Скачать презентацию Становление социологии как науки История возникновения социологии Скачать презентацию Становление социологии как науки История возникновения социологии

Становление социологии как науки.pptx

  • Количество слайдов: 46

Становление социологии как науки Становление социологии как науки

История возникновения социологии – науки об обществе • Предмет – обобщающее целое, которое дробясь, История возникновения социологии – науки об обществе • Предмет – обобщающее целое, которое дробясь, дает нам индивида (холизм) • Католикос – всеобщее, соборное • Социология начинает с исследования целого и общего, и от него переходит к выделению частного – от классов, страт, отношений вплоть до социального атома – человека. • В этом социология отличается от других наук о человеке, которые начинают с индивидуума и, отталкиваясь от него, следуют по пути обобщений

 • Классический пример минимального общества – семья. • Она состоит из нескольких индивидуумов, • Классический пример минимального общества – семья. • Она состоит из нескольких индивидуумов, но действует как единое целое – общность имущества, общность жизненных интересов, плотность психическим контактов, социализация и интеграция детей в единый социальный организм – все это делает из семьи «коллективного индивидуума» . • По мере расширения границ «коллективного индивидуума» – • к «большой семье» , далее к «роду» , далее к племени и так вплоть до государства или империи – общественная модель усложняется, но остается чемто цельным и относительно однородным – «социальным целым» . Его-то приоритетно и изучает социология.

 • Пример определения религиозного социума мы видим в словах Христа из Святого Евангелия: • Пример определения религиозного социума мы видим в словах Христа из Святого Евангелия: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» . • Это классическое определение церкви, но это также может быть глобальной тематизацией социологии: эти слова можно понимать как метафору – «там, где есть больше одного индивидуума, их совокупность есть нечто большее, чем простое сложение и приобретает новое – трансцендентное качество, то есть мы имеем дело не с суммой индивидуумов, а с новой сущностью – с обществом, «социумом» .

 Первый классический этап развития социологии - 1850 -1920 гг. • Это время Карла Первый классический этап развития социологии - 1850 -1920 гг. • Это время Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера. • К числу известных социологов данного этапа можно отнести: – Георга Зиммеля - создателя формальной социологии; – Джоржа Георга Мида - одного из основоположников прагматизма в социологии; – Зигмунда Фрейда - создателя психоанализа, принципы которого широко использовались в социологии.

Термин Термин "социология" принадлежит О. Конту. Идея социальной физики • Сложившаяся к эпохе Просвещения система наук представляет собой исторический процесс развития науки от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. • Иерархия основных наук: • математика - астрономия - физика - химия - биология - социология • социология основывается на законах биологии, без них невозможна, но имеет сверх этого нечто свое, своеобразное.

Огюст Конт (1798 -1857) • «Курс позитивной философии» (6 томов), • «Система позитивной политики, Огюст Конт (1798 -1857) • «Курс позитивной философии» (6 томов), • «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества» (4 тома). • Позитивистская философия • Учение о трех периодах развития человечества: • Веры (богословия) • Метафизики (чистая философия) • Позитивной науки (социология как наука наук – наука об обществе) • Светская религия ( социологи – жрецы)

 • определил социологию (взаимодействие индивидов с себе подобными) как особую науку, опирающуюся на • определил социологию (взаимодействие индивидов с себе подобными) как особую науку, опирающуюся на наблюдения (социолог должен наблюдать за состоянием общественных идей и мнений как социального явления, оставаясь беспристрастным), поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке, обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

 • О. Конт ввел в науку об обществе понятие • О. Конт ввел в науку об обществе понятие "система", которое остается до сих пор центральным в социологии, и выделил три стадии исторического развития: – теологическое состояние (древность и раннее средневековье); – метафизическое состояние (период XIVXVIII вв. ); – позитивное состояние - наступающая эпоха. • Каждое из этих трех состояний образует всю основу жизни общества.

 • теологическое состояние умов приводит к формированию военно-авторитарных режимов, поскольку представление о богах • теологическое состояние умов приводит к формированию военно-авторитарных режимов, поскольку представление о богах ассоциируется с представлениями о героях, к которым так или иначе относят себя знать, племенные вожди, аристократия и т. д. • Свое логическое завершение теологическая стадия общественного развития достигает в католическом, феодальном режиме.

 • Считая биологию фундаментом социологии, О. Конт объяснял механизмы индивидуального и коллективного поведения • Считая биологию фундаментом социологии, О. Конт объяснял механизмы индивидуального и коллективного поведения инстинктивными импульсами, которые образуют чувства. Кроме них Конт упоминал военный инстинкт человека, а также производительный, изобретательский и т. п. По мере развития интеллекта пробуждается критицизм, подрывающий религиозные убеждения. В средневековом, феодальном, жестко регламентированном обществе социология не могла возникнуть. Зачем Чингисхану социология? Разумеется, не нужна она и обществу с тоталитарным режимом.

 • Вместе с падением веры начинается распад социальных связей, происходят революционные кризисы, наступает • Вместе с падением веры начинается распад социальных связей, происходят революционные кризисы, наступает метафизическая стадия. Это период промышленной революции в Западной Европе, население которой О. Конт считал элитой человечества. Все эти достаточно оригинальные мысли были высказаны французским ученым в начале прошлого века. По мнению О. Конта, социология должна противостоять радикальным революционным теориям, чтобы обеспечивать эволюционное развитие общества, без катаклизмов и анархии.

 • западноевропейский капитал - явление в истории уникальное, ибо не могут повториться протестантизм • западноевропейский капитал - явление в истории уникальное, ибо не могут повториться протестантизм с его трудовой этикой, индивидуальные свободы, необычная экономическая структура, независимые университеты, наличие сильного денежного класса. • Все это было в Западной Европе. Макс Вебер считал, что Россия не могла реализовать идеи такого капитализма. Причины он видел в неразвитости средних городских слоев, господстве традиционной общины и соответствующей идеологии: "бедность - не порок" - значит, не стыдно лежать и на печи. • По мнению М. Вебера, зрелый капитализм, импортированный в отсталую страну, только усилит радикальные элементы, которые приведут к революции, укрепят власть бюрократии. Он специально изучал русский язык и работал с первоисточниками.

 • Одним из российских представителей этого периода можно назвать Николая Бердяева - русского • Одним из российских представителей этого периода можно назвать Николая Бердяева - русского религиозного философа и социолога, представителя персонализма.

Эмиль Дюркгейм (1858 -1917) • Его главная идея – выделить социальный факт (как позитивисты Эмиль Дюркгейм (1858 -1917) • Его главная идея – выделить социальный факт (как позитивисты выделяют атомарные факты) и установить зависимость между ним и другими фактами. • Дюркгейм решает главную задачу: построение рациональной системы, которая будет описывать общество как механизм, установив между различными факторами, явлениями и группами явлений рациональные связи и выявив закономерности.

 • Для Дюркгейма, как и для Конта, все в обществе функционально, то есть, • Для Дюркгейма, как и для Конта, все в обществе функционально, то есть, предопределено не индивидуальными особенностями (акторов, явлений, отношений), но общими закономерностями. Этот подход получил название функционализма. • Дюркгейм выделает «коллективное сознание» как свойство, присущее обществу в целом, и по сути, являющееся кодом общественного устройства и парадигмой социальных процессов. • Изучение «коллективного сознания» и есть изучение общества в его социологической сущности, так как в основе общества, по Дюркгейму, лежат рациональные структуры и закономерности, которые отдельный индивиду может не осознавать, но которые полностью предопределяют его социальное бытие.

 • Несколько иной подход свойственен английскому социологу Герберту Спенсеру (1820– 1903). • Он • Несколько иной подход свойственен английскому социологу Герберту Спенсеру (1820– 1903). • Он разработал биосоциальную концепцию общества: общество для него есть пространство внутривидовой борьбы за выживание человеческих особей в ходе продолжающейся эволюции видов животного мира. • Для Спенсера «естественный отбор» представляет собой базовое социальное явление, в ходе «борьбы за существование» , где преобладает принцип «выживания сильнейшего» .

 • Социология Спенсера берет в качестве модели для исследования общества не механические законы • Социология Спенсера берет в качестве модели для исследования общества не механические законы позитивистской физики и математические модели, но дарвинистскую теорию эволюции, прилагая ее к изучению человеческого общества. • Социал-дарвинизм приводит Спенсера к обоснованию либерализма, согласно которому, индивидуумам в обществе надо предоставить максимум свободы (принцип laissez-faire), и тогда победа сильнейших приведет к оптимизации социальных кондиций, будет способствовать новым открытиям и накоплению материальных и нематериальных благ.

 • Либерализм Спенсера соседствует у него с антидемократизмом и «элитизмом» , он считает, • Либерализм Спенсера соседствует у него с антидемократизмом и «элитизмом» , он считает, что оптимальная модель общества такова, чтобы давать дорогу сильным, богатым и активным, не обращая внимания на слабых и немощных. • Как и Конт, Спенсер верит в прогресс, но толкует его иначе – в оптике социалдарвинизма.

 • Для всех социологов в разной степени характерно завышение роли общества по отношению • Для всех социологов в разной степени характерно завышение роли общества по отношению к индивидууму и объяснение частного, отталкиваясь от целого. • Это общее свойство социологии как метода. Но уже внутри социологии как подхода есть граничные примеры. На одном конце находятся теории, которые сводят к социальному началу вообще все содержание индивидуума; это можно назвать социологическим максимализмом – в таком случае человек есть только социологический человек и ничего больше. • На другом – теории, которые допускают значительную самостоятельность индивидуума, вплоть до способности активно влиять на общественное целое и качественно изменять его по собственной автономной воле; это – социологический минимализм.

К. Маркс 1818 -1883 • Социологический максимализм • Общество первично по отношению к индивидуума. К. Маркс 1818 -1883 • Социологический максимализм • Общество первично по отношению к индивидуума. • Индивидуума вообще не существует, принадлежность к классу предопределяет все.

 • Но с социологической точки зрения важен не столько экономический детерминизм Маркса, сколько • Но с социологической точки зрения важен не столько экономический детерминизм Маркса, сколько тот безусловный приоритет, который Маркс отдает социальности в сравнении с индивидуальностью. • Содержание индивидуума, по Марксу, полностью – на 100% – предопределяется обществом (то есть классовой принадлежностью).

 • Основные кирпичи в фундамент социологической науки заложены К. Марксом. Общеизвестно, что научный • Основные кирпичи в фундамент социологической науки заложены К. Марксом. Общеизвестно, что научный прорыв Маркса в обществоведении заключается в том, что он применил диалектику Г. Гегеля для анализа исторического развития. На основе рассмотрения различных способов производства он создал учение об общественноэкономических формациях, которое стало методологией марксистской социологии. К Марксу нам придется обращаться не раз по мере изучения курса социологии.

Метод исторического материализма • Маркс выделяет два принципиальных антагонистических класса – эксплуататоров (в Новое Метод исторического материализма • Маркс выделяет два принципиальных антагонистических класса – эксплуататоров (в Новое время – приоритетно буржуазию) и эксплуатируемых (в Новое время – приоритетно пролетариат). • Классовая борьба становится главным содержанием социальной истории. • Маркс полностью принимает идею прогресса, считая, что в ходе исторического развития классовый антагонизм постоянно нарастает (копится), что рано или поздно выльется в социалистической революции, а, в конце концов, в коммунизме. • В коммунизме классы исчезнут, но общество (как всечеловеческая община – сommunitas) останется и будет предопределять мирное и творческое бытие человеческого целого (которое станет целиком и полностью сознательным

 • Прямо противоположного подхода придерживается классик социологии Макс Вебер (1864– 1920), основатель «понимающей • Прямо противоположного подхода придерживается классик социологии Макс Вебер (1864– 1920), основатель «понимающей социологии» . • Он придерживается социологического минимализма. • Вебер настаивает на значительном и постоянно возрастающем весе целерациональной и ценностно-рациональной деятельности, то есть на фундаментальном значении индивидуального рационального начала в жизни общества. • По Веберу, индивидуум есть самостоятельная социальная величина, которая выражает свое содержание в общении с другими индивидуумами и создает тем самым общественную реальность.

Макс Вебер • Оппозиция – индивидуальное начало играет определяющую роль в обществе. • Индивидуальный Макс Вебер • Оппозиция – индивидуальное начало играет определяющую роль в обществе. • Индивидуальный мотор • Социологический минимализм • Протестанская этика -

 Создание методологии социального познания во многом связывается с именем Макса Вебера. Основная его Создание методологии социального познания во многом связывается с именем Макса Вебера. Основная его работа - "Протестантская этика и дух капитализма". именно протестантизм возвысил обыденную трудовую деятельность мирянина до уровня высочайших религиозных ценностей. Это новый тип человеческой цивилизации, в основе которой лежат напряженная активность, моральная дисциплина, трудолюбие, честная работа, праведно накопленный капитал и достаточно аскетический быт.

 • Появление «протестантской этики» и промышленного капитализма, а также выросшей из них буржуазной • Появление «протестантской этики» и промышленного капитализма, а также выросшей из них буржуазной демократии, по Веберу, не просто историческая случайность, но высшее историческое достижение человечества, позволяющее индивидууму впервые построить договорное общество

Вернер Зомбарт • Близкие к Веберу, но противоположные по знаку, теории развивал немецкий социолог Вернер Зомбарт • Близкие к Веберу, но противоположные по знаку, теории развивал немецкий социолог Вернер Зомбарт (1863– 1941). • Он выделял два социальных типа – героев (Helden) и торговцев (Haendler), которые создают два типа обществ – героическое (религиозное, Средневековое) и контрактное, индивидуалистическое буржуазное. Доминация того или иного типа предопределяет ценностную систему общества, его социокультрный профиль, ценностную систему, политический строй, экономический.

Парето • Теория элит (элиты стремятся эксплуатировать массы) • В монархии – открыто • Парето • Теория элит (элиты стремятся эксплуатировать массы) • В монархии – открыто • В демократии – скрыто • Это будет всегда

 • Крупнейший итальянский социолог Парето (1848 – 1923) (вслед за экономистом Л. Вальрасом • Крупнейший итальянский социолог Парето (1848 – 1923) (вслед за экономистом Л. Вальрасом (1834 -1910) и совместно с социологами Г. Моска (18581941) и Р. Михельсом (1876 -1936) строит теорию равновесия. • Это полемика с Марксом и его гегелевской конфликтологией и эсхатологическим идеологизмом. • По Марксу социум абсолютно предопределяет индивидуума (классовая борьба как сущность истории); общество развивается поступательно и подлежит прогрессивной качественной динамике, а его идеология отражает сущность социальных процессов – прямо или завуалировано.

 • По Парето все наоборот. • Общество всегда одинаково, несмотря на смену идеологий. • По Парето все наоборот. • Общество всегда одинаково, несмотря на смену идеологий. Классы не зависят от экономики, но формируются между элитой и массами под любыми идеологическими прикрытиями и идеями – монархическими, аристократическим, демократическими или социалистическими. • Идеологии, религии и ценностные системы лишь прикрывают вечную борьбу высших классов (элиты) с низшими (массой). И это борьба ни к чему не ведет, но лишь восстанавливает периодически нарушенное равновесие. У истории нет поступательного развития, есть только ротация элит (мирная или насильственная).

Зигмунд Фрейд • в человеческой жизни доминируют бессознательные импульсы, в основном, сексуального характера. Проблема Зигмунд Фрейд • в человеческой жизни доминируют бессознательные импульсы, в основном, сексуального характера. Проблема их разрешения играет решающее значение не только в индивидуальном развитии человека, но и в историческом процессе. • В этом ракурсе З. Фрейд рассматривает возникновение государства, религии, морали, этических норм, санкций и т. п. Сублимация сексуальной энергии, считал З. Фрейд, лежит в основе художественной и других видов культуры. • Его представления об обществе "вождь-элита-массы" дали авторитарную схему общественной организации. З. Фрейд полагал, что массы ищут вождя или поклоняются ему, жаждут отказа от самостоятельности. Среди социообразующих факторов на первом месте - принуждение. •

 • Питирим Сорокин – социальная и культурная динамика • Русская социология (Ковалевский, Де • Питирим Сорокин – социальная и культурная динамика • Русская социология (Ковалевский, Де Роберти) дала великое имя – Питирим Сорокин. • Сорокин – эсер, народник, сторонник русского социализма. • Главная идея социологии Сорокина: отсутствие прогресса, ограниченность возможностей в обществе и социокульутрной динамике. • Существует всего несколько типов политического устройства (6 по Аристотелю – монархия, аристократия, полития – тирания, олигархия, демократия; несколько типов философии – идеализм, эмпиризм (номинализм), реализм ( плюс скептицизм и критику чистого разума Канта).

 • Общества перебирают эти возможности – иногда на чем-то задерживаются, иногда быстро переходят • Общества перебирают эти возможности – иногда на чем-то задерживаются, иногда быстро переходят к следующему. • Но так как набор выбора ограничен, то в основных сущностных чертах социокульутрные циклы повторяются. • Сорокин говорит – каждый день мы завтракаем и обедаем, а по ночам спим. Но всякий раз мы делаем это несколько по-разному – меняются меню, сновидения, обстоятельства. Но основной пэттерн одинаков. Также и общество. • Один диктатор отличается от другого, а одна модель демократии – от другой. Но отличия в деталях – социо-культурные типы неизменны.

 • Социум, по Сорокину, имеет три модели: идеационную, идеалистическую и чувственную. Они вечны • Социум, по Сорокину, имеет три модели: идеационную, идеалистическую и чувственную. Они вечны и сменяют друга. • В идеационной модели преобладает принцип религиозной веры, вплоть до фанатизма – аскетизм, героизм, пренебрежение материальным. • Такой тип дает расцвет империй, царств, религий. • В идеалистической – доминирует рассудок, сознание, высшие идеалы соотносятся с материальными эмпирическими данными. • Это расцвет наук. • Чувственная модель главное значение уделяет материальной эмпирической стороне вещей. Принцип наслаждения (гедонизм, эвдемонизм) преобладает надо всем остальным. • Три типа обществ сменяют друга в следующей последовательности: идеационный-идеалистическийчувственный и снова идеационный и т. д. • Каждый тип деградирует по своей внутренней логике и то, что приводит к расцвету, обуславливает конечный упадок.

 • Сорокин вводит понятие социальной мобильности. • Социальная мобильность бывает вертикальной и горизонтальной. • Сорокин вводит понятие социальной мобильности. • Социальная мобильность бывает вертикальной и горизонтальной. Вертикальная мобильность – способность перемещаться по социальным стратам. Горизонтальная – способность менять местожительство, профессию, социальные среды, оставаясь в одной и той же страте

 • В Московском Государственном Университете им. Ломоносова стартовал курс «Структурной социологии» . • • В Московском Государственном Университете им. Ломоносова стартовал курс «Структурной социологии» . • Первая лекция Александра Дугина из цикла, отслеживающего путь развития социологической науки от ее классических учений до структурализма есть в интернете

 • В истоках социологии лежит философия • Социальный логос – коллективное рациональное сознание • В истоках социологии лежит философия • Социальный логос – коллективное рациональное сознание • Общество можем изучать через его институты • Социология изучает сферу сознания

Социальный логос • Власть престиж деньги образование Социальный логос • Власть престиж деньги образование

 • Структурирование социального логоса таково, что в большинстве обществ высокий (или низкий) уровень • Структурирование социального логоса таково, что в большинстве обществ высокий (или низкий) уровень нахождения индивидуума (социологического человека) на одной из этих осей влечет за собой симметричное нахождение на других осях. • Обладание властью чаще всего сопряжено с высоким престижем, материальной обеспеченностью и высоким уровнем образования. • И наоборот, безвластие, неизвестность, бедность и безграмотность сплошь и рядом соседствуют друг с другом. • На основании этой закономерности возможна социальная стратификация общества – выделение уровней относительно высоких и низких позиций на всех четырех осях. • Так, в любом обществе можно выделить устойчивые страты. Социальный логос различается в своих конкретных проявлениях по ряду параметров – в частности, по наличию вертикальной и горизонтальной мобильности, по приоритету значимости одной из четырех осей и т. д.

 • В некоторых случаях социальный логос может искусственно видоизменяться. • Например, при социализме • В некоторых случаях социальный логос может искусственно видоизменяться. • Например, при социализме была сделана попытка отменить имущественное неравенство и сгладить другие формы стратификационных различий. • Но почти сразу после большевистской революции оси власти и престижа были восстановлены в полной мере, а к концу советского периода дало о себе знать расслоение и в уровне образования и в материальной обеспеченности. • После распада СССР все четыре стратификационные оси в российском обществе восстановились в полной мере.

Макросоциологические • Структурный функционализм • Теория социального конфликта Макросоциологические • Структурный функционализм • Теория социального конфликта

микросоциологические • Теория социального обмена • феноменология микросоциологические • Теория социального обмена • феноменология

Питирим Сорокин • Сторонник русского социализма • Прогресса не существует • 6 видов политического Питирим Сорокин • Сторонник русского социализма • Прогресса не существует • 6 видов политического устройства по Аристотелю: • Идеализм • Номинализм

Три типа общества • Идиационный • Идеалистический • чувственный Три типа общества • Идиационный • Идеалистический • чувственный