Тема 14 Общество.ppt
- Количество слайдов: 16
Тема 16. Социальная философия Философия общества Вопросы: 1. Общество как объект философского анализа 2. Основные философские концепции общества 3. Направленность, движущие силы и субъекты исторического процесса
Предмет социальной философии Наиболее общие (мировоззренческие и методологические) закономерности возникновения, функционирования и развития человеческого общества. Практическая задача социальной философии: «постигнуть наилучшую для данной эпохи систему общественного устройства» . Социальная философия – раздел философии, изучающий: Шкачественное своеобразие общества (отличие от природы), Шего целей (общественных идеалов), Шзакономерности происхождения,
Различные способы определения общества ь Надприродная (внеприродная) реальность ь Результат человеческой деятельности ь Целостная система человеческих взаимоотношений ь Конкретное государство (белорусское общество) «Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определённых, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счёте лежит
Основной вопрос философии по отношению к обществу Как возможно общество? Что составляет основу согласия людей? Что движет обществом?
Почему возникло общество? Потому что люди нуждаются в помощи друга для удовлетворения своих потребностей (Платон) Потому что люди рождаются «политическими животными» , с инстинктом к совместной жизни. (Аристотель) Общество возникло в процессе совместного использования людьми огня и орудий труда, постройки жилищ. (Лукреций Кар) Общество возникло по воле Бога (Средние Века) Общество есть продукт Природы: социальный инстинкт, подобно центростремительной силе, сводит их вместе, а эгоизм (центробежная сила) – является причиной раздоров и войн. Так
Философские концепции общества Натурализм Социологизм Культурализм Психологизм Конкретные философские теории общества Механицизм Органицизм Геодетерминизм Этноцентризм Марксизм Структурно. Функциональный анализ Локальные Цивилизации Морфология культуры Инстинктивизм Психология народов Символический Интеракционизм Фрейдизм
Парадигма натурализма Общество функционирует по законам Природы. Основные факторы общества: Географические факторы (Ш. Монтескье) Этнические факторы (Л. Н. Гумилёв) Биологические факторы (Г. Спенсер)
Парадигма социологизма Общество живёт по своим собственным законам. Главные факторы: Экономический базис (К. Маркс) Социальные функции и социальные роли в рамках социальных институтов (Т. Парсонс) Социальное действие (М. Вебер) Коммуникативное действие (Ю. Хабермас)
Парадигма культурализма Культура как особый тип реальности. Культура в виде средств коммуникации определяет поведение людей. Общество следует не изучать, а понимать, вникая в смыслы и значения культурных символов.
Культурологическая модель общества Три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением Специализированный уровень: ь модусы социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура); ь модусы социально значимого смысла (искусство, религия, философия, право); ь модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура); Трансляционный уровень: язык, СМИ, символы и знаки, Обыденный уровень: Ш социальная организация (домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль; Ш социально значимое знание - обыденная эстетика,
Факторы исторического процесса Случайное и закономерное (Вольтер о причине смерти Генриха IV, убитого в 1610 г. ) Субъективное и объективное ( «Невидимая рука истории» А. Смит) Сознательное и стихийное ( «Хотели как лучше, а получилось, как всегда» )
Направленность исторического процесса Теории общественного круговорота ( «колесо времени» Веды, Платон) Теории общественного прогресса (Кант – нравственность, Гегель - свобода, Маркс, Белл - технология) Теории общественного регресса. Технотронное общество (Руссо, современный экологический пессимизм) Теории локальных цивилизаций (Н. Данилевский - 10, Шпенглер - 8, Тойнби - 37) Глобализация общества Отрицание логики общественных изменений (Шопенгауэр)
Типология обществ в книге пророка Даниила из Ветхого Завета пять царств: Ш “золотое” (Ассиро-Вавилонское), Ш “медное” (Персидское), Ш “железное” (Македонское), Ш “глиняно-железное” (Римское) Ш Царствие Небесное. В V веке до н. э. греческий историк Геродот разделил все народы на две части эллинов и варваров. Гегель выделил типы культуры по степени овладения “свободой духа”: ь восточный тип (свободен один - монарх), ь греческий тип (свободные некоторые - граждане полиса), ь германский тип (свободны все - демократия). Маркс выделяет 5 типов общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. О. Шпенглер в 1916 году (“Закат Европы”) восемь типов общества: египетский, индийский, вавилонский, китайский, античный, византийскоарабский, европейско-христианский, майя, предполагая появление в будущем русско-сибирского типа. А. Тойнби в современном мире насчитывает от 5 до 37 “цивилизаций”: западная, русская, китайская, исламская и индийская. Д. Белл: Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество
Основные теории движущих сил общества «Честолюбие движет миром» . (Ларошфуко) «Интерес, честолюбие и тщеславие обусловливают непрерывную смену событий на мировой арене и обильно орошают землю человеческой кровью» (Тюрго) • Теория солидаризма (О. Конт, Спенсер, Дюркгейм, Парсонс, Ф. Фукуяма) • Теория социальных противоречий (Макиавелли, Гоббс, Гегель, Маркс, Хаусхофер) • Теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф)
Субъекты исторического процесса Личность Элита Народная масса
Роль личности в истории Специфика роли личности состоит в ее соответствии условиям развития и противоречиям в общественной жизни, как объективным (производительные силы), так и субъективным (состояние общественного сознания, критичность ситуации, цели). Но методы и цели при решении задачи зависят как от лидера, так и от общества. Если оно безмолвствует, то решение будет приниматься только лидером. От роли личности в Пассивность общества может достигаться и истории искусственным путем (например, за счет страха, как при Сталине). к культу личности
Тема 14 Общество.ppt