Скачать презентацию Сюжетно-ролевая игра ТЕМА ПЛАН ЛЕКЦИИ Характеристика структуры Скачать презентацию Сюжетно-ролевая игра ТЕМА ПЛАН ЛЕКЦИИ Характеристика структуры

Тема 20. Сюжетно-ролевая игра.ppt

  • Количество слайдов: 45

Сюжетно-ролевая игра ТЕМА Сюжетно-ролевая игра ТЕМА

ПЛАН ЛЕКЦИИ Характеристика структуры сюжетноролевой игры; Основные этапы ее развития; Руководство сюжетно-ролевыми играми. ПЛАН ЛЕКЦИИ Характеристика структуры сюжетноролевой игры; Основные этапы ее развития; Руководство сюжетно-ролевыми играми.

ВОПРОС 1 Характеристика структуры сюжетноролевой игры ВОПРОС 1 Характеристика структуры сюжетноролевой игры

СЮЖЕТНО-POЛEBЫE ИГРЫ группа игр, которые придумывают сами дети, в них отражается знания, впечатления, представления СЮЖЕТНО-POЛEBЫE ИГРЫ группа игр, которые придумывают сами дети, в них отражается знания, впечатления, представления об ок ружающем мире, происходит условное преобразование их и воссоздается социальные отношения между людьми.

Проблемами сюжетно-ролевой игры занимались Д. Б. Эльконин, Д. В. Менджерицкая, П. Г. Саморукова, Н. Проблемами сюжетно-ролевой игры занимались Д. Б. Эльконин, Д. В. Менджерицкая, П. Г. Саморукова, Н. Е. Михайленко, Е. В. Зворыгина и другие.

Игра является одним из средств умственного воспитания заключено в формировании символических действий; характерной особенностью Игра является одним из средств умственного воспитания заключено в формировании символических действий; характерной особенностью игры является применение в ней предметовзаместителей, взятие на себя роли; в игре происходит углубление анализа отображаемых явлений.

В сюжетно-ролевой игре формируются нравственные качества личности (настойчивость, ответственность, доброта, честность, самостоятельность и т. В сюжетно-ролевой игре формируются нравственные качества личности (настойчивость, ответственность, доброта, честность, самостоятельность и т. д. ), коллективные взаимоотношения (умение согласовывать действия).

Игра является средством эстетического воспитания дети приобретают эмоциональный опыт: сопереживание, переживание; чувства детей в Игра является средством эстетического воспитания дети приобретают эмоциональный опыт: сопереживание, переживание; чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, творчества, близки эстетическим чувствам

Игра оказывает влияние на физическое развитие детей: совершенствуются разнообразные движения Игра оказывает влияние на физическое развитие детей: совершенствуются разнообразные движения

Сюжетно-ролевая игра ведущий вид игры ребенка дошкольного возраста. основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра ведущий вид игры ребенка дошкольного возраста. основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Компоненты сюжетно-ролевой игры воображаемая ситуация, сюжет, роли. Компоненты сюжетно-ролевой игры воображаемая ситуация, сюжет, роли.

СЮЖЕТ это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями; отражение детьми в игре определенных действий, СЮЖЕТ это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями; отражение детьми в игре определенных действий, событий, взаимоотношения из жизни и деятельности окружающих.

СЮЖЕТ чем уже сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем более однообразны сюжеты их СЮЖЕТ чем уже сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем более однообразны сюжеты их игр; состоит из следующих элементов: действие, персонажи, предметная ситуация; различаются по тематическому содержанию и по структуре; тематическое содержание сюжетов зависит от конкретных условий жизни детей.

Структуры сюжетов игры: сюжеты, включающие в себя одного персонажа, одно действие в одной предметной Структуры сюжетов игры: сюжеты, включающие в себя одного персонажа, одно действие в одной предметной ситуации. Связь элементов в этой структуре определяется одной предметной ситуацией. сюжеты, включающие в себя несколько персонажей с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации. Связь персонажей определяется одной предметной ситуацией.

Структуры сюжетов игры: Сюжеты, включающие два взаимодополнительных персонажа, взаимодействующих в одной предметной ситуации; Связь Структуры сюжетов игры: Сюжеты, включающие два взаимодополнительных персонажа, взаимодействующих в одной предметной ситуации; Связь между элементами сюжета задается как бы через функциональное взаимодействие персонажей; Сюжеты, где наряду с функциональным взаимодействием персонажей заданы отношениями между ними.

Игровое действие предметно-замещающее, изображающее, обозначающее. Игровое действие предметно-замещающее, изображающее, обозначающее.

Разнообразие сюжетов бытовые игры (быт семьи, детского сада); игры на тему труда; игры с Разнообразие сюжетов бытовые игры (быт семьи, детского сада); игры на тему труда; игры с общественной тематикой

На построение сюжета ребенком влияет: игровая культура той игровой группы детей, в которую он На построение сюжета ребенком влияет: игровая культура той игровой группы детей, в которую он включен; игровая традиция; опыт ребенка.

МОТИВ (общий) стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. (частные)интерес к тем или МОТИВ (общий) стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. (частные)интерес к тем или ИНЫМИ событиям, к действиям с предметом; стремление к совместной деятельности в обществе привлекательных для ребенка сверстников; придумывание, фантазирование, создание в игре особой действительности.

Роль является средством реализации сюжета; Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого; ребенок Роль является средством реализации сюжета; Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого; ребенок отождествляет себя с тем или другим человеком, действует от его имени, соответствующим образом использует те или другие предметы, вступает в разнообразные отношения с другими окружающими.

Роль роль отражается в действиях, речи, мимике, пантомимике; к роли дети относятся избирательно: они Роль роль отражается в действиях, речи, мимике, пантомимике; к роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей, действия и поступки которых вызвали наибольшее эмоциональное впечатление, интерес.

ВООБРАЖАЕМАЯ СИТУАЦИЯ складывается из сюжета и ролей, ко торые принимают на себя дети в ВООБРАЖАЕМАЯ СИТУАЦИЯ складывается из сюжета и ролей, ко торые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразие использования вещей и предметов.

ВОПРОС 2 Основные этапы развития сюжетно-ролевой игры ВОПРОС 2 Основные этапы развития сюжетно-ролевой игры

ОНТОГЕНЕЗ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Этап Характеристика игры 1. Ознакомительная игра Действия манипуляции ОНТОГЕНЕЗ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Этап Характеристика игры 1. Ознакомительная игра Действия манипуляции в ходе обследования предмета постепенно перерастают в ориентировочные действия операции 2. Отобразительная игра Отдельные предметно специфические операции (предметно переходят в ранг действий, направлен ных на отобразительная) выявление специфических свойств предмета 3. Сюжетно отобразительная игра 4. Сюжетно ролевая игра Предметно опосредованные действия ребенка в условной форме имитируют использование предмета по назначению Ребенок реализует выбранную роль через игровые действия в процессе установления отношении с другими персонажами

Основные этапы развития сюжетноролевой игры Сюжетно-ролевая игра возникает на пороге третьего года жизни ребенка Основные этапы развития сюжетноролевой игры Сюжетно-ролевая игра возникает на пороге третьего года жизни ребенка на основе предметных игр; Основные этапы ее развития были выделены Д. Б. Элькониным.

Первый этап Основным содержанием игры являются действия с предметами; они осуществляются в определенной последовательности, Первый этап Основным содержанием игры являются действия с предметами; они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается; цепочка действий носит сюжетный характер; основные сюжеты бытовые.

Первый этап действия однообразны и часто повторяются; роли не обозначены; по форме это игра Первый этап действия однообразны и часто повторяются; роли не обозначены; по форме это игра рядом или одиночная игра, дети охотно играют со взрослыми; самостоятельная игра кратковременна; стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре.

Второй этап основное содержание игры - действия с предметом; действия развертываются более полно и Второй этап основное содержание игры - действия с предметом; действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом; последовательность действий становится правилом; возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия).

Второй этап объединения кратковременны; основные сюжеты бытовые; одна и та же игра многократно повторяется; Второй этап объединения кратковременны; основные сюжеты бытовые; одна и та же игра многократно повторяется; игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же – любимые; в игре объединяются 2 -3 человека.

Третий этап Основное содержание игры - по-прежнему действия с предметами; они дополняются действиями, направленными Третий этап Основное содержание игры - по-прежнему действия с предметами; они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре; роли четко обозначены и распределены до начала игры; игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью; продолжительность игры увеличивается;

Третий этап логика, характер действий и их направленность определяются ролью, это становится основным правилом; Третий этап логика, характер действий и их направленность определяются ролью, это становится основным правилом; игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью; сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.

Четвертый этап. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом; Четвертый этап. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом; тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей; игры носят совместный, коллективный характер;

Четвертый этап. объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем Четвертый этап. объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей; игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.

Четвертый этап. в игре четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а Четвертый этап. в игре четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок); требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников; количество вовлеченных в игру увеличивается до 5 -6.

ВОПРОС 3 Руководство сюжетноролевыми играми ВОПРОС 3 Руководство сюжетноролевыми играми

Задачи руководства развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания); использование игры Задачи руководства развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания); использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская (30 -е годы) определены пути целенаправленного педагогического воздействия Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская (30 -е годы) определены пути целенаправленного педагогического воздействия на содержание детских игр с целью решения задач нравственного и умственного воспитания дошкольников

Т. А. Маркова, А. И. Матусик, В. Е. Воронова, А. А. Анциферова и др. Т. А. Маркова, А. И. Матусик, В. Е. Воронова, А. А. Анциферова и др. были разработаны методы формирования детской игры, педагогические аспекты сочетания разных приемов с целью развития игры и расширения ее влияния на ребенка

В 60 -е годы А. П. Усова впервые сделала объектом специального исследования детские реальные В 60 -е годы А. П. Усова впервые сделала объектом специального исследования детские реальные отношения и на основе изучения этапов игры и уровня детских взаимоотношений определила пути дифференцированного педагогического воздействия на развитие игры и положительных взаимоотношений дошкольников; в 70 -е годы продолжаются исследования (Р. А. Иванкова, Н. Е. Михайленко, В. И. Судахова).

На современном этапе огромное внимание уделяется проблеме руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников (С. Л. Новоселова, На современном этапе огромное внимание уделяется проблеме руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников (С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина); выделено направление, для которого свойственно довольно жесткая регламентация игры (К. Я. Вольцкс); возможность руководить игрой при помощи косвенных приемов разрабатывалась Н. В. Седж, Р. Л. Непомнящей.

Приемы руководства играми приемы косвенного воздействия; приемы прямого руководства. Приемы руководства играми приемы косвенного воздействия; приемы прямого руководства.

Косвенные приемы без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала Косвенные приемы без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре Прямые приемы непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. ).

Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Компоненты комплексного руководства ознакомление с окружающим в активной деятельности ребенка; обучающие игры; организацию предметно-игровой Компоненты комплексного руководства ознакомление с окружающим в активной деятельности ребенка; обучающие игры; организацию предметно-игровой среды; общение взрослого с детьми в процессе игры.