Скачать презентацию Технологии программирования Структурный подход Программы структуры Скачать презентацию Технологии программирования Структурный подход Программы структуры

Технологии программирования.pptx

  • Количество слайдов: 42

Технологии программирования (Структурный подход) Технологии программирования (Структурный подход)

Программы = структуры данных + алгоритмы Программы = структуры данных + алгоритмы

Этапы решения задачи на ЭВМ. Работа по решению любой задачи с использованием компьютера делится Этапы решения задачи на ЭВМ. Работа по решению любой задачи с использованием компьютера делится на следующие этапы: 1. Постановка задачи. 2. Формализация задачи. 3. Построение алгоритма. 4. Составление программы на языке программирования. 5. Отладка и тестирование программы. 6. Проведение расчетов и анализ полученных результатов. Часто эту последовательность называют технологической цепочкой решения задачи на ЭВМ.

1. На этапе постановки задачи должно быть четко сформулировано, что дано и что требуется 1. На этапе постановки задачи должно быть четко сформулировано, что дано и что требуется найти. Здесь очень важно определить полный набор исходных данных, необходимых для получения решения. 2. Второй этап — формализация задачи. Здесь чаще всего задача переводится на язык математических формул, уравнений, отношений. На данном этапе по результатам анализа условия задачи выбирают математические абстракции, адекватно, т. е. с требуемой точностью и полнотой, представляющие исходные данные и результаты, строят математическую модель задачи и определяют метод преобразования исходных данных в результат (метод решения задачи).

Например, при решении квадратного уравнения исходными данными являются коэффициенты а, Ь, с; результатами — Например, при решении квадратного уравнения исходными данными являются коэффициенты а, Ь, с; результатами — корни уравнения х1, х2; промежуточными данными — дискриминант уравнения D = Ь 2 — 4 ас. Метод решения –

3. Третий этап — построение алгоритма. Опытные программисты часто сразу пишут программы на языках, 3. Третий этап — построение алгоритма. Опытные программисты часто сразу пишут программы на языках, не прибегая к каким-либо специальным способам описания алгоритмов (блок-схемам, псевдокодам). Однако в учебных целях полезно использовать эти средства (блок-схемы, псевдокоды), а затем переводить полученный алгоритм на язык программирования. Первые три этапа предусматривают работу без компьютера.

начало a, b, c-коэффициенты квадратного уравнения x 1, x 2 – корни квадратного уравнения начало a, b, c-коэффициенты квадратного уравнения x 1, x 2 – корни квадратного уравнения Ввод а, b, c D=b 2 -4 ac D>0 Да Вывод x 1=(-b+ D)/(2 a) x 2=(-b- D)/(2 a) Нет D>0 Да Вывод x 1=x 2=-b/(2 a) конец Нет Вывод x 1=-b/(2 a)+i D/(2 a) x 2=-b/(2 a)-i D/(2 a)

Чтобы построить универсальный алгоритм, сначала требуется тщательно проанализировать математическое содержание задачи. Чтобы построить универсальный алгоритм, сначала требуется тщательно проанализировать математическое содержание задачи.

Этот же алгоритм на алгоритмическом языке: алг корни квадратного уравнения вещ а, Ь, с, Этот же алгоритм на алгоритмическом языке: алг корни квадратного уравнения вещ а, Ь, с, d, x l , х2 нач ввод а, Ь, с если а=0 то если Ь=0 то если с=0 то вывод «Любое х — решение» иначе вывод «Нет решений» KB иначе х: =-с/Ь вывод X KB иначе d: =b 2 -4 ac если d<0 то вывод «Нет вещественных корней» иначе xl: =(-b+Vd )/(2 а) ; х2 : = (-b- Vd ) / (2 а) вывод «xl=» , xl, «х2=» , х2 KB KB кон

4. Дальше следует собственно программирование на определенном языке, в определенной системе программирования. 5. Отладка 4. Дальше следует собственно программирование на определенном языке, в определенной системе программирования. 5. Отладка и тестирование программы 6. Последний (шестой) этап — это использование уже разработанной программы в практических целях. Таким образом, программист должен обладать следующими знаниями и навыками: • уметь строить алгоритмы; • знать языки программирования; • уметь работать в соответствующей системе программирования.

Для успешного освоения программирования необходимо усвоить следующее правило: всякая величина занимает свое определенное место Для успешного освоения программирования необходимо усвоить следующее правило: всякая величина занимает свое определенное место в памяти ЭВМ (иногда говорят — ячейку памяти). У всякой величины имеются три основных свойства: адрес, значение и тип. На уровне команд процессора величина идентифицируется при помощи адреса ячейки памяти, в которой она хранится. В алгоритмах и языках программирования величины делятся на константы и переменные. Константа — неизменная величина, и в алгоритме она представляется собственным значением, например: 15, 34. 7, k, true и т. д. Переменные величины могут изменять свои значения в ходе выполнения программы и представляются символическими именами — идентификаторами, например: X, S 2, cod 15. Каждому идентификатору транслятор сопоставляет адрес ячейки памяти.

Тип данного. В каждом языке программирования существует своя концепция типов данных, своя система типов. Тип данного. В каждом языке программирования существует своя концепция типов данных, своя система типов. Тем не менее в любой язык входит минимально необходимый набор основных типов данных, к которому относятся: целый, вещественный, логический и символьный типы. С типом величины связаны три ее характеристики: • множество допустимых значений, • множество допустимых операций, • форма внутреннего представления.

ЭВМ — исполнитель алгоритмов. Как известно, всякий алгоритм (программа) составляется для конкретного исполнителя в ЭВМ — исполнитель алгоритмов. Как известно, всякий алгоритм (программа) составляется для конкретного исполнителя в рамках его системы команд. Исполнителем является комплекс ЭВМ + Система программирования (СП).

Независимо от того, на каком языке программирования будет написана программа, алгоритм решения любой задачи Независимо от того, на каком языке программирования будет написана программа, алгоритм решения любой задачи на ЭВМ может быть составлен из команд: • присваивания; • ввода; • вывода; • обращения к вспомогательному алгоритму; • цикла; • ветвления. Для описания алгоритмов в дальнейшем мы будем использовать блок-схемы и учебный алгоритмический язык.

Логическое проектирование Программы = структуры данных + алгоритмы В теории программирования доказано, что для Логическое проектирование Программы = структуры данных + алгоритмы В теории программирования доказано, что для записи любого сколь угодно сложного алгоритма достаточно трех базовых структур: • следование - обозначает последовательное выполнение действий (рис. 1. 2, а); • ветвление - соответствует выбору одного из двух вариантов действий (рис. 1. 2, 6); • цикл «Пока» - определяет повторение действий, пока не будет нарушено условие, выполнение которого проверяется в начале цикла (рис. 1. 2, в).

Помимо базовых структур используют три дополнительные структуры, производные от базовых: • выбор - выбор Помимо базовых структур используют три дополнительные структуры, производные от базовых: • выбор - выбор одного варианта из нескольких в зависимости от значения некоторой величины (рис. 1. 3, а); • цикл «до» - повторение некоторых действий до выполнения заданного условия, проверка которого осуществляется после выполнения действий в цикле (рис. 1. 3, в); • цикл с заданным числом повторений {счетный цикл) – повторение некоторых действий указанное число раз (рис. 1. 3, д).

На рис. 1. 3, б, г и е показано, как каждая из дополнительных структур На рис. 1. 3, б, г и е показано, как каждая из дополнительных структур может быть реализована через базовые структуры.

 • См. Структурное программирование • См. Структурное программирование