Тема: Философия средневековья и эпохи возрождения. 1.Патристика.Философия А.Августина.
40872-4_filos_sredn_i_epokhi_vozr.ppt
- Количество слайдов: 31
Тема: Философия средневековья и эпохи возрождения. 1.Патристика.Философия А.Августина. 2.Схоластика.Философия Ф.Аквинского. 3.Основные черты философии и культуры эпохи Возрождения. 4.Гуманистическая мысль эпохи Возрождения. 5.Натурфилософия эпохи Возрождения.
1.Патристика. Философия А.Августина.
Патристика – совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VI вв. (т.н. “отцов церкви»)
Основные этапы развития патристики: а) апостольский период (до середины II века н.э.); б) эпоха апологетов (с середины II века н.э. до начала IV века н.э.); в) зрелая патристика (IV - VI века н.э.).
Основные теоретические вопросы патристики: - Проблема Троичности; - Проблема инкарнации; - Отношение свободы и благодати; - Отношение веры и разума
Аврелий Августин (354-430) 1)Бог есть высшее бытие, высшая субстанция. Он имеет три равноценных лица –Отец, Сын, Святой дух, объединенные единой божественной сущностью и волей. 2)Творение мира из ничего – акт доброй воли Бога. Есть только одно абсолютное начало – Бог, все остальное – вторично. 3)Путь познания есть восхождение разума, ведомого верой, к Богу. 4)Бог – это солнце, свет которого делает мир зримым и прозрачным.
5)Христианин не существует без веры. 6)Бог есть безусловное благо. Зло, существующее на земле, есть результат грехопадения человека, его отхода от Бога. 7)После грехопадения человека божественное предопределение обусловило наличие двух царств: Божьего и земного. Земное царство – грешное, злое, держится войной и насилием. Выражением Божьего царства (Града Божьего) является церковь. 8)Время есть мера становления. Бог пребывает вне времени, мир – во времени, которое сотворено вместе с миром.
2.Схоластика. Философия Ф.Аквинского.
Схоластика от лат.«scholasticus» означает «ученый», «школьный». Важнейшие проблемы схоластической философии: рациональное доказательство бытия Бога; соотношение веры и разума; свобода воли и теодицея (от фр. «оправдание Бога»).
Философы-схоласты разделились: На реалистов. Они видели в общих понятиях особые, самостоятельные сущности, обладающие максимальной реальностью и бытием; На номиналистов. Они полагали, что понятия сами по себе не имеют онтологического статуса и являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей; На концептуалистов, которые утверждали, что общие понятия возникают в чувственном опыте и выражаются в словах, имеющих определенное значение и смысл.
Философско-религиозные взгляды Ф.Аквинского (1225 – 1272) - Взгляды на природу вещей - Взгляды на знание, философию и теологию - Политические воззрения философа
Главная заслуга Фомы Аквинского – разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств.
Учение Ф. Аквинского включало следующие положения: 1.И вера и разум познают один и тот же предмет – бога и созданный им мир; 2.Оба метода познания –вера и разум дополняют друг друга; 3.Вера принимает истину существования Бога; 4.Разум ищет доказательств бытия Бога, поэтому вера выше разума. «Верую, чтобы понимать»
Аргументы в пользу существования Бога: 1.Космологический аргумент: все, что существует имеет причину. Это – Бог. 2.Богословский аргумент: Вселенная – живое и неживое характеризуется системностью, она разумна. Бог и есть этот разум. 3.Онтологический аргумент: все люди обладают идеей Бога. 4.Нравственный аргумент: каждый несет в себе нравственный закон. Этот закон – Бог. 5.Аргумент согласованности: вера в Бога объясняет все факты нашей жизни.
3.Основные черты философии и культуры эпохи Возрождения.
Античная философия раскрывала проблему космоса. Средневековая – была целиком посвящена проблеме Бога. Философия Возрождения была сосредоточена на проблеме человека.
Важнейшие черты философии и культуры эпохи Возрождения: Ренессанс рассматривает человека как высшую ценность; В основе мировоззрения Ренессанса – идея безграничного жизнеутверждения; Человек Ренессанса активно утверждает себя в науке, искусстве, практической деятельности; История утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом людей;
видуальности Происходит смена языка культуры. Возрождается латынь классической древности, изучаются греческий язык, переводятся античные авторы; В культуре Ренессанса признается существование Бога, но он подчиняется законам природы; Эстетическое становится доминирующим аспектом философии; Возникает понятие индивидуальности, жажды личной славы в памяти потомков;
Социально-экономической основой культуры Возрождения было простое товарное производство, ремесленное и мануфактурное производство; Эпоха Возрождения еще не была буржуазной, но в ней формировались условия, подготовившие её наступление.
4.Гуманистическая мысль эпохи Возрождения.
Термин «humanus» с лат. (человечность) впервые употребил в I веке до н.э. известным римским оратором Цицероном. Для него «humanus» -- это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.
Родоначальником гуманизма считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374) Содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке. Ценность человеческой личности определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и его деятельностью.
Леон Баттиста Альберти (1404-1472)архитектор, живописец, автор трактатов об искусстве. Человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью, всесторонностью своих знаний и умений; Сформулировал принципы живописной композиции – равновесия, симметрии цвета, жестов и поз персонажей.
Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494) Утверждал, что Бог не создал человека по своему образу и подобию. Но предоставил ему возможность творить самого себя; Достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.
Марсилио Фичино (1433-1499) Томмазо Кампанелла (1568-1639) Эразм Роттердамский (1469-1536) Достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает. Сближение человека с Богом –неизбежно. На первый план ставили человека, на второй – Бога. Выступали против светской власти римских пап, разоблачения пороков служителей церкви и нравственной развращенности монашества.
5.Натурфилософия эпохи Возрождения.
Леонардо да Винчи (1452-1519) Утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория.
Николай Коперник (1473-1543) Создал гелиоцентрическую систему мира, суть которой: - Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.
Николай Кузанский (1401-1464) Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной (соотношение Бога и мира). Бог –это абсолют, охватывающий все сущее и содержит мир в себе (пантеизм –от греч.pan -- все, theos -- Бог )
Джордано Бруно (1548-1600) Основной тезис его доктрины – тезис о бесконечности Вселенной. Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Вселенная неподвижна. В самой же Вселенной происходит непрерывной изменение и движение. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, т.к. существует множество миров. У каждого мира-системы есть свой центр – его звезда.
Литература: 1.Асмус В.Ф. Античная философия.- М,; Высшая школа,2001. 2.Введение в философию. В 2-х частях.М.,1989. 3.Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье. История философии.М.,2000. 4.История философии. Ростов-на-Дону,1999. 5.История философии. Мн. ,Новое знание,2001. 6.Новая философская энциклопедия. В 4-х т.-М.,Мысль,2001. 7.Спиркин А.Г.Философия.М.,2001. 8.Философский словарь студента.-Мн.,2003