Строение православного храма Я приду помолиться

Скачать презентацию Строение православного храма  Я приду помолиться Скачать презентацию Строение православного храма Я приду помолиться

Копия_открытый_урок_по_мхк.ppt

  • Количество слайдов: 19

> Строение православного храма Строение православного храма

>Я приду помолиться в собор,  Там я камень с души моей скину. У Я приду помолиться в собор, Там я камень с души моей скину. У святых, чудотворных икон Преклоню я усталую спину…. Попрошу, чтобы Бог мне простил Все грехи мои (ныне и прежде). А по смерти – к Себе допустил. Тем живу я в великой надежде. Сергей Сидорин

>  На Руси самой распространенной формой  православного Храма является крестово-  Купольная. На Руси самой распространенной формой православного Храма является крестово- Купольная. Купол православного храма заканчивается главою, на которую ставится Восьмиугольный православный крест. Нередко внизу креста можно увидеть полумесяц. Полумесяц – это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа. Полумесяц – это еще и чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово. Полумесяц- это еще и корабль церковный, ведомый кормщиком – Христом. Полумесяц – это еще и якорь христианской надежды на спасение по вере в Крестные заслуги Искупителя мира.

> Христианский храм – это образ неба на  земле, Священное пространство, в Христианский храм – это образ неба на земле, Священное пространство, в котором человек встречается с Богом, это предвосхищение иного мира и новой земли, Горнего Иерусалима. Самая древняя форма христианского храма – продолговатый четырехугольник с выпуклой Передней частью, наподобие корабля. С IV века стали строить восьмиугольные, крестообразные и даже круглые в основании храма.

>Каждая из этих форм имеет свое символическое значение: так, храм наподобие корабля напоминает верующим, Каждая из этих форм имеет свое символическое значение: так, храм наподобие корабля напоминает верующим, что через житейское море только Церковь может привести нас в Небесное пристанище; Восьмиугольная форма символизирует путеводную звезду в Царство Небесное; круглая – вечное существование Церкви; крестообразная форма – Истинная основа Церкви – это крест. Здания храмов завершаются куполом, который символизирует небо, куда должны обращаться все мысли и чаяния верующих. Купол православного храма Заканчивается главою, на которую ставится восьмиконечный православный крест

>Количество куполов на храмах символично:     1    Количество куполов на храмах символично: 1 - символизирует Единого Бога - Святую Троицу 3 5 - Спаситель и четыре евангелиста 7 - семь таинств Церкви 9 - по числу ангельских чинов 13 - Спаситель и двенадцать апостолов - по числу лет земной жизни Спасителя 33

>5 — центральный неф; 6 — боковые нефы; 7 — столбы; 8 — паперть; 5 — центральный неф; 6 — боковые нефы; 7 — столбы; 8 — паперть; 9 — притвор; 10 — алтарь

> • Крестово-купольный тип храма пришел в Россию  из Византии и широко распространился • Крестово-купольный тип храма пришел в Россию из Византии и широко распространился в древнерусском искусстве. Центром композиции в нем является купол, поднятый на барабане, и опирающийся на четыре внутренних столпа. От центра крестообразно расходятся четыре помещения, перекрытые сводами. Угловые помещения, которые при этом образуются также перекрывались сводами или куполами. На модели представлен храм простейшей формы: четырехстолпный, одноглавый. В более сложных по конструкции зданиях было шесть и более столпов; три, пять и более глав.

> Цветная модель    Крестово-  Глава     Цветная модель Крестово- Глава купольный Барабан храм XII века Аркатура Фасад Лопатка Прясло Закомара Портал Апсида Конха Дмитриевский собор во Владимире

>  Глава – наружное завершение церковного купола. Она может повторять очертания лежащего под Глава – наружное завершение церковного купола. Она может повторять очертания лежащего под ней купола или иметь более сложную форму. Глава покоится на круглом или многогранном барабане.

>   Барабан – цилиндрическая или многогранная венчающая часть здания, перекрытая куполом или Барабан – цилиндрическая или многогранная венчающая часть здания, перекрытая куполом или сомкнутым сводом. В храмах крестово-купольного типа обычно устраивался световой барабан – барабан, имеющий оконные проемы для освещения внутреннего помещения. Внешнюю поверхность барабана часто украшали различными декоративными деталями: аркатурой, поребриком, бегунцом, поясом из изразцов и др.

>   Аркатура – ряд декоративных арок, примыкающих к стене. На этой модели Аркатура – ряд декоративных арок, примыкающих к стене. На этой модели аркатура – единственное декоративное украшение барабана.

>  Фасад – каждая из наружных сторон здания. У крестово-купольного храма все фасады Фасад – каждая из наружных сторон здания. У крестово-купольного храма все фасады могли быть почти идентичны, за исключением западного фасада, к которому примыкали одна или несколько апсид

> Лопатка – плоский вертикальный выступ на стене здания. В крестово- купольном храме лопатки Лопатка – плоский вертикальный выступ на стене здания. В крестово- купольном храме лопатки являются конструктивными утолщениями стены; так же как и внутренние столпы, они располагаются по углам сводов

>   Прясло – часть поверхности стены храма, ограниченная двумя лопатками. Прясла могут Прясло – часть поверхности стены храма, ограниченная двумя лопатками. Прясла могут быть прорезаны оконными или дверными проемами. Обычно прясло завершалось закомарой.

> Закомара – полукруглое или килевидное завершение стены здания, очертаниями повторяющая примыкающий к ней Закомара – полукруглое или килевидное завершение стены здания, очертаниями повторяющая примыкающий к ней свод. Количество закомар на фасаде соответствует количеству примыкающих к нему изнутри сводов

> Портал – декоративно оформленный вход в здание. Как правило, в древнерусском храме было Портал – декоративно оформленный вход в здание. Как правило, в древнерусском храме было три портала: с восточной, северной и южной стороны.

>   Апсида – (в христианской архитектуре) алтарный выступ, размещенный в восточной стороне Апсида – (в христианской архитектуре) алтарный выступ, размещенный в восточной стороне храма. В крестово-купольном храме обычно устраивалась одна или три апсиды. Каждая из апсид перекрывалась конхой.

>  Конха – полукупол, обычно в форме четверти сферы, которым перекрывались апсиды храма. Конха – полукупол, обычно в форме четверти сферы, которым перекрывались апсиды храма.