Театр народов мира Театр русской народной драмы Народная

Скачать презентацию Театр народов мира Театр русской народной драмы Народная Скачать презентацию Театр народов мира Театр русской народной драмы Народная

30732-teatr-narodov-mira.ppt

  • Количество слайдов: 30

>Театр народов мира Театр народов мира

>Театр русской народной драмы Народная драма – интереснейшее и значительное явление русской культуры, воплотившее Театр русской народной драмы Народная драма – интереснейшее и значительное явление русской культуры, воплотившее творческий опыт, накопленный десятками поколений различных слоев народа. Чаще всего они устраивались на святки и масленицу. Эти 2 «театральных сезона» вмещали в себя драматические игры ряженных, посиделки молодежи, обряды встречи и проводов масленицы. В эти дни разыгрывались любимые в народе представления – «Лодка» и «Царь Максимилиан». Подобный спектакль состоял из 1 – 3 явлений, в которые включались монологи, диалоги, хоровое исполнение песен, пляски. Зрители охотно вовлекались в действие, что активизировало импровизацию в игре актеров. Представления носили условный характер. Отсутствие сцены, кулис, декораций обязывало актеров владеть умением создавать иллюзию обстановки. Все передавалось через движения, жесты и мимику актеров.

>Пьеса «Лодка» была очень популярна и в крестьянской, и в солдатской среде, и в Пьеса «Лодка» была очень популярна и в крестьянской, и в солдатской среде, и в среде фабричных людей. Это объяснялось тем, что в ней затрагивались важные для широких народных масс вопросы. Ее наиболее частое название — «Лодка». Но она называлась и иначе: «Шлюпка», «Атаман», «Разбойники», «Шайка», «Шайка разбойников», «Ермак», «Стенька Разин». Сюжет пьесы прост. Шайка разбойников во главе с атаманом и есаулом плывет по Волге. Есаул в подзорную трубу оглядывает местность и докладывает атаману о том, что видит. Когда на берегу попадается большое село, разбойники высаживаются и нападают на помещичью усадьбу. Один из вариантов пьесы заканчивается восклицанием: «Эй, молодцы! жги, пали богатого помещика!». В некоторых вариантах вводится мотив любви атамана к дочери помещика или к персиянке. Но при этом сюжетная основа — угроза разбойников властям и помещикам — сохраняется. Это говорит о том, что идейная сущность пьесы состоит в выражении протеста народа против угнетающих порядков.

>

>Источники «Лодки» сложны. Это и песни о разбойниках, в том числе о Разине, и Источники «Лодки» сложны. Это и песни о разбойниках, в том числе о Разине, и лубочные картинки, и лубочные романы о разбойниках, и литературные песни. Это отразилось на сложной композиции пьесы: исполнители обычно помнили лишь основную схему сюжета, действовали же и говорили в порядке импровизации, пользуясь знакомым материалом.

>Пекинская музыкальная драма Этот театр начал свою историю еще в 7 веке, прошел несколько Пекинская музыкальная драма Этот театр начал свою историю еще в 7 веке, прошел несколько этапов развития, и к настоящему времени стал ведущим театром Китая, воплотившим лучшие народные традиции. В одном древнем трактате написано: «Когда не хватает слов, начинают вздыхать, когда не хватает вздохов, начинают петь, когда не хватает песни, руки начинают бессознательно жестикулировать, а ноги – танцевать». Эти слова точно характеризуют искусство Пекинской музыкальной драмы. Художественная культура Китая - это культура аллюзий и намека. В эпоху Тан возник особый метаязык, доступный лишь посвященному, - язык самого ядра китайской культуры. Понимая картину, поэзию или даже танец, изобилующий символами, человек как бы проверял свою принадлежность к традиции. Для зрителей, несведущих в тонкостях пекинской драмы, остаются непонятными многие, сугубо специфические атрибуты представления. Вопросы, возникающие при просмотре пекинской драмы, касаются знания истории, обычаев, культуры и общественных устоев Китая.

>Театральной эстетике пекинской оперы отвечает парадность и пышность сценического костюма, особая манера сценической речи, Театральной эстетике пекинской оперы отвечает парадность и пышность сценического костюма, особая манера сценической речи, основанная на модуляции слова и фразы, пронизывающие звуки фальцетного пения, громкое звучание оркестра, поражающий своей фантазией орнамент и интенсивность цвета актерского грима, символика предметов бутафории и сценичес-кого жеста. Актеру пекинской драмы необходимо знать основы национального актерского мастерства - это «четыре умения» (пение, декламирование, перевоплощение и пантомима) и «четыре приема» (игра руками, игра глазами, игра туловищем и шаги). Китайские театралы различают почти три десятка различных движений ногами и около сорока видов движений руками и рукавами.

>В Пекинской драме сохранилось деление персонажей на четыре основных амплуа. Они различаются по принципу В Пекинской драме сохранилось деление персонажей на четыре основных амплуа. Они различаются по принципу пола, возраста, индивидуальных особенностей сценического персонажа. 1. Амплуа Шэн – мужские персонажи. Грим пекинской музыкальной драмы многообразен и зависит от трактовки образа: по его цвету и рисунку можно определить социальное положение героя, его характер, судьбу и т.д. Известно несколько тысяч видов композиций грима для персонажей пекинской драмы.

>2. Амплуа Дань – женские персонажи.     3. Амплуа Чоу – 2. Амплуа Дань – женские персонажи. 3. Амплуа Чоу – комические персонажи

>4. Амплуа Цзин – персонажи злодеи. В драме с большой полнотой и богатством красок 4. Амплуа Цзин – персонажи злодеи. В драме с большой полнотой и богатством красок запечатлены прошлое страны, современная действительность, верования и фантазии народа. Купцы и лекари, судьи и военачальники, певички и знатные барышни, повстанцы и разбойники, ламы и буддийские монахи, души невинно казненные и небожители - таков пестрый и шумный мир образов пекинской драмы. Спектаклям пекинской драмы свойственно ощущение устойчивости, целостности, рациональности изображенного в них миропорядка. В этом театральном мире добро и зло, радость и страдание, обыденное и сверхъестественное сосуществуют, взаимно дополняя или на время оттесняя, но, почти никогда не уничтожая и не отрицая друг друга. Сменяются царства и династии, периоды войн и спокойствия, а миропорядок остается неизменным.

>

>

>

>Искусство кукольного театра Нечто напоминающее кукольное действо, описывал еще древнегреческий историк Геродот (490 – Искусство кукольного театра Нечто напоминающее кукольное действо, описывал еще древнегреческий историк Геродот (490 – 425 гг до н.э.).В шумном празднике в честь бога Диониса участвовали ряженные с куклами – марионетками, а позднее в 1 веке до н.э. сложился театр, напоминающий музыкальную шкатулку, работающий при помощи простейшей механики. Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные, кукла театра теней, маска. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров. Различие в формах представлений обуславливается чаще всего национальными традициями страны, задачами которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля. Способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания, образная нарицательность характерные для искусства кукольного театра определяют в репертуаре театров кукол сатирических или героико-патетических представлений.

>На территории Древней Греции возникло искусство, которое принято называть Вифлеемским ящиком или вертепом. Этот На территории Древней Греции возникло искусство, которое принято называть Вифлеемским ящиком или вертепом. Этот «театр» впервые и очень своеобразно попытался рассказать о мироздании — в том виде, как это представлялось древним. Кому-то пришла мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали. Внизу поселили кукол-людей, а сверху тех, что изображали богов. С помощью стержней, продетых в прорези на дне ящика, куклами можно было управлять — так родилось движение. А потом придумали сценки, целые пьесы — и получился театр. Когда античные государства распались, а на их территории были созданы новые формации, маленькие ящики с незатейливыми куклами достались в наследство следующим поколениям. Отголоски этого театра живут и поныне: румынский «Вифлеем», польская «шопка», украинский «вертеп», белорусская «батлейка».

>Куклы Древнего Рима  Римские куклы изготовлялись преимущественно  из глины, но встречались и Куклы Древнего Рима Римские куклы изготовлялись преимущественно из глины, но встречались и более дорогие, выполненные из слоновой кости, дерева, воска, янтаря, бронзы, меди, даже серебра и золота. Театральных кукол в Риме можно разделить на две основные группы — верховые и напольные. Работая с верховыми куклами, скрытые ширмой актеры держали их высоко над головой, а выступая с напольными, наоборот, находились над сценой, управляя куклами сверху. В Древнем Риме широкое распространение получили кукольные представления, высмеивавшие человеческие пороки и недостатки: жадность, глупость, лицемерие. Сатирические злободневные спектакли не вызывали симпатии властей. Показателен характерный пример: задетый насмешками кукольников Юлий Цезарь запретил театральным куклам разговаривать, позволив передавать содержание спектакля исключительно движениями и жестами.

>Куклы Средневековой Европы. Католическая церковь негативно относилась к куклам. Такое резкое их неприятие было Куклы Средневековой Европы. Католическая церковь негативно относилась к куклам. Такое резкое их неприятие было вполне обоснованно — рукотворные изображения людей, издревле являвшиеся ритуальными предметами, нашли свое применение в магических обрядах средневековых ведьм и колдунов. Однако, учитывая популярность кукольных театров в народной среде, духовенство попыталось придать спектаклям христианскую направленность, избавить от влияния язычества. Попытки создания христианской кукольной мистерии не увенчались успехом. Исключение составляет только сохранившаяся до наших дней традиция изготовления вертепов — небольших многоярусных кукольных театров, в которых в канун Рождества разыгрываются сцены, связанные с рождением Иисуса Христа.

>Слово «марионетка» происходит от употреблявшихся в Венеции в дни ежегодных церковных праздников деревянных механических Слово «марионетка» происходит от употреблявшихся в Венеции в дни ежегодных церковных праздников деревянных механических кукол, получивших в народе название «деревянных Марий» или «Марион». Во время праздников продавались маленькие изображения Марион — маленькие Марии — марионетки. Другие источники утверждают, что название произошло от имени изобретателя, итальянца Мариони. Театр перчаточной куклы в Европе во времена гонений быстро вытеснил театр марионетки, так как он, по сравнению с театром марионетки, был более мобильным, легким по технике исполнения и не требовал больших затрат. Кукловод один, укрывшись ширмой, мог разыграть целый спектакль, сообщить зрителям на площади "последние новости" и вовремя, свернув свой театр, исчезнуть в толпе.

>Знаменитые перчаточные куклы – шуты и паяцы - Италии, Франции, Англии, Германии, России Знаменитые перчаточные куклы – шуты и паяцы - Италии, Франции, Англии, Германии, России являются "родственниками». Всех этих героев объединяет то, что они стали на многие столетия выразителями идеологии народа, воплотившими его несокрушимость, всепобеждающий веселый нрав и острый сатирический дух. Пульчинелла Гиньоль Полишинель Панч Каспер Петрушка Полишинель

>Попытки «оживить» кукол, заставить их самостоятельно двигаться предпринимались еще очень давно. Известно, что в Попытки «оживить» кукол, заставить их самостоятельно двигаться предпринимались еще очень давно. Известно, что в Древнем Китае изготовлялись куклы, приводимые в движение пороховыми взрывами, а греки и римляне устраивали кукольные хороводы, закрепляя на большом диске, вращавшемся под напором водяной струи, танцующие фигурки. Однако настоящего расцвета изготовление кукол - автоматов достигло в XVIII веке, когда сумма накопленных знаний и технологий позволила создавать настоящие механические чудеса. В то время очень большую популярность приобрели так называемые театры автоматов, представляющие собой разновидность шарманки, дополненной подвижными фигурками. В ящике, отделанном как зал дворца, размещались маленькие фарфоровые куколки-музыканты. После завода пружины они начинали двигаться: скрипач водил смычком по крошечной скрипке, клавесинист опускал руки на клавиши инструмента, арфистка перебирала струны арфы. Пружина приводила в действие не только фарфоровых музыкантов, но и спрятанный внутри ящика музыкальный механизм, исполнявший несколько мелодий. Фантазия механиков прошедших веков была неисчерпаема. Фарфоровые модницы смотрелись в зеркала и расчесывали волосы, стройные ряды солдатиков маршировали по столу, барабанщики отбивали военные марши, куклы танцевали, ходили, говорили, смеялись и плакали, копируя жизнь создавших их людей. Чудом могли показаться современникам большие, почти в рост человека, механические куклы-автоматы, играющие на настоящих музыкальных инструментах.

>

>Вырезанные из дерева идолы, соломенные куклы, использовавшиеся в языческих обрядах, куклы из материи — Вырезанные из дерева идолы, соломенные куклы, использовавшиеся в языческих обрядах, куклы из материи — таковы далекие предки русских персонажей кукольного театра. Чаще всего у куклы не было лица, чтобы в неё не мог вселиться злой дух. Мы не знаем точно, когда появился кукольный театр в России. Первое свидетельство о нем мы находим у немецкого путешественника Адама Олеария, который посетил пределы Московии в 1636 году и смотрел кукольное представление «Петрушка». Примерно с 1840-х годов на страницах бытовых очерков, воспоминаний, дневников появляется имя Петрушки, Петра Ивановича Уксусова, он же Ванька-Рататуй (от глагола «ратовать» — спасать, помогать при беде, защищать), который с годами становится главным и едва ли не единственным героем русского народного кукольного театра . Кукольный театр Петрушки предельно прост по устройству. Имущество кукольника — легкая складная ширма, за которой он прячется. Кукол, задействованных в представлении, в каждый момент всего две, по числу рук манипулятора. Система вождения куклы — перчаточная. Головой куклы управляют с помощью указательного пальца, а в руки куклы продеты большой и средний пальцы.

>

>Одной из наиболее интересных кукол в мировом театре является тростевая кукла. Происхождение этого вида Одной из наиболее интересных кукол в мировом театре является тростевая кукла. Происхождение этого вида куклы очень древнее, ей более трех тысяч лет. Возникновение первых тростевых кукол связывают в основном с островом Ява (Индонезия). Ареал ее распространения - страны юго-восточной и Центральной Азии (Иран, Турция, Афганистан), отдельные ее разновидности встречаются у многих тюркских народов. С XVI в. эта кукла имела широкое распространение во всех странах Европы. В профессиональном театре тростевая кукла впервые "выступала" в 1918 г. в России в руках Н.Я. и И.С. Ефимовых в спектакле "Басни Крылова". Но особую популярность она получила в репертуаре Центрального театра кукол С. Образцова. В техническом отношении эта кукла привлекает тем, что она более выразительная в своих жестах, более пластичная, чем перчаточная кукла.

>Из марионетки в более позднее время родилась планшетная кукла. Внешне эти куклы напоминают Из марионетки в более позднее время родилась планшетная кукла. Внешне эти куклы напоминают "родителей", только они больше по размеру, и у них нет никаких нитей. Высота таких кукол зависит от роста кукловода и может быть от 1 до 1,7 м.

>Применение маски насчитывает тысячелетия. Маски существовали во многих театрах мира. В средневековой Европе они Применение маски насчитывает тысячелетия. Маски существовали во многих театрах мира. В средневековой Европе они использовались гистрионами - бродячими актерами, в России - скоморохами. В период раннего Возрождения маска вошла полноправным творцом образа в искусство итальянского театра комедии дель-арте, использовалась маска и театром Масхара, завершившим свое формирование на территории Средней и Центральной Азии к XII в. Многие традиционные восточные театры - это театр масок. Широкое распространение маска получила в театре народов Азии, Индокитая. Есть маски, которые одеваются на пальцы или на руку. У каждого народа здесь есть свои традиции. Маска всегда означает постоянство, большое обобщение.

>

>Теневой театр появился несколько тысячелетий назад на Востоке - у народов Индии, Китая, Индонезии, Теневой театр появился несколько тысячелетий назад на Востоке - у народов Индии, Китая, Индонезии, Ирана, Турции. Точно не установлено, где раньше. Упоминание о театре кукол в Китае относится к I в. до н.э. Традиционное искусство театра кукол Индонезии также уходит в глубь веков, и здесь оно имеет свои разновидности, например, ваянг - кулит (теневой театр кожаных плоскостных фигур, прикрепленных к бамбуковой трости). Считается, что теневой театр - это древнейший прототип кино, а кино - усовершенствованный в XX в. тот же театр теней.

>

>А это доступна и нам! А это доступна и нам!