Тема лекции Познавательная деятельность и её основные формы

Скачать презентацию Тема лекции Познавательная деятельность и её основные формы Скачать презентацию Тема лекции Познавательная деятельность и её основные формы

lektsia_8_poznavatelnaya_deyatelnost.ppt

  • Размер: 685.0 Кб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 18

Описание презентации Тема лекции Познавательная деятельность и её основные формы по слайдам

Тема лекции Познавательная деятельность и её основные формы 1 Гносеология: предмет, основные принципы, Тема лекции Познавательная деятельность и её основные формы 1 Гносеология: предмет, основные принципы, проблемы. Познание как предмет философии. 2 Структура познавательного процесса. Диалектика чувственного и рационального. 3 Проблема истины в современной философии. 4 Практика. Роль практики в процессе познания.

Гносеология: предмет, основные принципы,  проблемы. Познание как предмет философии   Предмет философскойГносеология: предмет, основные принципы, проблемы. Познание как предмет философии Предмет философской теории познания – гносеология. . Термин « гносеология » происходит от греческого « gnosis » – знание и « logos » – учение, понятие – « учение о знании » . Гносеология есть специализированное учение о сущности познавательной деятельности, ее предпосылках, условиях адекватности, закономерностях познавательного процесса. Задача гносеологии – дать целостную картину, свободную от деталей картину познания. Гносеология является фрагментом когнитивистики – – всеохватывающей рефлективной сферы, исследующей весь спектр ментальных структур и феноменов в различных и всевозможных ракурсах. Когнитивистику как пласт интеллектуальных знаний образуют психология, формальная, диалектическая логика, медицина (в особенности психиатрия, физиология, нейрофизиология, нейроформакология), этнология, кибернетика, социология, культурология, языкознание, антропология.

    Эпистемология – теория научного познания.  Эпистемология как специальная часть Эпистемология – теория научного познания. Эпистемология как специальная часть в рамках теории познания исследует особенности и методы научного познания, структуру и формы. Формы познания: 1) мифологическое; 2) религиозное; 3) философское; 4) научное; 5) вненаучное познание. Мифологическое познание представляет фантастически- художественное постижение реальности. Религиозное познание – вера в сверхъестественное, божественное начало мира.

    Философское познание стремится к рациональному осмыслению мира в его целостности Философское познание стремится к рациональному осмыслению мира в его целостности и единстве, места человека в этом мире. Художественное познание – это эстетическое отношение человека к миру. Научное познание представляет собой специфическую познавательную деятельность, направленную на получение истинного результата. Цель науки состоит в раскрытии внутренней природы, сущности предметов и явлений, законов их функционирования и развития. Вненаучное знание включает различные специализированные виды знания, качественно отличные от науки. К вненаучному относят также знание, которое не соответствует стандартным нормам научности (алхимия, имеющая традицию тысячелетнего существования, теология, натурфилософия, астрология, парапсихология).

Основные проблемы гносеологии: 1. Проблема познаваемости мира, которую можно сформулировать в форме известного вопроса:Основные проблемы гносеологии: 1. Проблема познаваемости мира, которую можно сформулировать в форме известного вопроса: «Познаваем ли мир? » 2. Проблема конструирования знания. 3. Проблема субъекта и объекта познания. 4. Проблема структуры познавательного процесса. 5. Проблема взаимоотношения чувственного и рационального. 6. Проблема истины и ее критериев.

Проблема познаваемости мира 1)1)  Гносеологический оптимизм ( ( гностицизм ). Мир познаваем неПроблема познаваемости мира 1)1) Гносеологический оптимизм ( ( гностицизм ). Мир познаваем не только феноменально – на уровне поверхности, но и по существу. Границ познавательного не существует, человек в принципе может иметь верные сведения о любом явлении действительности. 2) 2) Скептицизм (от греческого «скептикос» – рассматривающий, исследующий) – направление, выражающее сомнение в достижении истинного знания и требует воздерживаться от суждений, явно выражающих мировоззренческую позицию (Пиррон). 3) 3) Агностицизм исторически восходит к античному скептицизму, который требовал воздерживаться от суждений, явно выражающих определенную мировоззренческую позицию. Сам термин «агностицизм» произошел от греческого « agnostos » – непознаваемый и впервые был введен в оборот известным английским естествоиспытателем Г. Гексли.

  Агностическая позиция, в истории философии существует в нескольких формах:  1) 1) Агностическая позиция, в истории философии существует в нескольких формах: 1) 1) Классический (рафинированный) агностицизм. 2)2) Кантовский агностицизм. . 3) 3) Агностицизм «стыдливых материалистов» (естествоиспытатель Г. Гельмгольц, немецкий ботаник К. Негели, крупные электрофизиологи Э. Дюбуа-Реймон и И. Мюллер, английский естествоиспытатель Г. Гексли).

  Важнейшей проблемой гносеологии является проблема конструирования и достоверности знания. В истории философии Важнейшей проблемой гносеологии является проблема конструирования и достоверности знания. В истории философии существует две версии решения этой проблемы: имманентная и и экзогенная. . Эндогенная или имманентная традиция изолируется от предметного мира, настаивает на самодостаточности сознания, объясняет происхождение знания множеством внутрипознавательных причин. Основное их кредо: «Все содержание сознания объяснимо из него самого» . Мыслить, познавать означает конструировать существующее, исходя из основополагающих правил комбинирования идеальных структур. Экзогенная , или предметно ориентированная , традиция исходит из единства знания с его предметом, разрабатывает специальную процедуру перевода объективных предметов в познавательное измерение. В рамках экзогенной традиции возникли три основных подхода: натурализм, телеологизм, панлогизм.

  Основные модели решения проблемы объекта и субъекта: 1) объектно-натуралистическая; 2) субъектно-рефлексивная; 3) Основные модели решения проблемы объекта и субъекта: 1) объектно-натуралистическая; 2) субъектно-рефлексивная; 3) деятельностная. Объектно-натуралистическая модель главное место отводит объекту познания, а само познание понимается как процесс отражения объекта в сознании субъекта. Субъектно-рефлексивная модель предпочтение отдаёт творческой активности субъекта, его теоретическому осмыслению (рефлексии) объекта и самого процесса познания. Если в созерцательном материализме объект познания не был включен в человеческую деятельность и рассматривался как внешний субъекту объект, то в современной деятельностной модели понятие объекта коррелятивно понятию субъекта, выступающего как активное, «социально окрашенное» , деятельностное начало в познавательном процессе.

Основные принципы современной гносеологии:  1) 1) Принцип познаваемости мира утверждается современной теорией познания,Основные принципы современной гносеологии: 1) 1) Принцип познаваемости мира утверждается современной теорией познания, но при этом отрицается окончательное завершение процесса познания достижением абсолютного знания. Всякое познание относительно, ограничено не только историческими условиями, но и условиями познавательной деятельности, уровнем имеющегося знания. 2) 2) Принцип познавательного активизма. Познание – это активная деятельность субъекта, направленная на изменение объекта познания с целью раскрытия его сущности. Основу такой целенаправленной деятельности составляет практика – предметные действия человека. Познавательный объект «задан» человеку не в форме созерцания, а в формах деятельности. 3) 3) Субъект познания – всегда социальное явление, выступающее как часть той или иной общности людей (коллектива, социальной группы, обществ, всего человечества). Даже в своей индивидуальной форме субъект познания связан непосредственными и опосредованными отношениями с другими людьми.

  44 ) ) Принцип предпосылочности познавательной деятельности.   Познавательный процесс направляется 44 ) ) Принцип предпосылочности познавательной деятельности. Познавательный процесс направляется и организуется социокультурной программой. Она формируется под влиянием личных и социальных потребностей субъекта, его целей, знаний, мировоззрений и др. компонентов культуры. Именно культура есть средоточие программ социальной, практичной, познавательной и др. видов деятельности социального субъекта. 5) 5) Все основные компоненты познавательного отношения –– субъект, его деятельность, объект познания – динамичны по своей сути и изменяются с развитием общества. . Увеличивается и «культурный баланс» субъекта, растут и модифицируются средства его деятельности, расширяются горизонты познаваемого мира. Иными словами, усиливается активное вмешательство человека в исследовательскую реальность, которая служит все более глубокому проникновению в скрытые сущности вещей.

Структура познавательного процесса.  Диалектика чувственного и рационального   Для описания структуры познавательногоСтруктура познавательного процесса. Диалектика чувственного и рационального Для описания структуры познавательного процесса в истории философии применяют две категории – «чувственное» и «рациональное» . Чувственное познание ( «живое созерцание» ) – это процесс отображения сферы явлений посредством органов чувств. Рациональное познание , высшим видом которого является абстрактное мышление, ориентировано на раскрытие сущности вещей. В истории философии существовали два направления, которые абсолютизировали либо чувственное (сенсуализм) , , либо рациональное (рационализм). . Основное кредо сенсуализма (Эпикур, Локк, Гоббс): «Нет ничего в знании, чего первоначально не было бы в ощущениях» . Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шеллинг) признавал за разумом решающую роль в познании.

  Основными формами чувственного познания являются:  ощущение , ,  восприятие и Основными формами чувственного познания являются: ощущение , , восприятие и и представление. . Ощущения представляют собой первоначальную форму познания и в изучении действительности играют решающую роль. Ощущение – это чувственный образ, возникший в результате непосредственного взаимодействия предмета с органами чувств, образ, который несет информацию об определенных свойствах предмета. Восприятие – особая форма чувственного отражения мира, возникающая при непосредственном контакте предмета с органами чувств. Оно представляет собой чувственный образ предмета как совокупности его свойств. Представление – это чувственный образ предмета как целостной совокупности свойств, который возникает без непосредственного влияния предмета на органы чувств, на основе хранящихся в памяти бывших восприятий.

    К основным формам рационального познания  относятся понятие , , К основным формам рационального познания относятся понятие , , суждение и и умозаключение. . Понятие – это такая форма мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные стороны и отношения реальных предметов, явлений. Суждение – форма мышления, посредством которой фиксируется наличие или отсутствие у предмета какого- либо признака. Умозаключение – форма абстрактного мышления, в в которой фиксируются связи между признаками предметов, зависимость одних признаков от других.

Теория истины Основные концепции истины:   1) 1) Классическая (восходит к Платону иТеория истины Основные концепции истины: 1) 1) Классическая (восходит к Платону и Аристотелю). Истина – это соответствие мыслей действительности. Платон: «…тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит правду, тот же, кто говорит о них иначе, – лжет» . 2) 2) Семантическая (логик А. Тарский) – указывает условие, при котором высказывание может считаться истинным. Это условие состоит в том, что содержание данного высказывания должно соответствовать действительности. «Если обозначить через РР содержание высказывания (содержащуюся в нем информацию), а через «Р» само это высказывание, то определение истины по Тарскому выглядит так: «Р» истинно, если и только если РР. . 3) 3) Когерентная (от лат. Coharentia –– сцепление, связь) – истинность данных утверждений определяется через логические операции вывода их из других предложений, ранее признанных истинными.

  4) 4) Прагматическая – истинность знания связывается с его практической полезностью (У. 4) 4) Прагматическая – истинность знания связывается с его практической полезностью (У. Джеймс, А. Богданов). 5) 5) Плюралистическая – исходя из объективной сложности познаваемых предметов, множественности их свойств, уровней организации, приходят к выводу о наличии не одной, а многих истин об одном и том же явлении, каждая из которых чем-то верно отражает предмет и поэтому нельзя отдать предпочтение ни одной из них. 6) 6) Диалектико-материалистическая выделяет следующие основные свойства истины: а) а) Объективность – содержание наших представлений должно соответствовать действительности и не зависеть от воли, желаний, интересов субъекта. Объективная истина характеризует не факт, предмет, явление, а свойство содержания нашего знания.

  б) б) Конкретность истины предполагает постоянную корреляцию мысли с действительностью. Абстрактной истины б) б) Конкретность истины предполагает постоянную корреляцию мысли с действительностью. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. в) в) Истина как процесс постижение человеком объективного мира выступает в двух формах: абсолютной ии относительной. Абсолютная истина – полное исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина – приблизительно верное относительно правильное знание об объекте. Абсолютная истина предстает в нескольких ипостасях: полное, исчерпывающее отражение мира в целом; адекватное отражение определенных аспектов, связей, структур действительности; как констатация фактов; как рациональное зерно внутри относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания. г) г) Критерий истины – – практика – предметно-чувственная материальная деятельность людей, направленная на преобразование объективной действительности с целью удовлетворения своих потребностей.