Скачать презентацию Тема лекции Нации и национализм Понятие нации Скачать презентацию Тема лекции Нации и национализм Понятие нации

Нации и национализм.ppt

  • Количество слайдов: 25

Тема лекции: Нации и национализм Тема лекции: Нации и национализм

Понятие нации Нация — культурно – психологическая общность людей, возникшая в процессе становления современного Понятие нации Нация — культурно – психологическая общность людей, возникшая в процессе становления современного капитализма на этнической территории – родине, символы языка, культуры, историческая память для которых являются основами их национального самосознания и самоидетификации. . n Бауэр «Нация — это совокупность людей, связанная в общность характера на почве общности судьбы. Общность судьбы означает не подчинение одному жребию, но общий опыт одной и той же судьбы при постоянном обмене и взаимодействии» . n Теодор Герцль «Нация — это общность людей в прошлом, объединенная в настоящем против общего врага» . n Бенито Муссолини «Нация не есть раса, или определённая географическая местность, но длящаяся в истории группа, т. е. множество, объединённое одной идеей, каковая есть воля к существованию и господству, т. е. самосознание, следовательно, и личность» . n Павел Вячеславович Святенков «Нация есть самоорганизующаяся система, возникающая в результате отказа от эксплуатации своих, происходящего в рамках эволюции народа (или народов). Формула отказа является внешней границей, отличающей участников нации от прочих, а также предметом постоянного последовательного уточнения в процессе развития нации. » n Широгоров «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. При этом само собой понятно, что нация, как и всякое историческое явление, подлежит закону изменения, имеет свою историю, начало и конец. Необходимо подчеркнуть, что ни один из указанных признаков, взятый в отдельности, недостаточен для определения нации. Более того: достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией» . n Павел Крупкин «Нация — это политическая ипостась народа страны. Это люди, объединенные государством и лояльные своему государству. Лояльность государству демонстрируется через реализацию народом своих политических прав, и несение политических обязанностей, главной из которых является обязанность защищать свою страну, свое общество, свое государство. n Камиль Мусин «Нация — это сообщество людей, единообразно, осознанно и устойчиво ассоциирующих себя с определенной территорией и историей. Все остальные признаки нации - культура, язык, религия и т. д. , и даже национальность - имеют вторичное значение. » n

Понятие нации Существует 2 трактовки нации: 1)Согражданство. В. А. Тишкова: понятие нации трактует в Понятие нации Существует 2 трактовки нации: 1)Согражданство. В. А. Тишкова: понятие нации трактует в пользу гражданского, а не этнического содержания. Аргументируется этот подход тем, что вся международная практика и доктринальный язык современных государств, пользуется термином "нация" в значении политической и гражданской общности. Так, термин "нация" в международной организации ООН использован в значении "государственная общность". 2) Этнонация. Представления о нации как высшей форме этнической общности, сложившейся в период становления капитализма на основе экономических связей, единства территории, языка, особенностей культуры и психики. Г. Ч. Гусейновым, Д. В. Драгунским, B. C. Сергеевым, В. Л. Цымбурским.

Интегральная теория нации n Интегральный подход стремится охватить не только и не просто все Интегральная теория нации n Интегральный подход стремится охватить не только и не просто все свойства, черты феномены национальной жизни в их единстве, целостности, а рас крыть прежде всего то, что до сих пор оставалось в тени: внутреннюю интегральную национальную связь, то генеральное свойство, которое объединяет, связывает глубокими психологическими нитями людей и поколения в единую коллективную общность. n Национальная связь осуществляется через символы- проводники. Главное, чтобы эти проводники символического взаимодействия людей и поколений олицетворяли важнейшие вехи в судьбе народа, символизировали общенациональный триумф или трагедию, историческую психологическую травму или народный подвиг, их знати, . любили и почитали, гордились ими целые поколения

Интегральная теория нации n Таким образом, национальная связь, осуществляется при помощи символов-проводников, агентов взаимодействия, Интегральная теория нации n Таким образом, национальная связь, осуществляется при помощи символов-проводников, агентов взаимодействия, и есть интегральность природы национальной общности, она формируется как культурно-психологический феномен, вбирающий в себя все элементы и свойства национальной жизни, факторы и условия ее функционирования и развития: язык и культуру, территорию и хозяйство, историю и современность, психологию и сознание.

Интегральная теория нации n Нация- это явление Нового времени. n Нация — явление историческое, Интегральная теория нации n Нация- это явление Нового времени. n Нация — явление историческое, она формировалась в процессе буржуазного развития в условиях становления рыночных отношений и современной предпринимательской деятельности. n Интегральная национальная связь становится реальностью тогда, когда коллективная идентичность символизируется общим языком, территорией, культур ной традицией и другими этническими чертами, получает психологиче ское восприятие индивидом

Интегральная теория нации n n Нация — культурно-психологическая общность людей, возникшая в процессе становления Интегральная теория нации n n Нация — культурно-психологическая общность людей, возникшая в процессе становления современного капитализма и предпринимательской деятельности на этнической территории — родине, символы языка, культуры, этнические святыни и историческая память для которых являются основами их национального самосознания и самоидентификации. Сакральность природы национальной общности и идентичности как раз и заключает ся в том, что человек жертвует собой в момент великого душевного порыва, принимая судьбу нации как собственную, испытывая при этом чувства душевного величия, очищения и выполненного долга

Интегральная теория нации Субстанция (первооснова) национальной общности: 1. Историчность нации проявляется в двух своих Интегральная теория нации Субстанция (первооснова) национальной общности: 1. Историчность нации проявляется в двух своих выражениях: (/) как процесс формирования самой национальной общности в условиях становления буржуазных связей и предпринимательской деятельности с протяженностью несколько столетий, не говоря уже о собственных процессах развития; (2) как более длительный исторический процесс формирования культурнопсихологического ядра нации, ее субстрата, в рамках этничности. 2. Устойчивость и энергичность. Поколения людей гордо и устойчиво носили чувства и сознание своей при надлежности к данной общности. 3. Атрибутивность проявляется и в языке, и в культуре, и в нравах, но обобщенно она проявляется в национальной идентичности, кото рая есть у каждого человека. Не просто потому, что человек не может жить вне национально-этнической общности, не иметь чувства иден тичности, а потому, что такая идентичность предписана аскриптивно, с рождением

Главные принципы интегральной теории нации 1. Принцип историзма, показывает не только исторический путь эволюции Главные принципы интегральной теории нации 1. Принцип историзма, показывает не только исторический путь эволюции общности, харак тер воздействия на эту эволюцию внешних факторов и условий, но и требует раскрытия тех глубинных основ, которые определили содержание и своеобразие этнической природы нации, тех ее свойств и черт, которые идут из глубин веков, определяя особую . устойчивость, жизне стойкость данного человеческого коллектива 2. Принцип этничности прямо вытекает из принципа историзма, т. к. этничность в качестве субстрата национальной общности прежде всего определяет наиболее существенные черты нации: психологию и характер народа; этнос культуры и культурную традицию; основы идентичности и само сознания.

Основные постулаты интегральной теории нации n n n Нация как интегральная общность реальных, живых Основные постулаты интегральной теории нации n n n Нация как интегральная общность реальных, живых и взаимо действующих между собой людей реально живет и функционирует благодаря существованию внутренней интегральной национальной связи, представляющей культурно-психологический механизм формирования и функционирования национально-этнической идентичности челове ка Внутренняя национальная связь, создавая единство людей, объ единяя их культурно-психологическими нитями, втягивает в целостную общность не только живые, но и ушедшие из жизни поколения. Национальная идентичность как живая связь возможна только, если она уходит в глубь истории. При помощи агентов — передатчиков идей, эмоции, образцов, поведения и т. д. , т. е. сложных символов, осуществляющих символическое взаимодействие людей, формируется механизм идентичности в душе каждого человека, и теперь для него все индивиды, обладающие такими же представлениями о своей идентичности, могут быть мысленно представлены как родные и близкие.

Основные постулаты интегральной теории нации n Интегральная теория объединяет в одно целое субъективные устремления, Основные постулаты интегральной теории нации n Интегральная теория объединяет в одно целое субъективные устремления, знания, самоощущения и чувства людей с такими важными внешними условиями их реализации, как этническая территория-родина, общая хозяйственная жизнь, стандартизированная культура, язык, формы государственнополитической жизни, особые институционализированные политикоправовые основы и т. д. n Интегральная теория содержит в себе междисциплинарный подход, т. е объединяет усилия, использует подходы и идеи других дисциплин, изучающих различные стороны и аспекты нации с тем, чтобы глубоко и всесторонне осветить внутреннюю интегральную национальную . связь

Теории национализма Национализм—идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которой являются идеи национальной Теории национализма Национализм—идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которой являются идеи национальной исключительности, обособленности, пренебрежения, недоверия и часто враждебности к другим нациям и народностям. (А. П. Садохин). Две стороны в споре о национализме: 1. Справедливо стремление людей сохранить целостность своего народа, его язык, культуру. 2. Ориентация на сохранение культурной специфики этносов часто перерастает в требование определённых преимуществ для них, служит целям обоснования неравенства в гражданских правах, а поиски традиционных корней препятствуют модернизации и демократизации.

Теории национализма n Примордиализм утверждает, что прототипы наций и национализм существовали всегда как данность Теории национализма n Примордиализм утверждает, что прототипы наций и национализм существовали всегда как данность с самого начала человеческой истории и что людям, принадлежащим к одной этнической общности, изначально и навсегда присущ некий набор культурных свойств, обусловливающих их поведение. Целью примордализма является поиск некого «подлинного» этнического фундамента. n С точки зрения модернизма нации и национализм есть исторические явления, появившиеся на заре индустриальной эры и связанные с усилением государств и развитием капитализма. Согласно этой теории, по мере усиления прямого правления государства над жителями, культура и повседневная жизнь стали всё больше зависеть от страны проживания. Развитие коммуникационных технологий и экономического рынка способствовало возникновению общественных связей между людьми, никогда не общавшимися друг с другом напрямую. В результате в пределах каждой страны жизнь начала становиться всё более однородной, а между странами начали нарастать контрасты. Национальная принадлежность определяется современным государством, осуществляющим единый контроль над ясно очерченной территорией, а существующие этнические отношения пересматриваются, чтобы они совпадали с границами государства или наоборот, чтобы в борьбе за власть они послужили основанием для формирования новых государств.

Теории национализма n Этносимволизм (перенниализм) - корнем национализма, наряду с экономикой, является этническая принадлежность. Теории национализма n Этносимволизм (перенниализм) - корнем национализма, наряду с экономикой, является этническая принадлежность. ещё в доиндустриальную эпоху возникло множество этнических сообществ, представлявших собой население с общими элементами культуры, историческими воспоминаниями, мифами о предках и обладавшими определённой мерой солидарности. Границы этнических территорий не были чётко обозначены. Поскольку мифы, символы, воспоминания и ценности переносятся медленно меняющимися элементами культуры и жизнедеятельности, то этнические сообщества весьма долговечны. Некоторые из этих сообществ перешли в новую фазу культурноэкономической интеграции и стандартизации, стали привязаны к определённой исторической территории и выработали отличительные законы и обычаи, — то есть, стали нациями. Появление же идеологии национализма в конце XVIII века радикально изменило качество наций и их форму.

Теории национализма Теория Э. Геллнера. Конструктивизм. Он выделяет 2 типа обществ. Первый тип общества Теории национализма Теория Э. Геллнера. Конструктивизм. Он выделяет 2 типа обществ. Первый тип общества – аграрно-письменное общество, основанное на с/х, стабильной технологии, и на мировоззрении, которое не предполагает интенсивного познания и освоения природы, неуклонного улучшения условий человеческого существования. Оно не склонно к национализму, так как нет необходимости для ярко выраженной этнической классификации, её место занимает религиозная или семейная. Другой тип – индустриальное общество. Высокие темпы экономического роста, формируется «высокая культура» , стандартизируется образование, духовные ценности. Национализм является организующим началом такого общества, т. к. существует направленность на рациональность и интенсивное развитие. Осознание глобальных задач, стоящих перед обществом. Источником национализма является конкретный повседневный опыт. Для Геллнера национализм не может быть явлением нейтральным. Он носит либо положительную, либо отрицательную окраску

Теории национализма Концепция Э. Смита. Этноцентризм. Он понимает народности как человеческие популяции с общими Теории национализма Концепция Э. Смита. Этноцентризм. Он понимает народности как человеческие популяции с общими мифами происхождения, историей и культурой, с привязанностью к конкретной территории и чувством солидарности. Эти чувства и лежат в основе формирования национализма. Для формирования нации нужны трансформации политического, экономического, социального свойства. Национализм требует гражданской автономии, территориальной общности, исторической идентичности. Национализм – этноцентризм, т. е. система мировоззрения, основанная на представлении о нации как вершине человеческого развития.

Теории национализма Политическая теория национализма Дж. Бройи. Нация – конкретная обособленная группа, она должна Теории национализма Политическая теория национализма Дж. Бройи. Нация – конкретная обособленная группа, она должна иметь политическую автономию. Национализм – это современное явление. Многие националистические доктрины расцвели в обществах, которым только предстояло претерпеть переход к индустриализации. В основе национализма лежат идеи, которые выполняют для нации 3 функции: координации, мобилизации, легитимации. Решающее значение для развития идей национализма имеет модернизация государства, программа социальных реформ, а не просто лозунги о независимости.

Теории национализма Теория Х. Хроха. Нации и национализм – необходимо возникшие феномены, продукты глобальных Теории национализма Теория Х. Хроха. Нации и национализм – необходимо возникшие феномены, продукты глобальных человеческих трансформаций. Распространение идей национализма могло происходить только в особых социальных условиях. В Европе в ходе буржуазного развития появляются социальные группы, цементируемые такими связями как: «Памятью» об общем прошлом; плотностью языковых и культурных связей; концепцией равенства всех членов группы. Национализм – мировоззрение, в рамках которого придается абсолютный приоритет ценностям нации над всеми другими ценностями и интересами. Национализм старше нации и является свойством национальных движений за создание нации. Большинство национальных движений возникло до появления современной промышленности в условиях аграрного развития.

Источники национализма Закон возвышающихся социальных ожиданий (Чем активнее включаются народы в процессы урбанизации, интеллектуализации, Источники национализма Закон возвышающихся социальных ожиданий (Чем активнее включаются народы в процессы урбанизации, интеллектуализации, модернизации в целом, тем шире становится диапазон их потребностей. Образование, распространение средств массовой информации делают доступными для людей широкие сравнения с опытом других народов. Все это и порождает новые потребности. Как говорится, "чем больше мы имеем, тем больше мы хотим"); - осознание ущерба, который могут нанести интересам страны другие государства в сфере экономики, использования ресурсов, территории, культуры. (Например, якуты видят угрозу своим интересам в использовании ресурсов со стороны Центра, а осетины и ингуши ведут споры между собой из-за территории). - Реакция на возможность утраты уже достигнутого уровня автономии; - Конкуренция за рабочие места (доминирующей этнической общности с другими и с иммигрантами); - Особо высокий экономический статус некоторых диаспорных групп; (Так, высокое представительство русских и евреев в бизнес-элите Эстонии и Латвии поддерживает национал-изоляционистские ориентации по отношению к русским и России); - Конкретные ситуации ( поиск «козлов отпущения» ). Таким «козлом» обычно оказываются такие группы, которые в силу обстоятельств меньше страдают от трудностей, и в глазах обывателя становятся виновником этих трудностей. (Притяснения в Москве «лиц кавказской национальности» . ) -

Виды национализма. Классификация Э Геллнера: n внутри данного государства – это национализм мигрантов, которые, Виды национализма. Классификация Э Геллнера: n внутри данного государства – это национализм мигрантов, которые, не имея доступа к власти, не имеют и полноценного доступа к культуре, образованию, следовательно, и стилю поведения и общения, традициям социума. Возникает национализм с предрассудками. n национализм народов Запада и Востока, Севера и Юга, на основе неравноправия, неравенства в мировых экономических, технологических, политических отношениях и процессах. n национализм диаспор: израильтян, армян, греков. Основан на специфике нации, на желании сохранять собственную идентичность, требует большого уровня развития толерантности

Виды национализма Классификация Л. М. Дробижевой: n Классический – основан на сепаратизме, выражает стремление Виды национализма Классификация Л. М. Дробижевой: n Классический – основан на сепаратизме, выражает стремление к полной культурной, политической, территориальной независимости. (вариант Чеченской республики - Ичкерии). n Паритетный - с ярко выраженным стремлением к возможно полному суверенитету, который в силу внешних и внутренних условий ограничен за счет передачи части полномочий федеральному Центру (в Татарстане, Башкортостане, Туве). n Экономический - при котором доминирующей в декларациях и действиях является самостоятельность в экономической сфере, и эта самостоятельность рассматривается элитой как путь к возможно полному суверенитету (в Саха (Якутии) и - на отдельных этапах - в Татарстане). Развит либо в отсталых регионах, либо в очень развитых. n Защитный - при котором доминируют идеи зашиты культуры, языка, территории, демографического воспроизводства и т. п. (осетинский, ингушский национализм, этнокультурный национализм в Карелии, Коми). n Модернизационного национализма, при котором доминируют "идеи инновационного прорыва". Свойственен для основной части России.

Формы национализма Гражданский национализм (территориальный) - основанный на свободном самоопределении личности. Такой национализм, отождествляется Формы национализма Гражданский национализм (территориальный) - основанный на свободном самоопределении личности. Такой национализм, отождествляется с патриотизмом, признается нормой человеческого общежития, поскольку направлен на консолидацию всего населения государства с помощью юридических институтов, общегражданских прав, культуры, идеологии. Но в крайних вариантах он нацелен на государственную экспансию либо на агрессивные формы шовинизма или изоляционизма В рамках гражданского национализма выделяют подвиды: Государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Он не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации. Либеральный национализм делает акцент на либеральных ценностях и утверждает, что существуют общечеловеческие ценности, такие как права человека, по отношению к которым патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение. Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих.

Формы национализма Этнический национализм (этнонационализм) - основанный на понимании нации как этнической общности. Стремление Формы национализма Этнический национализм (этнонационализм) - основанный на понимании нации как этнической общности. Стремление к мобилизации внутренних ресурсов нации, свойственен всем этническим группам. Можно рассматривать как средство доступа к власти, ресурсам. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ, кровнородственное сообщество. Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления, которые способны стать ориентиром для общества.

Формы национализма n n Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций и культуры. Легитимность Формы национализма n n Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций и культуры. Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства, а также поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения единообразия нации Бытовой национализм – болезненная реакция группы лиц на неприятие деятельности представителя иной этнической группы, религии, характеризующийся ксенофобией, раздражительностью особенностями внешности, произношения, традиции, отличной от принятой в группе реакцией на что-либо.

Шесть граней национализма: n n n Как психология – она пронизывает культуру, традиции. Психология Шесть граней национализма: n n n Как психология – она пронизывает культуру, традиции. Психология противопоставления, и вызванные этим чувства и эмоции, они тесно связаны с бессознательными инстинктами, агрессией. Культурные различия, по Фрейду, становятся психологическими основами конфликтов и противостояния. как политика – может воздействовать на политику, направляя её в нужное ему русло. Он может прикрываться различными идеогеммами о «гражданской нации» , «нации-государстве» , «сохранении целостности государства» . как идеология – может выступать как орудие пропаганды, агитации, формирования общественного сознания, и как важней шее средство формирования политики, ее движущая сила. Идеология рождает стихийные чувства, предрассудки, которые могут создавать националистические движения, формулировать цели и лозунги. как социальная практика (бытовой национализм) – проявляется через пренебрежение к другим народам, к их культуре, образу жизни, расовым и антропологическим чертам. как доктрина – появляется в конце 19 -20 веков, когда начались научные исследования природы и основных свойств национализма. как принцип – рассматривает достижение национального государств как средство утверждения приоритета собственного народа путём его противопоставления другим.