Стиль барокко в русском зодчестве XVII века.ppt
- Количество слайдов: 29
Стиль барокко в русском зодчестве XVII века: церковь Троицы в Никитниках, церковь Покрова в Филях. Карнацкая Нелли ПОИСО-11
Барокко (итал. barocco — «порочный» , «склонный к излишествам» , порт. perola barroca —дословно «жемчужина неправильной формы» ). Стиль барокко появился в XVI – XVII веках в Италии.
В барочном художественном ансамбле синтез строился по принципу субординации – на основе подчинения архитектуре: • скульптуры; • живописи; • декоративного искусства.
Для искусства барокко. характерно: § § § грандиозность, пышность, динамика, совмещение иллюзорного и реального, сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур. дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство.
Барокко России. В архитектуре XVII столетия можно проследить три этапа: 1)в первой четверти XVII в. или даже в первые 30 лет в ней еще сильна связь с традициями XVI столетия; 2)середина века – 40– 80 -е годы – поиски нового стиля, соответствовавшего духу времени, и его расцвет; 3)конец столетия – отход от старых приемов и утверждение новых, свидетельствующих о рождении зодчества так называемого нового времени.
В 40 -х годах складывается типичный для XVII в. стиль – с живописной, асимметричной группировкой масс. Архитектурные формы усложняются, конструкция здания читается с трудом сквозь покрывающий сплошь всю стену декор. Постепенно теряет смысл шатровое зодчество. Распространяется определенный тип храма – бесстолпного, обычно пятиглавого, с декоративными боковыми барабанами (световой лишь центральный), с подчеркнутой асимметрией общей композиции благодаря разномасштабным приделам, трапезной, крыльцам, шатровой колокольне.
Русская архитектура барокко отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (архитекторы М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский). Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения, но придал этим принципам новый грандиозный размах, бурную динамику, изощренную декоративность. Этому стилю свойственны пространственный размах и ясность планировочных решений, живописная пластика и напряжённая динамика форм, неисчерпаемое разнообразие декоративного убранства. Ордерные элементы - пилястры и трёхчетвертные колонны - использовались для усиления рельефа стен, обогащения светотеневой игры масс. Праздничную декоративность зданий подчёркивали контрастные цветовые сочетания в их отделке. Тяга барокко к зрелищным эффектам особенно наглядно проявилась в искусстве интерьера.
Примером может служить церковь Троицы в Никитниках (1631– 1634, другая дата 1628– 1653), построенная богатейшим ярославским купцом Никитниковым и напоминающая своей прихотливостью форм и декоративной многоцветностью (красный кирпич, белокаменная резьба, зелень черепичных главок, поливные изразцы) хоромное строительство.
Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (Церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке) — эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный в Китай – городе. Ещё в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты. В 1620 -е годы она сгорела и по заказу жившего рядом купца Григория Никитникова в 1628— 1651 годы был сооружён новый каменный храм во имя святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631 -34 и 1653 годах. Южный придел храма был посвящён Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В начале XX века северный фасад, где имелось симметричное южному крыльцо, был искажён пристройками. Главной святыней храма с 1654 года служит список Грузинской иконы Божьей Матери, выполненный в связи с избавлением столицы от морового поветрия. По этой причине храм в обиходе именовался церковью Грузинской Богоматери.
Архитектура и убранство. Хотя заказчиком выступал купец из Ярославля, архитектурное решение церкви не имеет ничего общего с огромными четырёхстолпными храмами ярославской школы. На высоком подклете, где купцы хранили свой товар, поставлен бесстолпный четверик, крытый сомкнутным сводом. Церковь увенчана пятью чисто декоративными главками (из которых только центральная является световой), покоящимися на двух ярусах кокошников. С северной и южной стороны к нему примыкают приделы с похожими горками кокошников и одной главкой. В западной части храма располагается паперть с галереей, к которой с северной стороны примыкает парадно оформленный, высокий шатёр колокольни, а с южной — демонстративно вынесенное на проезжую часть переулка крыльцо, также оформленное небольшим шатром. Стены храмы богато украшены белокаменной резьбой. Используется несколько различных типов наличников. Активно применяются изразцы.
Интерьер. В церкви сохранилась многофигурная, динамичная роспись, созданная по мотивам голландских гравюр Библии П. Борхта. Выполнена в 1652— 53 году, вероятно, лучшими мастерами Оружейной палаты —Иосифом Владимировым (икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» ), Симоном Ушаковым и другими. Иосиф Владимиров «Сошествие Святого Духа на апостолов»
Значение. Храм в Никитниках изобилует декоративными деталями, из которых составится архитектурный словарь узорочья и псевдорусского стиля XIX—XX веков. Для позднемосковского зодчества будут характерны сложно декорированные наличники, арки с висячими гирьками, широкое использование поливных израсцов. По заключению П. А. Раппорта, «живописная асимметричная композиция церкви в сочетании с чрезвычайной насыщенностью, её декоративными элементами сделали памятник как бы образцом для московских храмов последующего периода»
Церковь Покрова в Филях (1693– 1695) является наиболее ярким примером «московского барокко» . Усадебный храм Л. К. Нарышкина ( «легкая кружевная сказка» , по словам И. Э. Грабаря), вертикализм изящного, ажурного силуэта, которой находит аналогии в шатровых и столпообразных храмах. Белокаменные профилированные колонки на ребрах граней, обрамление окон и дверей подчеркивают это устремление всего архитектурного объема ввысь.
Нарышкинский стиль очень эклектичен по своей природе. Говоря о нем, невозможно выделить какую либо линию влияний, какой либо европейский стиль, сформировавший его. Ренессанс, маньеризм, барокко все стили Нового времени в равной степени внесли вклад в его формирование. Большую роль играли и собственные традиции. Прекрасной иллюстрацией этому служит архитектура церкви Покрова в Филях. Памятник гармонично соединяет в себе множество всевозможных новаций с уже известными русскому зодчеству формами. При очевидном отходе от традиционного построения архитектурных объемов истоками некоторых отдельных частей композиции могли послужить русские памятники. В частности, на Руси с XV века было известно расположение колокольни над основным объемом храма, так называемая композиция «иже под колоколы» . Примером может служить Духовская церковь Троице Сергиева монастыря, построенная в 1476 году. Сохраняет филевская церковь и традиционное пятиглавие, но в измененном варианте. Боковые главы, венчающие экседры, сильно понижены по отношению к центральной и расположены не по диагонали, как было принято в русском зодчестве, а по сторонам света. Подобное расположение глав, связанное с украинскими памятниками, получило название «украинского» .
Документов об авторе церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект составлял сам заказчик, некоторые искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова, зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве.
Здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. Колокола висят в пролётах среднего яруса. На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр 1. Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. Иконостас обильно украшен резным растительным орнаментом. Такая же пышная резьба покрывает клиросы и ложу владельца усадьбы. Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня(полковая портняжная мастерская).
В убранстве церкви Покрова в Филях, в отличие от многих других памятников нарышкинского стиля, использованы лишь архитектурные мотивы, что придает ее внешнему облику особую лаконичность и завершенность. Белокаменное убранство филевского храма было тщательно продумано, и каждая деталь заняла заранее отведенное ей место. В отличие от пышной объемной резьбы иконостаса, изобилующей картушами, растительными мотивами, гирляндами из плодов и фруктов, белокаменная резьба фасадов носит достаточно плоский силуэтный характер. Самой выразительной деталью являются «петушьи гребни» .
Храм Покрова в Филях необыкновенно пышно украшен резным белым камнем. Наличники с тонкими колоннами, барочные "петушьи гребешки" дополняются ажурными крестами над сияющими золотом гранеными главами. И все легко, воздушно и затейливо, как в сказке. Даже в пасмурный день церковь выглядит торжественно и радостно.
Стиль барокко в русском зодчестве XVII века.ppt