1, Form 1); Application. Run; end.
Файл формы (DFM-файл) создается автоматически для каждой формы проекта; он представляет свойства формы и всех компонентов, расположенных на ней: внешний вид, размеры, местоположение на экране и пр. ; в нем также фиксируются связи между событиями и обработчиками событий. Например, для формы Form 1 создается ассоциированный с нею файл Form 1. dfm
Пример текста файла формы object Form 1: TForm 1 Left =192 Top = 107 Width = 544 Height = 375 Caption = 'Form 1' Color = cl. Btn. Face Font. Charset = DEFAULT_CHARSET Font. Color = cl. Window. Text Font. Height = -11 Font. Name = 'MS Sans Serif Font. Style = [] Old. Create. Order = False Pixels. Perlnch = 96 Text. Height = 13 object Button 1: TButton Left = 208 Top = 24 Width = 75 Height = 25 Caption = ' Buttonl' Tab. Order = 0 On. Click = Button 1 Click end
Файл модуля (*. PAS) создается автоматически при добавлении новой формы По умолчанию в проекте есть только один файл - модуль основной формы. Проект может содержать и более одной формы; в файле модуля отражены объявления всех компонентов формы и тексты процедур реализации реакции на события от ее компонентов; по умолчанию имя файла модуля основной формы Form 1. pas
Файл модуля Кроме модулей в составе форм к проекту можно присоединить модули (*. PAS), не связанные с какой-либо формой. Это может быть текст на языке Object Pascal автономного модуля. В нем можно разместить константы, переменные, подпрограммы, общие для нескольких проектов или со специфической обработкой данных пользователя (массивов или баз данных). Для подключения модуля его имя (например, my_unit. pas) надо указать в операторе uses того модуля, из которого используются средства подключенного модуля
Форму (. DFM) и соответствующий ей модуль (. PAS) можно воспринимать как различные представления одного и того же явления. Форма отображает внешний вид окна и его управляющих элементов. Модуль содержит тексты на Object Pascal, которые реализуют реакцию приложения на определенные действия пользователя приложения. Файл с ресурсами в бинарном формате содержит пиктограмму программы и другие внешние ресурсы, например, растровые изображения. Файл с параметрами проекта (DOF) - это текстовый файл, который содержит список опций и установок, определенных с помощью команды ProjectOptions. Файлы создаваемого проекта можно проверить на соответствие синтаксису с помощью команды ProjectSyntax Check Projectl. По результатам его выполнения создаются файлы с именем формы и расширением DCU.
По результатам компиляции проекта создается файл с расширением ЕХЕ. Назначение файлов. DCU (от Delphi Compiled Unit) откомпилированный модуль Delphi; он содержит объектный код соответствующего Pas - файла модуля; DCU- файлы используются для создания ЕХЕ - файла проекта на этапе компоновки. . ЕХЕ - исполняемый файл приложения; он может запускаться из Windows как самостоятельная программа: из ее Диспетчера файлов или Диспетчера программ, если не используются библиотеки, содержащиеся в DLL и пр.
Назначение файлов. DLL - файл создается, если в проекте есть собственная библиотека DLL (Dynamic Linked Library). -. WMF, . BMP, . ICO - файлы изображений или графические файлы; используются в приложениях для придания им привлекательного и дружественного пользовательского интерфейса. Файлы DOF и DCU можно удалить по завершении отладки проекта.
Основные концепции проектирования приложения и интерфейса пользователя
Основные концепции проектирования приложения и интерфейса пользователя определяются требованиями пользователя и основными принципами их организации, которые Microsoft считает важнейшими. Для пользователя одним из принципиальных преимуществ работы с Windows является то, что большинство имеющихся приложений выглядят и ведут себя сходным образом. Фирма Microsoft выдвинула концепции для программного обеспечения Windows, в которых акцент перемещен с освоения нюансов пользовательского интерфейса на то, чтобы пользователь как можно скорее смог продуктивно применять приложение.
Графический интерфейс пользователя (Graphical User Interface - GUI) это тип экранного представления, при котором пользователь может выбирать команды, запускать задачи и просматривать списки файлов, указывая на визуальные обозначения (пиктограммы), пункты меню или на органы управления, показанные на экране. Действия могут выполняться с помощью мыши или нажатием клавиш на клавиатуре.
Требования пользователя к GUI: 1. Управляемость Пользователь должен управлять всем, что происходит на экране: инициировать все операции, а не приспосабливаться к капризам приложения; для этого приложение должно быть как можно более интерактивным: быстро откликаться на команды и информировать пользователя о том, что происходит в ней в данное время, например, с помощью соответствующих сообщений.
2. Обратная связь от приложения к пользователю; если пользователь вызвал какое-либо действие, которое требует определенного промежутка времени, система должна сообщить о том, что действие производится; сообщение должно быть ближе к тому месту экрана, где размещены органы управления, с которыми тает пользователь.
3. Непосредственность приложения должны быть визуально понятными; «рисунок стоит тысячи слов» = «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» ; многим| особенно занятым в бизнесе, привычнее работать с «папками» , «документами» чем с «директориями» и «файлами» , поэтому лучше использовать объекты с именами, близкими области деятельности пользователя.
4. Единообразие приложения должны представлять данные и взаимодействовать с пользователем единообразно, например, по стилю работы приложения должны быть похожими на Windows, использовать для одних и тех же действий в разных формах одни и те же горячие клавиши.
5. Предупредительность пользователь должен иметь возможность экспериментировать с приложением, и при попытке сделать что-либо недопустимое система должна предупредить пользователя об этом и не допустить действий, направленных на разрушение данных или работоспособности системы; для опытных пользователей система предупреждения может быть сокращена самим пользователем.
6. Эстетика приложение должно иметь приятный для пользователя вид: форму, шрифт, цветовую гамму.
7. Простота приложение должно быть простым в освоении и применении; для этого необходимо соблюсти баланс (меру) между простотой и перегруженностью интерфейса в формировании подсказок, сообщений и предупреждений
6 основных принципов организации Наглядность и последовательность визуальных компонентов. Структурность и сбалансированность определяют, как информация распределена между окнами и в каждом окне. Взаимоотношение элементов экрана должно быть отражено визуально: взаимосвязанные органы управления должны быть размещены в непосредственной близости друг от друга.
6 основных принципов организации Сфокусированность и акценты; должна быть центральная тема, которой подчинена композиция экрана; акцентирование означает выделение ключевых органов управления (формой, цветом). Информационная иерархия; надо определить, какая информация должна быть отображена на основном экране и какая - отображаться по мере необходимости. Единство и интеграция; разработанное приложение должно хорошо вписываться в процесс функционирования организации, для которой оно разработано.
Проектирование интерфейса приложения выбор модели управления окнами; проектирование экрана; планирование компонентов на экране.
2 модели управления окнами: С однооконным интерфейсом (SDI Single Document Interface - одного докумен| та, пример - Delphi). С многооконным интерфейсом (MDI Multiple Document Interface, пример. Word). 1 В однооконном интерфейсе может быть ряд окон, но все они взаимно- независимы. В многооконном имеется первичное окно и ряд дочерних окон. MDI - интерфейсы используются реже однооконных; они сложнее в разработке и применении.
При проектировании экрана надо определить: пиктограммы приложения; количество, типы и тексты заголовков окон; порядок открытия и закрытия окон; типы и состав меню; назначение и состав органов управления приложением; типы и состав компонентов для ввода данных;
При проектировании экрана надо определить: тип и состав компонентов для просмотра и редактирования данных; тип и состав панелей инструментов; типы и состав помощи для обучения и оперативной помощи (подсказок); типы и состав индикаторов процесса выполнения приложения.
Модальное диалоговое окно должно быть закрыто для продолжения работы с приложением. Немодальное окно дает возможность обратиться к другим окнам приложения до завершения работы с ним. Возможности открытия и закрытия окон определяются и тем, может ли окно иметь и сохранить установки его параметров после закрытия, если эти установки определяет пользователь (размер, цвет, положение).
Состав меню и количество уровней подменю должны быть выбраны с учетом его простоты и удобства. Меню может быть основное, выпадающее (подменю) и всплывающее (контекстное). Основное расположено в верхней части окна. Оно может иметь пункты, которые вызывают выпадающие меню (подменю). От правой кнопки мыши можно вызвать всплывающее меню - с основными, наиболее ходовыми командами основного меню, или применимые к текущему объекту. Меню могут иметь средства для изменения состояния команд (доступно - недоступно) в процессе выполнения приложения.
Органами управления могут быть различные типы кнопок, радиокнопки, индикаторы и панели с кнопками и инструментами. В качестве компонентов для ввода данных используются окна и списки редактирования текстов. Для просмотра и редактирования - окна со списками и комбинированные списки, позволяющие просмотр и редактирование текстов. В качестве индикаторов процесса выполнения приложения могут быть в простейшем случае метки или индикаторы процессов в виде линейки с отображением хода процесса выполнения и показом процента выполненной обработки данных.