Тема лекции: Эстетика как философская дисциплина Вопросы, рассматриваемые

Скачать презентацию Тема лекции: Эстетика как философская дисциплина Вопросы, рассматриваемые Скачать презентацию Тема лекции: Эстетика как философская дисциплина Вопросы, рассматриваемые

40-l_1_estetika_kak_filosofskaya_disciplina.ppt

  • Количество слайдов: 21

>Тема лекции: Эстетика как философская дисциплина Вопросы, рассматриваемые на лекции: 1. Понятие эстетики и Тема лекции: Эстетика как философская дисциплина Вопросы, рассматриваемые на лекции: 1. Понятие эстетики и «эстетического». 2. Формирование эстетического знания. 3. Основные понятия и категории эстетики. 4. Эксплицитная эстетика и имплицитная эстетика. 5. Виды и типы эстетического знания.

>Эсте́тика (гр. αισθητικός — чувствующий, чувственный, от αίσθημα — чувство, чувственное восприятие) теория чувственного Эсте́тика (гр. αισθητικός — чувствующий, чувственный, от αίσθημα — чувство, чувственное восприятие) теория чувственного познания. Философская дисциплина, изучающая выразительные формы действительности на основе чувственных представлений (Прекрасное, Безобразное и др.). Предметом изучения являются два круга явлений: Сфера эстетического, специфического, ценностного отношения человека к природе и к миру. Сфера художественной деятельности людей. Теория эстетических ценностей. Философия искусства (Гегель) или общая теория искусства. Наука о красоте или «философия прекрасного».

>«Эстетическое» -  фундаментальная категория эстетики; всеобъемлющее родовое универсальное понятие эстетики как науки; «метакатегория» «Эстетическое» - фундаментальная категория эстетики; всеобъемлющее родовое универсальное понятие эстетики как науки; «метакатегория» по отношению ко всем остальным категориям; семантически соотносится с понятием «прекрасное».

>Александр Готлиб Баумгартен  (1714–1762)       немецкий философ, опубликовавший Александр Готлиб Баумгартен (1714–1762) немецкий философ, опубликовавший в 1750–1758 годах двухтомный труд на латинском языке под названием «Эстетика» (Aesthetica). Обобщая богатый опыт изучения античной поэтики, сделал вывод, что творческой деятельности присущи своеобразные порядок и гармония, не столь совершенные, как достоинства разума, но безусловно требующие отдельного изучения, выделения в особую науку, называемую эстетикой. А. Г. Баумгартен ввел в науку термин «эстетика»: Эстетика - наука об особом чувственном познании (gnoseologia inferior), постигающем прекрасное, о законах создания на основе прекрасного произведений искусства и законах их восприятия. Эстетика, по Баумгартену, состоит из трех главных разделов: первый посвящен изучению красоты в вещах и в мышлении, второй – основным законам искусств и третий – семиотике – эстетическим знакам, в том числе и в искусстве.

>этика - эстетика    Датский религиозный мыслитель, Сёрен Киркегор выявил два антиномически этика - эстетика Датский религиозный мыслитель, Сёрен Киркегор выявил два антиномически сопряженных «начала жизни», две главные формы экзистенции (бытия): эстетическую и этическую («Или – Или», 1843).

>Любое общественное явление или мотив человеческой деятельности обладают одновременно эстетической и этической ценностью, могут Любое общественное явление или мотив человеческой деятельности обладают одновременно эстетической и этической ценностью, могут быть оценены как прекрасное или безобразное, доброе или злое. В общественном и индивидуальном сознании античного человека нравственное и прекрасное воспринимались как некое органическое единство, фиксируемое словесно (калокагатия).

>Сёрен Обю Киркегор (1813-1855)      (Kierkegaard)  датский теолог, философ, Сёрен Обю Киркегор (1813-1855) (Kierkegaard) датский теолог, философ, родоначальник экзистенциализма, писатель («Дневник» 14 т.). Противопоставил «объективизму» диалектики Гегеля субъективную («экзистенциальную») диалектику личности, которая проходит три этапа на пути к богу: эстетическую, этическую и религиозную. Защищал тезис о реальности христианства лишь для избранных, которые через христианскую веру могут реализовать свою экзистенциальную свободу. Осн.соч.: «Или — или», «Страх и трепет», «Повторение», «Философские крохи», «Этапы жизненного пути», «Болезнь к смерти», «Дневник».

>Рефлексия (лат. reflexio – отражение)  анализ собственного психического состояния; ответная реакция организма; размышление, Рефлексия (лат. reflexio – отражение) анализ собственного психического состояния; ответная реакция организма; размышление, полное сомнения и противоречий. Зеркало в ванной. Владимир Молдавский Зеркала Меня манила и звала Страна с названьем "зеркала". Там мир такой же, как у нас, Но не такой он в тот же час. Там, в зазеркалье, чудеса, Там тоже на цветах роса, Только нельзя прикосновеньем Нам ощутить её движенье. Не пахнут в зеркале цветы, Хотя их ясно видишь ты. В нём лишь холодное пространство И глаз немое постоянство. Там красоте дана награда - Глазам приятная услада. И как магнитная скала, Влекут к себе нас зеркала. Жанна Сумина

>Основные понятия эстетики: Эстетическая ценность Эстетическая деятельность Эстетический идеал и др. Основные понятия эстетики: Эстетическая ценность Эстетическая деятельность Эстетический идеал и др.

>Эстетическая ценность – значимость объекта для субъекта, обусловленная непосредственным, чувственно-духовным, бескорыстным восприятием формы объекта, Эстетическая ценность – значимость объекта для субъекта, обусловленная непосредственным, чувственно-духовным, бескорыстным восприятием формы объекта, его структуры, меры соотношения с иными формами.

>Эстетическая деятельность - вид духовно-практического освоения и преобразования мира по законам красоты. В художественном Эстетическая деятельность - вид духовно-практического освоения и преобразования мира по законам красоты. В художественном творчестве эстетическая деятельность проявляется при решении конкретных эстетических задач (н.п. дизайн).

>Эстетический идеал Иоанн Предтеча Ангел пустыни XVI в.     - представление Эстетический идеал Иоанн Предтеча Ангел пустыни XVI в. - представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека по преобразованию мира и созиданию культуры. (Юрий Борев)

>Основные эстетические категории: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство и др.  Гименей. Козловский Основные эстетические категории: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство и др. Гименей. Козловский Михаил. 1796, мрамор

>

>Эксплицитная эстетика  - собственно философская дисциплина, зародившаяся в античности, но самоопределившаяся только к Эксплицитная эстетика - собственно философская дисциплина, зародившаяся в античности, но самоопределившаяся только к середине XVIII века в относительно самостоятельную часть философии.

>Имплицитная эстетика - свободное осмысление эстетического опыта в рамках нефилософских дисциплин (риторика, филология, богословие Имплицитная эстетика - свободное осмысление эстетического опыта в рамках нефилософских дисциплин (риторика, филология, богословие и др.). Имплицитная эстетика существовала и существует на протяжении всей истории развития эстетического знания. Условно в ней можно выделить три основных периода: протонаучный (до сер. XVIII в.), классический (совпадает с развитием классической философии, сер. XVIII-XIX вв.) и постклассический (Ницше и наст. время).

>Виды и типы эстетического знания различают в зависимости от философских взглядов и методологических установок Виды и типы эстетического знания различают в зависимости от философских взглядов и методологических установок учёных, занимающихся эстетикой: эмпирическая эстетика; психологическая эстетика; формальная эстетика; нормативная эстетика; спекулятивная эстетика и др.

>Практическая эстетика    охватывает проблемы эстетического освоения мира, выходящие за пределы видов Практическая эстетика охватывает проблемы эстетического освоения мира, выходящие за пределы видов искусства и имеющие прикладной характер (в быту, науке, спорте, этикете и т.п.). Эстетическое начало присуще любой творческой деятельности и не ограничивается сферой искусства.

>Техническая эстетика - теория дизайна или освоение мира по законам красоты промышленными средствами (проектирования, Техническая эстетика - теория дизайна или освоение мира по законам красоты промышленными средствами (проектирования, индустриального воплощения полезных и красивых вещей, сочетающих в себе практические, полезные и эстетические качества).

>Контрольные вопросы: Дайте определение эстетики. Что такое «эстетическое»? Кто ввел в науку термин «эстетика»? Контрольные вопросы: Дайте определение эстетики. Что такое «эстетическое»? Кто ввел в науку термин «эстетика»? Кто противопоставил этику и эстетику как две формы человеческого бытия? Какие три этапа проходит личность в своем развитии согласно С.Киркегору? Что такое рефлексия? Что такое эстетическая деятельность? В чем сущность эстетической ценности? Дайте определение эстетического идеала. Какие эстетические категории вы знаете? Назовите две формы эстетического знания? Что такое эксплицитная эстетика? Охарактеризуйте имплицитную эстетику. Какую сферу деятельности охватывает практическая эстетика? Как иначе называется теория дизайна?

>Литература: Каган М.С. Эстетика как философская наука. — СПб.: 1997.  Киященко Н. И. Литература: Каган М.С. Эстетика как философская наука. — СПб.: 1997. Киященко Н. И. Эстетика - философская наука. — М., 2005. Борев Ю.Б. Эстетика: Учеб. пособие. – М., 2002. Бычков В. В. Эстетика. — М., 2005.