Скачать презентацию Схема анализа стихотворения Содержит клише и теоретические сведения Скачать презентацию Схема анализа стихотворения Содержит клише и теоретические сведения

Анализ стихотворения (Примерная схема).pptx

  • Количество слайдов: 59

Схема анализа стихотворения Содержит клише и теоретические сведения Составила Тамара Генриховна Терехова Схема анализа стихотворения Содержит клише и теоретические сведения Составила Тамара Генриховна Терехова

Автор «Название» Анализ стихотворения Работу выполнил ученик ___ класса ________ Автор «Название» Анализ стихотворения Работу выполнил ученик ___ класса ________

История создания История создания

Место в творчестве поэта • Насколько характерно для его творчества? • В какой сборник Место в творчестве поэта • Насколько характерно для его творчества? • В какой сборник или цикл стихотворений входило? • В какие годы было написано и что значили эти годы в жизни автора?

Ведущая тема Ведущая тема

Темы и мотивы в лирике Темы и мотивы в лирике

Например Например

Например Например

Например Например

Лирический сюжет Лирический сюжет

Проблемы Проблемы

Композиция Композиция

Лирический герой Лирический герой

Например Например

Преобладающее настроение, его изменение Преобладающее настроение, его изменение

Жанр Жанр

Строфа Строфа

Строфа – повторяющаяся регулярно группа стихов, объединенная определенным формальным признаком Два основные принципа: количество Строфа – повторяющаяся регулярно группа стихов, объединенная определенным формальным признаком Два основные принципа: количество стихов в строфе; способ сочетания стихов (рифмовка). Простейшая строфическая рифма – двустишие (дистих). АА bb CC dd А. Ахматова «Сероглазый король» . Трехстишия (терцеты) встречаются довольно редко. Ab. A b. Cb Cd. C Как правило, входит в состав более сложных строф (шестистиший и т. д. ). • О. Мандельштам «Возьми на радость из моих ладоней…» . • Терцина (итал. ) – трехстишие, рифмующееся с последующими трехстишиями по следующей схеме: aba bcb cdc ded и т. д. • Наиболее распространены четверостишия (катрены). • • •

Виды строф • • • • • • Пятистишия. Встречаются редко. Аb. А; АAbb. Виды строф • • • • • • Пятистишия. Встречаются редко. Аb. А; АAbb. А; Аb. А. Ахматова «Я уже стою на подступах к чему-то…» Шестистишие (секстина). На три рифмы – шесть стихов. Реже – на две рифмы: АAb. ССb Н. Гумилев «Ослепительное» , «Открытие Америки» . Семистишие: ААb. СССb М. Лермонтов «Бородино» . Восьмистишие. Как и четырехстишие, одна из самых распространенных форм: сицилиана (Аb. Аb. Аb) октава (шестистишие + дистих: Аb. Аb. СС) А. Пушкин «Домик в Коломне» . В. Брюсов «Вот я опять поставлен на эстраде» . Девятистишие (нона): октава + 1 стих. Очень редка. Аb. Ab. ACC В. Пяст «Поэма в нонах» . Одическая строфа (10 стихов). Разрабатывалась в 18 веке (Ломоносов). В 20 веке – стилизации и пародии. Аb. Ab. CCd. EEd. Онегинская строфа, еще более сложная (14 стихов, на базе которых использованы все способы рифмовки). Аb. Ab. CCdd. Eff. Ekk Строфа – не только формальный элемент стиха; это единство семантики, метрики, ритмики, синтаксиса и звучания.

Рифма Рифма

Рифма • • • Строки в стихах соотносимы между собой: в конце каждой строки Рифма • • • Строки в стихах соотносимы между собой: в конце каждой строки вспоминаются концы предыдущих и возникают догадки о последующих. Особенно при наличии рифмы – звукового повтора, преимущественно в конце, двух или нескольких слогов. И вот уже трещат морозы И серебрятся средь полей… (Читатель ждет уж рифмы розы. . . На, вот возьми ее скорей!) (А. Пушкин) Рифма расширяет связи, в которые вступает каждое слово, и тем повышает смысловую емкость стиха. «Рифм сигнальные звоночки» , – писала А. Ахматова. Рифма устанавливает связь между словами, звучащими подобно, и заставляет нас подозревать близость и родство предметов, обозначаемых этими словами. Таким образом переоткрывается мир, заново постигается суть явлений. Поэтому важно, что чем рифмовать. Кроме того, конец строки, рифма – это смысловой акцент. Так, Маяковский ставил «нужное слово» в конец строки и искал к нему рифму «во что бы то ни стало» . Однако рифма не обязательный признак стихов. Не знали рифмы ни античная поэзия, ни русское народное поэтическое творчество, в частности былина. Крайне редко употребляются рифмы в современном англоязычном стихосложении. Наконец, в новоевропейском силлабическом и силлаботоническом стихосложении существует так называемый «белый стих» (blank verse – англ. ) – стих нерифмованный, но имеющий ритм.

Рифма, способы рифмовки • • • парные рифмы (смежные): AA bb. М. Петровых “Мой Рифма, способы рифмовки • • • парные рифмы (смежные): AA bb. М. Петровых “Мой сын, дитя мое родное…” перекрестная рифма: Ab. Самый распространенный способ рифмовки. И. Анненский “Среди миров…” кольцевая рифма (опоясывающая): Аbb. А. Н. Гумилев “Укротитель зверей”, “У меня не живут цветы”.

Виды рифмы • • • • Рифма - один из самых ярких, хотя и Виды рифмы • • • • Рифма - один из самых ярких, хотя и необязательных, признаков стихотворной речи. В разные эпохи рифма выглядела по-разному. В пушкинское время она была точной, т. е. совпадали ударная фонема и все заударные (правил - заставил). К середине 19 века осуществляется переход к приблизительной рифме, т. е. совпадает ударная фонема и все заударные согласные, а не совпадают гласные (одинокий - далекой). В начале 20 века распространяется неточная рифма: совпадают только ударные гласные (тельце - раскиселиться); совпадают заударные согласные и гласные, но не совпадают ударные (книжным - важным). Классификация по месту ударения Мужская рифма – ударение в рифмующихся словах падает на последний слог (впотьмах - холмах). Женская рифма – ударение на предпоследнем слоге (белка - стрелка). Дактилическая рифма – ударение на третьем от конца слоге (завороженная - пригвожденная). Гипердактилическая рифма – ударение дальше, чем на третьем слоге от конца (неряшливая - покашливая). Классификация по совпадению предударных позиций В 20 веке рифма начинает смещаться влево, в глубину слова и даже стихотворной строки, т. е. в предударную позицию. Если в рифме, кроме обязательного созвучия ударных и заударных фонем, есть еще и созвучие предударных, это рифма богатая (строк - острог). Если нет совпадения предударных – бедная (свечи - речи). Основное назначение рифмы – быть сигналом, обозначать границу стиха. Рифма цементирует текст, делает его единым целым. В рифму выносятся наиболее семантически важные слова. С рифмой связан эффект рифменного ожидания.

Основные образы Основные образы

Лексика Лексика

Изобразительные средства Изобразительные средства

Поэтический синтаксис Поэтический синтаксис

Enjambement • Проза при осмысленном чтении тоже делится на отрезки, но это членение задается Enjambement • Проза при осмысленном чтении тоже делится на отрезки, но это членение задается только синтаксисом. В то время, как в стихах стихотворная строка не обязательно совпадает с синтаксическим членением фразы. Например: • А плакала я уже бабьей Слезой – солонейшей солью. (М. Цветаева) • Такое явление называется – синтаксический перенос, или enjambement.

Звукопись Звукопись

Например • Ощущение «единства и тесноты стихового ряда» усиливается еще и звуковой организацией стиха. Например • Ощущение «единства и тесноты стихового ряда» усиливается еще и звуковой организацией стиха. Звучание стихов гораздо важнее, чем звучание прозы. Звуки в стихах как бы «окликают» друга. Часто повторяются одни и те же согласные – это называется аллитерация. Строчка Маяковского Где, он, бронзы звон или гранита грань…как бы напоминает звон металла и твердость гранита. Сам поэт говорил: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова» . Повторяются в стихах и гласные звуки – это явление называется ассонанс. • У наших ушки на макушке, Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут. • – повтор звука «у» как бы передает гулкое затишье перед боем. • Благодаря звучанию, перекличке звуков, интонации, «слово в стихе имеет тысячу неожиданных смысловых оттенков, стих дает новое измерение слову» (Тынянов).

Звукопись • • Зву копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой речи. Звукопись • • Зву копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы: …Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. — К. Д. Бальмонт В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств. Широко используются также аллитерация (повтор согласных звуков) и ассонанс (повтор гласных звуков). В целях звукописи может использоваться: а) повтор звука: «Ворон каркнул на сосну, / Тронул сонную струну» (А. Блок); б) повтор фонетически близких звуков: «Шуршит вода по ушам, и, чирикнув, / На цыпочках скачет чиж» (Б. Пастернак); в) противопоставление фонетически контрастных звуков: «Ветер веет и вьётся украдками/ Меж ветвей, над водой наклонённых, /Шевеля тяжёлыми складками/Шелков зелёных» (М. Волошин); г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: «В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору, / С поклажей и семьёй дворян, /Четвёркою рыдван, /Тащился» (И. Крылов). Приёмы звукописи могут быть канонизированными (общепринятыми в данной литературе) или индивидуальными.

Стихотворный размер Стихотворный размер

Ритм. Системы стихосложения • • • Стихи обладают ритмом. Стихотворная речь происходит от песни, Ритм. Системы стихосложения • • • Стихи обладают ритмом. Стихотворная речь происходит от песни, в которой слово неразрывно связано с мелодией. Долгое время стихотворная речь определялась, как речь ритмическая. При этом следует учитывать, что ритм – это конкретная мелодика текста, а метр стихотворения – схема его размера. Ритм в стихах создается прежде всего определенной системой стихосложения, разной у разных народов и в различные эпохи. Стихотворные строки соизмеряются между собой определенными мерками. Основных систем стихосложения насчитывается обычно три. Повторяемость отрезков с одинаковым числом ударений образует тонический стих. Тоническое стихосложение было свойственно русской народной поэзии, древнегерманскому стиху и др. Стихи в тонической системе могут быть не равновеликими. В этом случае разница между длинными и короткими строками ощущается как разница в числе ударений. Повторяемость отрезков с одинаковым количеством слогов образует силлабический стих. Этот тип стихосложения господствует в романских языках, в польском, в классической японской поэзии. В России силлабическое стихосложение было распространено с 16 в. до первой трети 18 в. Если мельчайшей единицей ритма выступает стопа – два или три слога, из которых один сильный (в русском стихосложении – ударный) – это силлаботоническое стихосложение. Большинство русских классических стихов написаны силлабо-тоникой.

Стопа • Основой соизмеримости стихов в силлаботоническом стихосложении является одинаковое количество в них определенных Стопа • Основой соизмеримости стихов в силлаботоническом стихосложении является одинаковое количество в них определенных стоп. Количество одинаковых стоп в стихе образует размер силлаботонических стихов. • Стопой называется такое сочетание ударного слова с одним или двумя безударными, которое, в силу особенностей соотношения в словах русского языка ударных и безударных слогов, может в различных сочетаниях повторяться определенное число раз, достаточное для образования определенного стиха.

Стихотворные размеры Если в двусложной стопе ударение падает на первый слог – это хорей, Стихотворные размеры Если в двусложной стопе ударение падает на первый слог – это хорей, если на второй – ямб. Трехсложная стопа с ударением на первом слоге – дактиль, на втором – амфибрахий, на третьем – анапест. В двухсложных размерах часто наблюдается пропуск ударения, который называется пиррихием, или сверхсхемные ударения. С конца 19 в. по настоящее время в русскоязычной поэзии силлабо-тоническая система стихосложения перестает быть господствующей, постепенно двигаясь в сторону более свободной системы – тонической. Возникают такие размеры, как дольник, тактовик, акцентный стих. Долгое время в литературоведении не существовало четкого разграничения этих понятий. Затем академик М. Гаспаров предложил следующие определения: дольник – тонический стих, где расстояние между ударениями один-два слога. Тактовик – стих с межударным расстоянием до трех слогов, акцентный стих – от нуля до бесконечности. Этот стих при отсутствии рифмы отличается от прозы только графически – членением на строки.

Стихотворные размеры • Если в двусложной стопе ударение падает на первый слог – это Стихотворные размеры • Если в двусложной стопе ударение падает на первый слог – это хорей, если на второй – ямб. • Трехсложная стопа с ударением на первом слоге – дактиль, на втором – амфибрахий, на третьем – анапест. • В двухсложных размерах часто наблюдается пропуск ударения, который называется пиррихием, или сверхсхемные ударения. • С конца 19 в. по настоящее время в русскоязычной поэзии силлабо-тоническая система стихосложения перестает быть господствующей, постепенно двигаясь в сторону более свободной системы – тонической. Возникают такие размеры, как дольник, тактовик, акцентный стих. Долгое время в литературоведении не существовало четкого разграничения этих понятий. Затем академик М. Гаспаров предложил следующие определения: дольник – тонический стих, где расстояние между ударениями один-два слога. Тактовик – стих с межударным расстоянием до трех слогов, акцентный стих – от нуля до бесконечности. Этот стих при отсутствии рифмы отличается от прозы только графически – членением на строки.

Двусложные размеры • Ямб (греч. jambos) – стопа, в которой первый слог безударный, второй Двусложные размеры • Ямб (греч. jambos) – стопа, в которой первый слог безударный, второй ударный. В стихе, написанном ямбом, ударения располагаются на четных слогах: 2, 4, 6, 8 и т. д. • Пример: Роняет лес багряный свой убор. Сребрит мороз увянувшее поле. Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. (А. С. Пушкин) • Хорей (греч. choreios - плясовой) – двусложная стопа с ударение на первом слоге. • В стихе, написанном хореем, ударения располагаются на четных слогах: 1, 3, 6, 8 и т. д. • Пример: Горные вершины Спят во тьме ночной… (М. Ю. Лермонтов) •

Трёхсложные размеры • Дактиль (греч. daktylos – палец) – стопа из трех слогов с Трёхсложные размеры • Дактиль (греч. daktylos – палец) – стопа из трех слогов с ударением на первом. • В дактилическом стихе ударения располагаются на следующих слогах: 1, 4, 7, 10 и т. д. • Пример: Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики рельсы, мосты… (Н. А. Некрасов) • Амфибрахий (греч. аmphi- кругом + brachys – краткий) – трехсложная стопа с ударением на втором слоге. • Ударения в стихах, написанных амфибрахием, приходятся на слоги 2, 5, 8, 11 и т. д. • Пример: Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый… (М. Ю. Лермонтов) • Анапест (греч. аnapaistos – отражённый назад) – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге. • Ударения в стихах, написанных анапестом, приходятся на слоги 3, 6, 9, 12 и т. д. • Пример: О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта! (А. Блок)

Пиррихий • Пиррихий — стопа из двух безударных) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения Пиррихий • Пиррихий — стопа из двух безударных) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе. • Пример: Три девицы под окном Пряли поздно вечерком… (А. С. Пушкин) Схема этого двустишия:

Трибрахий • Трибрахий — пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге: Первое дело Трибрахий • Трибрахий — пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге: Первое дело у деда — Потолковать с мужиком. (Н. А. Некрасов)

Усечение • Усечение — неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, Усечение • Усечение — неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм). • Пример: Горные вершины Спят во тьме ночной… (М. Ю. Лермонтов)

Спондей • Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в Спондей • Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд. • Классический пример — начало «Евгения Онегина» А. Пушкина: Мой дядя самых честных правил… Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Личные впечатления о стихотворении Личные впечатления о стихотворении

Чем же стихи отличаются от прозы? • Современная наука о литературе отвечает на этот Чем же стихи отличаются от прозы? • Современная наука о литературе отвечает на этот вопрос так: текст, записанный в столбик, – стихи, в строчку – проза. Само слово «стих» в переводе с греческого значит «ряд» , а слово «проза» в переводе с латыни – «речь, которая ведется прямо вперед» . В стихах как бы появляется новый знак препинания – пауза на конце стиха. Благодаря этим паузам стихи произносятся медленнее, чем проза. Читатель вдумывается в смысл каждого стиха – новой «порции» смысла. Вот, например, басня Крылова Две бочки: • Две бочки ехали: одна с вином, Другая Пустая. Вот первая себе без шума и шажком Плетется, Другая вскачь несется… • Короткие вторая и третья строки приобретают в сознании читателя такое же значение, как сообщение в длинной первой строке. Сразу становится ясно, что «героиней» басни станет вторая бочка.