Скачать презентацию Тема 3 Мировая арт-индустрия Литература 1 Командышко Е Скачать презентацию Тема 3 Мировая арт-индустрия Литература 1 Командышко Е

Тема 3. Мировая Арт-индустрия.ppt

  • Количество слайдов: 21

Тема 3. Мировая арт-индустрия Литература: 1. Командышко Е. Ф. Арт-менеджмент: специфика, проблемы, перспективы развития. Тема 3. Мировая арт-индустрия Литература: 1. Командышко Е. Ф. Арт-менеджмент: специфика, проблемы, перспективы развития. Монография. – М. , 2009 2. Бардыго Н. С. , Командышко Е. Ф. Арт-менеджмент. – М. : Военный университет, 2007 3. Мискорян К. Российский арт-рынок// National geographic. Россия. - № 10 4. Шехтер Т. Е. Современное искусство и отечественный художественный рынок. – СПб. : СПб. ГУП, 2005 5. Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку? История одного корпоративного преступления. – М. : Издательский дом «Классика-XXI» , 2010

Вопросы: 1. Мировая арт-индустрия как система. 2. Исторические этапы развития и становления мировой арт-индустрии Вопросы: 1. Мировая арт-индустрия как система. 2. Исторические этапы развития и становления мировой арт-индустрии как системы. 3. Основные предпосылки формирования артиндустрии как системы. 4. Основные закономерности развития мировой артиндустрии. 5. Современный этап развития мировой арт-индустрии. 6. Роль арт-индустрии в жизни общества: позитивные и негативные аспекты.

Мировая арт-индустрия как система Мировая арт-индустрия – - это целостная система, включающая в себя Мировая арт-индустрия как система Мировая арт-индустрия – - это целостная система, включающая в себя определенный набор элементов, находящихся в тесной взаимосвязи с другими элементами, как внутри системы, так и вне ее, существующая и развивающаяся в соответствии с определенными закономерностями.

Элементы арт-индустрии 1. Производители (или авторы) творческой продукции писатели, художники, режиссеры, композиторы, скульпторы и Элементы арт-индустрии 1. Производители (или авторы) творческой продукции писатели, художники, режиссеры, композиторы, скульпторы и т. д. 2. Потребители творческой продукции – зрители, читатели, слушатели, все те для кого предназначено творчество. 3. Посредники (арт-менеджеры), соединяющие творчество с потребителями, обеспечивающие создание условий для производства и потребления творческого продукта. 4. Социальные институты – общества, учреждения и организации, посредством которых обеспечиваются устойчивые связи между всеми элементами арт-индустрии, организуется деятельность внутри сферы арт-индустрии, а так же ее взаимодействие с внешними структурами. Без них деятельность приобретает непоследовательный и неустойчивый характер.

Группы социальных институтов арт-индустрии: ØОсуществляющие производство творческой продукции (издательства, киностудии, кружки, любительские творческие объединения Группы социальных институтов арт-индустрии: ØОсуществляющие производство творческой продукции (издательства, киностудии, кружки, любительские творческие объединения и т. п. ); ØРаспространяющие творческую продукцию (кинотеатры, лектории, концертные объединения, школы, университеты, библиотеки, музеи и т. п. ); ØРегулирующие деятельность (правительственные организации, творческие союзы, научноисследовательские учреждения). В каждом сегменте арт-индустрии обязательно будут присутствовать все три разновидности социальных институтов.

Социальный институт включает ряд обязательных компонентов: ØСистему функций, закрепленную определенными предписаниями (нормами, уставами); ØМатериальные Социальный институт включает ряд обязательных компонентов: ØСистему функций, закрепленную определенными предписаниями (нормами, уставами); ØМатериальные средства, обеспечивающие деятельность данного института (здания, финансы, оборудование); ØКадры, набираемые в соответствии с принципами и целями данного института.

Между всеми элементами системы существуют тесные взаимосвязи, каждый элемент существует не сам по себе, Между всеми элементами системы существуют тесные взаимосвязи, каждый элемент существует не сам по себе, он связан с другим элементом, зависим от него. Эти взаимосвязи обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей элементов одной группы системы за счет элементов другой группы (или посредством взаимодействия с ними). Обеспечиваются взаимосвязи посредством артменеджмента, деятельности, которая отвечает за процессы создания и потребления продукта сферы арт-индустрии. Кроме внутренних, существуют и внешние взаимосвязи данной системы с различными сферами общества, от которых арт-индустрия является зависимой. К таким сферам можно отнести политику, экономику и бизнес, социальную сферу, сферу новых технологий и культуру. Обеспечиваются эти взаимосвязи так же посредством артменеджмента.

Элементы арт-индустрии и взаимосвязи между ними П П СИ СИ П СИ Элементы арт-индустрии и взаимосвязи между ними П П СИ СИ П СИ

Исторические этапы развития и становления мировой арт-индустрии как системы Основные этапы становления арт-индустрии: I Исторические этапы развития и становления мировой арт-индустрии как системы Основные этапы становления арт-индустрии: I этап. Формирование предпосылок к зарождению арт-индустрии (до 11 -12 вв). II этап. Зарождение арт-индустрии (конец 11 – конец 14 вв). III этап. Переходный этап (начало 15 - середина 17 вв). IV этап. Окончательное формирование артиндустрии (середина 17 – начало 20 вв).

I этап. Формирование предпосылок к зарождению сферы арт-индустрии (до 11 -12 веков) Основные характеристики I этап. Формирование предпосылок к зарождению сферы арт-индустрии (до 11 -12 веков) Основные характеристики этапа: 1. Большое влияние на развитие творческой деятельности со стороны властвующих слоев населения. 2. Производство продукта творческой деятельности осуществляется под покровительством знати и церкви (это единственный способ получения вознаграждения). 3. Отсутствие свободного перемещения производителей творческого продукта, вследствие зависимости от покровителя. 4. Отсутствие свободного хождения творческого продукта и рынка творческой продукции. 5. В качестве покупателя творческого продукта выступают только определенные слои населения – власти, церковь и знать.

I этап. Формирование предпосылок к зарождению сферы арт-индустрии (до 11 -12 веков) Предпосылки к I этап. Формирование предпосылок к зарождению сферы арт-индустрии (до 11 -12 веков) Предпосылки к зарождению сферы арт-индустрии: 1. Зарождение товаро-денежных отношений между производителем и покупателем (производители творческого продукта, не свободны, но получают вознаграждение за свой труд). 2. Формирование прообраза рынка творческой продукции (производитель выполняет роль продавца, а его покровитель - роль покупателя, посредник отсутствует). 3. Возникает первая форма соединения производителя и потребителя творческого продукта – заказ.

II этап. Зарождение сферы арт-индустрии (11 – 14 века) Характеристики этапа: 1. Высвобождение творческой II этап. Зарождение сферы арт-индустрии (11 – 14 века) Характеристики этапа: 1. Высвобождение творческой деятельности от влияния со стороны власти и церкви - формирование в 11 в. трубадурского движения на юге Франции - (трубадуры , от французского, troubadour — находить, слагать стихи - средневековые провансальские поэты-певцы, авторы песен). 2. Рост городов в Европе, способствующий становлению слоя потенциальных потребителей и расширению слоя производителей. 3. Возникновение первых объединений художников обеспечивают своим членам защиту, облегчают перемещение из одного города в другой, содействуют встречам мастеров и обучению подмастерьев. 4. Отношения между заказчиком и производителем стали регулироваться договором – производители уже не являются придворными, они нанимаются на работу. 5. Зарождается посредническая деятельность - появляются люди, которые занимаются поисками заказов , организуются художественные салоны, открываются театральные дирекции.

II этап. Зарождение сферы арт-индустрии (11 – 14 века). В период с 11 по II этап. Зарождение сферы арт-индустрии (11 – 14 века). В период с 11 по 14 век происходит постепенное зарождение сферы арт-индустрии: Ø Появляется круг первых независимых производителей творческой продукции. Ø Расширяется круг потребителей творческой продукции. Ø Возникает посредническая деятельность (не профессиональной). Ø Возникают первые социальные институты. Налицо возникновение всех элементов сферы арт-индустрии. Однако, говорить об окончательном становлении арт-индустрии еще рано, между вновь сформированными элементами еще не сложились прочные взаимосвязи, не отработаны механизмы их взаимодействия: Ø Деятельность по производству творческого продукта и деятельность посредников не является профессиональной. Ø Социальные институты, еще не способны в полном объеме регулировать деятельность по производству и потреблению творческих продуктов. ØНе сформировались окончательно рыночные отношения.

III этап. Переходный (начало 15 - середина 17 вв) Этап характерен становлением механизмов взаимодействия III этап. Переходный (начало 15 - середина 17 вв) Этап характерен становлением механизмов взаимодействия элементов арт-индустрии, которое проявляется в становлении профессиональной деятельности. Во-первых, приобретает статус профессиональной творческая деятельность - возникают первые профессиональные образовательные учреждения (музыкальные школы, академии живописи и т. д. ). Формируется уважительное отношение к свободе творчества. Творческий человек приобретает статус светского человека, свободного и независимого гражданина. Во-вторых, профессиональный статус приобретает посредническая деятельность (возникает необходимость в организации публичных театральных представлений, салонов, выставок и т. п. ). Эти изменения происходят вследствие освобождения общества от жесткой зависимости со стороны власти, а следовательно освобождается и творческая деятельность, давая развитие посредничеству в сфере творчества.

IV этап. Окончательное формирование арт-индустрии (середина 17 – начало 20 вв) Во второй половине IV этап. Окончательное формирование арт-индустрии (середина 17 – начало 20 вв) Во второй половине 17 столетия в Европе начинается этап интенсивного развития, а затем и окончательного формирования сферы арт-индустрии как целостной системы. Во второй половине 17 века: ØПолучает интенсивное развитие литература, рождаются такие ее жанры как фельетон, роман, детективный роман, а так же приключенческий жанр. Ø В театре рождается новый жанр - водевиль. ØОткрываются официальные выставки современного искусства – Салоны.

IV этап. Окончательное формирование арт-индустрии (середина 17 – начало 20 вв) Ø В 18 IV этап. Окончательное формирование арт-индустрии (середина 17 – начало 20 вв) Ø В 18 веке: Ø Появляются первые аукционные дома с постоянными адресами, среди которых самыми известными стали Sotheby's и Christie's. Ø Бурное развитие получает культурно-развлекательная индустрия – во Франции появляются первые кафе-шантаны, открываются театры – варьете и первые кабаре. Вслед за Францией кабаре и мюзик-холлы открываются в Великобритании, а затем и в США. В 19 веке культурно-развлекательным центром становится Америка – развивается новый музыкальный жанр - джаз, он становится частью культуры клубов, приобретает популярность дизайн концертных залов, появляются первые афиши, плакаты, фотографии «звезд» музыкально-джазового искусства. Вслед за Америкой джаз распространяется по странам Европы.

IV этап. Окончательное формирование арт-индустрии (середина 17 – начало 20 вв) В период середины IV этап. Окончательное формирование арт-индустрии (середина 17 – начало 20 вв) В период середины 17 – начала 20 века окончательно утвердилась и расширила направления деятельности профессия посредника (арт-менеджера). Таким образом, на рубеже 19 -20 веков сферу артиндустрии уже можно считать полностью сформировавшейся. К этому времени, в ней присутствует весь набор элементов, характерный для современной мировой арт-индустрии, и между этими элементами существуют прочные взаимосвязи, а так же отработаны механизмы взаимодействия с внешними силами, оказывающими влияние на развитие арт-индустрии.

Основные предпосылки формирования арт-индустрии 1. Постепенное ослабление влияния власти и церкви на творческую деятельность. Основные предпосылки формирования арт-индустрии 1. Постепенное ослабление влияния власти и церкви на творческую деятельность. 2. Развитие сферы искусства и творчества – образование новых форм и направлений творческой деятельности. 3. Постепенная смена политического строя – переход от натурального хозяйства к индустриальному обществу. 4. Формирование системы рыночных отношений. 5. Образование новых классов (буржуазии и среднего класса), которые значительно расширили круг потребителей. 6. Распространение образования, сначала начального в 17 веке, а затем и профессионального. 7. Постепенное становление профессиональной деятельности в сфере творчества. 8. Постепенное становление профессиональной посреднической деятельности.

Основные закономерности развития мировой арт-индустрии 1. Арт-индустрия развивается в соответствии с развитием рыночных отношений. Основные закономерности развития мировой арт-индустрии 1. Арт-индустрия развивается в соответствии с развитием рыночных отношений. 2. Творческая продукция - это товар, независимо от того, имеет ли она уникальное значение или существует во множестве копий. 3. Успех творчества определяется спросом на него. 4. Производитель творческой продукции поставлен в условия выбора между свободой творчества и зависимостью от коммерческого успеха. 5. Развитие сферы арт-индустрии происходит под большим влиянием меценатской деятельности. 6. Сфера арт-индустрии расширяется с возникновением новых форм творческой деятельности. 7. Развитие сферы арт-индустрии происходит по двум ярко-выраженным направлениям: производство, элитарной продукции и массовой продукции. 8. Качество производимой продукции в напрямую зависит от уровня культурного развития потребителя. (чем выше уровень культуры потребителя, тем больше производство элитарной продукции, наоборот). 9. Развитие арт-индустрии напрямую зависит от государственной политики стран в сфере культуры и искусства.

Современный этап развития мировой арт-индустрии Мировая арт-индустрия продолжает развиваться: 1. Появляются новые формы творческой Современный этап развития мировой арт-индустрии Мировая арт-индустрия продолжает развиваться: 1. Появляются новые формы творческой деятельности (например, кино). 2. Появляются новые сегменты арт-индустрии (киноиндустрия). 3. Образуются новые социальные институты (кинотеатры). 4. Совершенствуются механизмы производства и потребления творческих продуктов (технологии проката фильмов). Основные сегменты современной мировой арт-индустрии: 1. Театрально-зрелищная деятельность. 2. Галерейно-выставочное дело. 3. Исполнительское искусство. 4. Шоу-бизнес. 5. Кино- и теле- индустрия. 6. Издательское дело. 7. Досугово-развлекательная деятельность. Претендуют сегодня на, то чтобы называться отдельными сегментами арт-индустрии такие прикладные направления как индустрия моды, дизайна и т. п. Современные черты арт-индустрии это стремление к массовости и как следствие снижение качества продукта.

Роль арт-индустрии в жизни общества, позитивные и негативные аспекты Позитивные аспекты: 1. Дает возможность Роль арт-индустрии в жизни общества, позитивные и негативные аспекты Позитивные аспекты: 1. Дает возможность самовыражения. 2. Дает возможность творческому человеку быть независимым (относительная независимость). 3. Соединяет творчество и потребителя, несет творчество в массы, выполняя культурнопросветительскую функцию. Негативные аспекты: 1. Способствует развитию массовой культуры. 2. Приводит к потере индивидуальности (если не в тренде, не популярен). 3. Приводит к снижению качества творческой продукции (погоня за прибылью).