Стихотворение.pptx
- Количество слайдов: 11
Стихотворение
Особенности жанра: Стихотворение – это стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях : Ø художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции ( «античный стих» , «стих Ахматовой» и т. п. ); Ø строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу ( «Мой дядя самых честных правил» ).
Композиция стихотворения. Любое стихотворение допускает две точки зрения. Ø Как текст на определенном естественном языке - оно представляет собой последовательность отдельных знаков (слов), соединенных по правилам синтагматики данного уровня данного языка. Ø Как поэтический текст - оно может рассматриваться в качестве единого знака представителя единого интегрированного значения.
Лирическая поэзия
Лирическая поэзия В начальной школе лирическая поэзия представлена произведениями : А. С. Пушкина; М. Ю. Лермонтова; Н. А. Некрасова; Ф. И. Тютчева; А. А. Фета; С. А. Есенина и т. д.
ЧЕРЕМУХА Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет.
Анализ стихотворения. 1. Медвяный – имеющий вкус или запах меда. Зелень пряная – зелень душистая, ароматная. 2. Проталина – место, где стаял снег и открылась земля Круча – крутой спуск, обрыв 3. Какие особенности лирического стихотворения вам известны? (У лирического стихотворения нет сюжета. В нем главное не события, а чувства и переживания) 4. Какое настроение передает автор? Как автору удается передать свои чувства и переживания читателю? (Светлое, праздничное, веселое, так как пришла весна, оживающая и просыпающая природа. Автор передает их с помощью образов, ритма и т. д. ). 5. Какие краски использует автор? (Золотистая для изображения веток, зелени, которая на солнышке горит, серебристого для изображения ручья. ) 6. Имеются ли в этом стихотворении так называемые “цветные эпитеты”? (Ветки золотистые, серьги ясные, серебряный ручей, зелень золотистая).
Анализ стихотворения. 7. В стихотворении есть не только красочные образы, но и звуковые (ручей волной гремучею…, Ей песенки поет). Найдите примеры звукописи в тексте. Какие звуки наступившей весны они передают? (Аллитерация: с, з, ж которые ассоциируются с образом весны, шумом легкого ветерка, чуть слышным шелестом листвы. Ассонанс: е, ё, я, ю передают чувство воздушности, яркости, радости. ) 8. С помощью каких слов описываются звуки весны? Черемуха душистая. С весною расцвела. Кругом роса медвяная. А рядом у проталинки. 9. Но не только звукописью и цветописью богата поэзия Есенина. В его произведениях можно увидеть самые разнообразные художественные языковые средства. Вспомним, что такое троп? (Тропы – слова, обороты речи, употребленные для достижения большей выразительности, иначе говоря, художественные средства языка).
Анализ стихотворения 10. Какие тропы использованы автором? Назовите их, приведите примеры. (Есенин использует эпитеты черемуха душистая, кисточки атласные и т. д. ; сравнение как серьги ясные; олицетворения бежит серебряный ручей, песенки поет, метафоры кругом роса медвяная, под жемчугом росы, ручей волной гремучею. Метафора, эпитеты, сравнения, олицетворение – придают стиху чрезвычайную выразительность, образность, наглядность, эмоциональность. Природа живет, дышит, поет, благоухает. Когда читаешь строки стихотворения, чувствуешь дуновение ветра: “черемуха душистая”, “зелень пряная”. Передают веселое, восторженное настроение). 11. Какие чувства испытывает поэт? (Любовь к родной земле, радость, гармонию с миром природы).
Метод правильного прочтения стихотворения 1. Нахождение собственной интонации как личностное постижение, обретение гуманитарных знаний. 2. Наблюдение за интонацией учителя, оно не должно быть единственным средством обучения интонации 3. При прочтении стихотворения всегда надо исчерпать возможности самостоятельно находить подходящие интонации
Работу выполнили: Толочко Светлана Цыкурова Елена Симонова Юлия Сухова Наталья Шамрай Анастасия
Стихотворение.pptx