Тема лекции Природа как объект философского рассмотрения План

Скачать презентацию Тема лекции Природа как объект философского рассмотрения План Скачать презентацию Тема лекции Природа как объект философского рассмотрения План

lektsia_3_priroda.ppt

  • Размер: 742.0 Кб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 9

Описание презентации Тема лекции Природа как объект философского рассмотрения План по слайдам

Тема лекции Природа как объект философского рассмотрения План 1 Понятие природы. Философия природы Тема лекции Природа как объект философского рассмотрения План 1 Понятие природы. Философия природы и ее проблемное поле. 2 Основные культурологические модели отношения человека к природе.

   Понятие природы в широком смысле обозначает весь мир в целом (как Понятие природы в широком смысле обозначает весь мир в целом (как бесконечное многообразие его конкретных проявлений). Эквивалентными понятиями является Вселенная, Универсум, бытие, материя. В узком смысле слова под природой понимается естественная среда, окружающая человека. В философии истоки понятия «природа» связывают с древнегреческим термином «фюсис» , имеющий целый спектр значений: — органическое произрастание; — рост и выросшее в процессе этого роста; — процесс, рассматриваемый в целом; — всякая сущность вообще… (Аристотель).

  В Новое время природа обозначается латинским термином « natura » » (натура), В Новое время природа обозначается латинским термином « natura » » (натура), используемый в таких смыслах как мир, миропорядок, Вселенная и др. Природа становится объектом естествознания. Современное понятие природы содержит в сжатом виде все предыдущие смыслы и определяется как «совокупность всего существующего» (в широком смысле). Понятие «природная среда» (природа) не тождественно с понятием «географическая среда» , «окружающая среда» , «естественная среда» . Географическая среда – это та часть природы, с которой общество непосредственно контактирует на данном историческом этапе.

   В настоящее время вместо понятия «географическая среда» употребляется понятие «окружающая среда» В настоящее время вместо понятия «географическая среда» употребляется понятие «окружающая среда» , которая подразделяется на естественную (географическую) и искусственную. Естественная окружающая среда – материальная система, существующая вне и независимо от человека (поверхность Земли, её недра, мировой океан, околоземное воздушное пространство, часть Солнечной системы). В естественной среде обитания К. Маркс выделил: естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т. д. ); естественные богатства, являющиеся предметом труда (уголь, нефть, природный газ, энергия ветра, вода и т. д. ). Искусственная среда обитания человека ( «вторая природа» ) (К. Маркс «неорганическое тело цивилизации» ) – это то, что создается в результате материально – преобразующей деятельности, включает не только созданные человеком предметы, но и процесс возделывания человеком живых организмов.

  Базисные принципы современной философии природы:   1) Процветание любых форм жизни Базисные принципы современной философии природы: 1) Процветание любых форм жизни на земле ценно само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека. 2) Их богатство и разнообразие способствует реализации их ценностей. 3) Люди не обладают правом на снижение природного разнообразия, за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей. 4) Современное вторжение человека в нечеловеческий мир ухудшает состояние и того, и другого. 5) Необходимо изменить политику и повлиять на базисные экономические, технологические, идеологические структуры социума. Философия природы исследует отношения человека к природе, опираясь на онтологические, психологические, экологические принципы, учитывающие внутреннюю ценность человека и природы как единого целого.

Основные культурологические модели отношения человека и природы 1)1)  Мифологическая (господство природы над человеком).Основные культурологические модели отношения человека и природы 1)1) Мифологическая (господство природы над человеком). а) Идея единства человека со всем сущим. Человек понимал свое взаимодействие с природой как диалог с неким живым существом, где природа выступает ведущей стороной, а человек – прилежным учеником. (Природа – храм, природа – объект созерцания). б) Персонификация природных процессов. в) Природно-космический Универсум признавался гармоничным и совершенным, преобразование которого было под запретом. Человеческая активность направлена была на собственный мир (Даосский принцип «у–вэй» – невмешательство в протекание природных процессов).

2)2)  Научно-техническая  (власть человека над   природой). а) Высшей ценностью объявляется2)2) Научно-техническая (власть человека над природой). а) Высшей ценностью объявляется человек. Идеал деятельностного, активного предназначения человека (эпоха Ренессанса). б) Утилитарно-прагматическое отношение человека к природе как бездонной кладовой. «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (И. Тургенев). 3) 3) Философско-гуманистическая (гармония человека и природы). а) Идея равнозначности, равноправия, гармонии человека и природы.

б)б)  Концепция коэволюции природы и общества, базирующейся на принципах достижения оптимального соотношения интересовб)б) Концепция коэволюции природы и общества, базирующейся на принципах достижения оптимального соотношения интересов социума и биосферы, учёта объективных требований природы в рамках человеческой деятельности. Впервые с этой концепцией выступил Н. Тимофеев-Ресовский (1968 г. ). в) Принцип «благоговения перед жизнью» (нем. мыслитель А. Швейцер, требующий нравственного совершенствования как индивидуума, так и общества). г) Концепция этосферы. Этосфера – область бытия, основанная на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Её носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

Зарегистрируйтесь, чтобы просмотреть полный документ!
РЕГИСТРАЦИЯ