Скачать презентацию Тема лекции: Нормативная этика Вопросы, рассматриваемые на лекции: Скачать презентацию Тема лекции: Нормативная этика Вопросы, рассматриваемые на лекции:

Л2 высшие моральные ценности.ppt

  • Количество слайдов: 23

Тема лекции: Нормативная этика Вопросы, рассматриваемые на лекции: 1. Высшие моральные ценности как основные Тема лекции: Нормативная этика Вопросы, рассматриваемые на лекции: 1. Высшие моральные ценности как основные категории нормативной этики. 2. Добро и Зло как понятия морального сознания. 3. Свобода и Ответственность. 4. Долг и Совесть как категории морали. 5. Дружба и Любовь как высшие ценности. 6. Смысл жизни. Основные этические концепции.

Нормативная этика обосновывает моральные принципы, нормы общественного сознания и личности, исходя из понятий о Нормативная этика обосновывает моральные принципы, нормы общественного сознания и личности, исходя из понятий о высших моральных ценностях. Предписывает определенные правила поведения, взаимоотношений между людьми для выработки стратегии «правильной жизни» .

Моральные ценности – общественные установки и цели, императивы, выраженные в форме нормативных представлений о Моральные ценности – общественные установки и цели, императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, о справедливом и несправедливом, о смысле жизни человека, о его идеалах и принципах. В иерархии ценностей (аксиология) выделяют: общечеловеческие, групповые, индивидуальные; альтернативные (взаимоисключаемые, например, добро и зло) и комплементарные (взаимодополняемые, например, милосердие и сострадание ); высшие моральные ценности (по месту в иерархической системе).

Высшие моральные ценности: - Добро и Зло; Счастье; Наслаждение; Долг и Совесть; Свобода и Высшие моральные ценности: - Добро и Зло; Счастье; Наслаждение; Долг и Совесть; Свобода и Ответственность; Стыд и Вина; Добродетель и Порок; - Смысл жизни; Удовольствие и Польза; Честность и Справедливость; Страдание и Сострадание; Милосердие; Дружба и Любовь.

Добро и Зло как понятия морального сознания o Добро – императивно-оценочное понятие морали; категория Добро и Зло как понятия морального сознания o Добро – императивно-оценочное понятие морали; категория этики, выражающая положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотнесении с идеалом. o Зло – императивно-оценочное понятие морали; категория этики, выражающая негативную сторону деятельности, отношений между людьми. Добро и Зло как понятия морального сознания выступают в виде добродетелей и пороков (качества личности), в виде доброты и злобы (свойства поведения).

Хун Цзычэн «Вкус корней» …Когда судишь других, ищи в их вине отсутствие вины. Тогда Хун Цзычэн «Вкус корней» …Когда судишь других, ищи в их вине отсутствие вины. Тогда в людях будет согласие. Когда судишь себя, ищи вину там, где вины не видно. Тогда твои добродетели еще более упрочатся. …Величайшая победа в этом мире не заслуживает и слова похвалы. Величайшее преступление в этом мире не заслуживает и слова порицания.

Особенности категорий Добра и Зла: - всеобщий, универсальный характер; историческая непосредственность; субъективность; относительность; единство Особенности категорий Добра и Зла: - всеобщий, универсальный характер; историческая непосредственность; субъективность; относительность; единство и противоположность; борьба за существование. Матиас Грюневальд. Искушение святого Антония. Изенхеймский алтарь. 1510 -1515

Свобода и ответственность Свобода – нравственная категория, охватывающая проблемы возможности и способности человека быть Свобода и ответственность Свобода – нравственная категория, охватывающая проблемы возможности и способности человека быть самостоятельной, творческой личностью, выражать в моральной деятельности свою подлинную человеческую сущность. Ответственность – нравственная категория, понятие этики, характеризующее личность и ее нравственное совершенствование в сфере общественных отношений. Проблематика ответственности включает единство прав и обязанностей человека в обществе (социальной группе), непосредственно связана с вопросом о реальной нравственной свободе человека.

- - - Свобода, присущая человеку по природе или данная богом (Христианская этика, Новое - - - Свобода, присущая человеку по природе или данная богом (Христианская этика, Новое время); Свобода морального выбора (И. Кант, неокантианство); Свобода воли (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, философия жизни, экзистенциализм, персонализм); Свобода как осознанная необходимость в результате преодоления противоречия между человеком и обществом (Новое время, материализм, марксизм). В этике и философии различают: Делакруа. Свобода, ведущая народ 28 июля 1830.

Долг и Совесть o o Долг – одна из основных категорий этики, которая подразумевает Долг и Совесть o o Долг – одна из основных категорий этики, которая подразумевает превращение общественных требований нравственности в личную задачу и личные принципы. Личность становится активным носителем моральных обязанностей перед обществом. Совесть – категория этики, выражающая нерасторжимую связь общественной морали и человеческой личности. Характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Этимология: совместное знания.

Смысл жизни – понятие этики и морально-мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и Смысл жизни – понятие этики и морально-мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями, идеалом (высшим благом), получая возможность оправдания своего существования. Типы обоснования смысла жизни с точки зрения высшего блага: Гедонистический (получить наслаждение); Прагматический (достичь успеха); Корпоративный (принадлежность к конкретной общности); Перфекционистический (личное самосовершенствование); Гуманистический и альтруистический (служение людям).

Имеет смысл само движенье, в этом и вся сложность! Не так волнует достиженье, как Имеет смысл само движенье, в этом и вся сложность! Не так волнует достиженье, как его возможность. Вадим Марков

В теории этики различают три подхода (концепции) к вопросу о смысле жизни: - - В теории этики различают три подхода (концепции) к вопросу о смысле жизни: - - - Оптимистический: признает осуществимость смысла жизни. Скептический: высказывает сомнение необходимости поиска и осуществления смысла жизни. Пессимистический: представляет жизнь бессмысленной чередой страданий, зла, с закономерным итогом – смертью.

Счастье – это чувство глубокой моральной удовлетворенности полнотой бытия. Эвдемонизм – учение о стремлении Счастье – это чувство глубокой моральной удовлетворенности полнотой бытия. Эвдемонизм – учение о стремлении человека к счастью. Демокрит: Счастье – это особое благостное состояние души, заключающееся в уравновешенности, гармонии, размеренности, безмятежности, невозмутимости, бесстрастии. Эпикур: Счастье – в наслаждении. В этике французских просветителей XVIII века счастье человека – это конечная цель всякого общества и полезной деятельности людей.

Омар Хайям «Рубаи» Чем за общее счастье без толку страдать – Лучше счастье кому-нибудь Омар Хайям «Рубаи» Чем за общее счастье без толку страдать – Лучше счастье кому-нибудь близкому дать. Лучше друга к себе привязать добротою, Чем от пут человечество освобождать.

Любовь как высшая ценность Любовь – нравственно-эстетическое чувство, которому присущи бескорыстность, самозабвенность, самоотдача, идеализация, Любовь как высшая ценность Любовь – нравственно-эстетическое чувство, которому присущи бескорыстность, самозабвенность, самоотдача, идеализация, стремление к своему объекту. Как особая нравственная категория рассматривается в религиях (христианство, ислам), в суфизме, в персонализме, а также у Платона (приобщение к миру подлинных сущностей), Августина Блаженного ( «познаем настолько, насколько любим» ) и др. философов. o

Изначальней всего остального любовь. В песне юности первое слово любовь. О, несведущий в мире Изначальней всего остального любовь. В песне юности первое слово любовь. О, несведущий в мире любви горемыка, Знай, что всей нашей жизни основа - любовь! Омар Хайям. Рубаи Альфонс Муха. Век любви. 1938

Э. Фромм считал, что любовь – путь познания «тайны человека» Он различал виды любви: Э. Фромм считал, что любовь – путь познания «тайны человека» Он различал виды любви: - Братская, Материнская, Эротическая, Любовь к себе, Любовь к Богу. Альбрехт Дюрер. Рождество Христово. 1503.

Шесть разновидностей любви: o o o Любовь-сторге (доверие, дружба, душевная близость, понимание, умение ждать Шесть разновидностей любви: o o o Любовь-сторге (доверие, дружба, душевная близость, понимание, умение ждать и прощать); Любовь-агапе (обожание, альтруизм, самоотречение, асексуальность); Любовь-эрос (страсть, эмоциональное безрассудство, зависимость от любимого человека); Любовь-мания (тревога, тоска, ревность, недоверие, эгоцентризм); Любовь-прагма (благоразумие, расчет, полная совместимость); Людус, или Любовь-игра (беззаботность, мимолетность, изысканные наслаждения души и тела).

Илья Глазунов. Любовь. 1955 o Умей любить, любви не требуя взамен, Давая только сердцу Илья Глазунов. Любовь. 1955 o Умей любить, любви не требуя взамен, Давая только сердцу пламенному волю; Умей любить, не зная в чувстве перемен, Со всею сладостною мукою, и болью; Умей любить, но не беря любовью в плен, Своих любимых поднимая над юдолью… Когда, любя, их можешь лишь благодарить, Тогда воистину - умеешь ты любить! Вадим Марков «Умей любить»

Дружба – межличностные отношения, основанные на общности интересов, взаимной привязанности и эмоциональнопсихологической близости. (Син. Дружба – межличностные отношения, основанные на общности интересов, взаимной привязанности и эмоциональнопсихологической близости. (Син. : Кровная дружба, братство по оружию, побратимство. ) Кодекс дружбы – моральные нормы идеального человеческого общения, не совместимые с предательством, эгоизмом.

Контрольные вопросы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Контрольные вопросы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Что такое нормативная этика? Дайте определение моральных ценностей. Восстановите определение Счастья как этической категории. «Счастье - это чувство глубокой _______ удовлетворенности _______________» . Дайте определение смысла жизни. Какие концепции смысла жизни вы знаете? В какой этике обоснована свобода морального выбора? В какой этике обоснована свобода воли? В какой этике обоснована свобода как осознанная необходимость? Какие группы ценностей выделяют в иерархии ценностей? Определите тип любви Анны Корениной в одноименном романе Л. Толстого, Евгения Онегина из одноименной поэмы А. С. Пушина или любого иного литературного героя. В чем сущность корпоративного типа обоснования смысла жизни с точки зрения высшего блага? Какие 5 видов любви выделил психоаналитик Э. Фромм? Какие действия человека не прощаются по кодексу дружбы? Назовите высшие моральные ценности. Как называется тип «любви-гры» , в основе которой беззаботность, мимолетность, изысканные наслаждения души и тела ______Агапе; _______ Сторге; _______ Людус.

Литература: 1. 2. 3. 4. 5. Идеал, справедливость, счастье / Е. Л. Дубко, В. Литература: 1. 2. 3. 4. 5. Идеал, справедливость, счастье / Е. Л. Дубко, В. А. Титов. - М. : Изд-во МГУ, 1989. Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра. - М. : Политиздат, 1991. Скрипник, А. П. Моральное зло в истории этики и культуры. - М. : Политиздат, 1992. Соловьев Вл. Смысл любви. - Киев : Лыбидь, 1991. Этика: Учебн. пособие / Т. В. Мишаткина, З. В. Бражникова, Н. И. Мушинский и др. – Мн. : Новое знание, 2002.